
На днях завершился 82-й Венецианский кинофестиваль, который в этом году не обошёлся без интриг и протестов. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает о главных скандалах, темах и разочарованиях прошедшей биеннале.
Главный скандал
За день до раздачи основных наград фестиваля пошли слухи о том, что в жюри под председательством Александра Пэйна произошёл раскол — двое против пяти. Более того, в Сети появилось видео, где член жюри, бразильская актриса Фернанда Торрес, прощалась с Венецией и якобы уезжала с фестиваля до церемонии закрытия. Со стороны это выглядело так, что жюри окончательно рассорилось по поводу того, кому отдать главный приз смотра — «Золотого льва».

На второй неделе фестиваля, по мнению журналистов, в Венеции появился явный фаворит — политическая драма «Голос Хинд Раджаб» тунисской женщины-режиссёра Каутер Бен Ханьи. Фильм рассказывает о работниках Красного Полумесяца, которые пытаются спасти маленькую палестинскую девочку, застрявшую в машине прямо посреди боевых действий в Газе. Все её родственники в машине мертвы, счёт идёт на минуты, но на согласование операции по спасению с израильской армией уходят часы. Картина основана на реальных событиях. В фильме используются существующие аудио- и видеозаписи разговоров сотрудников с девочкой и её родственниками.
Читайте также: Рецензия на «Голос Хинд Раджаб»
«Голос Хинд Раджаб» получил самые долгие овации — 23 минуты, во время которых также звучали возгласы в поддержку Палестины. Поэтому журналисты предположили, что раскол в жюри произошёл именно из-за этого фильма. Пэйн ещё в начале фестиваля заявил, что приехал в Венецию смотреть картины, а не делать политические заявления, поэтому вполне может быть, что он не хотел награждать явно политический фильм, в то время как другие члены жюри могли посчитать нужным наградить именно это высказывание.
Главный компромисс
В итоге жюри всё-таки пришло к компромиссу. Фернанда Торрес посетила церемонию закрытия, а распределение призов оказалось действительно неожиданным. Главную награду вручили ветерану американского независимого кино Джиму Джармушу за фильм «Отец, мать, сестра, брат». Новая работа режиссёра далеко не сразу попала в основной конкурс Венеции. Сначала Джармуш подал фильм на Каннский фестиваль, но те не захотели показывать его в конкурсе, что обидело американца. После этого фильм «приютила» биеннале, которая согласилась показать его в конкурсе. В итоге Джармуш наконец-то получил главный приз одного из фестивалей класса А впервые за свою сорокалетнюю карьеру.

Читайте также: Рецензия на «Отец, мать, сестра, брат»
В отличие от «Голоса Хинд Раджаб», который в итоге получил второе место и Гран-при смотра, «Отец, мать, сестра, брат» — максимально амбивалентный фильм, который точно никого не оскорбит и уж точно не вызовет споров. Это антология о семейных отношениях, где члены семьи пытаются наладить контакт друг с другом. В контексте творчества самого Джармуша «Отец, мать, сестра, брат» никак не выбивается из общей картины и явно не претендует на звание сколько нибудь важной работы. Таким образом жюри под председательством Пэйна и наградило важного и любимого в киносообществе режиссёра, и никого не обидело слишком резкими политическими высказываниями, при этом показав важность фильма про Палестину и наградив его вторым по значимости призом.
Главный протест
Вообще организаторы биеннале были максимально открыты к пропалестинской повестке. Ещё в начале фестиваля художественный руководитель Альберто Барбера заявил, что был бы «сильно удивлён», если бы во время смотра не произошли демонстрации в поддержку Палестины. И действительно, Венеция стала ареной одного из крупнейших протестов в истории крупных киносмотров, посвящённого продолжающемуся военному конфликту в Газе. Тысячи людей — гости фестиваля и местные жители — приняли участие в масштабном марше с палестинскими флагами и лозунгами «Свободу Палестине». Несмотря на серьёзность темы, акция имела почти карнавальный характер с музыкой, файерами и ходулистами с плакатами «Мир».

