Актёры одной роли: подарок судьбы или вечное проклятие

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Героиня фильма «Начало» Глеба Панфилова, самодеятельная актриса Паша Строганова в незабываемом исполнении Инны Чуриковой случайно попадает на съемочную площадку и мгновенно становится знаменитой. Но так же быстро про нее забывают — слава в кино быстротечна, а удача изменчива. Таких фигур в кинематографе — актеров, режиссеров, сценаристов — всегда было много. Кто-то из них в принципе исчезал из поля зрения публики после первого же опыта, кто-то потом десятилетиями безуспешно пытался вернуться на киноолимп и повторить свой успех. Сегодня рассказываем о тех, чья карьера в кино пронеслась по кинонебосклону ярким метеором, но не у всех на нем задержалась.

В 1921 году Чарли Чаплин выпускает свой очередной шедевр «Малыш». По сюжету, постоянный герой Чаплина Бродяга подбирает на улице беспризорного мальчика. Этого мальчика сыграл шестилетний Джеки Куган.

Чаплин увидел мальчика за два года до этого в танцевальном ревю, где тот выходил на сцену вместе со своим отцом — профессиональным танцором. Джеки так понравился Чаплину, что под этого ребенка он мгновенно придумал сюжет фильма «Беспризорный», который впоследствии станет известен как «Малыш». Опробовав Джеки в небольшой роли в одной из своих коротких лент, Чаплин приступил к съемкам полнометражной картины, где мальчик выступил с ним фактически на равных. Более того, в фильмографии Чаплина «Малыш» стал уникальным примером, когда сопутствующий его герою Чарли-бродяге актер привлекал не меньшее внимание публики.

Джеки Куган в фильме «Малыш», реж. Чарльз Чаплин, 1921/Иноекино

Ангельская внешность и непосредственное поведение в кадре сделали Джеки Кугана мгновенно знаменитым, а его родителей богатыми. Первая голливудская кинозвезда-ребенок впервые получила миллионные контракты на дальнейшие постановки у других кинокомпаний и режиссеров. Правда, ни одна из них не была такой же популярной как чаплиновский шедевр.


Через несколько лет по мере того как Джек превращался в подростка интерес к нему начал быстро спадать. А вместе с ним и кассовые сборы лент с его участием. Актерская карьера Джеки Кугана постепенно сворачивалась. И хотя в зрелом возрасте он без значительного успеха вернется на экраны, в истории кино он навсегда остался Малышом из фильма Чаплина.


Но в самом Голливуде имя Джеки Кугана стало нарицательным еще и по другой причине. На пике его популярности родители Джеки зарабатывали на нем огромные деньги и даже основали специальную компанию, через которую заключали контракты и продавали его имя как торговую марку для различных товаров. Когда Джеки вырос и стал совершеннолетним, то через суд потребовал заработанные им в детстве средства. Оказалось, что его мать и отчим (отец Кугана к тому времени погиб в автокатастрофе) потратили большую часть средств, вкладывая их в неприбыльный бизнес. Оставшуюся жизнь Джеки пришлось вести довольно умеренный образ жизни. Зато по итогам судебного процесса был принят так называемый «закон Кугана». Закон действует до сих пор — согласно ему дети творческих профессий получают отчисления от своих гонораров на специальный счет, так называемый «счет Кугана», на котором деньги хранятся до их совершеннолетия.

Маколей Калкин, «Один дома». Фото: 20th Century Fox Film Corporation
Питер Острум, «Чарли и шоколадная фабрика». Фото: Wolper Pictures

В современном Голливуде судьбу Джеки Кугана во многом повторяет Маколей Калкин. После триумфа ленты Криса Колумбуса «Один дома» и ее продолжения актер никак не может подняться на уровень своего детского успеха и постоянно борется с зависимостями и неудачами в личной жизни. Как в свое время и Джеки Куган, Маколей Калкин пытается перейти в новое возрастное измерение и ищет роли в более серьезных постановках, но изменить имидж и преодолеть знаменитое «проклятие одной роли «пока ему не удается.

Еще один голливудский звездный мальчик — Питер Острум — вовремя соскочил с красной дорожки. В 1971 году он сыграл Чарли Бакета в экранизации культовой книги «Чарли и шоколадная фабрика» режиссера Мэла Стюарта. Причем, чтобы получить эту роль он прошел гигантский конкурс и конкурировал с тысячами других подростков. Четырнадцатилетний подросток из Огайо стал невероятно знаменит, но сознательно отказался от дальнейшей кинематографической карьеры и подписания выгодных контрактов. В итоге он стал ветеринаром и всю жизнь неохотно дает интервью старается избегать упоминаний о своем кинематографическом прошлом. Хотя в декабре 2023 года ожидается премьера приквела «Вонка» к истории о шоколадной фабрике. И, как ожидается, Питер Острум появится там в одном из кадров.

