Во все тяжкие: как Джесси Племонс стал нашим любимым злодеем

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

КИНОТВ

22 января объявили номинантов на премию «Оскар», в числе которых по жестокой несправедливости не оказалось Джесси Племонса. Вслед за недавним кейсом Пола Дано, за которого после критики Квентина Тарантино вступился весь интернет, поклонники Племонса также не сдержали возмущения. Как Академия могла проигнорировать проделанную актёром работу в «Бугонии»? Досаду подхватила и Кирстен Данст, супруга Племонса, и высказалась в соцсетях в поддержку мужа. К революции в индустрии это не привело, зато подсветило, насколько талант актёра-хамелеона ценится его зрителями.

Кинокритик Елена Зархина разбирается в феномене Джесси Племонса — артиста с завидной фильмографией и самоотдачей, любовь к которому растёт пропорционально тому, насколько отталкивающи его персонажи.

Содержание


Уникальный мальчик

Племонс родился в небольшом городке в Техасе, что сразу выдают его акцент и манера растягивать слова. Воспитывался парень отцом-пожарным, увлекающимся родео, и мамой, педагогом в сфере инклюзивного образования. От родителей Племонс унаследовал интерес к силовым видам спорта и артистическую любовь к погружению в характеры, мысли и чувства других людей. И чем необычней эти люди окажутся, тем интересней.

Джесси Племонс в детстве, фотографии из семейных альбомов актёра 

В старших классах игру в школьной команде по американскому футболу Джесси чередовал с посещением кастингов. Первая реклама случилась, когда ему было ещё три года, а после он снимался в эпизодах телевизионных хитов: в «Крутом Уокере» и в «Сабрине — маленькой ведьме». В 14 лет он сыграл в спортивной картине «Как Майк», очень стараясь не оттенять звезду проекта — юного рэпера Bow Wow. Тогда же Племонс решил сосредоточиться на чём-то одном — и выбрал актёрство вместо футбола, а школу закончил экстерном, чтобы учёба не мешала карьере.

Следующим большим проектом стал сериал «Огни ночной пятницы» о школьной футбольной команде из вымышленного техасского городка Диллон. В первом сезоне Племонс играл роль второго плана, отвечая за комическую составляющую; его герой, Лэндри, составлял шутливый дуэт с персонажем Зака Гилфорда. В продолжении Лэндри и сам вошёл в состав футбольной команды — Племонс в честь этого попросил режиссёра разрешить ему лично выполнять все трюки, к тому же коллеги постоянно шутили, что он играет в футбол лучше, чем любой другой актёр на площадке.

Джесси в сериале «Огни ночной пятницы», кадр: NBC

Проект стал большим хитом, собрал охапку телевизионных наград и протаранил карьеру Племонса на следующую ступень. Не хватало только сольного выступления — «Огни ночной пятницы» были ансамблевым сериалом, и молодой актёр был лишён зрительского внимания, в котором купались более миловидные Тейлор Китч и Майкл Б. Джордан.

Образ безобидного монстра

2012-й стал для Племонса переломным. Актёр сыграл сына героя Филипа Сеймура Хоффмана в «Мастере» Пола Томаса Андерсона и в дорогостоящем «Морском бое» со всё тем же Тейлором Китчем, Рианной и Александром Скарсгардом. И, что важнее, присоединился к пятому сезону громогласного хита Винса Гиллигана «Во все тяжкие», в котором ему досталась роль Тодда Алкиста — человека с немыслимой выдержкой, сдержанностью и пугающей безжалостностью.

Джесси (и Аарон Пол) в сериале «Во все тяжкие», кадр: AMC

Его появление вносит хаос в и без того разлаженный дуэт Уолтера Уайта (Брайан Крэнстон) и Джесси Пинкмана (Аарон Пол) — последний порывается выйти из бизнеса и зажить наконец спокойной жизнью. И именно руками Тодда исполнится злая воля Уолтера, жаждущего удержать напарника. Алкист берёт Джесси в заложники и сажает его на цепь, вынуждая изготавливать запрещённые вещества по безупречной формуле Уайта. Эта линия уже после завершения основного сериала продолжится в полнометражном «El Camino: Во все тяжкие», подарившем личной истории Джесси заветный хеппи-энд (насколько этот финал, конечно, можно считать счастливым).

