23 мая в мировом прокате своим мотором взревёт «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера — продолжение «Безумного Макса: Дороги ярости». Но мировая премьера картины состоялась за неделю до основного релиза — 15 мая в рамках 77-го Каннского кинофестиваля. В ожидании новой яркой роли Ани Тейлор-Джой кинокритик Елена Зархина прослеживает экранную эволюцию актрисы.
Начало пути
«Ведьма» (2015)
До 8 лет Аня Тейлор-Джой не знала английского языка, потому что первые годы жизни прожила в Аргентине. Только после переезда многодетной семьи в Лондон (актриса младшая из шести детей) она освоила английский. До старта актёрской карьеры (а школу будущая Фуриоса бросила в 16 лет из-за издевательств со стороны одноклассников и отсутствия сильного интереса к учёбе) Тейлор-Джой занималась в балетной школе, а в 17 лет была «открыта» модельным скаутом. Но ни с балетом, ни с подиумом у неё не сложились настолько взаимные отношения, как с кино.
Прорывной ролью для Ани стала работа в хорроре дебютанта Роберта Эггерса. Премьера «Ведьмы» состоялась на кинофестивале «Сандэнс», где фильм стал локальным хитом. На первый взгляд бесхитростная история о поселившейся в лесу пуританской семье XVII века оборачивалась эмоциональным зрительским аттракционом. Фильм совершал стремительный рывок от семейной драмы прямиком в гнетущий хоррор. Населённый дьяволом и ведьмами лес раскрывал в своих героях худшее и выпускал внутренних демонов наружу. Кстати, с этой роли началась каннская история Тейлор-Джой — актриса была названа «Открытием года» по версии смотра в 2015 году.
«Сплит» (2017) / «Обитель теней» (2017)
«Ведьма» проложила Тейлор-Джой дорогу в большое кино и на пару лет закрепила в статусе новой «королевы крика». Почти один за другим в 2017-м вышли камерный ужастик «Обитель теней» и психологический триллер «Сплит» М. Найта Шьямалана. К роли девушки Кейси, чудом выжившей в плену маньяка с множественным расстройством личности, Аня вернулась в продолжении фильма — в «Стекле» 2019 года.
Тему серийных убийц подхватывала и «Обитель теней». События фильма разворачиваются в конце 1960-х в США. Приехавшая из Англии многодетная семья налаживает жизнь на новом месте и в старом доме, в котором творятся очень странные дела. Аня сыграла местную девушку Элли, за которой ухаживали сразу несколько героев. По ходу того, как раскручивается сюжет, Элли узнаёт страшную правду о прибывших героях, и её собственная жизнь оказывается в опасности.
«Чистокровные» (2017)
Не менее кровожадным получился триллер «Чистокровные» (кстати, фильм стал последним в карьере Антона Ельчина, трагически погибшего в 2016 году). Но, в отличие от предыдущих работ актрисы, на этот раз её героиня не пугалась других людей, а сама источала неподдельный ужас. Это история про двух закадычных подруг, не общавшихся несколько лет. Спустя время девушки решают восстановить былые отношения и выясняют, что обе успели сильно измениться. Например, в каждой из них пробудилась жажда крови, для утоления которой они не остановятся ни перед чем.
«Миниатюрист» (2017)
Не стал исключением в хоррор-одиссее Тейлор-Джой и мини-сериал по мотивам одноимённого романа Джесси Бёртон. События «Миниатюриста» разворачиваются в конце XVII века в Амстердаме. Героиня Ани, юная провинциалка Петронелла, выходит замуж за богатого купца Йохана. В качестве свадебного подарка от новоиспечённого мужа она получает миниатюрную копию их дома, населённого такими же мини-копиями всех обитателей их настоящего особняка. Постепенно Петронелла замечает, что подарок начинает жить своей собственной пугающей жизнью. Но, вопреки фабуле сюжета, как и предыдущие проекты Тейлор-Джой, «Миниатюрист» шагает далеко за пределы одного лишь хоррора. Ужас в данном случае помогает исследовать героев в напряжённом, пограничном состоянии, а также в обществе, истощённом внешними ограничениями и запретами.
Новый виток карьеры
«Опасный элемент» (2019) / «Острые козырьки» (2013–2020)
Конец десятых Аня встречала уже в статусе одной из самых многообещающих молодых актрис. Позади была серия авторских и не очень хорроров, а впереди — новые жанры и профессиональные эксперименты. В 2019-м Аня сыграла в научном байопике «Опасный элемент». Актриса исполнила роль Ирен Кюри — лауреатки Нобелевской премии по химии и дочери Нобелевских лауреатов Мари Склодовской-Кюри и Пьера Кюри.
Тогда же Тейлор-Джой присоединилась к актёрскому составу «Острых козырьков». В четвёртом и пятом сезонах шоу она сыграла роль коварной Джины Грей, которую впоследствии с позором изгоняют из семьи Томаса Шелби.
