«Хочется делать кино со своей айдентикой»: интервью с Максом Шишкиным

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

26 декабря в российском прокате стартовал «Последний ронин» — дебютный полный метр клипмейкера, монтажёра и просто отъявленного синефила и автора телеграм-канала «ШишКИНО» Макса Шишкина. Это жанровый кинокомикс с Юрой Колокольниковым и Дианой Енакаевой, разворачивающийся в мире постапокалипсиса. Накануне премьеры кинокритик Елена Зархина поговорила с Максом о том, чему его научил «Последний ронин», каким изматывающим может быть кино, и, конечно же, узнала его личный топ лучших фильмов и сериалов года.

Макс, как состояние накануне российской премьеры фильма? Мандраж уже есть или скорее усталость?

Макс Шишкин: Сейчас уже скорее усталость, потому что весь мандраж был на первом показе фильма на фестивале Red Sea Film Festival. Вот там было и страшно, и интересно, и волнительно. Мне кажется, если посмотреть на наши видео оттуда, по нам заметно, с какими ошалевшими глазами мы смотрели вокруг. Но это был очень классный опыт. А сейчас, перед премьерой в Москве, состояние скорее как в меме с собакой «I'm just a chill guy». (Смеётся). Я был очень погружён во все стадии создания фильма, разработки промо к нему. А сейчас уже больше на чилле.

Тогда давай начнём с премьеры за рубежом. До выхода в широкий прокат фильм был показан на фестивале Red Sea Festival в Саудовской Аравии. Как его встретила публика? Смеялся ли зал там, где ты хотел, чтобы смеялся, и всплакнул ли там, где ты закладывал драму?

Макс Шишкин: Тут очень важно держать в голове, что кино в Саудовской Аравии до 2018 года было запрещено (имеется в виду запрет на кинотеатры, саудовцы всё же смотрели кино, но на DVD или по спутниковому телевидению. — Прим. ред.) и публично вот так совместно они его смотрят только семь лет. Поэтому это совершенно иной опыт восприятия фильмов. У них в культуре трепетное отношение к показам, зал боится пошевелиться. Мне кажется, за весь фильм покинул [зал] только один человек — это был десятилетний ребёнок, который ушёл после первой сцены ультранасилия. (Смеётся.) В остальном зал смотрел очень вдумчиво и реагировал так, как мне бы хотелось, чтобы зритель реагировал. А на титрах взорвался бурными аплодисментами. И после показа все остались на Q&A, задавали очень интересные вопросы. Особенно запомнился один мужчина, который много вдумчивых вопросов задал, а на следующий день мы снова случайно пересеклись и ещё час болтали. Оказалось, что он режиссёр из Кувейта.

Так что показ в Саудовской Аравии мне кажется таким максимально чистым фидбэком от аудитории. Они меня не знают, у них нет в этом какого-то личного отношения. Они просто увидели картину — и отреагировали на неё. А в России реакцию зрителя ещё предстоит проанализировать. Даже не важно, какой она будет: положительной или отрицательной. Ведь ты не до конца понимаешь, тебя коллеги хвалят объективно или потому, что вы знакомы. И, наоборот, кто-то критикует искренне или человек просто хейтер и, может, вообще российское кино не любит. Так что премьера на фестивале — абсолютно чистый, дистиллированный опыт восприятия нашего фильма.

«Последний ронин», «Централ Партнершип»

Права на фильм уже проданы в Южную и Северную Америку, на Ближний Восток. Ты об этом знал заранее или судьба сделок решилась непосредственно на фестивале?

Макс Шишкин: Я знал заранее, что есть определённый интерес с той стороны на основе первых промоматериалов. Но это всё было не точно, потому что все ждали уже итоговую картину, чтобы принять решение. Поэтому я ехал на фестиваль с надеждой, чтобы всё было хорошо. А возвращался с него со знанием, что всё хорошо и сложилось. (Смеётся.)