Организаторы заявили, что их цель — не дать фестивалю оставаться «изолированным от реальности» и превратить его в площадку для «осуждения геноцида, осуществляемого Израилем, и соучастия западных правительств». Они потребовали прекратить продажу оружия и «положить конец варварству».
Более того, во время церемонии закрытия лауреаты фестиваля пользовались престижной площадкой и прямо со сцены призывали прекратить военные действия в Газе. Так что этот конфликт стал центральным для Венеции в этом году, и, в отличие от распределения главных призов, мнение по этому вопросу разделяли большинство гостей биеннале.
Главная тема
Несмотря на высокую политизированность Венеции в этом году, главной художественной темой фильмов программы стали депрессия (которой в основном страдали мужские персонажи) и потеря идентичности. В отличие от прошедших Канн, которые сосредоточились на различных проявлениях проблем женских персонажей — от выкидышей до борьбы с зависимостью, — Венеция предпочла отдать свою площадку мужчинам. Самым первым фильмом фестиваля стало «Помилование» Паоло Соррентино, в котором Тони Сервилло играет дряхлеющего президента Итальянской Республики. Герой вспоминает о молодости, умершей жене и пытается понять, что он оставит после себя. За эту роль Сервилло получил Кубок Вольпи.


Тему потерянного мужчины в депрессии продолжил «Джей Келли» Ноа Баумбаха, где Джордж Клуни играет известного голливудского актёра, который отказывается от актёрской карьеры и пытается восстановить связь со своей семьей, но родственники явно не разделяют его энтузиазма. Степень разочарования миром достигает своего апогея в фильме «Бугония» Йоргоса Лантимоса, в котором герой Джесси Племонса похищает влиятельную главу корпорации (Эмма Стоун), уверенный в том, что она инопланетянин. Лантимос не скрывает своего разочарования родом человеческим и открыто говорит нам, что мы никогда ничему не научимся. Примерно таких же настроений придерживается и кореец Пак Чхан-ук. В его антикапиталистическом «Методе исключения» герой в исполнении звезды «Игры в кальмара» Ли Бён-хона пытается физически устранить всех своих конкурентов, чтобы получить желанную позицию в новой компании.
Александр Пэйн как будто бы уловил эти настроения, поэтому «Серебряный лев» за режиссуру ушел ещё одному американскому режиссёру — Бенни Сэфди, который представил в венецианском конкурсе спортивную драму «Крушащая машина». Дуэйн «Скала» Джонсон сыграл американского бойца в смешанном стиле Марка Керра, который пытается смириться с тем, что его карьера пошла под откос.
Главное разочарование
Из-за такого обилия тестостерона женские работы на биеннале, которые оказались невероятно сильными, остались без должного внимания. Так, режиссёр Мона Фаствольд, соавтор Брэйди Корбет, с которым они совместно написали взявшего в Венеции приз за режиссуру в прошлом году, представила в конкурсе невероятно изобретательный, красивый и необычный мюзикл о главе религиозного движения «Завещание Анны Ли». Аманда Сайфред сыграла Анну Ли, которая уехала в США и основала там новое ответвление квакеров, которое проповедовало целибат, равенство мужчин и женщин и труд как молитву. При этом в изложении Фаствольд это не типичное жизнеописание и даже не фильм про секту, а история об эмансипации и обретении духовной свободы.


Читайте также: Интервью с Брэйди Корбетом о «Бруталисте»
Ещё одна яркая работа — «Молчаливый друг» венгерской женщины-режиссёра Ильдико Эньеди, которая рассказывает о том, как несколько поколений учёных пытаются найти общий язык с растениями. Фильм разделён на три истории, которые постоянно переплетаются друг с другом, и создаёт плавный нарратив о хрупкости всего сущего и постоянном желании человечества найти связь как с природой, так и друг с другом. В то же время в параллельной секции «Неделя критики» показали антиутопию британки Джулии Джекман «100 ночей Хироу» с Майкой Монро, Эммой Коррин и Charli XCX про альтернативный мир, где мужчинам всё можно, а женщины должны выходить замуж, рожать детей и развлекать супругов. В итоге дистопичная сказка превращается в историю о зарождении самосознания и протесте против общества.
Какими-то призами отметили только драму Эньеди — швейцарская актриса Луна Ведлер получила приз Марчелло Мастроянни, который вручают многообещающим молодым талантам.