Российская киноиндустрия была богата в 2024 году не только на новинки, но и проекты, которые не добрались до зрителей. Какие-то тайтлы отправились на полку, дожидаясь лучших времен. Другие оказались заложниками ситуации, а точнее — контрактов и договорённостей с западными стримингами, ушедшими из РФ. Ряд проектов не получили прокатное удостоверение. А какие-то релизы попали под каток из-за необходимости в рекасте. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, какие проекты так и не добрались до финишной черты и как так вышло.
Заявленные, но так и не вышедшие проекты
Первый очевидный пример сериала, который все давно и упорно ждут, — конечно же, «Спойлер» от «Кинопоиска». Проект Сергея Минаева про закулисье и подковёрные игры большой политики, который (предположительно) бьёт не в бровь, а в глаз. Впервые анонсированный ещё в 2021 году сериал с завидной регулярностью напоминает о себе с обещаниями продюсеров выпустить его онлайн. Последний раз оно прозвучало весной 2024-го — анонс гарантировал выход проекта 18 апреля этого года. Но в последний момент всё опять сорвалось. Очевидно, что вины самих авторов сериала здесь нет. И надо отдать должное их упорству и стараниям в намерении всё же организовать встречу шоу со зрителем.
Другой «не добежавший» до релиза проект — полнометражный «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Картина про испугавшегося страшного небесного суда чекиста в исполнении Юры Борисова успела в 2021 году отметиться в Венеции и на последнем «Кинотавре». Но до широких масс фильм так и не дошёл. Были смелые попытки продюсера Игоря Мишина приютить ленту на платформе Kion, но и там не сложилось. Как итог — потрясающая работа Меркуловой и Чупова была «слита» пиратами онлайн.
Совсем неясна судьба фантастической антиутопии «МЫ» — экранизации одноимённого романа Евгения Замятина. 230-миллионный (в рублях) проект сперва анонсировали на осень 2021 года, но затем он пропал с радаров. Первой официальной причиной послужили коронавирусные ограничения. Но уже и коронавирус давно прошёл, а новых уточнений по заморозке проекта так и не прозвучало. Казалось бы, фигуры отцов-создателей фильма в лице братьев Андреасян (они в продюсерах, а поставил фильм Гамлет Дульян, снявший «Последователей») должны были гарантировать проекту более счастливую прокатную судьбу, но и их сия чаша не миновала.
Аналогичная история, но чуть раньше постигла и дебютную драму «Нуучча» Владимира Мункуева с Сергеем Гилёвым в главной роли. Эта история разворачивается в конце XIX века в суровой якутской тайге. Местная семейная пара приютила беглого русского каторжника, попросившего их о помощи. Однако выясняется, что, возможно, незваный гость — не тот, за кого себя выдаёт. А его поведение становится всё более опасным. В основе сценария — книга польского этнографа-сибиреведа Вацлава Серошевского. Кстати, по мотивам другого его произведения, романа «Предел скорби», был поставлен незаконченный фильм Алексея Балабанова «Река». Заявленный же ещё в 2021 году фильм «Нуучча» так и не добрался до проката.
Плачевная судьба постигла и менее известный сериал «Уткин против» (второе название — «Несгибаемый») с легендой спортивной журналистки и комментатором Василием Уткиным в главной роли. Сериал, снимаемый для телеканала «Матч ТВ», метил в 2018 год. К тому моменту уже был готов пилот, который оказался весьма неплох, но поговаривают, что на съёмки всего сезона не хватило денег. Так ли это на самом деле, проверить невозможно. По сюжету Уткин играл самого себя — успешного комментатора, который пытается вернуться в эфир в преддверии чемпионата мира по футболу, проходившего в России. Видевшие пилот люди утверждают, что у проекта всё было хорошо с самоиронией и сверкой с реальностью, в которой разворачивались события шоу.
Не дождались и, вероятно, не дождёмся выхода сериала «Приход» от платформы Start, в 2022 году победившего на фестивале «Пилот». Филипп Янковский сыграл священника, отца Дмитрия, назначенного новым настоятелем прихода в Даниловом Посаде. Однако выясняется, что новый священнослужитель незадолго до своего назначения сбил человека, не понеся за это наказание. А возможно, под рясой служителя церкви и вовсе скрывается не человек, а потусторонняя сущность, находящаяся на службе сил зла. Проекту с сатирическим религиозным сюжетом не дали зелёный свет, и, кажется, он так и ограничился пилотной серией, которую очень хвалили критики.
Иначе обстоят дела с продолжением сериала «Бихэппи», который после успешного первого сезона был продлён на второй. Это была история про тридцатилетних потерявшихся в жизни героях, ищущих личного счастья. Успел даже выйти тизер нового сезона, который был уже полностью или частично снят, анонсировавший премьеру весной 2022 года. Но после этого никаких новостей о дальнейшей судьбе проекта не последовало.