В фильме много жанровых и стилистических аллюзий: от «Искателей», «Безумного Макса» и «Книги Илая» до «Олдбоя» и даже «Игры престолов». Как ты для себя определяешь разницу между цитированием и плагиатом? Условно, почему у Тарантино всегда много отсылок и они не раздражают, а у других так изящно раздавать реверансы чужому творчеству не получается?

Макс Шишкин: Мне кажется, что эта любовь шеймить авторов кино за цитаты и аллюзии, автоматически обвиняя их в плагиате, — это чисто российская тема. Сложно найти другую такую аудиторию в мире. Я так говорю, потому что очень в это погружён: много смотрю и читаю — комментарии, форумы, каналы. Видно, как на одно и то же по-разному реагирует наш и заграничный зритель. Поэтому мне кажется, что аудитория сама определяет, где заканчивается один автор и начинается другой. Кому они наличие референсов простят, а кого за это будут распекать.

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

По моим наблюдениям, российский зритель очень любит киноцитаты через пародию — когда это делается через юмор.

Макс Шишкин: Я же считаю, что украл — это когда ты что-то чужое присвоил, выдавая за своё. В остальных формах это можно трактовать как угодно. Взять, например, «Субстанцию» Корали Фаржа. Сейчас по телеграм-каналам гуляют посты с кадрами из её фильма и других известных картин, которые она вполне намеренно цитирует. Все восторгаются в комментариях, какая она молодец, насмотренная и так здорово это всё внедрила в своё кино. Сделай так российский режиссёр — его многие тут же обвинят в плагиате и бедности собственных идей. Двойные стандарты получаются. Хотя все и всегда за всеми подсматривают: тот же Рембрандт наблюдал за работой да Винчи, чтобы понять его технику. Кубрик тоже занимался цитированием живописцев, Тарковский так делал. То есть это всегда было.

Как в проект попал Юрий Колокольников? Он был твоим первым выбором на роль Ронина или ты рассматривал кого-то ещё?

Макс Шишкин: Изначально в сценарии даже Ронина никакого не было, герой был подписан как Путник. И ещё на стадии работы над текстом я узнавал у продюсера Вовы Маслова, кого потенциально из актёров мы можем рассматривать на роль. Он скинул мне список артистов, очень востребованных, известных. А я его посмотрел и понял, что ни один из них мне не подходит. Не потому, что они плохие, а просто это не то: не та органика, не та внешность. Я держал в голове, что этот герой высокий и лысый. В какой-то момент подумал, что если его накачать тестостероном, это же будет вылитый Юрий Колокольников.

“ Я спросил: а это вообще реально, чтобы мы могли заполучить Колокольникова в проект?

Он [Маслов] ответил, что да, но нужно с ним связаться и предложить роль. Сперва мы скинули ему презентацию, а потом через нашего кастинг-директора Марию Судницыну устроили с Юрой созвон. Он сразу заинтересовался картиной. Я же после нашего разговора только сильнее утвердился в том, что никого другого в роли Ронина не вижу. Юра в целом очень фактурный артист, но тут всё сработало благодаря его таланту. У нас Ронин — сдержанная монолитная глыба, а Юра в жизни добрый человек, громкий и энергичный.

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

Есть такая история, которую рассказывал Кристофер Нолан про съёмки «Бессонницы» с Робином Уильямсом и Аль Пачино. Они уже были легенды, а он ещё только начинал большую голливудскую карьеру. И Нолан признавался, что страшно боялся разочаровать Пачино и не понимал, как такому артисту раздавать указания. Однажды он зашёл в вагончик к актёру, чтобы позвать на площадку, а Пачино в это время разговаривал с кем-то по телефону. Он мог заставить Нолана себя подождать, но сделал иначе: срочно завершил разговор словами: «Мне нужно бежать, меня ждёт мой режиссёр». Вот это «мой режиссёр», по словам Нолана, его очень окрылило.

Учитывая, что это твой режиссёрский дебют, а Юрий — уже состоявшийся большой артист, не было проблем с тем, чтобы не пасовать перед ним?

