Компания Ten Letters выпустила в онлайн-прокат фильм «Махинаторы» Дэйва Маклина. По мнению Натальи Серебряковой: картина — превосходный дебют в духе Дэнни Бойла. Кинокритик также успела поговорить с режиссёром о том, как он снял практически автобиографичный фильм про паренька из маленького шотландского городка, который в гробу видал реформы Тэтчер и работу на заводах. Заодно немного обсудили Placebo.
Ранние 1980-е. Дэйви (Конор Берри), паренёк из шотландского города Данди, пытается стать футболистом, но дорогу ему переходит бандит-громила, он ломает Дэйви ногу и карьеру. Мать пытается устроить сына на скучную фабрику, однако у того другие планы. Хорошо, что кроме спорта в мире есть музыка. Дэйви решается устроить в городе концерт Iron Maiden. Проблема в том, что за деньгами для амбициозного проекта приходится обращаться к мафии.
Режиссёр Дэйв Маклин писал портрет своего героя с самого себя. Он вырос в том самом городке Данди, занимался в детстве футболом. Позже переехал в Лондон и стал промоутировать музыкальные группы, в том числе — Placebo. Из огромного количества забавных околомузыкальных историй вырос сценарий «Махинаторов». Фильм украшен отсылками к британской классике — «На игле» Дэнни Бойла и «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи, но картина сохраняет и свой неповторимый ретро-стиль, искусно воссозданный дизайнерами и костюмерами. Дело в том, что сюжет ленты развивается в эпоху правления Маргарет Тэтчер, и у молодого человека, похожего на Дэйви, в провинциальном шотландском городке особого выбора нет: единственный одобренный правительством путь — на завод. Вот и приходится «несогласным» включать фантазию, чтобы выжить и встать на ноги.
Как возникла идея создания фильма «Махинаторы»?
Мой бизнес-партнёр много лет назад говорил мне, что я должен написать книгу. Но существует миллионы книг, и мне казалось, что я вряд ли буду замечен со своей. К тому же это чертовски трудно сделать (хотя я начал писать книгу на прошлой неделе, и это здорово)... Поэтому для начала решил написать сценарий для фильма. Кроме того, у Placebo как раз не было туров, и у меня было время.
Это правда, что фильм автобиографичен? На сколько?
Он автобиографичен на девяносто процентов. У меня было слишком много историй в запасе, поэтому кое-что пришлось выбросить.
Как вы выбирали актёров на главные роли?
Мы просто провели кастинг в Лондоне и у меня на родине — в Данди.
Фильм Дэнни Бойла «На игле» и проза Ирвина Уэлша как-то повлияли на создание «Махинаторов»?
Не совсем. «На игле» — замечательный фильм, мой хороший друг Юэн Бремнер играет в нём роль Спада. Но это кино вращается вокруг наркотиков и местами довольно мрачновато, у нас же намного более светлый фильм. Ирвин Уэлш — прекрасный писатель, но он пишет как эдинбуржец, я же изо всех сил пытался написать сценарий в духе Данди.
Ещё чувствуется влияние стиля Гая Ричи. Как вы относитесь к такому сравнению?
Упоминание меня в одном ряду с Гаем Ричи очень лестно. Он восхитителен, а я только начинаю, поэтому безумно рад, что вы меня с ним сравнили.
Каково было проводить своё детство в провинциальном Данди?
Это было странно. До того как мне исполнилось тринадцать, моя семья была очень богата и владела многими землями. Но затем коррумпированный местный совет лишил нас всего. И мы оказались в небольшой квартирке в одной из высоток Данди. Вокруг — банки, наркотики; я попал в неблагополучную школу. Моя жизнь драматически поменялась буквально за ночь. Мне оставалось только играть в футбол и болеть за местную сборную.
Прямо как в «Махинаторах»! А чем шотландцы отличаются от англичан? У Мюриэл Спарк я читала, что сильна взаимная неприязнь...
Не сказать, что это действительно неприязнь, это скорее забавный факт. Успешные английские правительства плохо обращались с Шотландией, поэтому мы ненавидим их футбольные команды, мы всегда хотим, чтоб они проиграли, вне зависимости от того, с кем они встречаются на поле. Однако мой бизнес-партнёр — англичанин, моя лучшая подруга и крёстная мать моей дочери — англичанка. Плюс мы в Шотландии — не большие фанаты монархии.
