
Альберто Барбера сделал это снова: программа Венецианского кинофестиваля 2025-го выглядит в разы насыщеннее прошлогодней, лайн-ап почти полностью состоит из мировых премьер, а красная дорожка острова Лидо грозит утонуть под ногами первостатейных звёзд. О том, на что в первую очередь стоит обратить внимание (спойлер: на всё) и что вообще можно ожидать от такого грандиозного смотра, рассказывает Валерия Куприна.
Если в прошлом году кинематографисты единодушно сошлись во мнении, что Венеция была вынуждена «подбирать остатки» за Каннами, то в 2025-м ситуация радикально сменила курс: уже на стадии объявления лайн-апа стало очевидно, какой из старейших киносмотров одержал победу в этом году. Вечный антагонизм двух фестивалей держится на нескольких столпах: во-первых, по их итогам принято судить о будущем победителе премии «Оскар» (так, триумфатором 97-й церемонии стала забравшая «Золотую пальмовую ветвь» «Анора», а, например, 93-й — лауреат «Золотого льва» «Земля кочевников»); во-вторых, в их основе лежат в корне различные программные установки.

Читайте также: В чём феномен «Аноры» Шона Бэйкера
Канны всегда были более разборчивыми — конечно, в шорт-лист фестиваля обязательно входит крепкая пятёрка громких имён, но основной фокус смещается на малознакомое, авторское кино. В общем, упрекнуть в мейнстримности Канны никогда не представлялось возможным. Другое дело — Венеция. В отличие от Канн (или повторяющего за ними Берлина), которые всячески стараются диктовать моду современному кинопроцессу, минуя и без того хорошо известные общие места, Мостра делает ставку отнюдь не на инаковость. Достаточно вспомнить прошлогодний смотр, фильмом открытия которого стал «Битлджус Битлджус», а в основном конкурсе фигурировали «Джокер: Безумие на двоих» и «Плохая девочка».
Под крышей Дворца кино на острове Лидо собираются самые громкие мировые премьеры. Так, в 2007 году прошлому директору смотра Марко Мюллеру удалось составить основную конкурсную программу из 23 фильмов, среди которых «Это свободный мир» Кена Лоуча, «Поезд на Дарджилинг» Уэса Андерсона, «Ночной дозор» Питера Гринуэя, «12» Никиты Михалкова — и ни одного нового имени. В 2025-м Альберто Барбер повторяет триумф предшественника: в конкурсе участвует 21 картина, из которых всего одна — дебютная, тем не менее снятая хорошо известной актрисой Шу Ци. Кроме того, изрядного ажиотажа программе добавляет возобновлённая сделка с Netflix, которую в прошлом году заменяли Warner Bros., а фильмом открытия заявлена «Благодать» Паоло Соррентино — именно на Мостре в 2001-м состоялся его режиссёрский дебют.

Состав жюри, председателем которого выступит Александр Пэйн («Оставленные», «Выскочка»), тоже выглядит внушительно: вместе с американцем победителей определят китайская актриса Чжао Тао, итальянская режиссёрка Маура Дельперо, бразильская актриса Фернанда Торрес, а также троица режиссёров из Румынии и Франции Мохаммад Расулоф, Кристиан Мунджиу и Стефан Бризе.
Конкурсная программа


Конкурс 82-го Венецианского кинофестиваля организован с небывалым кураторским размахом и бескомпромиссным желанием собрать лайн-ап исключительно из мировых премьер. Так, в основной программе заявлены сразу три фильма, спродюсированные Netflix. Гильермо дель Торо, чья «Форма воды» забрала «Золотого льва» на 74-м смотре, привезёт на Мостру проект мечты — «Франкенштейна». Режиссёр не раз признавался в любви как к роману Мэри Шелли, так и его к экранизациям студии Hammer с Кристофером Ли, поэтому в новой интерпретации зрителей ждут в том числе знакомые атмосфера и мотивы. В ролях — Оскар Айзек, Миа Гот, Кристоф Вальц и Джейкоб Элорди, то есть априори беспроигрышный актёрский состав. Ещё один стриминговый хит — «Дом динамита», первый фильм Кэтрин Бигелоу за восемь лет (!), политический триллер, рассказывающий о ракетном ударе, нанесённом по США, и его последствиях. Каст не менее звёздный: Идрис Эльба, Ребекка Фергюсон, Грета Ли и Джейсон Кларк. Завершает тройку нетфликсовских премьер «Джей Келли» Ноа Баумбака, написанный совместно с Эмили Мортимер. По сюжету популярный актёр и его менеджер отправляются в совместное путешествие по Европе, рефлексируя на тему карьеры, отношений и творческих успехов. В фильме снялись Джордж Клуни, Адам Сэндлер, Лора Дерн, Билли Крудап, Райли Кио, Альба Рорвахер и Джим Бродбент.