Макс Шишкин: О, это хороший вопрос. Я же клипмейкер и до этого снимал музыкальные видео, в которых в том числе снимались и очень известные артисты. Благодаря этому опыту я научился находить к ним ко всем правильный подход, уметь доносить свою задачу. Конечно, важно не пасовать на площадке ни перед кем. Но вот с Юрой я переживал, наверное, только во время нашего первого созвона. А на следующий раз он уже так искренне расплывался в любви к сценарию, к диалогам. Он сказал столько добрых фраз, что меня это в моменте, как и Нолана, окрылило. Это, конечно, в том числе идёт и от артиста. Если бы был какой-нибудь привередливый мэтр, которому слова не скажи, то и я бы себя ощущал на площадке иначе. А с Юрой было ровно наоборот — он очень режиссёрский актёр и всегда доверяет постановщикам.

При этом с ним можно советоваться, совместно принимать решения. Например, уже в финальной части фильма был момент: Ронин делал определённый жест, который на бумаге казался ок, а на съёмках мне увиделся высокопарным, неорганичным герою. Мы до этого уже выработали на площадке свой сленг и что-то неважное между собой называли «пися». (Смеётся.) Я подхожу к Юре и говорю: «Слушай, ну это какая-то пися, да? Ронин бы так не сделал?» И Юра отвечает: «Да, пися». (Смеётся.)

А каково было работать с Даней Воробьёвым и Тихоном Жизневским?

Макс Шишкин: Даня, наоборот, скорее актёр, за которым может последовать режиссёр. Он многое сам предлагает, у него есть своё видение в движении, подаче. Ты можешь прислушаться к нему или нет, но у него такой метод работы. А с Тихоном вообще смешно получилось. У него была ровно одна съёмочная смена, и я ему сказал на репетиции: «Чувак, просто развлекайся, выкрути всё на максимум, а я, если что, уберу. Но дай максимум». А вообще работа режиссёра и актёра — это всегда про их совместную коллаборацию. И про твоё режиссёрское умение найти к каждому из них подход.

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

Как выбирал Диану Енакаеву на роль Марии? Она рассказывала, что изначально у тебя в голове героиня выглядела совершенно иначе: с острыми чертами лица, тёмненькая и ещё более нордическая по органике.

Макс Шишкин: Мне Диану на роль Марии предложил наш продюсер, но я сперва сомневался, потому что она действительно чисто внешне отличалась от образа, который изначально был у меня в голове. А вот наш креативный продюсер Эльза Серова, наоборот, сразу рассмотрела в Диане точное попадание в образ.

Библейское имя героини Дианы, я так понимаю, тоже неслучайно? Тем более у тебя и дословные цитаты из Библии присутствуют.

Макс Шишкин: Имя Мария я изначально ассоциировал с героиней, потому что держал в голове образ Кровавой Марии — это первая коронованная правительница Англии и Ирландии. А в черновом варианте сценария нашу героиню звали Матильда с отсылкой на «Леона». Но это расхожая практика — ты как автор сперва выбираешь имена просто по принципу того, как они отражают образ героя или героини, который ты придумал. Тоже своего рода референсы.

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

Чувствуется, что в «Последнем ронине» ты создаёшь целую мифологию внутри истории. Плюс финал у картины такой, что напрашивается как минимум вторая часть. Ты в теории планируешь расширять эту вселенную и снимать продолжение или для тебя это завершённая история?

Макс Шишкин: Спасибо, да, я старался. Мне вообще, чтобы сделать кино, обязательно нужно чётко знать всю внутреннюю мифологию мира истории. Особенно такого мира. Надо точно понимать правила, по которым этот мир существует. Поэтому в фильме может не быть этой тысячи деталей, но в моей голове это всё есть: я знаю до мелочей предысторию персонажей и знаю, что с ними будет дальше.

Что же касается желания снова окунуться в эту вселенную… не знаю. Не уверен, что даже если бы мне сейчас сказали продюсеры «Вот тебе бюджет, снимай продолжение», я бы сразу захотел окунуться в этот мир постапокалипсиса снова. Наверное, хочется, чтобы следующий профессиональный шаг был в другую сторону. А потом уже попробовать снова вернуться в эту историю, если так будет складываться.

