21 ноября до российских кинотеатров доберётся «Великая» — биографическая драма о жизни и судьбе культовой американской фотожурналистки Ли Миллер. В годы Второй мировой модель Vogue и сюрреалистка отправилась на фронт в качестве военного корреспондента, а затем засвидетельствовала на камеру освобождение концлагерей Дахау и Бухенвальд. Великую женщину-репортёра в режиссёрском дебюте Эллен Кёрас, оператора «Вечного сияния чистого разума», блестяще воплотила Кейт Уинслет. Рассказываем, в чём отличие портрета легендарной фотожурналистки на экране и в биографии Энтони Пенроуза, а также попутно вспоминаем, какой Ли Миллер была в реальной жизни.
Действие происходит в двух временных отрезках. В 1977 году пожилая Ли Миллер (Кейт Уинслет) даёт интервью журналисту (Джош О’Коннор) в гостиной своего просторного дома в Восточном Сассексе. Мужчина внимательно изучает внушительную коллекцию фотографий Миллер довоенного и послевоенного периодов. Рассматривая свои старые снимки вместе с журналистом, Ли проваливается в прошлое и подробно рассказывает о том, как жила и работала в годы Второй мировой. Действие переносится в 1938 год, во Францию, где молодая и известная модель Vogue и фотограф-сюрреалист Миллер отдыхает с друзьями. На фоне романтических пейзажей острова Сен-Маргерит в Каннах Ли знакомится со своим будущим мужем, художником и коллекционером Роландом Пенроузом (Александр Скарсгард). Влюблённая Ли перебирается к новоиспечённому партнёру в Лондон, где пару застаёт Вторая мировая. Миллер не может оставаться в стороне от чужих страданий и собирается засвидетельствовать разрушительную силу войны на камеру.
Имя Ли Миллер снова оказалось на слуху после выхода в мировой прокат военной драмы Алекса Гарленда «Падение империи» (Civil War в оригинале). Героиню Кирстен Данст, известную журналистку, снимавшую ад горячих точек, звали точно так же, как и легендарную женщину-фотографа, задокументировавшую на плёночную камеру ужасы Второй мировой и освобождение концлагерей Дахау и Бухенвальд. Её тоже звали Ли. На деле же профессиональные заслуги бесстрашной корреспондентки Миллер, получившей официальную аккредитацию от американской армии и оказавшейся на линии огня в качестве военкора Vogue, всё ещё нередко обесцениваются. Кейт Уинслет, сыгравшая эту невероятную женщину в её первом байопике «Великая» (Lee в оригинале), рассказывала, что продюсеры совершенно не понимали, зачем им финансировать «маленький фильм» о судьбе какой-то там военной корреспондентки.
«Я действительно столкнулась с мужчинами, которые просто не понимали, что это за кино. Это картина о женщине, которая не выглядит красиво на фоне всего происходящего и становится измотанной жизнью. У меня был потенциальный спонсор, который спросил: „Так почему же мне должна нравиться эта женщина?“» — делилась актриса. Тем не менее Уинслет не отступила и потратила целых восемь лет на то, чтобы история Ли Миллер наконец была экранизирована. К тому же актриса взвалила на себя функции исполнительного продюсера, а для максимальной биографической правдоподобности повествования обратилась к архивам, предоставленным сыном Ли Миллер — Энтони Пенроузом.
Вместе с режиссёром «Великой» Эллен Кёрас, больше известной по своей операторской работе в «Вечном сиянии чистого разума», Уинслет изучила сотни фотографий, сделанных Миллер в разные годы жизни. Большинство снимков Ли времён Второй мировой оживают на экране: разбомбленные дома и улицы Лондона в период «Блица», суровые реалии военно-полевой хирургии, испуганные и измождённые женщины с детьми, сидящие в ненадёжных укрытиях, тяжело раненные солдаты, полностью замотанные в бинты, обритые наголо француженки, обвинённые в коллаборационизме, развалины опустевших городов и невыразимые страдания жертв Холокоста. В отличие от своей тёзки из «Падения империи», экранная Ли Миллер всё-таки испытывает сочувствие к людям, травмированным войной, и пытается им помочь, хотя от журналиста и требуется оставаться беспристрастным и не вмешиваться в происходящее, ведь он всего лишь свидетель.