Образ Племонса быстро стал знаковым для вселенной шоу: пока фанаты шутливо прозвали его «Мэттом Дэймоном» за внешнее сходство с коллегой (Племонс, кстати, сыграл детскую версию героя Дэймона в драме «Неукротимые сердца»), критики назвали Тодда «самым опасным злодеем» сериала. И это при наличии в проекте целой плеяды ярких антагонистов: от представителей мексиканского наркокартеля до выдающегося Гуса Фринга в исполнении Джанкарло Эспозито. «Тодд выглядит как парень из твоей церковной группы, но он расчётливее, чем кажется, и совершенно не в себе», так Племонс охарактеризовал жуткую, но гипнотическую амбивалентность своего персонажа.

Манера исполнения Тодда Алкиста — с виду тихого и неприглядного мужчины с россыпью веснушек на лице и с кромешным мраком в сердце — станет визитной карточкой актёра.

Джесси (и Джесси Бакли) в фильме «Думаю, как всё закончить», кадр: Netflix

В ироничном ключе он сыграет схожего невротика-тихоню в комедии «Ночные игры»; в космическом эпизоде «Чёрного зеркала» про нелюдимого аутсайдера, создавшего виртуальную реальность, в которой он в роли диктатора подчиняет себе волю тех, на кого затаил обиду оффлайн. А ещё — в кауфманской драме-головоломке «Думаю, как всё закончить», в тру-крайм-сериале «Любовь и смерть», в лантимовских «Видах доброты» (за эту роль Племонс выиграл актёрскую награду Каннского кинофестиваля) и более свежей «Бугонии». И, конечно же, в выдающейся эпизодической роли в «Падении империи» Алекса Гарленда — злободневной сатире на современный мир на грани войны.

Какой ты американец?

«Какой ты американец?» — спрашивает психопатичный герой Племонса в «Падении империи», одетый в армейскую форму, с красными очками на глазах и с автоматом наперевес. Тихий и вкрадчивый голос актёра вселяет леденящий ужас, а лицо не выражает никаких эмоций — тем сложнее предсказать его следующий шаг и тем он страшнее. У его персонажа нет имени, в титрах он подписан как «Солдат» — это собирательный образ современного американца с данным Конституцией правом на хранение оружия и самонаделённым правом решать, кто ему земляк, а кто чужак. «Эта сцена даже в сценарии вселяла животный ужас. Я читал и физически ощущал, как сердце уходит в пятки. То, как она написана, меняет всю динамику истории. Это одновременно страшно и очень интересно для актёра», — делится своими впечатлениями Племонс.

Джесси в фильме «Падение империи», кадр: A24

Роль досталась Джесси случайно. Изначально утверждённый артист выбыл из проекта накануне съёмок, и пока Гарленд в спешке искал замену, с предложением выступила Кирстен Данст, исполнившая главную роль военной корреспондентки. Она напомнила, что вообще-то её муж — актёр и прямо сейчас не занят. Племонс не просто подхватил роль, но успел основательно к ней подготовиться и прочитать научный труд бывшего военного Дэйва Гроссмана «On Killing: The Psychological Cost of Learning to Kill in War and Society» («Об убийстве: психологическая цена обучения убийству на войне и в обществе»).

Есть в Джесси и виды доброты

Образ Племонса из «Падении империи» стал узнаваемым, зажив самостоятельной жизнью, — как и фраза солдата, регулярно цитируемая в соцсетях, когда очередной интернет-спор приобретает вид политических дебатов. Племонс и правда выдающийся артист. Ему хватило нескольких минут, чтобы одной репликой-вопросом подчеркнуть социальный раскол внутри нации и попасть в болевой нерв общества своим образом военного, которому закон не писан, потому что правосудие вершит заряженный автомат в его руках.

Зловещая манера актёрской игры Племонса сильно контрастирует с его умением воплощать героев ровно противоположного толка: неуклюжих, безобидных, справедливых мужчин, которые не разрушают вокруг себя мир, а сохраняют его целостность.

Джесси (и его жена Кирстен Данст) в сериале «Фарго», кадр: FX

В «Фарго» он играет умеющего довольствоваться малым обаятельного мясника и честного семьянина Эда Блумквиста (его супругу сыграла Кирстен Данст, впоследствии ставшая его женой в реальной жизни), который втягивается в чужую криминальную авантюру. Во «Власти пса», принёсшей ему номинацию на «Оскар», Племонс вновь поработал с Данст, и снова между их героями возникла взаимная любовь. Его герой Джордж добр и чуток, он совсем не ровня жестокосердному брату Филу (Бенедикт Камбербэтч).