Но вообще я преклоняюсь перед людьми, которые могут долго существовать внутри одной кинофраншизы. Как «Игра престолов». Или, например, Олег Трофим и Тихон Жизневский уже пять лет делают «Майора Грома» и продолжают над ним работать. Это очень тяжело и потом так сложно прощаться с созданным тобой миром, когда приходит время.

Да, есть трогательное видео съёмок последней сцены в третьем «Властелине колец». Совсем маленькая сцена с Элайджей Вудом. И на этом видео со съёмок видно, как напряжён режиссёр Питер Джексон: он продолжает снимать дубль за дублем, хотя нужный у него уже есть. Очевидно, что он никак не может сказать «стоп, снято», потому что это будет означать завершение огромной, многолетней главы его жизни, связанной с «Властелином колец».

Макс Шишкин: Блин, да, понимаю. И Питер Джексон велик. Я вообще считаю, что как, например, Вачовски родились, чтобы снять для нас «Матрицу», так и Питер Джексон был рождён, чтобы экранизировать «Властелина колец».

Кстати, как оцениваешь собственные шансы на выживание в постапокалипсисе? Надеюсь, нам не придётся это буквально проверять. Но я лично на себя бы большую ставку не делала.

Макс Шишкин: Знаешь, наверное, лет пять назад я бы умер просто от того, что сильно запаниковал. (Смеётся.) Думаю, мне было бы сложно добывать еду, как-то выживать.

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

Но сейчас, после опыта работы над «Ронином», когда я был так сильно погружён в процесс и все его детали… а я не шучу и не преувеличиваю, режиссёр не может снять фильм, не разобравшись во всех аспектах сюжета и мира истории. Этот опыт съёмок нас всех многому научил и сделал сильнее. Надеюсь, что нам никогда не придётся проверять это на практике (улыбается), но, думаю, сейчас я уже прокачанней. Для нас вообще на съёмочной площадке слово «ронин» стало нарицательным. Мы теперь все ронины.

При этом у тебя довольно условный постапокалипсис. Вроде бы мир после катастрофы, но стиль героев — будто из лукбука Balenciaga. Почему так?

Макс Шишкин: Мы в фильме даём подсказки, почему герои так выглядят. Это отношение к своим вещам прослеживается и через то, как Ронин, например, чистит свой меч. А Мария — свой пистолет. И вся эстетизация их образов, конечно, неслучайна. Тем более не стоит забывать, что у нас всё равно кинокомикс со своей эстетикой. Хотя вот эта косуха Марии — это винтаж, и этой куртке несколько десятков лет.

Да ладно? Она выглядит как новая.

Макс Шишкин: Да, я не помню точно, то ли ей 50, то ли 40 лет. Она с блошиного рынка в Риме. Ну и мне ещё нравится из всех возможных параллелей — а я понимаю, что вспомнят и «Безумного Макса», и «Книгу Илая», — нравится больше «Шестиструнный самурай». Это мир постапокалипсиса, в котором герой при этом ходит в костюме с галстуком.

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

Повлиял ли на выбор локации и вообще мира бескрайней степи твой опыт жизни в Казахстане?

Макс Шишкин: Да, конечно. Я успел поснимать в тех локациях ещё до фильма, поэтому был хорошо знаком с местностью и понимал, что эта локация для нас идеальна.

Жизнь тебя вообще помотала. Ты родом из Свердловска, жил в Екатеринбурге, потом Астана, теперь Москва. Где тебе комфортней всего и насколько место на тебя творчески влияет?

Макс Шишкин: Да, помотала. (Улыбается.) Вообще я родился в Екатеринбурге, но детство и юность провёл в Краснотурьинске, это Свердловская область. Север Урала, очень небольшой городок. Там я прожил 20 лет. Что касается комфорта для жизни и творчества… наверное, это зависит от разных периодов в жизни. Сейчас моё самое любимое место на планете — это Бангкок. Там я чувствую, как возвращаюсь к себе. Но, конечно, за последние пару лет я очень полюбил Москву, её сервис, комфорт. В Москве сумасшедшая работоспособность, город стимулирует расти, куда-то стремиться. Но Москва скорее больше про работу, а Бангкок — про личный комфорт.