История Игната Данильцева похожа на судьбу Питера Острума. Двенадцатилетний мальчик стал одним из самых известных в мире кино в 1974 году, после премьеры «Зеркала» Андрея Тарковского. Режиссеру он приглянулся своей похожестью на самого Тарковского в детстве. По сюжету он играет альтер эго автора, от имени которого идет повествование. В фильме автора в детстве исполняют сразу три мальчика разного возраста. В кадре также появляются младший сын Тарковского от второго брака Андрей и сын Олега Овсянковые Филипп, сейчас известный актер и режиссер. Но именно сцены с Игнатом Данильцевым стали ключевыми. После съемок «Зеркала» мальчик получал много предложений о сотрудничества со всех студий СССР. Но согласился на съемки только еще один раз. В 1977 году на «Беларусьфильме» вышла драма Леонида Мартынюка «Семейные обстоятельства» с повзрослевшим Игнатом в главной роли, где он показал прекрасным актером. Но к кинематографу у молодого человека душа не лежала. Он отказывался от дальнейших съемок, стал ученым-биологом, а в творчестве раскрылся как успешный фотохудожник. О том, что он отказался от актерской карьеры он никогда не жалел и не жалеет.

Игнат Данильцев в фильме «Зеркало», реж. Андрей Тарковский, 1974

Сразу двум юным артистам дали шанс на блестящую актерскую карьеру съемки с Арнольдом Шварценеггером.

Эдвард Ферлонг стал напарником самого Терминатора в тринадцать, пройдя серьезный отбор среди трех сотен конкурентов соответствующего возраста. «Терминатор 2. Судный день» Джеймса Кэмерона вышел в 1991 году и, по мнению многих ценителей, стал самым удачным из всей франшизы. Соответственно, юный Эдвард Ферлонг, исполнитель роли юного сына Сары Коннор, мгновенно получил невероятную популярность сразу после своей первой работы в кино. Несколько актерских премий, включая премию MTV за главное открытие года, мгновенно превратили подростка в восходящую звезду. Продюсеры выстроились в очередь, чтобы пригласить Ферлонга в свой фильм. Следующие роли не замедлили последовать — актер снимался в продолжении «Кладбища домашних животных», «Американском сердце», «Маленькой Одессе» и еще нескольких вполне заметных фильмах начала-середины девяностых, где его партнерами по площадке становились может и менее звездные на тот момент чем Шварценеггер, но невероятно известные актеры типа Джеффа Бриджесса или Мерил Стрип.

Пиком карьеры Ферлонга стала нашумевшая «Американская история Х» с Эдвардом Нортоном. Но подросший Ферлонг так и не стал хорошим актером, роли ему доверяли в основном небольшие. А потом и вовсе подзабыли, чему только способствовало обычное для молодых звезд увлечение разными стимуляторами вроде алкоголя и иных веществ. И в продолжениях «Терминатора» повзрослевшего Джона Коннора играли уже другие актеры. Лишь только в последнем по времени «Терминатор: Темные судьбы» (2019) внешность Эдварда Ферлонга использована для компьютерной модели его старого героя. Правда, в юном возрасте.

Роль еще одного напарника Арнольда Шварценеггера досталась Остину О’Брайену также в юном возрасте. В отличие от напарника Шварценеггера по фильму «Теминатор 2: Судный день» Эдварда Ферлонга, О’Брайену повезло не так сильно — фильм «Последний киногерой» стал не только прокатным провалом, но и одним из самых худших в творческой карьере Железного Арни. Соответственно, дальнейшие успехи в кино у Остина О’Брайена пока скромные.

Голливуд в принципе изобилует юными дарованиями, которые становятся символом одной роли, хотя и продолжают свою карьеру во взрослом возрасте.

Актерское портфолио Хейли Джоэла Осмента изобилует громкими названиями, постоянно пополняется и явно далеко от завершения. Несмотря на то, что он дебютировал ни где нибудь, а в самом «Форрест Гампе» в пятилетнем возрасте, известен он большинству аудитории по всему миру как странный мальчик Коул из «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана, где партнером Осента по кадру был никто иной как сам Брюс Уиллис. Эта роль стала для Хейли звездной и главной пока в карьере — номинация на актерский «Оскар» в 11 лет и репутация одного из самых успешных юных актеров в истории кино. Все отмечали, что Осмент не просто красивый и киногеничный ребенок, но еще и отлично исполняет свои непростые для такого возраста роли. Поэтому следующему приглашению, уже в «Искусственный интеллект» к самому Стивену Спилбергу на роль маленького андроида, уже никто не удивился. Фильм и роль опять привлекли большее внимание, хотя славу роли из «Шестого чувства» так и не затмили. Как, собственно, и другие его работы, Осмент снимается и сейчас, но пока остается «тем самым мальчиком из «Шестого чувства».


