20 июля мировой прокат накрыло взрывной волной «Оппенгеймера» Кристофера Нолана — одного из главных фильмов года (или даже десятилетия, как уже успели рассказать западные критики, посмотревшие картину). Сюжет про выдающегося учёного своего времени Роберта Оппенгеймера — это история не только про торжество науки, но и про горькое разочарование от страшных последствий больших открытий. В ожидании цифрового релиза фильма рассказываем про Оппенгеймера в реальной жизни и на экране.
Всё началось с книги
Новая голливудская легенда гласит, что на съёмки байопика про Роберта Оппенгеймера Нолана вдохновил Роберт Паттинсон. В финале съёмок «Довода» актёр подарил постановщику книгу «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» Мартина Шервина и Кая Берда. То есть, говоря языком героя ДиКаприо из другого фильма Нолана, «Начало», заложил в него зерно идеи, которое со временем проросло в полноценный проект.
В книге подробно исследуется биография физика-ядерщика: его становление как учёного, как кумира нации после создания атомной бомбы и его падение после публичной критики властей, бездумно распоряжающихся оружием массового поражения.
Литературный труд Шервина и Берда насчитывает 1000 страниц и стоил им многих лет жизни. Изначально масштабным эпосом загорелся Шервин и приступил к работе ещё в 80-х, давая себе 5-6 лет. Спустя почти 20 лет и неисчислимое количество часов, потраченных на сбор документов, писатель фактически опустил руки, утопая в информации. Тогда на помощь пришёл его друг и соратник Кай Берд. Вместе они упорядочили всю собранную базу и превратили её в полноценную книгу. Их труды не остались напрасными — книга получила Пулитцеровскую премию в категории «Лучшая биография» и послужила основной базой для сценария Нолана.
Как Оппенгеймер был представлен на экране прежде
Судьбу «отца атомной бомбы» по большей части старались изучить авторы-документалисты. Неигровым проектам про жизнь и судьбу учёного нет счёта: от совсем свежего фильма To End All War: Oppenheimer & the Atomic Bomb документалиста Кристофера Касселя до более ранней картины «Осуждение Роберта Оппенгеймера» 2017 года.
Намного реже образ учёного встречался в художественном кино. Например, фрагментарно и в виде документальной хроники он мелькал в байопике «Никсон» с Энтони Хопкинсом в главной роли. А в недооценённом сериале «Манхэттен», посвящённом «Манхэттенскому проекту» по разработке атомной бомбы, роль Оппенгеймера исполнил малоизвестный широкой публике актёр Дэниел Лондон.
Любопытно, что раньше всех в игровом кино Оппенгеймера показали в Советском Союзе, в фильме 1975 года «Выбор цели». Картина Игоря Таланкина, как и нынешний «Оппенгеймер» Нолана, поражает актёрским кастом. В кадре блистают Сергей Бондарчук, Георгий Жжёнов, Ирина Скобцева, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили и многие другие. Лента рассказывает историю атомной гонки между США, Германией и СССР. Главным действующим лицом фильма стал советский физик Игорь Курчатов, роль которого исполнил Бондарчук.
А вот его американского коллегу Роберта Оппенгеймера сыграл Сергей Юрский. В фильме учёный выбирает место для расположения научного центра и размышляет о будущих испытаниях ядерного оружия, результаты которых пока никто не в силах предсказать.
Также Оппенгеймер появлялся в фильме-спектакле «Мораль Леонардо» 1987 года. Роль американского учёного сыграл недавно ушедший из жизни Владимир Портнов. В центре сюжета — история взаимоотношений американского физика, «отца водородной бомбы», и его дочери, которая обвиняет родителя в антигуманной деятельности.
Чем нас будет удивлять картина Нолана
Первые отзывы западных критиков, уже успевших посмотреть фильм, оправдывают все возложенные на него ожидания. Градация отзывов идёт от «главного триумфатора будущего “Оскара”» до «фильма десятилетия». Редкая критика в основном касается затянутого хронометража фильма («Оппенгеймер» — самый длинный проект в фильмографии Нолана и длится три часа) и спорной (и тоже затянутой) сцены секса, впечатляющей своей реалистичностью.