«Эмма.» (2020) / «Ход королевы» (2020)
Но по-настоящему хитовым для Тейлор-Джой становится 2020-й. Сперва на экраны вышла мечтательная «Эмма.» — экранизация одноимённого романа Джейн Остин. Убеждённая холостячка Эмма Вудхаус берётся устраивать чужую личную жизнь, не замечая, как сама постепенно вязнет в омуте любви к помещику-соседу Джорджу Найтли.
Однако самым громким проектом 2020 года вообще и в карьере Тейлор-Джой в частности становится ещё одна экранизация — сериал Netflix «Ход королевы», в основе которого одноимённый роман Уолтера Тевиса. Главная героиня Элизабет после смерти мамы растёт в католическом приюте, где детям на регулярной основе дают «специальные витамины», которые влияют на их сознание. В приюте Элизабет знакомится с пожилым уборщиком, который обучает её игре в шахматы. Уже после усыновления Элизабет её жизнь кардинально меняется, но любовь к шахматам остаётся с ней навсегда, что во многом определяет её дальнейшую судьбу.
«Ход королевы» стал большим международным хитом стриминга (за первые четыре недели его посмотрело свыше 62 миллионов аккаунтов) и принёс Тейлор-Джой награды Гильдии киноактеров США и Голливудской ассоциации кинокритиков, а также приз Ассоциации телевизионных кинокритиков.
«Прошлой ночью в Сохо» (2021)
В следующем году актриса сыграла роль девушки-видения Сэнди в стильном триллере Эдгара Райта. Сэнди появляется во снах главной героини Элоизы (Томасин Маккензи), снявшей комнату в доме, в котором ранее жил персонаж Тейлор-Джой. Элли догадывается, что с её предшественницей приключилась беда, а возможность «сбежать» из реальности в прошлое (Сэнди жила в 1960-е) дана ей для того, чтобы разобраться с обидчиком девушки, с которой она обнаруживает тесную связь.
В статусе суперзвезды
«Варяг» (2022)
К 2022 году Тейлор-Джой окончательно закрепилась в статусе большой звезды Голливуда, которой покорны любые жанры и сюжеты: от страшных сказок до нежных мелодрам. «Варяг» стал вторым опытом сотрудничества актрисы с Робертом Эггерсом, некогда запустившим её карьеру.
События их второго совместного фильма, основанного на скандинавском фольклоре, разворачиваются в конце IX века на небольшом острове в Северной Атлантике. Главный герой, принц викингов Амлет (Александр Скарсгард), мстит убийце своего отца, антагонисту Фьельниру (Клас Банг). Тейлор-Джой исполнила роль славянской колдуньи Ольги из Берёзового леса, имеющей свои мотивы отомстить Фьельниру и ставшей возлюбленной Амлета. И хоть сам Эггерс определил «Варяга» как смесь «Андрея Рублёва» и «Конана-варвара», многие критики отметили, что в его картине есть место новому и интересному переосмыслению вечного сюжета из «Гамлета».
«Меню» (2022)
Фуд-триллер / чёрная комедия Марка Майлода рассказывает о группе богатых посетителей уникального ресторана, расположенного на частном острове Хоторн. Руководит рестораном эксцентричный и загадочный шеф Словик (Рэйф Файнс) с замашками лидера культа. Да и сама жизнь на острове напоминает локальную секту или религиозную общину. Посетители званого ужина шефа (в их числе и героиня Тейлор-Джой Марго, лишённая пиетета перед известным кулинаром) постепенно сами становятся участниками фуд-представления шефа, который решил окропить блюда толикой чужой крови.
«Меню» — кино сатирическое и высмеивающее пафосность высокой кухни, которую Майлод превращает в страшную игру на выживание. Стоит ли говорить, что единственной героиней, способной дать отпор сбрендившему Словику, является Марго в исполнении Тейлор-Джой.
«Дюна 2» (2024) / «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (2024)
Пока мир ждёт выхода «Фуриосы» — сольного проекта во вселенной «Безумного Макса», — оказалось, что Тейлор-Джой исполнила «секретную роль» в другом большом блокбастере года — второй «Дюне». Появление актрисы на красной дорожке премьерных показов фильма смутило публику — в самой картине её появления не ожидали. На самом деле Тейлор-Джой исполнила в продолжении песчаного эпоса Дени Вильнёва роль Алии, дочери Джессики (Ребекка Фергюсон) и Лето (Оскар Айзек). Способная телепатически общаться с матерью героиня разговаривает голосом Тейлор-Джой и лишь ненадолго возникает на экране. В оригинальной серии книг Фрэнка Герберта Алия играет более значимую роль, которую Вильнёв намерен расширить в третьей части экранизации.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» — долгожданное продолжение (а по факту приквел) перезапущенной франшизы выдумщика Джорджа Миллера, стартовавшей фильмом 2015 года, в котором роль Фуриосы исполнила Шарлиз Терон. В сольном фильме героиня предстаёт в более юном возрасте, и мы проследим путь её становления. Подробности сюжета не раскрываются, но с Тейлор-Джой также снялся загримированный донельзя Крис Хемсворт. Он сыграл военачальника Дементуса, возглавляющего банду байкеров, похитивших юную Фуриосу и её мать из матриархального общества.