Глобальные изменения, произошедшие в международных отношениях в непростом 2022 году, не могли не сказаться на мировой киноиндустрии в целом и отечественной отрасли в частности. Оставшиеся первоначально практически незаметными для рядового пользователя ограничения, наложенные правообладателями на демонстрацию своего контента на российских онлайн-платформах и в кинотеатрах, тем не менее привели к серьёзным переменам. И если в первый год ограничений платформы и производители контента преимущественно решили не разрывать подписанные контракты и завершить показы планово, то на 2023 год похвастаться продлением договоров может разве что «Амедиатека», выторговавшая себе эксклюзивные права на будущие годы.
А вот руководству остальных онлайн-платформ пришлось немало поломать голову и покреативить, решая нетривиальную задачу: чем же заменить более пятидесяти тысяч часов оригинального видеоконтента, ежегодно производимого и поставляемого западной индустрией?
Ну а куда деваться? Всё же именно Запад на данный момент создаёт более половины всего мирового видеоконтента стриминговых платформ и не менее трети всех картин полного метра. Варианты замен рассматривались самые различные — от откровенного пиратства, когда публикация контента производилась без разрешения правообладателя, до проката лент старых лет и производства своего собственного, уникального материала. Кое-кто из владельцев офлайн-кинотеатров рискнул и пустил в прокат выкупленные в рамках параллельного импорта в третьих странах западные картины. Кто-то предлагал пользователям пересмотреть классику и удачные ленты прошлого. Самые же крупные решили запустить в производство и отснять свой, уникальный контент.
Какая сейчас повестка у онлайн-платформ?
И последние как раз не прогадали. Особенно удачно в этом году нашим режиссёрам удались сериалы. Всё-таки стоит отметить, что пусть в полном метре мы и уступаем Голливуду в количестве бестселлеров, но выпуск короткометражных лент и сериалов мы освоили на очень неплохом уровне. Новые или творчески переработанные западные сценарии легли в основу сразу десятка новых многосерийных фильмов, тепло принятых российским зрителем. Известные популярные актёры, высокое качество декораций и компьютерной графики, а также высокое мастерство режиссёров и операторов, научившихся снимать «по-голливудски», то есть с большим количеством смен планов в течение даже одного небольшого диалога или фрагмента. Ну и приличная компьютерная графика. Всё это — составляющие того успеха, которым наши сериалы пользуются у широкого зрителя.
Успехи полного метра оценить пока сложно. С одной стороны, уже много лет картины, подчёркивающие достижения российской науки, спорта и культуры, приветствуются российским Фондом кино. Режиссёры, работающие в этом направлении, могут рассчитывать на значительное государственное финансирование и успешно выпускают по несколько фильмов в год. К тому же такие ленты горячо принимаются зрителем. Полудокументальные картины про космонавтов, спортсменов, медиков и учёных неизменно показывают прекрасные кассовые сборы и отличные отзывы аудитории.
С другой стороны — в 2023 году основной запрос государства несколько сместился, и в производстве находится уже более десятка картин, прославляющих подвиги русских воинов самых различных эпох, включая даже выдуманные аниме-сериалы. Режиссёры прорабатывают сценарии и согласовывают сроки, так что их пока только ожидаем.
В целом годовые успехи пока скромные. Несколько фильмов про персонажей русских сказок, которые с удовольствием смотрели как в онлайн-, так и в офлайн-кинотеатрах, но не вызвавшие каких-то невероятных отзывов после безусловного успеха «Чебурашки», сыгравшего на ностальгии наших сограждан. Ну и, конечно же, картины из стран, не присоединившихся к ограничениям, таких как Индия, Корея и Китай, — этакий экзотический колорит, который попробовали, но в связи с весьма скромными результатами решили использовать дозированно.
Как борется за внимание каждая платформа?
В связи с тем, что сразу пять крупных стриминговых платформ стали вкладывать значительные средства в производство собственного контента, в России даже сложилась парадоксальная ситуация с нехваткой актёров первого и второго плана — совершенно невозможная ещё в 2021 году. У многих восходящих звёзд гонорары сейчас взлетели пусть не до голливудского уровня, но весьма значительно. В этой связи особо выиграли сервисы, заранее «вырастившие» себе актёров, набранных для съёмок оригинального контента в прежние годы и ставших известными именно благодаря этим картинам. Так, в серию пошли продолжения «Папиных дочек» и сразу несколько сольных картин о героях других популярных в прежние годы сериалов.
Забастовки сценаристов у нас не было и пока не предвидится. На свет извлекаются сценарии, написанные два, пять и даже десять лет назад. Всё, что хоть как-то отвечает современной повестке, шлифуется, переписывается под современные реалии и с небольшим согласованием становится в очередь на съёмку. Стриминговые платформы стараются стремительно нарастить собственную медиатеку оригинальным контентом и идут для этого на немыслимые прежде траты и усилия.
С чем пока не определились игроки отечественного стриминга, так это с жанрами. Пока что они все приблизительно в равных долях заполнены как лёгкими комедиями, так и историческими драмами. Хотя некоторые предпосылки всё же есть. «Кинопоиск» анонсировал сразу несколько полнометражных картин про российских полярников, моряков и военных, работая над востребованными государством и зрителем картинами. «Иви» анонсировал сразу несколько сериалов, которые, по их мнению, вполне способны посоревноваться в известности с западной «Игрой престолов». Start делает ставку на лёгкие домашние сериалы и комедии. Ну что ж, поживём — увидим.
