Фанни Ардан — о съёмках в фильме Романа Полански «Дворец»: «Полански хотел, чтобы моя маркиза была нелепой. Так и получилось»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фанни Ардан, Про:взгляд

Фильм Романа Полански «Дворец», премьера которого состоялась в сентябре этого года на Венецианском кинофестивале, выходит в российский прокат 23 ноября. Рассказывает о том, как в престижный швейцарский отель приезжают богатеи из разных стран — каждый со своими тараканами, чтобы встретить Новый год. В России картина уже знаменита и тем, что одну из ролей в ней сыграл Александр Петров, и он не единственный артист из страны, который снимался в фильме. В ленте есть целая новелла, связанная с русскими. Компания-прокатчик решила сделать на это ставку, и дублированный трейлер фильма разместили именно в соцсетях Александра Петрова — у артиста множество подписчиков. Однако Петров — лишь один представитель звёздного состава картины, в который вошли Микки Рурк, Оливер Мазуччи, Джон Клиз и другие. Одна из самых ярких звёзд «Дворца» — Фанни Ардан, которая играет эксцентричную французскую маркизу. Сусанна Альперина поговорила с Фанни Ардан в Венеции сразу после мировой премьеры фильма.

Фанни, «Дворец» комедией не назовешь — у фильма глубокий смысл, и в то же время большая часть его — бурлеск и сатира. Поразительно, что у Полански в его почтенном возрасте остаётся столько свежести восприятия реальности.

Полански отличает страсть, с которой он ставит свои фильмы. У него столько энергии! И он вникает во все детали. Он любит комедию и хотел, чтобы всё было утрированно, без вежливых экивоков. Для меня, честно говоря, это первая откровенно комедийная роль. Мне очень понравилось с Полански работать, потому что я знала, что участвую в сатире. Он хотел, чтобы моя маркиза была нелепой. Так и получилось. Однако, только посмотрев фильм, я поняла, что она немного не в себе: одинокая, без друзей, и когда с кем-то знакомится, то ей не о чем говорить. Это пустой мир. Можно жить в красивом номере в дорогом отеле и при этом ничего не иметь. А мир прислуги — он настоящий, вот маркизу туда и потянуло.

Роман, при всём том, через что он прошёл, решил сделать сатирическую комедию, в которой не хотел морализаторствовать, говорить, мол, плохо быть такими людьми, как эти толстосумы. И получается сильнее, потому что он заставляет нас смеяться. В итоге единственный положительный персонаж в фильме — это управляющий гостиницы, потому что он находится между мирами.

Постер к фильму «Дворец», «Про:взгляд»
Постер к фильму «Дворец», «Про:взгляд»

Вы говорите об одиночестве. Случалось ли вам его чувствовать?

Я разделяю с Романом страсть к работе. Я люблю только те моменты своей жизни, когда я играю. Плюс те, когда я с семьёй. Для актрисы два часа на сцене или два месяца в фильме — это возможность быть в чём-то подлинном. Это правда фильма, идеи, маленького мира. Я никогда не использую слово artiste [художник, артист (фр.)], я предпочитаю слово artisan [ремесленник]. Я представляю себе человека, который делает, к примеру, этот стул и не останавливается, пока работа не выполнена хорошо. Нужно возвращаться и продолжать работу, пока не получится красиво. А потом ты выбрасываешь фильм, как бутылку в море, и никогда не знаешь, будет ли он успешен. Может быть, сейчас и нет, но через 10 лет — кто знает? Я часто вспоминаю Орсона Уэллса, как трудно ему было делать фильмы, однако сейчас он один из классиков. А ведь у него не было никакого успеха, это так странно. Так что успех или его отсутствие ничего не значат.

У вашей героини, маркизы, есть собака, а у вас?

Была, но она умерла, и мне было очень грустно. И теперь я хочу завести другую. Та собака была маленькая, итальянской породы, очень умная. А в фильме «Дворец» пёс — король всего действия.

«Дворец», «Про:взгляд»

В картине мы видим очень богатых дам в баре, которые явно делали много пластических операций. Вы знамениты своей естественной красотой. Что думаете об этом тренде?

Это происходит из-за страха, а он — худший враг. В СМИ пишут о том, как оставаться сексуальной до 90. Ты чувствуешь себя обязанной следовать моде и боишься, что тебя отвергнут, потому что ты постарела. Нужна дерзость, чтобы сказать: «Да, я старая, и я когда-нибудь умру». Потому что в нашем обществе не говорят о смерти, о болезнях, о старости. Старость — возможно, трагическое время, но очень интересное, и стирать его глупо. Пластические операции бывают ужасными, бывают хорошими. Но у меня есть большая проблема с обществом: я никогда не хотела ему угодить.

Полански показал нам мир богатых людей, а вы встречали много таких за свою жизнь. Как думаете, какие у них отличительные черты?

Им становится всё более скучно. Бедные люди беднеют, а у богатых ничего не меняется — они только богатеют. При этом меня как-то спросили, кем я больше всего восхищаюсь. Я ответила, что Илоном Маском. Почему? Потому что он богат! (Смеётся.)

Что вы чувствуете, когда смотрите фильмы, где вы снимались?