Йоргос Лантимос в этом году возвращается в Венецию с «Бугонией» — ремейком корейской комедии «Спасти зелёную планету!» — и, конечно, Эммой Стоун в главной роли. В 2023-м работа с актрисой принесла Лантимосу «Золотого льва» за фильм «Бедные-несчастные». Новая картина расскажет о сторонниках теории заговора, которые похищают главу фармацевтической компании, свято веруя, что она пришелец, намеревающийся уничтожить Землю. В общем, режиссёр продолжает гнуть свою абсурдистскую линию, так что уже сейчас можно смело заявить, что нас ждёт ещё один примечательный образец греческой «странной волны».
Разумеется, огромное количество внимания будет приковано к «Кремлёвскому волшебнику» Оливье Ассайаса, адаптации одноимённого романа Джулиано да Эмполи. Фикшен-биография Владимира Путина (Джуд Лоу) сконцентрируется на его становлении и приходе к власти благодаря политтехнологу Вадиму Баранову (Пол Дано). Ассайас в некотором смысле повторяет ход Али Аббаси, который в прошлом году представил в Каннах фильм «Ученик» о молодом Дональде Трампе. Пока неясно, удастся ли этому байопику завоевать хотя бы одну награду смотра, но ажиотажа ему уже точно не занимать.


Другой не менее важный в своей актуальности фильм конкурса — «Голос Хинд Раджаб» тунисской режиссёрки Каутер Бен Ханьи, основанный на документальной аудиохронике последних часов жизни палестинской девочки, убитой в январе 2024 года во время войны в секторе Газа.
Франсуа Озон, в последние годы отдававший предпочтение Берлину, в 2025-м привезёт на Лидо «Постороннего» — пожалуй, самый амбициозный проект за всю свою карьеру. Это чёрно-белая экранизация важнейшего для французской литературы романа Альбера Камю, главную роль в которой исполнил Бенжамен Вуазен, снимавшийся у Озона в «Лете’85». Ещё одна французская картина в конкурсе — «На работе» Валери Донзелли — также снята по мотивам одноимённого романа Франка Кортеза. В центре повествования — успешный фотограф, который бросает всё, чтобы посвятить себя писательству, но оказывается на грани банкротства.
Основной конкурс разбавит «Крушащая машина» Бенни Сэфди — байопик бойца ММА Марка Керра с Дуэйном Джонсоном и Эмили Блант в главных ролях. Это первый фильм постановщика, снятый без участия его брата. В свою очередь, Мона Фаствольд впервые с 2020-го вернётся в Венецию в качестве режиссёра с фильмом «Завет Анны Ли». В прошлом году она приезжала на смотр как соавтор «Бруталиста», а в 2025-м уже Брэйди Корбе выступил вторым сценаристом картины своей супруги. «Завет Анны Ли» — авангардная музыкальная драма, посвящённая основательнице религиозного американского движения шейкеров, известных своими экстатическими танцами во время богослужений. В ролях — Аманда Сайфред (это уже третий совместный проект актрисы с Фаствольд), Томасин Маккензи, Льюис Пуллман, Кристофер Эбботт, Тим Блейк Нельсон и Стэйси Мартин.
Читайте также: Интервью с Бэйди Корбетом, режиссёром «Бруталиста»


По традиции свои картины в Венеции представят несколько итальянских режиссёров. Среди них: Леонардо Ди Костанцо с психологической драмой «Элиза», Пьетро Марчелло с байопиком актрисы Элеоноры Дузе (её сыграет Валерия Бруни-Тедески, четырёхкратная лауреатка «Давида ди Донателло» за лучшую женскую роль), Джанфранко Рози с фильмом о Неаполе «Под облаками» и любимец фестиваля Франко Мареско, который на этот раз продемонстрирует документальный проект «Хорошо сделанный фильм» об актёре и реформаторе итальянского театра Кармело Бене.
Также в конкурсной программе заявлено сразу две венгерские картины. «Сирота» Ласло Немеша («Сын Саула»), рассказывающий о последствиях Венгерского восстания глазами 12-летнего мальчика, по словам отборщиков, является самым личным фильмом в карьере режиссёра. «Молчаливый друг» Ильдико Эньеди, в свою очередь, продолжает гнуть линию, заложенную ей в триумфальном «О теле и душе», но на этот раз сопоставляет людей не с животными, а с растениями. Центральный образ фильма — дерево гинкго, у которого в разные временные эпохи оказываются персонажи Тони Люн Чу-Вая и Леа Сейду.
Из неожиданного — Мостра впервые за всю свою историю взяла в конкурс новый фильм Джима Джармуша, отвергнутый Каннами. «Отец, мать, сестра, брат» обещает меланхоличный триптих о семейных отношениях, разыгранный Кейт Бланшетт, Шарлоттой Рэмплинг, Адамом Драйвером и Томом Уэйтсом. С предыдущего фильма режиссёра прошло уже шесть лет, поэтому градус зрительского предвкушения заранее кажется запредельным. Другое дело, что критикам, вероятнее всего, не понравится — само появление Джармуша в Венеции вызывает массу вопросов.


