Репортаж со съёмок фильма «Навар»: Елизавета Базыкина, Илларион Маров, нефрит и гангста-рэп

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Навар», кадр: «Кино Плюс», коллаж: КИНОТВ

Весной в Санкт-Петербурге прошли съёмки неонуарной криминальной драмы «Навар» режиссёра и сценариста Артура Григорьева — кино о жизни улиц, столкновениях судеб, экзистенциальном поиске и выборе. Карина Назарова побывала на площадке, застав разгар подготовки к одной из формообразующих сцен проекта, и рассказывает, что удалось узнать о фильме «Навар», его героях и вайбе.

Середина марта, Санкт-Петербург, съёмочная смена развернулась в двухэтажной квартире с видом на набережную реки Мойки. Солнце в Питере едва ли всходило, но тяжёлое пасмурное небо добавляет сцене новые качества: по сюжету в квартире проходит закрытая рэп-вечеринка. На площадке звучит музыка, на стену транслируется видеоарт. В шейкерах готовятся коктейли, по бокалам разливают шампанское, глаза разбегаются от интенсивности закадрового действия. Пока звукорежиссёры готовят звук, а инженеры по свету расставляют неоновые акценты, в ногах путается очаровательный бульдог, следящий за обстановкой. С каждой минутой людей становится всё больше, каждый прибывший наполняет комнату своим личным шумом и ритмом, становясь частью дурманящей композиции.

На лестнице, ведущей на второй этаж, уже не протолкнуться: туда-сюда ходят девушки-красотки на каблуках и в стразах, парни в худи и широких футболках. Художницы по костюмам поправляют актрисам завязки на туфлях, визажистки — макияж. Настоящая шумная вечеринка — сердце уже отбивает баслайн, голова кружится от падающего уровня кислорода. Наконец включается дым-машина, заполняя комнату атмосферой тумана. На самом деле — неонуар!

Кадр: «Кино Плюс»

Позади у съёмочной группы — работа в Репино, Сестрорецке, Ольгино. Также съёмки проходили на просторах Бурятии: в Улан-Удэ, недалеко от буддистских дацанов. Нет сомнений: всякий раз на съёмках, как сейчас, царит суета. Впрочем, это ощущение пронизывает описание нервного фильма, поэтому и формируется задолго до слов «Камера! Мотор!», плавно перетекая в сцену. Илларион Маров, музыкант, бас-гитарист и актёр фильмов Романа Михайлова «Поедем с тобой в Макао» и «Жар-птица», пожалуй, впервые играет столь амбивалентную роль — парня, потерявшего моральные ориентиры.

Вор мелкого помола Шуст (Илларион Маров) берёт от жизни всё, что плохо лежит. Крадёт, хулиганит, обманывает доверчивых сограждан. Имея шанс выбраться из пограничья, герой в последний раз «вписывается в темку» с кражей нефрита у бурятского коммьюнити — фатальный выбор. Опасные обстоятельства, разборки и погони затягиваются петлёй на шее, и без того нелёгкий жизненный путь превращается в дорогу-искупление с перспективой трагической развязки.

Мы застали момент подготовки к эпизоду с рэп-вечеринкой культового питерского рэпера Icegergert, автора треков «Украдём и купим», «Гектор», «Грабитель 78» и других. История его становления уже достаточно интересна, чтобы лечь в основу отдельного сценария: Icegergert — выпускник Суворовского училища, но предпочёл карьере офицера рэп-сцену и организацию вечеринок TrapGladiator, где бойцы дерутся по правилам уличного бокса, а зрители слэмятся под рэп. В «Наваре» у музыканта эпизодическая роль — камео, зато его насыщенный бэкграунд и смелые тексты дают дополнительный акцент к специфике жизни и характерам героев. Более того, Icegergert — своего рода проводник в чувственное измерение фильма, выразитель мира, повёрнутого к персонажам спиной. Рэпер играет сам себя и одновременно на этой же смене снимает клип на свой новый трек «По сути».

Кадр: «Кино Плюс»

Режиссёр Артур Григорьев на площадке постоянно в движении. Он с улыбкой общается с коллегами, не раздаёт указания, а подсказывает, направляя вайб в нужное русло. В 2013-м Григорьев окончил Дальневосточный государственный университет путей сообщения, а год спустя полностью поменял траекторию, поступив в Московскую школу нового кино. Его третий короткий метр «Стая» 2022 года стал отчётом его авторского видения и принёс режиссёру приз «Малая серебряная тайга» на Международном фестивале кинодебютов «Дух огня». По сюжету группа мелких злоумышленников обманывает пенсионеров на деньги и однажды нарывается на криминальных родственников очередной жертвы.

В полнометражном дебюте Григорьев вновь фокусирует взгляд на маргинальных группах, исследуя мотив трагического пути гангстера и рисуя линию возмездия. По словам продюсерки фильма Тамары Богдановой («Скоро кончится лето»), вдохновением для сценария послужила VK-группа NAVAR, где пользователи обмениваются злачным опытом быстрой и лёгкой выгоды.