Ты начинал монтажёром чужих работ. После признавался, что процесс монтажа для тебя мучителен. Как в монтажном плане собирался «Последний ронин» и много ли материала не вошло в итоговую версию?

Макс Шишкин: Ох, это, конечно, был непростой этап. Я первую сборку фильма сделал самостоятельно. А потом мне Эльза подсказала отличного и опытнейшего монтажёра Анну Мацкову. У неё прекрасный вкус и видение, и дальше она уже занималась улучшайзингом фильма в его итоговом виде. Например, я ненавижу джамп-каты (джамп-кат — склейка двух похожих фрагментов видео, снятых со смещением ракурса или по времени. Выглядит это как резкий «скачок» внутри сцены. — Прим. ред.), а Аня с ними отлично умеет работать, и я ей это делегировал. Думаю, в следующем проекте я вообще смогу ей спокойно передать всю монтажную работу, будучи полностью уверенным в ней.

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

Макс Шишкин: А так мы вырезали на посте минут 20 фильма. Но ни об одной из вырезанных сцен я не жалею. Вообще, я многим техническим вещам научился на этом проекте: что-то подсматривал за оператором, в чём-то прокачался как постановщик, научился проще относиться к монтажу. В нём вообще состоялась моя внутренняя эволюция: сперва монтаж воспринимается тобой как «убийство младенцев», а к финалу работы ты способен максимально быстро и трезво принимать решения во благо фильма, отбросив свои эмоции.

Ещё ты раньше делал ежегодные видеотрибьюты с главными фильмами года. Какие фильмы и сериалы обязательно бы вошли в твой личный трибьют 2024-го?

Макс Шишкин: Конечно, в моём топе будут «Падение империи» Алекса Гарленда, «Субстанция» и, на мой взгляд, незаслуженно обруганный «Ворон» с Биллом Скарсгардом. Я знаю, что он очень многим не понравился. А для меня это один из лучших фильмов года. Из сериалов я бы выделил «Монстра: История братьев Менендес». Особенно понравился актёр Николас Чавес. Я бы его выбрал на главную роль в ребут «Американского психопата». Понравилась «Тёмная материя» — очень классный сценарий про мультивселенные. И в целом я люблю Дженнифер Коннелли и Джоэла Эдгертона. Выберу «Аркейн», и сильно запал в душу «Гротеск». И, конечно, великолепный «Сто лет одиночества».

Видеотрибьюты — это большая механическая работа, требующая усидчивости и монтажной ловкости. А без каких качеств невозможна режиссура? И как считаешь, пресловутое правило про принцип 10 тысяч часов — оно рабочее или решает только талант, а мастерство придёт?

Макс Шишкин: Не уверен, что у меня накопилось 10 тысяч часов как у режиссёра. В качестве монтажёра точно есть, поэтому могу с этой стороны оценить. Думаю, что талант первичен, а твой ремесленнический опыт просто помогает таланту раскрыться. У тебя может быть своё уникальное видение, но необходимы скиллы, без которых ничего не получится. Конечно, бывает и интуитивное творчество, но все большие мастера очень технически прокачаны. Они не полагаются на одну только интуицию.

А ещё мастерство очень важно, чтобы не выгореть на проекте. Когда ты столько времени проводишь с материалом, легко от него устать. Поэтому нужно уметь грамотно распределить свои силы и выстроить работу. Чувствуешь, что выгорел, — возьми паузу и вернись с новыми силами.

Фото со съёмок «Последнего ронина», «Централ Партнершип»

У тебя большой телеграм-канал «ШишКИНО» с активной аудиторией. Что канал даёт в плане реализации или отдачи?