С репрезентацией работы фотожурналистки в экстремальных условиях «Великая» справляется достойно, хотя и периодически замахивается на неуместный героический пафос. Однако байопик совершенно не раскрывает другие грани Миллер (модели и сюрреалистки), которая прославилась задолго до своих исчерпывающих репортажей с передовой и скандальной съёмки в ванной Гитлера. Создание последнего кадра режиссёр Эллен Кёрас воспроизводит во всех деталях. В одной из самых выразительных сцен фильма военный корреспондент Life Дэвид Шерман (обаятельный Энди Сэмберг) фотографирует обнажённую Ли (Кейт Уинслет), которая моется в ванне диктатора. Слева от журналистки находится портрет фюрера, а на коврике перед ванной стоят её сапоги, испачканные грязью концлагерей. Профессиональным отношениям Миллер и Шермана, которые бок о бок прошли через огонь войны и спали в одной постели, отводится отдельная линия, но, как и другие важные фрагменты из биографии Ли, она растворяется в сумбурном сторителлинге.
Основная проблема фильма Эллен Кёрас кроется в схематичности портрета легендарной женщины-фоторепортёра. Мы видим лишь наброски характера Ли, словно вырванные из контекста. В начале байопика Миллер ненадолго предстаёт роковой особой: оголяется в компании богемных личностей на французском курорте, заводит роман с художником и арт-коллекционером Роландом Пенроузом (статный Александр Скарсгард), беззаботно выпивает с друзьями на фоне чёрно-белой хроники с дня рождения Гитлера в Берлине, даже не догадываясь, что всего через полгода нацисты развяжут полномасштабную войну. Затем главная героиня резко проваливается в страшную действительность «Блица» с оглушительными взрывами и падающими с неба бомбами. До отправки сильной и гордой Миллер на фронт в роли корреспондента остаётся всего несколько растянутых сцен. До полного погружения в хаос боевых действий Ли довольствуется фотосессиями с женщинами в военной форме, позированием обнажённой для своего любовника Роланда Пенроуза, разрабатывающего новую технологию камуфляжа, и размеренными прогулками по лесу со своей подругой, главредом британского Vogue Одри Уизерс (предельно серьёзная Андреа Райзборо), в периоды временного затишья.
«Великая» проходится по верхам биографии Миллер, которые всплывают на экране в формате хаотичных воспоминаний. 70-летняя героиня (седая и ужасно уставшая Кейт Уинслет) беспрерывно курит и рассказывает о своём прошлом журналисту (на самом деле сыну Энтони Пенроузу) в зависимости от выбора фотографий, которые он рассматривает. Захватывающая история о карьерном взлёте Ли в Нью-Йорке конца 1920-х годов, когда она стала любимой фотомоделью американского Vogue, купалась в роскоши и предавалась гедонизму вместе с известными людьми из богемных и светских кругов Манхэттена, не получает даже мимолётного флешбэка. Более того, влияние Миллер на фотоискусство ещё до начала Второй мировой (она была музой, любовницей и ученицей сюрреалиста Ман Рэя) никак не обозначается на экране, хотя её экстравагантные работы хорошо продавались и пользовались большим спросом среди коллекционеров.
В попытке рассказать как можно больше о фронтовых буднях Миллер «Великая» как будто нивелирует её культовый статус как фотографа-сюрреалиста, хотя она много снимала Пикассо (в ответ он писал её портреты) и покорила творческий Париж своими эксцентричными идеями. Увы, байопик Миллер преимущественно берёт в объектив образ женщины-репортёра, оказавшейся в тяжелейших условиях войны, но не говорит ничего неожиданного. Режиссёр стремительно перескакивает с одного задокументированного Ли события на другое, словно пробегается глазами по странице в «Википедии». Жестокие сцены боевых действий во Франции, торжественное освобождение Парижа, вылившееся в публичное унижение женщин за связь с нацистами, навсегда травмирующее посещение Дахау и Бухенвальда и знаменитая фотосессия в штаб-квартире Гитлера в Мюнхене присутствуют в фильме, но выглядят сухим пересказом. Эллен Кёрас явно не хватает режиссёрского опыта, чтобы придать байопику о Ли Миллер животрепещущую интонацию. Возникает ощущение, что постановщица мыслит шаблонно или просто боится выбрать оригинальный ракурс для картины о столь масштабной личности. К несчастью, нерешительность автора моментально считывается зрителем и вызывает недоумение.