Самой же известной юной актрисой советского кино, которая отказалась от звездной карьеры, стала Наталья Гусева, Алиса Селезнева из тв-сериала Павла Арсенова «Гостья из будущего» и односерийного продолжения фильма «Лиловый шар».


Книги детского фантаста Кира Булычева про московскую школьницу из ХХI века Алису Селезневу в Советском Союзе были культовыми. Когда Павел Арсенов увидел юную Наташу Гусеву на киностудии, где она снималась в учебном фильме для школьников о правилах дорожного движения, то понял, что лучшей исполнительницы роли Алисы ему не найти. Успех такого выбора превзошел все ожидания. Во многом он и повлиял на решение Натальи не продолжать актерскую карьеру. С детства она хотела заниматься наукой и в итоге стала биохимиком. В кино в других ролях Наталья Гусева появилась еще два раза, но с образом «девочки из будущего» ее новые роли конкурировать не смогли.

Наталья Мурашкевич в фильме «Гостья из будущего», реж. Павел Арсенов, 1984

Советское кино для детей в принципе изобилует карьерами, которые не имели продолжения. Отчасти из-за того, что дети бывают очень органичны в кадре, а после того, как они повзрослеют, для работы в кино требуются уже актерские способности. Из всех детей партнеров по кадру Буратино Дмитрия Иосифова из музыкальной сказки Леонида Нечаева «Приключения Буратино» - профессиональную карьеру актера не продолжил никто. Ближе всего к кино оказалась Мальвина — Татьяна Проценко. Предполагалось, что она сыграет главную роль в следующей сказке Нечаева «Про Красную шапочку». Но из-за непредвиденных обстоятельств, травмы на велосипеде, о съемках пришлось забыть и Красную шапочку удачно исполнила Яна Поплавская. А Татьяна Проценко закончила киноведческий факультет ВГИК и стала журналистом. Что касается Романа Столкарца (Пьеро), Томаса Аугустиноса (Артемона) и Григория Светлорусова (Арлекин), то их появление в кино оказалось последним. За всех отдувается Дмитрий Иосифов — правда, актерской карьере он предпочел режиссерскую и очень успешен на этом поприще.

Еще одна карьера юного актера прервалась трагически. В 2003 году в Венеции прогремело «Возвращение» Андрея Звягинцева. Фильм, в числе других призов получил приз за лучший актерский ансамбль. Роли двух сыновей главного героя Константина Лавроненко исполняли два подростка. Младший из них, Иван Добронравов, стал одним из самых узнаваемых лиц современного российского кино. Старший, шестнадцатилетний Владимир Гарин, к сожалению, не дожил до своего венецианского успеха. Через несколько месяцев после съемок он утонул, купаясь в озере неподалеку от места, где проходили съемки. До «Возвращения» Владимир Гарин успел сняться в «Хрусталев, машину!» Алексея Германа старшего.

Ривер Феникс. Фото: Elisa Leonelli/Rex

Внезапный уход из жизни прервал выдающуюся карьеру Ривера Феникса, старшего брата голливудской звезды Хоакина Феникса. Ривер Феникс начал сниматься в подростковом возрасте и уже в восемнадцать номинировался на «Оскар» за роль второго плана в картине Сидни Люмета «Бег на месте». Но настоящий триумф ожидал его в 1991 году, когда Ривер Феникс отснялся в ленте Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо». Его партнером по экрану был никто иной как Киану Ривз. Но именно Ривер Феникс получил «Кубок Вольпи» - награду за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале, где состоялась триумфальная премьера картины. После роли у Ван Сента актер получил шанс стать лицом своего кинопоколения. К сожалению, в 1993 году Ривера Феникса нашли мертвым после передозировки наркотиков на входе в ночной клуб в Лос-Анджелесе.

Еще один совсем юный актер из России помог в 1997 году получить «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке чешскому режиссеру Яну Свераку. Пятилетнего Андрея Халимона режиссер нашел в московском детском саду. По сюжету фильма «Коля» маленький русский мальчик попадает к чешскому пенсионеру (его сыграл отец режиссера популярный актер Зденек Сверак) и почти ничего не говорит. Вся роль Андрея Халимона выстроена на детской киногеничности и органике симпатичного малыша. Итогом стал «Оскар» и невероятный прокатный успех — фильм стал так популярен, что в некоторых европейских странах новорожденным стали давать имя Коля. Из кино Андрей Халимон ушел только по окончании школы — подростком сыграл еще несколько ролей в сериалах.