Отдельно от других кейсов находятся проекты, сделанные российскими продакшенами в копродукции с западным стримингом Netflix, ушедшим из России. Это и плачевно известная «Анна К» — экранизация «Анны Карениной» Льва Толстого, и сериал «ЗАТО» Станислава Либина и Дарьи Жук. Последний — криминальный триллер, сюжет которого разворачивается вокруг журналистки Кристины и милиционера Дашкина, расследующих дело о пропавшем ребёнке в закрытом городе Лобачевск-4.
Верим и надеемся, что оба проекта всё же выйдут, но вопрос не столько в личном желании создателей, сколько в формальных юридических обязательствах авторов перед Netflix, выступившим заказчиком обоих проектов.
Фестивальные отмены
По отечественным кинофестивалям можно не только составлять сводку будущих релизов, но и вести учёт проектов, которым не удаётся даже закрепиться в лайнапах смотров. В этом году так произошло с драмой «СЛОН», режиссёрским дебютом Маруси Фоминой. Это история о последнем свидании офицера Георгия Осоргина с женой Линой в 1929 году перед его расстрелом в Соловецком лагере особого назначения (собственно, тайтл фильма «СЛОН» — это аббревиатура названия лагеря). В последний момент лента пропала из числа участников фестиваля «Короче», проходящего в Калининграде.
В сентябре из программы фестиваля «Новый сезон» исчез ранее заявленный фильм «Знакомство родителей» Ивана Капитонова, снятый для платформы Start. Правда, недавно всё же появился анонс о планах выпустить картину в феврале 2025 года — сперва в прокат, а затем эксклюзивно на Start.
Своей премьеры на фестивале «Окно в Европу» в Выборге лишилась драма «За нашим домом сад» Антона Нефёдова по сценарию Александра Родионова («Пациент № 1») и с Надеждой Михалковой в касте. События фильма разворачиваются в городе Грозном накануне Первой чеченской войны, в декабре 1994 года.
Документальная картина «Край ночи» Андрея Натоцинского, посвящённая майнингу криптовалюты в Абхазии, так и не добралась до Lendoс Film Festival. «Край ночи» — фильм не столько о майнерах, сколько вообще о регионе, который до сих пор не оправился от войны 1992–1993 годов, последовавших за ней конфликтов и экономической катастрофы. Та же участь постигла док Светланы Стасенко «Здесь выживут только сарлыки». Картина рассказывает о людях, живущих вблизи Монгун-Тайги — самой высокой вершины Тывы и всей Восточной Сибири.
Самыми запоминающимися кейсами стали «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой и режиссёрский проект Семёна Серзина «Рыжий».
Картина Мещаниновой рассказывает о девочке-подростке Мире (Таисья Калинина), регулярно подвергающейся сексуализированному насилию со стороны отчима (Степан Девонин). В основе сюжета — личный болезненный опыт постановщицы. Фильм был несколько раз показан на большом экране, но так и не сумел добраться до широкого проката.
«Рыжий» Серзина — драма про поэта Бориса Рыжего, которого сыграл Евгений Алёхин. Премьера фильма состоялась на первом кинофестивале «Маяк» в 2023 году, и только следующей осенью картина обзавелась прокатчиком. Однако после первой светской премьеры ленты ей было отказано в прокатном удостоверении. О причинах можно только догадываться.
Пересъём
В 2022 году в самый последний момент из программы фестиваля «Новый сезон» пропал мистический сериал Kion «Бар “Один звонок”» Сергея Филатова. По сюжету в баре «Один звонок» любой желающий может позвонить умершему близкому, согласившись на смертельную игру в русскую рулетку с загадочным барменом. Следователь Андрей Морозов ищет своего пропавшего сына, и все улики ведут к таинственному бару, который появляется в разных местах и исчезает, оставляя тела погибших посетителей. Аналогичная печальная судьба постигла другой сериал Kion — «Безбашенную» с Екатериной Варнавой. Комедийный проект успел запремьериться оффлайн в Москве, но прямо накануне своего онлайн-релиза отправился в дальний ящик стриминга.
Сложный путь предстоит сериалам «Мальвина» и «Уголёк», в которых главные роли сыграла Настя Ивлеева. «Мальвина» про воображаемую подругу главной героини должна была выйти в конце февраля 2024 года, но фильм лишился даты премьеры и пока не обзавёлся новой. Впрочем, Ивлеева не теряет надежды, что проект выйдет на экраны.
И, наконец, едва ли не самый долгожданный проект — мистический нуар «Шаман» «Кинопоиска», снятый Рустамом Мосафиром («Король и Шут»). Это история про полицейского Александра Воронова (Александр Кузнецов), затерявшегося в степях посёлка Хара Турлак. Чтобы спасти родного брата от обвинений в убийстве, он вынужден принять наследный дар — возможность путешествовать в тонкий мир и общаться с духами умерших. Теперь он шаман, способный распутывать дела, ранее считавшиеся безнадёжными. Однако в астрале его поджидает опасность — древний демон Бохолдой, охотящийся за его душой. Сложный во всех смыслах сериал заявлялся ещё в 2022 году (а его пилот и вовсе был снят в 2019-м). Кажется, что переснимать его дорого и непосильно тяжело, а потому шоу уже второй год просто не заявляется в списке будущих релизов платформы.