Фотографическое наследие Миллер многие и правда ассоциируют именно с её работами военного времени: тревожной хроникой с передовой, запредельно кошмарными кадрами из лагерей смерти и портретами мёртвых эсэсовцев. В годы глобальной катастрофы Миллер оставила карьеру модели и поначалу делала патриотические съёмки для британского Vogue, которые должны были вдохновлять женщин на фронте и в тылу. Ли фотографировала ухаживающих за ранеными медсестёр, девушек из женского вспомогательного территориального корпуса, которые носили тяжёлые пальто, гордых лётчиц, управлявших истребителями, и усердных работниц артиллерийских заводов. Однако по мере ухудшения ситуации на фронте Миллер всё чаще задумывалась о том, чтобы показывать людям всю грязную правду войны, а не очередные воодушевляющие портреты сильных и преданных своей стране женщин. Почему Ли хотела фиксировать чудовищную реальность Второй мировой на камеру? Ее сын Энтони Пенроуз писал, что она просто не могла поступить иначе.
Ли не раз обсуждала с главным редактором британского Vogue Одри Уизерс возможность появления на страницах модного журнала подлинной фотохроники с фронта и в конце концов получила добро на бессрочную командировку на линию огня. Правда, начальница Миллер предполагала, что фотожурналистка вернётся с сюрреалистическими зарисовками разрушенных городов, а не отправит ей по почте шокирующие кадры из освобождённых Дахау и Бухенвальда. Только фотографии заключённых концлагерей, напоминавших живые скелеты, напечатали не в британском, а в американском Vogue в июне 1945 года. Поскольку после завершения Второй мировой Великобритания планировала восстанавливать отношения с Германией и участвовать в её реконструкции, обнародование зверств нацизма в Соединённом Королевстве находилось под негласным запретом. Именно по этой причине Одри Уизерс отправила провокационные снимки Миллер в офис Condé Nast в Нью-Йорке. Репортаж Миллер, опубликованный под заголовком «Просто поверьте в это» среди ювелирных украшений, роскошных нарядов и рецептов торжественных ужинов, стал одним из важнейших доказательств Холокоста. Однако со временем ажиотаж вокруг фигуры Ли поутих, оставив её наедине с хроническим ПТСР, алкоголизмом и грудой архивных материалов, которые по совету врача-психиатра было решено запереть на чердаке.
После смерти Миллер её сын Энтони Пенроуз нашёл сотни фотографий, очерки и дневники матери. Он написал биографическую книгу The Lives of Lee Miller, по которой Эллен Кёрас сняла драму «Великая». Несмотря на обстоятельный материал в основе, фильм о Ли Миллер кажется поверхностным прочтением лишь части её насыщенной жизни, заслуживающей отдельного сериала. Хмурая и грубая Кейт Уинслет, одетая в аутентичные костюмы и пользующаяся старой камерой Rolleiflex, всецело разделяет переживания своей героини и явно претендует на «Оскар» за лучшую женскую роль. Миллер в исполнении британской актрисы представляется женщиной с железной волей: она всеми силами старается выполнить свою журналистскую миссию до конца, чтобы чуть позже весь мир узнал о преступлениях нацистов и запомнил уродливое лицо войны. Внутреннюю боль, связанную с пережитым в детстве сексуализированным насилием, Ли выпускает наружу лишь в моменты глубокого сострадания подвергнутым жестокому обращению женщинам и девочкам. И всё же для убедительного и целостного портрета только внешне бесстрашной Миллер «Великой» банально не хватает глотка свободы. Вероятно, сумбурность байопика — следствие затянувшегося производства картины, которое плохо отразилось на драматургии. Тем не менее фанаты Кейт Уинслет наверняка отметят её мощный образ, а для тех, кто совсем не знаком с биографией Ли Миллер, драма Эллен Кёрас станет чем-то вроде вводного урока.
Для подготовки материала в том числе была использована книга Энтони Пенроуза The Lives of Lee Miller.