27 октября в российский прокат выйдет новый фильм Авдотьи Смирновой «Плотник». Сценарий к картине она написала вместе с известной писательницей Мариной Степновой («Сад», «Женщины Лазаря»). «Плотник» — это история-посвящение всем родителям неизлечимо больных детей. На семью главных героев обрушивается страшная трагедия. И каждый из них справляется по-своему. Мы поговорили с актрисой Анной Рыцаревой, исполнившей роль Маши, матери мальчика, о её героине.
Кажется, что роль Маши в фильме «Плотник» — это та роль, которую можно назвать подарком актёру. Как вы думаете, эта история — важный шаг в вашей карьере?
Мы никогда не знаем, какая роль окажется прорывом. Но лично для меня это важная роль. И я благодарна Дуне (Авдотья Смирнова, режиссёр фильма. — Прим. редакции), что она увидела меня в этой истории. Однозначно, это был большой профессиональный вызов для меня.
Вот как раз по поводу вызова. Как обычно говорят: персонажи выдуманы, все совпадения случайны. Но в истории семьи Осиповых ведь совпадения с реальными историями и судьбами неслучайны. Страшно было браться за эту работу?
Конечно. Вызов — это всегда страшно. Но когда я боюсь чего-то, то всегда задаю себе вопрос: что сильнее, страх или желание? В данном случае ответ оказался очевидным.
Почему желание перевесило? Что сыграло?
Во-первых, роль. Я увидела неоднозначного персонажа и поняла, что могу сделать его на грани. А это всегда меня привлекает. Во-вторых, я наконец-то сплясала в кино! Ну и, конечно же, я всегда счастлива работать с Дуней и кинокомпанией «Глобус»! Это большие творцы своего дела.
Вообще, в начале фильма кажется, что Маша как будто не из мира главного героя или же, наоборот, главный герой не должен быть в её мире.
Абсолютно. И это был главный вопрос для меня, что их зажгло друг в друге. Мы обсуждали на репетициях этот момент. Для Маши Дуня аргументировала это словами ЗЗ — защита и забота. Но лично для меня этого оказалось недостаточно. И вот как раз с этого вопроса я и начала создавать Машу!
Съёмки проходили в хронологическом порядке? Вы проживали вот этот процесс слома вашей героини от «всё хорошо» до…
К сожалению, нет. У меня в этот период был очень насыщенный график, два проекта параллельно. И в целом это было напряжённо.
Я всё время боялась проспать сумасшествие Маши. Ведь очень важно, где этот спусковой механизм срабатывает, когда она принимает решение сдаться…
Не знаю, помогло моё пограничное состояние моей роли или нет, не мне судить.
Как Авдотья подводила вас к этому проекту, была какая-то подготовительная работа? Ведь тема родителей неизлечимо больных детей — максимально сложная. Более того, герои, которые представлены в этом фильме, их, кажется, не возводят однозначно в ранг святых. Они в первую очередь люди со своими срывами, травмами, страхами.
Конечно, была подготовка и репетиции. Мы много обсуждали с Дуней Машу. И в соответствии с персонажем (а Маша задумывалась как лёгкая и воздушная) я много наблюдала за такими девушками.
В процессе работы над ролью мы придумали её детство, которое и привело её к такому стилю жизни.
Если говорить о святости, на мой личный взгляд, не бывает святых людей. А когда человек попадает в экстремальные обстоятельства, его психика может сработать самым неожиданным для него образом.
Главный герой Осипов — его профессия, которая и выведена в название, отсылает к библейским мотивам, на это был прицел? Ведь для сюжета она, по сути, вообще не важна. Так?
Конечно, мы обсуждали эту тему с Дуней, и да — задумка была именно такая.
Как вам кажется, кино, которое затрагивает такую страшную и многогранную тему, как повлияет на зрителя? Ведь это не социальная драма, подсвечивающая проблему, это не вдохновляющая трагикомедия, это и не уничтожающая история. Для кого она?
Знаете, мне в социальных сетях написала мама мальчика, который болеет ФОП (фибродисплазия оссифицирующая прогрессирующая. — Прим. редакции). Она рассказала про свой опыт и поблагодарила за этот фильм. Поэтому я считаю, что «Плотник» — посвящение родителям, которым выпали такие нечеловеческие испытания. Хочется надеяться, что у них будет больше поддержки.