Выйти из тени: 50 лет Сэму Рокуэллу

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Аккурат между двумя отечественными ноябрьскими праздниками своё 50-летие отмечает один из самых удивительных актеров Голливуда Сэм Рокуэлл — человек, который всегда играет блестяще, но далеко не всегда в хорошем кино. Впрочем, кажется, именно в последние годы (особенно после «Трех билбордов» и первого в карьере «Оскара») Рокуэлл находится на пике и собственной формы, и профессиональной удачи.
Зинаида Пронченко — с поздравлениями.

В неровной и даже, хочется сказать, нескладной фильмографии Сэма Рокуэлла (если бы не прошлогодний «Оскар») есть две роли, удивительным образом рифмующиеся и даже продолжающие друг друга. Это газонокосильщик Трент из чуть ли не самой странной картины 1990-х годов, «Луговых собачек», и, конечно, офицер полиции Джейсон Диксон из «Трех билбордов», фильма, после которого, чего уж таить, зрители наконец-то выучили его имя.


Если посмотреть на послужной список Рокуэлла за 1990-е годы, сразу бросится в глаза, как режиссёры ему не доверяют. Вроде бы разглядев в новичке талант, они тем не менее дружно стремятся поручить ему лишь камео, пусть даже яркие и запоминающиеся. Достаточно произнести имена его персонажей: поляк, чувак из свиты Брэндона, одноглазый, едок из метро etc. Рокуэлла со всей очевидностью подводит внешность, перевешивает энергетику: маленький рост, кривая ухмылка, немигающий взгляд исподлобья — то ли вокзальный рукосуй, то ли умственно отсталый беспризорник. На героя-любовника, супергероя или просто main character, необязательно сильного духом или харизмой, Рокуэлл, кажется, не тянет. Он словно похож на кого-то другого, улучшенную версию себя самого, того, кто действительно мог бы стать большой звездой, причем после первого же появления на экране.

Неслучайно он так хорош в «Признаниях опасного человека» Клуни. Чак Бэррис, по заветам Ницше презирающий себя, но и уважающий уже за то, что презирает, — идеальный вариант для Рокуэлла, всю жизнь мирившегося с тем, что его недооценивают. Застрявший на долгие годы в амплуа коэновских полудурков, хотя у братьев он, увы, не снимался ни разу, Рокуэлл на самом деле с лёгкостью бы вписался в любую бандитскую сагу Скорсезе — и в «Казино», и в «Славных парней», продолжив, допустим, нелёгкое дело Джо Пеши — миксовать журнальную карикатуру с древнегреческой трагедией.


Его Трент из «Луговых собачек» поражает, настолько это филигранная работа, настолько сложен этот парень из «лесной избушки», которого буржуа из «субурбикона» кличут даже не деревенщиной, а отбросом. Когда новая подружка Девон (Миша Бартон) с неподдельной прямотой, свойственной детям, удивлённо замечает, что отбросы обычно воняют, а ты пахнешь приятно, Рокуэлл выдаёт в ответ усмешку, которая стоит всех философских доктрин ХХ века разом, от марксизма до экзистенциализма, тут тебе и классовая борьба, и бессмысленность бытия, и прочий страх и трепет.

Злобный тупица Диксон из «Трех билбордов», обязанный работой, да и жизнью гуманисту Уиллоби — это Трент 20 лет спустя. Убежав из Кэмелот Гарденс, он начал заново в другой глухомани, позабыл про спортивную карьеру и мечты, спился, ожесточился и превышает служебные полномочия, чтобы отомстить миру за все те обиды и взгляды свысока, что пришлось терпеть в прошлом. И опять его душу спасёт женщина, правда, не наивная десятилетняя девочка в берете скаута с корзинкой домашнего ароматного печенья на локотке, а разъярённая несправедливостью вселенной мститель-одиночка Милдред Хейс.


Вспоминая сейчас, полтора года спустя после премьеры фильма на Венецианском кинофестивале, финальную сцену в машине, когда новоиспечённые сообщники обмениваются многозначительными взглядами, типа, там посмотрим, стоит ли око ока, сыгранную Рокуэллом с невероятно щадящей интонацией, этакой смесью нерешительности и будь что будет, моментально убеждаешься: да, только он заслуживал в 2018-м награды Академии. Фортуна долго запрягает, но отнюдь не слепа.

Читайте также
География кино: «Смерть в Венеции»
«Возможно, искусство есть просто реакция организма на собственную малоёмкость», — писал Иосиф Бродский в своём венецианском эссе «Набережная не...
Моё поколение молчит по углам. «На районе» и «Кислота» как две стороны одного экрана
В прокате два отечественных фильма на схожую тему — легко ли быть молодым в нынешней России. Это режиссёрские дебюты артистов Ольги З...
Вся жизнь — экранка. Screen life Бекмамбетова как триумф новой формы
В российском прокате всё ещё можно попасть на «Поиск» Аниша Чаганти, спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым и получивший приз зрительских симпа...
Не тот еврей — Джесси Айзенберг как дурной косплей Вуди Аллена
Уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг — один из лидеров своего актёрского поколения. Одно из его самых узнаваемых лиц. Номинант на «Оскар»,...
Кино Азнавура: великий шансонье и его фильмы
В возрасте 94 лет скончался Шарль Азнавур — один из главных французских певцов, автор более тысячи песен, актёр, снимавшийся у Кокто, Трюффо, Шаброля, Кл...
Новая советская классика: почему стоит поддержать новый фильм Светланы Басковой
На сайте Planeta.ru проходит кампания по сбору средств на новый фильм Светланы Басковой («Пять бутылок водки», «Зелёный слоник», «За Маркс...
Также рекомендуем
«Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона, 200820 июля в российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Бельк...
Как молодой ирландец стал открытием для Голливуда.
Путь культового режиссёра, который перенёс театральный опыт в большое кино.
«Мастер», реж. Пол Томас Андерсон, 2012. Фото: ВольгаНа острове Лидо продолжается 80-й Венецианский фестиваль. Картины,...
«Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона, 200820 июля в российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Бельк...
Как молодой ирландец стал открытием для Голливуда.
Путь культового режиссёра, который перенёс театральный опыт в большое кино.
«Мастер», реж. Пол Томас Андерсон, 2012. Фото: ВольгаНа острове Лидо продолжается 80-й Венецианский фестиваль. Картины,...

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
00:00