Сам же постановщик намерен удивить зрителей не личной жизнью учёного, а той её частью, которая разворачивалась в лабораторных кабинетах и судебных залах. По своей структуре картина делится на две части: цветная посвящена профессиональной деятельности Оппенгеймера, а чёрно-белая — расследованию его деятельности и политических взглядов. В юности физик выражал определённые симпатии коммунистам, что сыграло против него в будущем, когда в Америке началась эпоха маккартизма. Власти назвали Оппенгеймера неблагонадёжным, ФБР начало слежку, а сам он из любимчика нации превратился в нерукопожатного изгоя.
Нолан, который знаменит своим архаичным подходом к съёмкам (долгое время он оставался в числе редких голливудских режиссёров, фанатично преданных плёнке), на этот раз отказался от использования любого CGI. Сам он объяснил съёмку ядерного взрыва следующим образом: чтобы показать цепную реакцию без компьютерной графики, специалисты по визуальным эффектам поджигали магний, порох и бензин, а затем снимали их сверхкрупным планом с помощью камер с высокой частотой кадров.
Кстати, в уже упомянутом «Выборе цели» авторы тоже сумели обойтись без использования спецэффектов. Чтобы добиться реалистичного ядерного взрыва в кадре, оператор ленты Наум Ардашников придумал необычное решение. Он использовал окрашенный в оранжевый цвет одеколон в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Получилось страшно и завораживающе без всякого CGI.
Насколько фильм близок к оригиналу
Нолан без купюр называет Оппенгеймера самым важным человеком из когда-либо живших на земле. «Он сделал мир, в котором мы живём, таким, какой он есть сейчас. К добру это или нет», — признаётся режиссёр. Поэтому своей целью он поставил создание максимально точного и подробного портрета учёного на экране.
Картина коснётся разных периодов жизни Оппенгеймера: от периода его преподавания в университете, где он прославился своими лекциями, до работы над атомной бомбой, сброса бомб на Хиросиму и Нагасаки, а также последовавшего за этим противостояния физика с американскими властями. Узрев пугающие результаты воздействия атомной бомбы на всё живое, Оппенгеймер стал активным идеологом контроля над атомным оружием, что испортило его отношения с военными и политиками. Сам он, ужаснувшись итогу своей работы, процитировал знаменитую строчку из «Бхагавадгиты»: «Теперь я смерть, разрушитель миров».
За убедительность внутренней эволюции героя, прошедшего путь от создателя оружия массового поражения до убеждённого пацифиста, отвечает Киллиан Мёрфи. Ирландец с бездонными глазами не первый раз сотрудничает с Ноланом (на их счету шесть совместных проектов), но признаётся, что всегда мечтал сыграть у постановщика роль центрального персонажа. «Оппенгеймер» исполнил его мечту.
Главное наследие Оппенгеймера
Роберт Оппенгеймер дожил до 62 лет и умер в 1967 году от рака гортани. До этого учёного успели официально реабилитировать. Первым шаг к примирению от лица власти сделал Джон Кеннеди, наградив его научной премией имени Энрико Ферми.
Отойдя от своей профессиональной деятельности, Оппенгеймер до конца своих дней отстаивал высшие идеи гуманизма. Одно из его самых известных высказываний гласит:
«Люди мира должны объединиться, или они погибнут. Эти слова написаны войной, так сильно разорившей землю. Атомная бомба повторила их по слогам для всех, чтобы стало понятно. Их произносили другие люди в другие времена, говоря о другом оружии. К ним не прислушались. Есть такие, кто ложно понял историю и утверждает, что и сегодня такие разговоры бесполезны. Не нам в это верить. Через нашу работу мы привержены... привержены миру единства перед этой общей опасностью — во имя закона и человечности».