Зинаида Пронченко рассуждает о многих озадачившей программе 71-го Каннского кинофестиваля, озвученной сегодня первыми лицами главного киносмотра Европы.
В полдень по Москве состоялась пресс-конференция 71-го Каннского фестиваля, Тьерри Фремо и Пьер Лескюр объявили конкурсную программу. К большому удивлению, в ней не оказалось ни Ларса фон Триера, ни Терри Гиллиама, ни Ксавье Долана, ни Паоло Соррентино, зато — приятный сюрприз — включили Кирилла Серебренникова с фильмом «Лето», про который Фремо рассказал подробно: «Кирилл Серебренников — любимый режиссёр Изабель Юппер, она всё время говорит о нём с придыханием. Как вы знаете, он находится под арестом. Его новая картина повествует о роке в сталинские и брежневские времена, когда мы слушали Лу Рида, там тоже слушали рок». Так в очередной раз стало ясно, что Россия по-прежнему ассоциируется у западной публики с брэндом «Сталингулаг», и даже Иран им понятнее и ближе. Две картины представят эту страну non grata: «Знают все» завсегдатая Канн Асгара Фархади со звёздным дуэтом Хавьер Бардем — Пенелопа Круз откроет фестиваль. С 2004 года, после «Дурного воспитания» Педро Альмодовара, Канны не стартовали картиной на испанском языке. И «Три лица» режиссёра-диссидента Джафара Панахи, автора «Такси», уже сколько лет так и невыездного. Фремо уточнил, что будет сделано всё возможное на государственном уровне для того, чтобы Панахи смог приехать в Канны.
В целом программа и «Особого взгляда», и основного конкурса свидетельствует о желании фестивального руководства сменить парадигму, взять курс на будущее, много новых имен и дебютов, Канны старательно молодятся. По всей видимости, это связано с уверенностью, довольно наивной, в том, что о насущных проблемах современности — правах женщин, чернокожих и мигрантов — убедительно могут говорить только очевидцы или потерпевшие. Известное лицемерие — уравновесить гламур red carpet и afterparty «разговорами в пользу бедных», включив по квотам картины, отличающиеся моральным беспокойством содержания, но художественной несостоятельностью формы. Ярким примером такого подхода служит дебютный фильм египтянина А. Б. Шоки «Йомеддин» — роуд-муви о больных проказой, в главной роли — непрофессиональный актёр, в действительности страдающий этим страшным недугом.
Из классиков в конкурсе — патриарх авторского кинематографа, затворник Жан-Люк Годар с «Книгой образа», на днях приоткрывший завесу тайны. Прессе сообщили синопсис: «Ничего кроме тишины, ничего кроме революционной песни, история в пяти главах, словно пять пальцев руки». Фремо также процитировал свой телефонный разговор с Годаром: «Жан-Люк, фильм для конкурса?» — «Как вам будет угодно, мне всё равно». И действительно, что для Годара условности, он есть кино, может быть, поэтому для фестивальной афиши был выбран кадр из «Безумного Пьеро» с целующимися Жан-Полем Бельмондо и Анной Кариной.
Из тяжеловесов помоложе за Пальмовую ветвь поборются Спайк Ли с «Blackkklansman» и «Пепел самый белый цвет» Цзя Чжанкэ. «Blackkklansman» — киноадаптация одноимённого романа Рона Столворта (первая экранизация была снята в 1966 году) о детективе-афроамериканце, работавшем под прикрытием в ячейке Ку-клукс-клана в Колорадо-Спрингс. На каннскую премьеру должен приехать сам Гарри Беллафонте. Главный голос «шестого поколения» в Китае, Чжанкэ в новом фильме рассказывает историю трагической невозможной любви танцовщицы Къяо и бандита Бина, разворачивающуюся в декорациях индустриального кошмара бедного провинциального города Датонг в 2001 году.
Французская сборная, ежегодный объект насмешек, так как часто отобранные картины сильно не дотягивают до общего уровня, в этот раз представлена тремя участниками. Стефан Бризе, запомнившийся позапрошлогодней экранизацией Мопассана, фильмом «Жизнь», вернулся к излюбленной теме социальной несправедливости. Как и в «Законе рынка», главную роль исполняет Венсан Линдон, «На войне» — история борьбы рабочих завода Перран в регионе Лот-и- Гаронн, который владельцы хотят закрыть и перенести производство в страны третьего мира. Изначальное название картины «Другой мир» Бризе поменял на более эксплицитное, поскольку новый президент Эммануэль Макрон так и не сдержал предвыборных обещаний, капиталисты продолжают отбирать последнее у пролетариата, несмотря ни на какие усилия профсоюзов. Кристоф Оноре возвращается в Канны с фильмом «Нравиться, любить и быстро бегать» — обманчиво легкомысленным гимном однополой любви в Ренне в 1990-е годы. Наконец, Эва Уссон со вторым фильмом «Солнечные девочки», феминистской сагой об участницах партизанского ополчения в Курдистане.
Большие ожидания связаны с новыми работами Аличе Рорвахер и Дэвида Роберта Митчелла. «Счастливый Лаззаро» Рорвахер снят на Super16 и будет демонстрироваться с плёнки, это история отшельника, путешествующего в течение 50 лет сквозь годы и расстояния, сюрреалистическая и визионерская притча. Автор малобюджетного хоррора «Оно преследует» Митчелл в нео-нуаре «На дне серебряного озера», видимо, идёт по стопам братьев Коэн, в главной роли недотёпы-детектива, расследующего исчезновение соседа, — Эндрю Гарфилд.
Также в конкурсе — «Догмэн» Маттео Гарроне, спродюсированная Amazon «Холодная война» оскаровского лауреата Павла Павликовского (опять эстетское ч/б), первый за 8 лет фильм Ли Чхан-донга, вольная экранизация Харуки Мураками «Burning», «Shoplifters» Хирокадзу Корээдо, начавшего снимать со скоростью Хон Сан Су, «Кафарнаум» Надин Лабаки о безрадостных буднях детей в Бейруте и «Асако 1 и 2», хичкоковская мелодрама с Рюсуке Хамагучи.
Вне конкурса в Каннах покажут две документальные ленты — «Переход» лидера студенческого движения мая 1968-го Даниэля Кон-Бендита, объехавшего страну полвека спустя, чтобы убедиться: всё было зря. И «Человек слова» Вима Вендерса о папе Франциске I.
В конкурсе «Особого взгляда» также казахский режиссёр Адильхан Ержанов, уже представлявший в Каннах в 2014 году фильм «Хозяева», с картиной «Нежное безразличие мира».