Страшные сказки: лучшие фильмы фестиваля «Дух огня-2025»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

На днях в Ханты-Мансийске завершился фестиваль дебютов «Дух огня». В рамках конкурсных программ были показаны полнометражные и короткометражные работы, а также фильмы параллельных секций фестиваля. О некоторых картинах мы уже писали — например, о нуарной драме «Наступит лето» (фильм собрал целый букет призов, включая награду президента фестиваля Эмира Кустурицы), говорили с режиссёром Кириллом Султановым сразу после премьеры картины в рамках «Окна в Европу», а также рассказывали о фильмах с «Маяка», многие из которых были также показаны здесь, в Ханты-Мансийске.

Валерия Косенко рассказывает о нескольких полнометражных и короткометражных фильмах «Духа огня», имеющих шансы найти своего зрителя на больших и малых экранах.

п/м «Огниво против волшебной скважины», реж. Анджей Петрас

Кадр из фильма «Огниво против Волшебной Скважины», ООО «Камер-Тон-Фильм-Русь», ООО «Дуримар Пикчерз»

Новая вариация на тему известной и, как оказалось, обожаемой отечественными кинематографистами сказки Ганса Христиана Андерсена. Король Дании, подобно царю Лаю из мифа об Эдипе, напуган пророчеством: придворные предсказатели утверждают, что дочери короля, принцессе, суждено выйти замуж за простого солдата. Возмутившись, король запирает дочь в башне, а всех солдат отправляет на войну, дабы не сватались. Страной же с помощью волшебной скважины и других сказочных артефактов управляет коварный обер-полицмейстер, остановить которого под силу лишь бравому солдату Гансу, случайно завладевшему магическим огнивом.

«Огниво против волшебной скважины» — малобюджетный проект дебютанта Анджея Петраса, взявшего на себя роль режиссёра, композитора и автора текста к музыкальным шоустопперам. Непосредственное участие в создании приняла продюсерка Анастасия Разлогова — дочь известного киноведа Кирилла Разлогова. Фильм стал настоящим долгостроем, в процессе преодолев массу производственных трудностей и продержавшись только на авторском энтузиазме. Новое «Огниво» далеко от размахов современного блокбастера и, кажется, не стыдится этого: скромные бюджеты выдают и декорации, и даже перебивки на кукольный театр, позволяющий одновременно разнообразить изображение и сэкономить на нём.

Видно, что создатели любят своё детище и всячески пытаются следовать собственному канону, а не тому, что характерен большинству сегодняшних блокбастеров. Вдохновение авторы черпают у богатого наследия советских сказок, упуская лишь одну важную деталь: в центре любой советской сказки пролегала глубокая человеческая драма, выстроенная за счёт многоуровневых аллегорий и отсылок. «Огниво» устроено гораздо проще и невольно ступает на грабли тех, на кого меньше всего хотело быть похожим. Мечась между возможными аудиториями, фильм сильно проигрывает: для серьёзного кино «Огниву» не хватает художественной условности и выразительности (хотя попытки видны — особенно на примере злостного обер-полицмейстера в образе классического носферату), а для детской сказки фильм чересчур размерен и утомителен.


к/м «Такой именно день», реж. Клавдия Коршунова

Кадр из фильма «Такой именно день», «Дух огня»

Ещё один призёр «Духа огня», прежде отмеченный участием на кинофестивалях и объявленный лучшим короткометражным фильмом прошлого года на премии киноведов и кинокритиков «Белый слон». В Ханты-Мансийске картина также сильно выбивалась на общем фоне, благодаря зрелости авторской мысли и глубине переживания.

Мужчина и женщина едут к друзьям на годовщину, попутно ссорясь из-за разницы жизненных приоритетов. Героине — её играет прекрасная Ольга Ломоносова — уже за 40, и она хочет детей. Приближающаяся овуляция должна стать ещё одним окном возможностей для зачатия, однако герой Алексея Розина не разделяет тревог жены, объявляя об отказе заниматься сексом по расписанию и лишать себя выпивки на предстоящем празднике. Героиня злится, выбегает из машины — та в ту же секунду стремительно уезжает — и отправляется в гордом одиночестве блуждать вдоль трассы в поисках попутки.