Тамара Богданова, продюсер:

Сто тысяч подписчиков делятся, как они законно наварились на других людях. Безобидные на вид истории складываются в тенденцию, симптом утраты эмпатии в современном мире.

Артур Григорьев, режиссёр:

Наш фильм — о выборе и последствиях. Для меня важно, чтобы зритель увидел не просто криминальную драму, а историю о поиске себя.

Илларион Маров, исполнитель роли Шуста:

Мой персонаж очень от меня далёк, но во мне всё-таки разглядели возможность его сыграть. И это большая удача — играть непохожего на тебя человека. Для этой роли пришлось проделать большой путь, благодаря чему я обнаружил новые свойства своей души, которые ранее мне не открывались. В первую очередь в образе Шуста приходилось раскрывать его агрессию. Он разрушителен в своих действиях. Наверное, именно это изначально меня в нём пугало, потому что я очень добрый человек и веду максимально созидательную жизнь. А Шуст разрушает и делает это без зазрений совести. Тем не менее, когда я вошёл в съёмочный процесс, мне приоткрылось, что и во мне есть эти черты, просто я их не выпускаю наружу, коплю в себе, питая теневую сторону.

Кадр: «Кино Плюс»

Погружаясь в криминальный мир, Григорьев выводит на первый план социальную критику, показывая влияние среды, улиц, замкнутых сообществ на личности людей и их мировоззрение. Но при этом у режиссёра нет интенции свернуть в экзистенциальную хтонь, наоборот, в его сценарии чётко прописан выход из навязанного героям фрейма — их преступной канвы. Сюжет сводит героя с порядочными людьми — бывшим чемпионом СССР по толканию ядра (Евгений Сидихин) и его дочерью Ульяной (Елизавета Базыкина). Согласно синопсису, знакомство «меняет жизнь» Шуста, но трансформация происходит изнутри, пока злой рок последствий подбирается к герою снаружи. В некотором смысле «Навар» можно смело назвать фильмом и о кармическом перерождении, и о перевоспитании.

Для роли Шуста Маров переучивался водить с механической коробкой передач. Для одной из сцен ему пришлось дрифтить на «вольво» 1991 года, для другой — гонять на воздушной подушке по льду. Никаких каскадёров — все трюки и драки в «Наваре» выполняют актёры лично, тем самым доводя сцену и самих себя до запредельного нервного напряжения. Мало того, что нужно держать в уме характер сцены и выдавать осмысленный перформанс, так на плечи вдобавок ложится ответственность, например, за камеру стоимостью в миллион долларов, прикреплённую к авто, что постоянно глохнет, и к воздушной подушке, плывущей по треснувшему льду. Но все эти трудности, по словам главного исполнителя, — ничто в сравнении с кайфом, получаемым в процессе.

До начала съёмок Илларион брал уроки бокса в питерской подвальной студии, стараясь тем самым разогнать свой внутренний очаг агрессии и силы. И учился кулинарному мастерству. По словам Марова, любовь его героя к приготовлению пищи — проявление его «созидательных качеств, стремления создавать нечто для других».

Кадр: «Кино Плюс»

Илларион Маров, исполнитель роли Шуста:

Творчество строится на многослойности: чем больше я опыта пережил, тем лучше. Вот я занимался боксом для роли, а в фильме нет ни одной сцены, где я дерусь. Но если бы я этому не научился, чего-то бы не хватало на экране — в моём взгляде и пластике. Эти структуры нельзя потрогать, но я уверен: чем больше ты работы провёл — пускай её никто никогда не увидит, — тем больше эмоций получит смотрящий. Я в это верю.

Скоро начнётся обратный отсчёт. Как только зажжётся студийный свет и включатся камеры, журналистам придётся покинуть площадку: актёрам нужно настроиться, войти в образы и продержаться в них до пяти утра — смена на этот раз беспощадно долгая, после работы в квартире команда продолжит снимать на холодных улицах.

«Когда занимаешься делом — трудности исчезают», — смеётся актёр. Его улыбка — не единственная в заполненной комнате. Смех, шутки доносятся отовсюду. Может показаться, что ты сам принадлежишь этой богемной тусовке. Вот на расстоянии вытянутой руки появляется неземная и лучезарная Елизавета Базыкина в шубе, блестящем платье и красной помаде. Актриса едва успела к началу съёмок: «Утром бежала до „Сапсана“, а ночью буду бегать по Питеру на каблуках». С ней мы встретились на втором этаже в спальне-гримёрке, где и скрывается весь хаос съёмок. В углу — костюмы, на кровати — верхняя одежда и тот самый пёс, уже играющий с мячом. По словам актрисы, в этот день она впервые встретилась с Icegergert, но уже говорит о нём как о давнем друге, «молодом, заявившем о себе музыканте с классной музыкой». В этом весь «Навар» — связывающий разные социальные группы, людей из разных миров общей историей и контекстом.

