
На днях в Ханты-Мансийске завершился фестиваль дебютов «Дух огня». В рамках конкурсных программ были показаны полнометражные и короткометражные работы, а также фильмы параллельных секций фестиваля. О некоторых картинах мы уже писали — например, о нуарной драме «Наступит лето» (фильм собрал целый букет призов, включая награду президента фестиваля Эмира Кустурицы), говорили с режиссёром Кириллом Султановым сразу после премьеры картины в рамках «Окна в Европу», а также рассказывали о фильмах с «Маяка», многие из которых были также показаны здесь, в Ханты-Мансийске.
Валерия Косенко рассказывает о нескольких полнометражных и короткометражных фильмах «Духа огня», имеющих шансы найти своего зрителя на больших и малых экранах.
п/м «Огниво против волшебной скважины», реж. Анджей Петрас

Новая вариация на тему известной и, как оказалось, обожаемой отечественными кинематографистами сказки Ганса Христиана Андерсена. Король Дании, подобно царю Лаю из мифа об Эдипе, напуган пророчеством: придворные предсказатели утверждают, что дочери короля, принцессе, суждено выйти замуж за простого солдата. Возмутившись, король запирает дочь в башне, а всех солдат отправляет на войну, дабы не сватались. Страной же с помощью волшебной скважины и других сказочных артефактов управляет коварный обер-полицмейстер, остановить которого под силу лишь бравому солдату Гансу, случайно завладевшему магическим огнивом.
«Огниво против волшебной скважины» — малобюджетный проект дебютанта Анджея Петраса, взявшего на себя роль режиссёра, композитора и автора текста к музыкальным шоустопперам. Непосредственное участие в создании приняла продюсерка Анастасия Разлогова — дочь известного киноведа Кирилла Разлогова. Фильм стал настоящим долгостроем, в процессе преодолев массу производственных трудностей и продержавшись только на авторском энтузиазме. Новое «Огниво» далеко от размахов современного блокбастера и, кажется, не стыдится этого: скромные бюджеты выдают и декорации, и даже перебивки на кукольный театр, позволяющий одновременно разнообразить изображение и сэкономить на нём.
Видно, что создатели любят своё детище и всячески пытаются следовать собственному канону, а не тому, что характерен большинству сегодняшних блокбастеров. Вдохновение авторы черпают у богатого наследия советских сказок, упуская лишь одну важную деталь: в центре любой советской сказки пролегала глубокая человеческая драма, выстроенная за счёт многоуровневых аллегорий и отсылок. «Огниво» устроено гораздо проще и невольно ступает на грабли тех, на кого меньше всего хотело быть похожим. Мечась между возможными аудиториями, фильм сильно проигрывает: для серьёзного кино «Огниву» не хватает художественной условности и выразительности (хотя попытки видны — особенно на примере злостного обер-полицмейстера в образе классического носферату), а для детской сказки фильм чересчур размерен и утомителен.
к/м «Такой именно день», реж. Клавдия Коршунова

Ещё один призёр «Духа огня», прежде отмеченный участием на кинофестивалях и объявленный лучшим короткометражным фильмом прошлого года на премии киноведов и кинокритиков «Белый слон». В Ханты-Мансийске картина также сильно выбивалась на общем фоне, благодаря зрелости авторской мысли и глубине переживания.
Мужчина и женщина едут к друзьям на годовщину, попутно ссорясь из-за разницы жизненных приоритетов. Героине — её играет прекрасная Ольга Ломоносова — уже за 40, и она хочет детей. Приближающаяся овуляция должна стать ещё одним окном возможностей для зачатия, однако герой Алексея Розина не разделяет тревог жены, объявляя об отказе заниматься сексом по расписанию и лишать себя выпивки на предстоящем празднике. Героиня злится, выбегает из машины — та в ту же секунду стремительно уезжает — и отправляется в гордом одиночестве блуждать вдоль трассы в поисках попутки.
Небольшое приключение, случающееся с ней в процессе скитаний, остаётся её маленькой женской тайной: возможностью душевного выхлопа и осознанием преимущества над самодовольным партнёром, по-мужски уверенным в своих возможностях всё и всех контролировать. «Такой именно день» Клавдии Коршуновой отличается крепкими актёрскими работами, уместными живыми диалогами и чуткой интонацией, характерной для современной женской режиссуры. Благодаря такому комплексу фильм магнетизирует внимание, воздействуя на зрителя не силой прямолинейного высказывания, а лишь подспудным ощущением назревающего конфликта.
п/м «Северная станция», реж. Сергей Овечко