Небольшое приключение, случающееся с ней в процессе скитаний, остаётся её маленькой женской тайной: возможностью душевного выхлопа и осознанием преимущества над самодовольным партнёром, по-мужски уверенным в своих возможностях всё и всех контролировать. «Такой именно день» Клавдии Коршуновой отличается крепкими актёрскими работами, уместными живыми диалогами и чуткой интонацией, характерной для современной женской режиссуры. Благодаря такому комплексу фильм магнетизирует внимание, воздействуя на зрителя не силой прямолинейного высказывания, а лишь подспудным ощущением назревающего конфликта.


п/м «Северная станция», реж. Сергей Овечко

Кадр из фильма «Северная станция», «Дух огня»

История главной героини Светы поделена на две части. Одна отсылает к денькам студенческой практики на биостанции, где юная, но уже замужняя Света влюбляется в известного учёного Рудина, недвусмысленно окружившего девушку своей заботой. Другая — прямиком из безрадостного настоящего, где Света не только одинока, разведена и совсем не похожа на бывшую выпускницу православной гимназии, но и лишена всего, что когда-то было ей дорого.

Причиной таких головокружительных изменений и, прямо скажем, травмы послужил тот самый роман Светы с куратором практики Рудиным. Тому теперь тоже несладко: мужчину, за всю свою педагогическую карьеру пользовавшегося немалым успехом у студенток, обвиняют в домогательствах сразу несколько бывших учениц. Одна из них, ставшая в итоге журналисткой, готовит целое расследование и уговаривает Свету поделиться своей историей.

«Северная станция» режиссёра Сергея Овечко — крепко сделанная драма, отмеченная призами за лучшую женскую роль и лучшую операторскую работу. Проект был выпущен под эгидой «Ленфильм-дебюта» и продюсерского центра Игоря Толстунова («Мастер и Маргарита»), и хотя официальная дата релиза не объявлена, фильм имеет все шансы попасть в российский прокат уже в этом году. При всех внешних плюсах картины — вне этических конфликтов фильм держит внимание, вовлекая в свои временные лабиринты, — «Северная станция» оставляет массу вопросов не художественного, а морально-нравственного характера.

Во-первых, фильм будто осознанно романтизирует daddy issues, играя на чувствах пятнадцатилетних девочек-подростков, обожающих сериал «Милые обманщицы» и бульварные сюжеты про «льва, влюбившегося в овечку». Проталкивать это взрослой аудитории на фоне тотальной незащищённости женщин в вопросах сексуализированного насилия как минимум неуместно. Смущает и то, что поведению героя находится отчётливо считываемое оправдание под предлогом его сложного характера, редкого таланта и угрозы закрытия лабораторных экспериментов. В то же время девушкам, поднявшим весь шум, как выясняется, не сильно-то есть дело до правды. Такая сомнительная позиция, претендующая на статус «а что, если всё не так просто», не идёт на пользу проекту, в ином случае имевшему все шансы отличиться среди отечественного жанрового сегмента.


к/м «Новая мама», реж. Александр Кузовков

Кадр из фильма «Новая мама», «Дух огня»

Абсурдистско-гротескная комедия Александра Кузовкова — настоящий неогранённый алмаз, затерявшийся в программе коротких метров из Сибири. Маленькая девочка теснится с родителями в обшарпанной комнатушке, взрослея на фоне бурных семейных разногласий. Однажды мама-акробатка бесследно пропадает, а вместо неё заселяется грубая и пошловатая продавщица в меховой шапке, претендующая на вакантное место новой мамы. Впрочем, всё это только формальность, так как и папе, и его новой пассии девочка совсем не нужна. И вот по ней уже справляют поминки, в то время как героиня жива-здорова блуждает по лесу, сбегая то от страшных дяденек, призывно размахивающих конфетами, то от пышных женщин, с ног до головы облачённых в звериные шкуры.

Сюжет хоть и тянет на социалку, существует по совсем другим законам. Зрелище на экране разворачивается максимально условное, трагикомичное, пропущенное со всеми воспитательными клише через безусловно-доверчивое восприятие маленькой героини. Получается что-то между Уэсом Андерсоном, столь любимым дебютантами (куда там Тарковскому), и Педро Альмодоваром. «Новая мама» — провинциальная quirky comedy с шутками в духе «Монти Пайтона» и одним симпатичным шоустоппером. Выглядит всё мило, стильно и, что ещё важнее, осмысленно. Фильм составил бы отличную конкуренцию коротким метрам из конкурса и на общем фоне смотрелся бы ещё выигрышнее.