Из запоминающихся детей-актеров стоит вспомнить еще и девятилетнюю Кэрри Хенн, напарницу самой Сигурни Уивер по «Чужим» Джеймса Кэмерона. Девочка была отобрана на яркую роль маленькой сироты Ньют, выдержав соревнование с 500 претендентками. Для маленького ребенка роль сироты Ньют, семья которой была уничтожена пришельцами, была чрезвычайно сложной. Но в итоге у девочки получилось сработаться с Сигурни Уивер, с которой у них сложились очень теплые отношения на площадке. Но актрисой Кэрри Хенн так и не стала, она работает учительницей и с радостью вспоминает свой кинематографический опыт.

Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа», реж. Лассе Халльстрём, 1993/Paramount Pictures

Что касается взрослых исполнителей, то в кино режиссеры предпочитают все-таки профессионалов, а не просто типажи. Однако, случается, когда посторонние для кино люди хорошо запоминаются зрителю. Как, например, Дарлин Кейтс. На самом деле она была не актрисой, а домохозяйкой из Техаса и матерью, борющейся с патологическим ожирением. Сценарист Питер Хеджес увидел ее в эпизоде ток-шоу Салли Джесси Рафаэль в 1992 году. Впоследствии Дарлин Кейтс получила роль Бонни Грейп, прикованной к дому матери героев Джонни Деппа и Леонардо Ди Каприо в фильме Лассе Хальстрёма «Что гложет Гилберта Грейпа». Дарлин Кейтс получила широкое признание критиков за свою потрясающую игру, но, за исключением пары незначительных появлений в телесериалах, больше никогда не снималась, хотя впоследствии в прессе была информация, что в итоге она существенно похудела. Дарлин Кейтс умерла от естественных причин в 2017 году в возрасте 69 лет.

Еще один знаменитый голливудский непрофессионал, известный по одной главной роли, был отобран Майклом Чимино для «Охотника на оленей» вместе с Робертом Де Ниро раньше других актеров. Чак Аспегрен работал бригадиром на сталелитейном заводе в Восточном Чикаго, который Де Ниро и Чимино посетили в начале подготовки к съемкам. Он произвел на них такое впечатление, что они предложили ему сыграть Питера «Акселя» Аксельрода, одного из трех главных действующих лиц. Роль запомнилась, но особой перемены в жизни Чака Аспергрена не произвела — в кино он не пошел.

Завершить этот маленький обзор хочется все-таки профессионалом, которая появляется в образе своей героини даже после собственной смерти. Хотя актрисой только одной роли Кэрри Фишер не назовешь. Ее карьера развивалась вполне успешно. Но началась только после того, как она сыграла Принцессу Лею Органу в эпопее Джорджа Лукаса «Звездные войны». Потом были съемки у Вуди Аллена, Стивена Спилберга, написанная и экранизированная автобиография, колонки в популярных изданиях. Но образ Леи остался вместе с актрисой даже после ее смерти — в спин-офф к «Звездным войнам» «Изгой один» она появилась уже после смерти — ее изображение было сгенерировано с помощью компьютерной программы.

Читайте также
«Донни Дарко»: за 28 дней до конца света
20 июля в российский прокат нагрянет режиссёрская версия богатого на ребусы фильма «Донни Дарко». Картина Ричарда Келли была впервые представлена публике боль...
История отечественного стриминга: Часть 1. Ivi
Начинаем рассказ про отечественные стриминги.
Пугающая красота и диалог с великими: как снимает Паоло Соррентино
В повторный российский прокат выходит «Великая красота» — один из лучших фильмов Паоло Соррентино, принёсший итальянскому автору «Оскар». Сегодня имя режиссёр...
Ловушки маньяка, демоны и Аннабель: гид по вселенной Джеймса Вана
В мировой прокат выходит пятая часть популярной хоррор-франшизы «Астрал», запущенной Джеймсом Ваном. Режиссёр, придумавший свою формулу хитового фильма ужасов...
Киновселенные: Средиземье на большом и малом экране
Мы возвращаемся с нашим спецпроектом «Киновселенные». «Звёздные войны» пока что позади, на очереди другая легендарная франшиза — «Властелин колец». Виктор Неп...
Матриархат Альмодовара: гид по творчеству главного феминиста Испании
Педро Альмодовар, главный феминист Испании, одним из первых в испанском кинематографе раскрыл потенциал женской силы. Как внутренней, так и внешней. Женщины в...
Также рекомендуем
Лучшие фильмы комедийного жанра уже здесь!
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
История гибели актрисы Натали Вуд оставалась, да и остаётся загадкой уже более 35 лет. Смерть дочери русс...
На счету картины более полумиллиарда рублей за неделю.
Лучшие фильмы комедийного жанра уже здесь!
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
История гибели актрисы Натали Вуд оставалась, да и остаётся загадкой уже более 35 лет. Смерть дочери русс...
На счету картины более полумиллиарда рублей за неделю.

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00