История главной героини Светы поделена на две части. Одна отсылает к денькам студенческой практики на биостанции, где юная, но уже замужняя Света влюбляется в известного учёного Рудина, недвусмысленно окружившего девушку своей заботой. Другая — прямиком из безрадостного настоящего, где Света не только одинока, разведена и совсем не похожа на бывшую выпускницу православной гимназии, но и лишена всего, что когда-то было ей дорого.
Причиной таких головокружительных изменений и, прямо скажем, травмы послужил тот самый роман Светы с куратором практики Рудиным. Тому теперь тоже несладко: мужчину, за всю свою педагогическую карьеру пользовавшегося немалым успехом у студенток, обвиняют в домогательствах сразу несколько бывших учениц. Одна из них, ставшая в итоге журналисткой, готовит целое расследование и уговаривает Свету поделиться своей историей.
«Северная станция» режиссёра Сергея Овечко — крепко сделанная драма, отмеченная призами за лучшую женскую роль и лучшую операторскую работу. Проект был выпущен под эгидой «Ленфильм-дебюта» и продюсерского центра Игоря Толстунова («Мастер и Маргарита»), и хотя официальная дата релиза не объявлена, фильм имеет все шансы попасть в российский прокат уже в этом году. При всех внешних плюсах картины — вне этических конфликтов фильм держит внимание, вовлекая в свои временные лабиринты, — «Северная станция» оставляет массу вопросов не художественного, а морально-нравственного характера.
Во-первых, фильм будто осознанно романтизирует daddy issues, играя на чувствах пятнадцатилетних девочек-подростков, обожающих сериал «Милые обманщицы» и бульварные сюжеты про «льва, влюбившегося в овечку». Проталкивать это взрослой аудитории на фоне тотальной незащищённости женщин в вопросах сексуализированного насилия как минимум неуместно. Смущает и то, что поведению героя находится отчётливо считываемое оправдание под предлогом его сложного характера, редкого таланта и угрозы закрытия лабораторных экспериментов. В то же время девушкам, поднявшим весь шум, как выясняется, не сильно-то есть дело до правды. Такая сомнительная позиция, претендующая на статус «а что, если всё не так просто», не идёт на пользу проекту, в ином случае имевшему все шансы отличиться среди отечественного жанрового сегмента.
к/м «Новая мама», реж. Александр Кузовков

Абсурдистско-гротескная комедия Александра Кузовкова — настоящий неогранённый алмаз, затерявшийся в программе коротких метров из Сибири. Маленькая девочка теснится с родителями в обшарпанной комнатушке, взрослея на фоне бурных семейных разногласий. Однажды мама-акробатка бесследно пропадает, а вместо неё заселяется грубая и пошловатая продавщица в меховой шапке, претендующая на вакантное место новой мамы. Впрочем, всё это только формальность, так как и папе, и его новой пассии девочка совсем не нужна. И вот по ней уже справляют поминки, в то время как героиня жива-здорова блуждает по лесу, сбегая то от страшных дяденек, призывно размахивающих конфетами, то от пышных женщин, с ног до головы облачённых в звериные шкуры.
Сюжет хоть и тянет на социалку, существует по совсем другим законам. Зрелище на экране разворачивается максимально условное, трагикомичное, пропущенное со всеми воспитательными клише через безусловно-доверчивое восприятие маленькой героини. Получается что-то между Уэсом Андерсоном, столь любимым дебютантами (куда там Тарковскому), и Педро Альмодоваром. «Новая мама» — провинциальная quirky comedy с шутками в духе «Монти Пайтона» и одним симпатичным шоустоппером. Выглядит всё мило, стильно и, что ещё важнее, осмысленно. Фильм составил бы отличную конкуренцию коротким метрам из конкурса и на общем фоне смотрелся бы ещё выигрышнее.