Это правда, что у вас в планах спин-офф-сериал? Не могли бы вы рассказать подробнее, что это будет за история?
Мы правда ведём переговоры с BBC Scotland о сериале, который был бы спин-оффом «Махинаторов». Сейчас мы написали пилотный эпизод, и у нас есть основа для других восьми эпизодов. В центре сюжета — три парня, которые промоутируют концерты по всей Шотландии и попадают в кучу переделок. Понимаете, я продвигал концерты Thin Lizzy, The Cure, Dead Kennedys, Ultravox, Gang of Four, Simple Minds, The Skids. И у нас есть масса интересных, безумных историй.
Все в мире очень ценят британский юмор. Не могли бы вы раскрыть, в чём его секрет и как это помогло вам сделать фильм?
Наш юмор — это просто частица обычного дня, проведённого в Шотландии. Мы стараемся увидеть смешное преимущественно во всём. Лучше смеяться, чем плакать. Я предпочитаю первое.
Также сейчас очень популярны британские сериалы. Вы смотрели, например, «Голяк» (сериал о гопниках. — Прим. ред.)? Ваш сериал не будет на него похож?
Никогда раньше не слышал о таком сериале, но сейчас погуглил ютубовские ролики — он выглядит великолепно. Думаю, да, наш сериал будет похож на «Голяк», но только с ощутимым шотландским колоритом.
Почему вы, работая с Placebo, решили поменять карьеру и стать режиссёром?
Я всегда хотел сделать кино. Когда я был ребёнком, я выдумывал в голове разные истории и подбирал к ним саундтрек. Я могу называть себя промоутером и музыкальным менеджером, а кинопроизводство считать своим хобби, так правильно. Но у меня уже есть пять новых идей для фильмов, сценарии к которым готов написать. А пишу я довольно быстро.
Какая ваша любимая история, связанная с музыкой и Placebo?
У меня сотни историй о Placebo, большинство из которых действительно смешные. Они лучшие парни, с которыми я когда-либо работал, они никогда не дадут вам оступиться. Мы играли в более чем семидесяти странах, и куда бы ни поехали, везде случались смешные истории. Однажды в Аргентине мы ехали в аэропорт в туристическом автобусе, и Брайан спросил меня, как долго лететь в Мехико, и я ответил: около двух часов. А на самом деле нам нужно было лететь одиннадцать часов двадцать минут! А когда-то очень давно мы были в Москве, и в нашем отеле на ресепшене стоял огромный, очень длинный торт (наверное, 60 метров длиной!). Я думаю, он участвовал в конкурсе самых длинных шоколадных тортов. Вечером мы возвращались с концерта, и Брайан упал в торт, из-за чего он стал метра на два короче. Брайану было очень неудобно утром, и он дал денег на ресепшене за свой проступок. Случай в Чили: мы ехали в автобусе, и я говорил, как плохо смотрятся белые носки и что только Майкл Джексон в них выглядел хорошо. Как вдруг Стеф приподнял штанину, и под ней были белые носки с чёрными туфлями!.. Я смутился и сказал, что только Майкл Джексон и Стеф смотрятся хорошо в белых носках.
Вы, кажется, также работали над фильмом «Alt Russia». Не могли бы вы подробнее рассказать об этом проекте?
«Alt Russia» — это была идея, с которой помог один из русских промоутеров Placebo. Он прилетел ко мне в Бангкок пять лет назад, и я сказал: было бы круто, если б музыканты проехались про транссибирской магистрали. Ричи Матилла (так его зовут) обещал помочь и действительно сделал это! Все участники Placebo были в полном восторге и до сих пор вспоминают этот тур, в течение которого мы сняли фильм. Я же впервые посетил Россию в 1984 году и с тех пор влюблён в культуру и историю.
Почему сейчас вы выбрали для жизни Бангкок? Не хочется вернуться в Лондон и сосредоточиться на режиссуре?
Я никогда не буду снова жить в Лондоне. Бангкок сейчас — мой дом, и это очень хорошо.
Не думали снять документальный фильм о музыкальной сцене Великобритании?
Да, я думаю об этом, хотя такой фильм сделает меня очень непопулярным.