А в «Убийцах цветочной луны» Мартина Скорсезе именно персонаж Племонса, прыткий и дотошный федеральный агент, вершит справедливость. Его усилиями будут спасены жизни безвинных индейцев, за богатством, землями и нефтью которых охотятся ушлые белые. Племонс появляется во второй части трёхчасовой драмы, и с его приходом меняется привычный ход событий. Важно и то, что актёр не теряется на фоне маститых Леонардо ДиКаприо и Роберта Де Ниро. Он менее эксцентричен, почти безлик на их фоне, но собран и наблюдателен.

Джесси (и Леонардо ДиКаприо) в фильме «Убийцы цветочной луны», кадр: Apple

Как в других проектах с его участием, даже при наличии в кадре прочих больших звёзд именно Племонс крадёт каждую сцену. Будь это десятиминутный эпизод «Падения империи» или ключевая роль первого плана. «Если честно, я вообще не тот актёр, которому важен размер роли», — делится Племонс.

Дальше — Иньярриту и «Голодные игры»

Не считая Кирстен Данст, на данный момент самый крепкий творческий тандем у Племонса сложился с греческим постановщиком Йоргосом Лантимосом. Вместе они работали над «Видами доброты» и «Бугонией». Актёр признаётся, что его подкупает метод работы режиссёра, способного даже самые дикие вещи сделать комичными. «В какой-то момент ты говоришь себе “да к чёрту всё!” и просто следуешь тому, что велено. И начинаешь получать особое удовольствие, когда привычные инструменты работы приводят к необычным результатам», — говорит Племонс. Но Лантимос после ударной тройки лет взял творческую паузу.

Джесси (и Йоргос Лантимос) на съёмках «Бугонии», фото: Focus Features

А вот Племонс оборотов не сбавляет, но, будучи нарасхват, сохраняет привычную избирательность. Впереди у Джесси три подтверждённые премьеры — и это вновь золотая середина между авторским высказыванием и дорогущим студийным кино. «Диггер» Алехандро Гонсалеса Иньярриту пока снабжён немногословным синопсисом: по сюжету самый могущественный человек в мире должен спасти мир от катастрофы, которую сам же и породил. В главной роли — Том Круз, примеривший нестандартный для себя образ. Кого играет Племонс, пока держат в тайне, но известно, что компанию ему составят Сандра Хюллер, Риз Ахмед и Софи Уайлд.

В случае с Иньярриту, давно ставшим воплощением высокого стандарта качества, не так уж важно, что за партия досталась Племонсу. Участие артиста в проекте постановщика такого масштаба — уже большая удача. Тем более что их таланты соразмерны друг другу. «Том по-прежнему в отличной актёрской форме. Сценарий невероятный, актуальный, забавный, пугающий и масштабный. Такое кино встречается крайне редко… Меня поражает, что этот фильм вообще снимают», — интригует Племонс.

Джесси в предтоящем фильме «Голодные игры: Рассвет жатвы», кадр: Lionsgate

Следующий большой проект — «Голодные игры: Рассвет жатвы», сиквел оригинальной франшизы с Дженнифер Лоуренс. Племонс исполнит роль судьи и злого гения Игр Плутарха Хевенсби — по иронии актёр подхватывает этот образ за Филипом Сеймуром Хоффманом, чьего экранного сына сыграл однажды в «Мастере». Также на носу у актёра ещё один проект — комедия Jonty про избалованного подростка, сбегающего в Нью-Йорк, чтобы вместе с приятелем поставить ужасную пьесу на Бродвее. Вероятней всего, того самого друга сыграет Племонс, а вот роль молодого персонажа досталась Коулу Эсколе из «Чем мы заняты в тени».

При довольно высокой занятости фанаты прочат Племонсу ещё одну работу мечты. В опросе на Reddit полугодичной давности пользователи размышляли, кто из актёров должен сняться в последнем фильме Квентина Тарантино. Джесси Племонс фигурирует в списке не единожды. Аналогично к этой возможной коллаборации относятся и критики: в материале индустриального издания ScreenRant Племонс занимает шестое место в десятке артистов, способных обогатить экранный мир Тарантино. Джесси Племонс этот фан-кастинг никак не комментирует. Да ему, очевидно, и некогда: только в ближайший год нужно успеть провести «Голодные игры», посмотреть, как безумец спасает мир, а в перерыве поставить провальную пьесу. Самое приятное, что мы все можем понаблюдать за этим, сидя в первом ряду.