На «Новом сезоне» случился первый слабый конкурсный день, порадовавший лишь одним-единственным проектом. Прошли премьеры мрачного триллера про буллинг и потенциальную сталкершу, постапокалиптического сай-фая и проникновенной драмы с большой ролью Юлии Снигирь. Валерия Косенко рассказывает об увиденном.
«Жвачка»
Галя (Дарья Балабанова) — одинокая девушка из детдома, не знавшая любви. Мать села в тюрьму, когда Галя была ещё ребёнком, отец умер. Из близких у девушки есть только ухажёр-абьюзер Кирилл — опасный тип, связанный с криминалом и не брезгующий насильственными методами, вгоняя девушку в немой страх. У Гали есть мечта — поступить на сценарное во ВГИК, но давление парня, добивающегося над девушкой полного контроля, тормозит всю её жизнь.
Случайно увиденный стрим переворачивает жизнь девушки, вынуждая жить в ещё большем страхе. Встреча в океанариуме толкает Галю в объятия избалованного хулигана Ромы, который ловко пользуется доверчивостью новой знакомой, используя её ради одноразового развлечения. С этого момента Галя изнывает от созависимой любви, а Рома выставляет на публичное осмеяние переписки с наивной девушкой. Вскоре связь девушки и Ромы становится известна беспощадному Кириллу, вышедшему будто из криминальных саг о 90-х, и Галя оказывается в серьёзной опасности.
«Жвачка» — сумбурная драма про жертву абьюза, стоящую на пороге превращения в одержимую сталкершу.
Задел интересный, но отсутствие хоть одного обаятельного персонажа в истории значительно снижает градус ожидания. Выросшие подростки стабильно жестоки: в мире вечно балагурящих и беспринципных выпускников не так-то просто найти привлекательного персонажа, не похожего на отморозка.
Галя с её предполагаемым комплексом внутренних травм — раздолье для сценаристов, однако персонаж раскрывается слабо, то и дело вызывая вопросы, касающиеся её реакций и поступков. В перспективе любопытен герой Антона Рогачёва — жестокого к чужим и нежного по отношению к онкобольной сестре, однако по истечении двух серий гадать об этом трудно, так как герои не переживают ни малейших сдвигов. Неизвестно, чего в сериале в большем избытке — моральных уродов или же бьющей по ушам музыки.
Трудно сказать, в какой момент молодость стала синонимом чёрствости и аморальности, но в мире «Жвачки» другим нет места.
«Подростки в космосе»
2054 год. Земля на грани катастрофы. Загубленная экология грозит людям ранним старением и смертью. Помочь человечеству может одно — уникальное космическое вещество. Найти и добыть его в состоянии только подростки. На местном космодроме готовят группу молодых людей, часть из которых отправится в экспедицию. Участвовать в рискованной затее хотят многие, а значит, ребятам придётся побороться за возможность войти в шестёрку космонавтов. Положение осложняет ещё один претендент на космическое путешествие — Кирилл (Денис Косиков), насильно взятый начальником космодрома (Николай Шрайбер) из неблагополучного района «Шанхай» ради участия в ответственной операции. Соперничество между ребятами разрастается, однако главное испытание ждёт впереди.
«Подростки в космосе» — амбициозный проект Александра Цоя, не раз работавшего на сериалах с молодёжной тематикой («Трудные подростки», «Смычок»). Постапокалиптическая вселенная, разворачивающаяся в безликих футуристических интерьерах и лишённая подробностей, пока выглядит пресно, персонажи, включая главных, почти никак не раскрываются. Однако, в отличие от многих попыток отечественного кинопрома в фантастические франшизы, «Подростки» выгодно отличаются вовлекающим сюжетом.
Ставки низкие, сопереживать некому, но главный крючок сериала — испытания на вылет между подростками, миксующие «Трудных подростков», «Дивергента», «Голодные игры» и «Игру в кальмара». Поскольку спецшкола на космодроме представляет собой знакомый тип закрытого учебного заведения для избранных, то нередко в сюжете проскакивают и кивки в сторону «Гарри Поттера». «Подростки в космосе» не впечатляют, но в отечественном сай-фае бывало и похуже.
«Танго на осколках»
Суровая и неприступная Нора (Юлия Снигирь) теряет мужа (Денис Шведов) при странных обстоятельствах: вначале женщина получает адрес от неизвестного лица, пишущего с номера мужа Вани, а затем находит в квартире его оголённый труп. Так Нора узнаёт много такого, о чём раньше не подозревала. Например, о том, что Ваня снимал квартиру для свиданий с любовницей (Анастасия Талызина), а главное — много месяцев активно занимался танго.
В отношениях между супругами явно не хватало нежности, если даже дети косвенно обвиняют авторитарную мать в холодности и равнодушии. Нора переживает, но по-своему: женщина начинает заново исследовать жизнь умершего супруга, проникаться тем, что ему было небезразлично. Помогать с этим Норе берётся призрак умершего мужа, являющийся ей в видениях: мужчина щедро раздаёт советы и от души поддерживает жену в попытках освободиться от вины, боли и одиночества.
«Танцы на осколках» — камерная драма Сергея Сенцова («1703») с отличными диалогами и точным бытовым комизмом. Снигирь играет холодную, застёгнутую на все пуговицы женщину с армейской выправкой. Всю свою жизнь Нора, с трудом выбравшаяся из нищеты, облагала запретами и себя, и семью.
Проявлять чувства женщина тоже не умеет и отчаянно сопротивляется новым ощущениям. Потому Шведов-призрак символизирует её подавленное «я», проявляющееся, как это часто бывает, через зеркальные поверхности. Помимо проблем с секретной жизнью мужа, Нора с трудом находит общий язык с дочерью, явно на фоне токсичной атмосферы в доме страдающей расстройством пищевого поведения.
Нора — не просто главная героиня, но и главный двигатель сериала, то, ради чего его вообще стоит смотреть. «Танцы на осколках» цепляют атмосферой и глубиной переживаний. Снигирь создаёт глубокий характер травмированной женщины, постепенно избавляющейся от призраков прошлого и открывающей подавленный потенциал чувственности.