Что точно придётся журналистам по душе, так это чёрная комедия «Метод исключения» Пак Чхан-ука — между прочим, тоже любимчика Канн, ведь именно на смотре во Франции слезами Тарантино было проторено триумфальное шествие «Олдбоя» по всем мировым экранам. После перерыва (за три года, прошедшие с выхода «Решения уйти», кореец поработал только над мини-сериалом «Сочувствующий») Пак возвращается с вольной адаптацией романа «Топор» Дональда Уэстлейка. Главный герой (Ли Бён-хон, сыгравший Ведущего в «Игре в кальмара») — добросовестный работник, которого неожиданно увольняют, и теперь в борьбе за новую должность он принимается устранять всех конкурентов. Естественно, насильственными методами.
Кинематограф Азии представлен в Венеции ещё двумя картинами. «Над всеми восходит солнце» китайского режиссёра Цай Шанцзюня, который в 2011 году получил на Лидо «Серебряного льва» за режиссуру, расскажет историю двух бывших любовников, встретившихся спустя долгие годы разлуки. Можно с полной уверенностью заявить, что вполне типичный сюжет в руках китайского режиссёра будет разыгран совершенно с новой стороны. Вторая картина — дебют тайваньской актрисы Шу Ци, знакомой зрителям по работам с такими видными китайскими кинематографистами, как Фэн Сяоган, Би Гань, Хоу Сяосянь и Дерек И. «Девочка» обещает стать трепетной драмой о взрослении на рубеже начала 90-х — в тяжёлое время в том числе для Тайваня.
Читайте также: Рецензия на «Воскрешение» Би Ганя
Вне конкурса


Внеконкурсные программы 82-й Мостры выглядят не менее обширными и впечатляющими. Складывается ощущение, что отборщики попытались объять необъятное — и у них это получилось. Так, в рамках Fiction покажут картину завсегдатая смотра Луки Гуаданьино «После охоты» — драму на тему харассмента с Джулией Робертс и Эндрю Гарфилдом. Также в секции заявлен новый фильм Гаса Ван Сента «Провод мертвеца», криминальная история, основанная на реальных событиях, с Биллом Скарсгардом и Аль Пачино в главных ролях.
К удивлению многих, до фестиваля доехала детективная драма Джулиана Шнабеля «В руке Данте» — фильм с Оскаром Айзеком, Галь Гадот, Джейсоном Момоа и Мартином Скорсезе оказался в Сети за несколько недель до премьеры. Кроме того, впервые за четыре года в Венеции пройдёт мировая премьера аниме — «Скарлет» Мамору Хосоды, вновь скрупулёзно внедряющего в двухмерную анимацию CGI.


Секция Non-fiction также изобилует большим количеством громких имён. Вернер Херцог привезёт на Мостру свой новый документальный проект «Слоны-призраки», Цай Минлян покажет повседневную жизнь Лаоса в «Вернуться домой», а София Коппола, пропустив год, вернётся на фестиваль с портретом дизайнера Марка Джейкобса. Очевидным образом между собой срезонируют две работы — «Заметки подлинного преступника» Александра Роднянского* и «Дневник режиссёра» Александра Сокурова. Это очень интимные картины, так или иначе основанные на биографии двух известных — и неотъемлемых для нашего культурного поля — кинематографистов.
Среди коротких метров — всего три проекта, из которых закономерно выделяется новая работа Чарли Кауфмана «Как подстрелить призрака» о двух мертвецах, бродящих по улицам Афин. В свою очередь, секция «Новые горизонты» традиционно вышла наиболее разнообразной: в ней представлены фильмы режиссёров (и кинокритиков!) из Таиланда, Македонии, Аргентины, Японии, Каталонии, Ирана, Эквадора, Италии, Америки, Румынии, Словакии, Мексики, Индии и Германии.
Кто не попал


На фоне возобновлённой сделки с Netflix удивительным кажется отсутствие нового фильма Эдварда Бергера «Баллада о маленьком игроке», спродюсированного стримингом. В интернете уже ходит теория заговора, мол, режиссёр затаил на Венецию обиду за проигнорированный в прошлом году «Конклав». Директору фестиваля Альберто Барберу даже пришлось оправдываться на эту тему в интервью для Variety.
Ещё одно странное упущение — «Хамнет» Хлои Чжао (обладательницы «Золотого льва» за «Землю кочевников»), основанный на одноимённом романе Мэгги О’Фаррелл. Как и «Баллада о маленьком игроке», «Хамнет» числится на TIFF как канадская премьера, и, судя по всему, покажут его уже на Теллурайде. Кстати, «Битвы за битвой» Пола Томаса Андерсона тоже не будет в Венеции, но в этом мало неожиданного — режиссёр не приезжал на Лидо уже тринадцать лет.
Прогнозы
Пока рано строить предположения, но, исходя из наметившейся в последние годы тенденции, можно смело заявить, что к гонке за «Оскар» присоединится подавляющее число картин из конкурсной программы Мостры. Самые беспроигрышные ставки — «Бугония» Лантимоса, «Благодать» Соррентино и «Франкенштейн» Гильермо дель Торо. И хотя сердцем мы, конечно, болеем за Пак Чхан-ука, фильмы корейского режиссёра ни разу не номинировались на премию Американской киноакадемии, а в этом году его даже исключили из Гильдии сценаристов Америки за работу над «Сочувствующим» во время забастовки в 2023-м.