Макс Шишкин: Конечно, в первую очередь канал — это место, где я даю волю своему синефильству, разбирая чужое кино. А это, в свою очередь, служит неким промо для меня, моего личного бренда. Всегда можно предъявить канал как свою визитку — посмотрите, что я умею. Но в то же время канал побуждает меня самого ещё больше погружаться в изучение режиссуры, учиться у других. Мне часто люди говорят, что после того как подписались на меня, стали иначе, более вдумчиво выбирать и смотреть кино. Это приятно. Но я также понимаю, что мой канал и меня побуждает расти и улучшать отношения с кинематографом.

Недавно стало известно, что Юра Борисов номинирован на «Золотой глобус», а Марк Эйдельштейн сыграет во втором сезоне сериальных «Мистера и миссис Смит». То есть это такой ощутимый прорыв русских актёров в Голливуде. Если пофантазировать наоборот: с кем из западных артистов тебе бы хотелось поработать?

Макс Шишкин: Будь такая возможность, я бы точно хотел поработать с Джоэлом Эдгертоном. Причём не только как с актёром, но и как со сценаристом. Он же отличный автор, и у него мрачноватый стиль, который мне очень близок. Было бы интересно поработать с Шайа Лабафом. И с уже упомянутым Николасом Чавесом. Ещё очень нравится Маргарет Куолли. Видела её в «Стоп-слове»?

Да, шикарная. И абсолютно недооценённое кино.

Макс Шишкин: Согласен! Вот она там невероятная, и ещё Кристофер Эбботт оттуда же. Взял бы Зои Кравиц и Билла Скарсгарда. И последний выбор — Николь Кидман. Обожаю эту психическую женщину. (Смеётся.) Вообще, у меня губа не дура, хорошую и фактурную часть Голливуда собрал. (Улыбается.)

Закольцовывая наш разговор: «Последний ронин» при всей своей кровожадности подводит к мысли, что запущенный процесс насилия сложно остановить. Герой Колокольникова говорит о том, что «у мести нет окончательной точки» и насилие порождает насилие. Это один из твоих авторских посылов зрителю. Про какую мысль или идею хотелось бы снять своё следующее кино?

Макс Шишкин: Да, ты полностью права про мысль. Эта мысль во мне изначально родилась из выбранного жанра. Есть режиссёры, которые сперва придумывают историю, а уже потом определяются с жанром. А у меня наоборот — я отталкиваюсь от интересного мне жанра. Поэтому следующим проектом хотелось бы сделать какой-то стильный хоррор в духе Николаса Виндинга Рефна. Только чтобы это было кино со своей айдентикой, ни на что не похожее. Но сперва мне хочется, чтобы вышел «Последний ронин», получить по нему фидбэк и пережить свою внутреннюю рефлексию. А уже после определиться, в каком направлении двигаться дальше.

Читайте также
Франц Роговски: «Я сыграл Птицу без сценария»
Как превратиться в «Птицу» и отыскать своего персонажа наощупь.
Одри Диван о фильме «Эммануэль»: «В неизведанном состоит часть удовольствия»
Посмотрела фильм во время фестиваля в Сан-Себастьяне и поговорили о нём с режиссёром....
«Главное — борьба с зависимостью»: интервью с актрисой Келли Макдональд
Поговорили о «Вампирах лёгкого поведения» и материнстве.
«Кино — искусство грубое»: интервью с Николаем Ларионовым и Юлией Марченко
О драме «Вечная зима», феномене посттравмы и хорроре в российском кино.
«С талантами всегда легко и весело»: интервью с Ольгой Ланд — режиссёром комедии «Новый год в Берёзовке»
«Работа с известным человеком похожа на работу дрессировщика. Испугаешься — сожрут»...
Режиссёр Анна Кузнецова и актриса Дарья Савельева: «Как автор ты всё равно не сможешь уйти от себя»
Поговорили о «Каникулах» и о тернистом пути до больших экранов.
Также рекомендуем

Последние новости

«Партенопа»: великая красота, великое проклятье
Новый опус Паоло Соррентино об Италии и женщинах.
Вышел трейлер мистического сериала «Охотники за призраком»
Первое мистическое приключение года стартует в Okko 17 января.
00:00