В связи со всем вышеизложенным, весь рынок кинопроката сам собой вдруг разделился на четыре неравные части. В первую вошли российские картины и сериалы. Во вторую — иностранные картины, которые были разрешены к прокату на территории РФ. В третью попали ленты иностранного производства, официально запрещённые к прокату в российских сервисах. И, наконец, в четвёртой оказались ленты, полученные при помощи параллельного импорта.
Какие крупные проекты выделились в 2023 году и стоят внимания?
Среди российских новинок, безусловно, отличился «Чебурашка», спродюсированный и снятый компанией «Централ Партнершип». Это длинное название с претензией на иностранный бренд на самом деле скрывает за собой часть медиахолдинга компании «Газпром». Так что удивляться кассовому успеху, даже при некоторых недоработках и местами не самой удачной анимации самого ушастого хулигана, не стоит. В одну рекламу, по слухам, было вложено порядка 120 миллионов рублей.
Картиной про достижения РФ в космосе, о востребованности которых я писал выше, стала лента «Вызов», созданная Климом Шипенко при поддержке того же «Газпрома». Тоже была крайне тепло принята зрителями и критиками. «По щучьему велению» и «Баба Яга спасает мир» — две ленты по мотивам русских народных сказок, также вошли в десятку российских лидеров офлайн-проката. Из иностранных фильмов, разрешённых к прокату, россияне выделили «Джона Уика 4» и «Операцию “Фортуна”» Гая Ричи.
Из новинок сериалов стоит выделить «Короля и Шута», который уже привычно сыграл на ностальгии поколения 30+, новый сезон «Вампиров средней полосы» с прекрасным кастом и юмором, завершающий сезон аниме «Атака титанов», который ринулись смотреть зрители почти всех возрастов, «Ведьмака», по-прежнему беспокоящего нашего зрителя своим неканоническим сюжетом, и «Кибердеревню» — полноформатное продолжение короткометражек с одноимённого YouTube-канала, снятое при поддержке «Кинопоиска». В топе просмотров также висят «Рик и Морти» — молодёжный мультсериал от американских создателей, «Чёрное зеркало» от режиссёров с Туманного Альбиона и российский сериал «Папины дочки. Новые».
Иностранный прокат, возглавляемый картинами «Барби», «Братья Супер Марио в кино» и «Оппенгеймер», а также продолжением франшиз от Marvel, DC, Disney и Paramount, все желающие смогли посмотреть либо в виде «импортозамещённых картин» на рискнувших онлайн-платформах, либо на флибустьерских сайтах. Хочу отдельно отметить, что пиратство, вне зависимости от мировой и политической обстановки, — это незаконное и аморальное действие. Все эти картины с некоторой задержкой публикуются на официальных стриминговых платформах, где их можно посмотреть в отличном качестве и с моральным удовлетворением от того, что поддержали создателя так понравившейся вам киноленты.
Чего ждать в следующем году?
Что касается кинопремьер 2024 года, тут всё просто и сложно одновременно. График оных можно без особых сложностей отыскать на «Кинопоиске» и аналогичных сервисах. И если на него взглянуть, можно обратить внимание, что это в основном сиквелы и приквелы различных российских хитов, такие как «Холоп 2» и «Бременские музыканты», а также картины «Лёд 3» и «Мастер и Маргарита». Несмотря на ограничения, не менее половины проката заполнено картинами иностранных киностудий. Среди них Китай, Южная Корея и Великобритания, а также США с перезапуском ленты «Человек-невидимка» и полудокументальным «Феррари».
От будущего года все ожидают чего-то своего. Зрители в нетерпении ждут премьер, отложенных из-за недавно законченной забастовки сценаристов и актёров. В том числе и россияне, уверенные, что смогут рано или поздно посмотреть картины на стриминговых платформах. К тому же есть немало предпосылок к тому, что в будущем году как минимум часть сервисов вернутся в Россию в том или ином виде. Всё же производство кино — это бизнес, а бизнес не любит терпеть убытки.
В данный же момент, РФ — это восьмидесятимиллионная аудитория, всё равно просматривающая контент западного производителя, но не платящая ему, — то есть сплошной убыток. И большинство стриминговых платформ уже вовсю прорабатывают механизмы возвращения на российский рынок или заключение партнёрских договоров с нашими онлайн-площадками для показов их картин.
Производители же предвкушают определённый кассовый успех наших, отечественных картин. Всё же изменения, случившиеся на российском кинорынке, на сто процентов соответствуют поговорке «Не было бы счастья — да несчастье помогло». При всей трагичности первопричин введённых западными производителями ограничений они в значительной мере расшевелили отечественных производителей оборудования и контента, заставив вкладывать немалые средства в производство своей продукции. А зритель обратил внимание на отечественную продукцию и с приятным удивлением отметил: «А умеют же!»
И мне, как представителю отечественной киноиндустрии, очень радостно, что у нас в работе уже сейчас более сотни сериалов, более трёх десятков полнометражных картин, за которые не будет стыдно перед зрителем, потому что мы действительно научились за прошедшие годы делать хорошо. А что по привычке сделают «как придётся», будем переделывать, потому что теперь наш зритель будет смотреть и более тщательно оценивать все наши картины.