Я никогда не смотрю свои фильмы. Со «Дворцом» в Венеции это случилось в первый раз — я не могла попрощаться и уйти. Так что обычно у меня остаётся только воспоминание о том времени, когда я была счастлива на съёмках. Как и в жизни, у фильма есть начало, развитие и конец. Помню, я снималась в фильме о Марии Каллас — и это был не байопик, а произведение об артисте. Думаю, это фильм для всех, потому что даже если ты пекарь, то, посмотрев его, захочешь стать самым лучшим пекарем. Это о погоне за абсолютом, который никогда нельзя достичь, но ты ничего не потеряешь, если был счастлив, когда занимался своим делом. Думаю, что это можно сказать про любую работу.

«Дворец», «Про:взгляд»

Вы почти 50 лет работаете в кино и в театре. Что ищете в искусстве в данный момент?

Яркости. Такого ощущения в первый день съёмок, словно тебе предстоит пересечь море, пройти через лес, — ты готов полностью выложиться. А в конце съёмок всегда немного грустно, потому что всё кончилось. Куда оно делось? Думаю, когда я начинаю сниматься, то всегда чувствую приятное возбуждение. Если открываю сценарий и роль мне не по душе, даже если сам сценарий хороший, я отказываюсь, потому что недостаточно профессиональна, чтобы играть женщину, которая мне не нравится. Это не значит, что героиня должна быть идеальной, нет, я могу сыграть монстра. Мне не важно, что другим я не нравлюсь, но мне необходимо, чтобы роль нравилась мне.

Вы поддерживали Полански даже тогда, когда его арестовали. Не смущали ли вас скандалы, окружающие режиссёра, и резкий сдвиг в общественной морали, когда вы с ним работали над фильмом «Дворец»?

Нет. Я работала с Романом много лет назад, и мы подружились. Так что для меня не было проблемой защищать друга. Я не хочу, чтобы страх заставлял меня занять «правильную» сторону. Если я на «неправильной» стороне, это моя проблема, но я не могу предать друга, просто чтобы угодить общественности. Жизнь коротка.

Герои в фильме «Дворец» встречают 2000 год. А сами вы помните, как встречали новое тысячелетие? Какие у вас были ожидания и надежды?

Странно, но меня совсем не волновало, что начинается новый век, — наверное, я была погружена в свои мысли. Я никогда не верила разговорам о конце света, об апокалипсисе. Наконец-то мир менялся, но постепенно, шаг за шагом, скрытым образом, так, что не осознаёшь, что что-то не такое, как прежде, поскольку изменения происходят незаметно.

«Дворец», «Про:взгляд»

А как вы относитесь к тому, что мир сейчас стремительно изменился?

Я всегда противопоставляю человека миру. Нужно брать на себя ответственность определять, что хорошо, а что плохо. У нас есть свобода, и наша ответственность в том, чтобы использовать её. Для меня главная сила человека — возможность говорить «нет».

Вы боитесь культуры отмены, как многие люди искусства? Например, что может настать день, когда что-то неприятное будут говорить о вас?

Мне нравится жизненная позиция сопротивления: я самурай. Мы можем организовать сопротивление. Мы сами выбираем, что читать, что смотреть в кино — не всегда следуем моде, иначе можно потеряться. Я не верю в культуру отмены, потому что культура становится бизнесом. В моем мире главное — ответственность. Можно сказать: «Я прочёл плохую книгу». Но кто виноват в том, что ты её купил? Нельзя верить всему, что пишут в прессе.

Вы не верите журналистам? Мы, журналисты, можем делать ошибки, но ненамеренно.

И море может быть опасным, но мы на него смотрим. Я ценю журналистов, экспертов в своей области, которые пишут умно, а не так, как будто я, читатель, — маленькая неразумная девочка. Я принадлежу к очень политизированному поколению. Мы всегда обсуждали разные точки зрения. А сейчас мир становится менее диалектичным: есть только одна правда, и это плохо. Так что, возвращаясь к фильму Романа «Дворец», было умно с его стороны выбрать жанр сатиры.

Читайте также
«Мы все причиняем кому-то боль»: режиссёр Кодзи Фукада про фильм «Личная жизнь»
С 29 июня в российском прокате идёт японский артхаус «Личная жизнь». Ярославна Фролова поговорила с режиссёром картины Кодзи Фукадой об одиночестве, любви и С...
Эксклюзив: интервью и съёмка космоса с телефона режиссёра Клима Шипенко
Делимся тремя видеозаписями прямиком с МКС.
«Что, если искусственный интеллект совершенно не беспокоит его “искусственность”?»: интервью с Когонадой, режиссёром фильма «После Янга»
Артём Макарский поговорил с режиссёром о написании сценария и его восприятии времени....
Художник-постановщик Пётр Балабанов об отце, первых проектах в России и планах на будущее
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Мит...
Также рекомендуем
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных....
«Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос. Фото: Fox Searchlight PicturesСразу несколько фильмов 80-го Венециа...
Кинокритик Наталья Серебрякова так любит гороскопы, что представила своих любимых персонажей фильмов и с...
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных....
«Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос. Фото: Fox Searchlight PicturesСразу несколько фильмов 80-го Венециа...
Кинокритик Наталья Серебрякова так любит гороскопы, что представила своих любимых персонажей фильмов и с...

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00