Кадр: «Кино Плюс»

Елизавета Базыкина, исполнительница роли Ульяны:

Моя героиня Ульяна живёт, так скажем, не роскошно, зато у неё есть внутренний стержень — она знает, чего хочет. У неё непростая судьба, она умная девушка, учится на социолога и взаимодействует как со светской тусовкой модных рэперов, так и с компанией Шуста. Если Илларион, погружаясь в роль, много общался с людьми, которые живут так же, как его персонаж, узнавал, чем они занимаются, какие у них хлопоты, то я изучала социологию, пыталась понять, кто интересуется этим направлением и чем они дышат.

Ульяна хоть и принадлежит тому же социальному срезу, что и Шуст, но она более абстрагирована — ориентируется на личностный рост и учёбу. Она не сильно отклоняется от норм и принципов, но в сценарии важно другое: как миры переплетаются, как главный герой и его окружение преодолевают препятствия, как их сломленные души, судьбы и сердца встают на правильный путь. Это история про выбор, поиск и сопутствующие им страхи.

Илларион Маров, исполнитель роли Шуста:

Мне не столько важно наличие в фильме криминала или нуара, я пытаюсь разобраться в человеке, моём сверстнике, который где-то сейчас стопроцентно живёт в России — и не один. Пытаясь понять что-то про него, я что-то понимаю и про себя. Вообще, для меня актёрская профессия — про опыт, способ понимания действительности.

Философский поиск механизмов души и рычагов её трансформации режиссёр обволакивает в экшеновую форму на манер культовых криминальных триллеров. Это как раз та многослойность творчества, о которой говорит Маров. Для того, чтобы процесс перевоспитания не превратился в скуку, нужны действие, моменты отчаяния и напряжения, поэтому фильм полон движа. «Ограбления, элементы триллера — это аттракционы, которые подключают зрителя к истории и погружают в глубокие смыслы», — говорит Маров.

Дисфункциональная современность в «Наваре» просматривается сквозь самую подходящую под идею и жанр неонуарную оптику, окружающую историю насыщенными неоновыми цветами. Главным цветовым акцентом, впрочем, служит даже не неон, а яркий нефритовый камень. Все драгоценности в фильме реальны. Помимо Министерства культуры РФ, Министерства культуры Бурятии, «Кино Плюс», финансированием «Навара» занимаются дом украшений Mozi и «Нефритовый двор» — последние предоставили для съёмок свыше ста килограммов живого нефрита, каждое изделие стоимостью по три миллиона рублей.

Кадр: «Кино Плюс»

«Навар» позиционируется как реалистический фильм, поэтому реквизит — не единственное «настоящее» на съёмках. Режиссёр, подражая неонуаровой традиции 1970-х, бежит с камерой на реальные улицы города, снимать паранойю и личностный кризис героя на натуре. Даже добрая половина актёрского состава — простые пацаны и девчонки, играющие самих себя. По словам Марова, уже изнутри процесса чувствуется, как фильм пропитывается фактурой: начиная от центрального макгаффина, преломляющего судьбу его персонажа, заканчивая химией между нравами и колоритными локациями.

Само присутствие рэпера на площадке и в разговорах съёмочной группы задаёт напряжённый ритм. Рэп — формообразующий элемент фильма, который из стилистического приёма превращается в контекст истории и раскрывает тайную жизнь улиц.

Кадр: «Кино Плюс»

Icegergert, актёр, рэп-исполнитель:

Сегодня мы продолжаем съёмки клипа «По сути» на площадке фильма. Для меня не составляет труда переключаться между форматом клипов и кино — это похожая работа. Коллеги-актёры по «Навару» — профессионалы своего дела. Это мой первый опыт съёмок в кино, и мне интересно, каким получится результат. Рад быть частью процесса.

Илларион Маров, исполнитель роли Шуста:

Icegergert не только как музыкант «залетает», но и как личность. Музыка в первую очередь про то, как мы рефлексируем эту действительность. Многие рэперы делают это довольно честно. Кажется, рэп — неотъемлемая часть нашей культуры сейчас. У нас [в «Наваре»] играет Молодой Владимир — ему всего 13 лет, а он уже узнаваемый рэпер. Рэп — современная поэзия, а рэперы — поэты нашего времени. Я раньше этот жанр не особо любил, он казался слишком нишевым, сейчас отношусь по-другому. Чувствую, что в рэп-текстах проводится осмысление нашей эпохи, будет интересно переслушать через десять лет.

Судя по всему, фильм Артура Григорьева станет важным срезом эпохи, вскрывающим назревшие нарывы — от классовых и национальных противоречий до капиталистического гнёта и потерянности молодого поколения. Да и сам по себе жанр гангстерского кино притягивает внимание: это редкий гость в российской киноиндустрии, а в неонуарной оболочке — тем более. «Навар» доберётся до кинотеатров осенью 2025 года, к тому времени можно выучить все тексты Icegergert и Молодого Владимира, чтобы зачитывать вместе с экраном и качать головой в такт.