От фестивальных драм до пошлой анимации: как 2024-й внезапно оказался годом мюзиклов

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Мало какой жанр с такой завидной регулярностью хоронят и воскрешают, как мюзикл. Раз в несколько лет киноиндустрия во главе с Голливудом торжественно объявляет: «Musical is back!», но после очередного наградного сезона судьба жанра вновь оказывается в незавидном положении. Вот и 2024-й неожиданно оказался годом… мюзиклов. Причём самых разных: удачных и провальных, детских и взрослых, традиционных и авангардных. Кинокритик Елена Зархина разбирается, как так вышло, что именно мюзиклы доминировали в этом году на экране — ещё и в немыслимых вариациях.

Как мы оказались внутри мюзикла

Спрос на мюзиклы в уходящем 2024-м не возник из ниоткуда — скорее этот год подхватил назревающую тенденцию прошлого, когда на экраны вышли музыкальные проекты, сделанные будто в параллельных вселенных: пошлая комедия «Dicks. Мюзикл» и «Вонка». Находящиеся в разных точках одного спектра картины получили и совершенно разную прокатную судьбу. Добрый и семейный «Вонка» с Тимоти Шаламе в роли шоколадных дел мастера Вилли Вонки поколесил по миру, собрав неплохую кассу: при бюджете $125 млн заработал почти $650 млн. Благосклонны к фильму оказались и критики, одарившие его 82 % одобрения на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes.

«Вонка», Warner Bros.

Стартовавший с кинофестиваля в Торонто «Dicks. Мюзикл» пошёл иным путём. Это история про двух бизнес-конкурентов, внезапно узнающих о своём кровном родстве. Новообретённые братья решаются на авантюру: меняются местами, чтобы постараться заново свести вместе своих разведённых родителей. Само название проекта, отсылающее к мужскому половому органу, сразу намекает и на стиль всего произведения — много откровенных шуток на грани и развязной сатиры. Но критикам фильм скорее пришёлся по душе — свои 68 % одобрения он с лёгкостью получил. А вот опустошить зрительские карманы у него не получилось. Снятый за смешные для Голливуда $8 млн фильм заработал уже не смешные, а плачевные $1,5 млн.

Несмотря на столь непохожую кинопрокатную судьбу, эти два мюзикла были выбраны в качестве примера неслучайно. Оба проекта олицетворяют образовавшуюся в индустрии тенденцию. Кино определилось со своими ориентирами внутри жанра: петь и плясать либо в рамках классических постановок для всей семьи, либо в формате откровенного треша и угара. В 2024-м этот водораздел был подкреплён множеством проектов. Начнём с безобидных постановок.

Мюзиклы: классические

«Злая», Universal

Локомотивом традиционного подразделения мюзиклов в этом году стала, конечно же, диснеевская «Злая: Сказка о ведьме Запада» с Арианой Гранде и Синтией Эриво в главных ролях. Масштабная сказка (а у фильма будет вторая часть, запланированная на 2025-й) рассказывает хорошо знакомый американской аудитории сюжет из вселенной «Волшебника страны Оз» про неожиданную дружбу двух ведьм: доброй Глинды и злой Эльфабы. Снятый за $150 млн проект уже заработал больше полумиллиарда долларов и на данный момент считается одним из лидеров предстоящей оскаровской гонки. То есть мюзикл получился удачным, с какой стороны ни посмотри.

В конце ноября в западный прокат вышла «Моана 2» — продолжение анимационного хита Disney 2016 года. В сиквеле главные герои Моана и Мауи вновь отправляются в путешествие по далёким и опасным водам Океании в поисках захватывающих приключений. За неполный месяц картина заработала свыше $700 млн и имеет все шансы добраться до миллиарда аккурат к Новому году.

Приблизительно в одно время с «Моаной 2» онлайн на Netflix вышел анимационный мюзикл «Заворожённые» — история про юную Эллиан, стремящуюся разрушить заклинание, разделившее её королевство надвое и превратившее родителей девочки в монстров. Не самый удачный мультфильм платформы, в основе которого лежит шаблонный сюжет. Впрочем, это не помешало мюзиклу занять третью строчку ноябрьского топа стриминга. Только в первую неделю мультфильм посмотрело порядка 8,5 млн человек.

«Муфаса: Король лев», Disney

На днях в широкий прокат по всему миру вышла новая часть анимационного мюзикла «Муфаса: Король Лев» — продолжение лайв-экшен-проекта «Король Лев» 2019 года. Следуя этим примерам музыкальных адаптаций хорошо знакомых сюжетов и киномиров, получается, что ставка на классику более чем оправданна. Кто не рискует, тот, может, и не пьёт шампанское, но ещё вполне уверенно зарабатывает на проверенном и безопасном материале.

Мюзиклы: авангардные

Самые очевидные примеры странных мюзиклов этого года: «Эмилия Перес» Жака Одиара, которая также пока лидирует в предоскаровском забеге, и «Джокер: Безумие на двоих» Тодда Филлипса. Первый фильм был презентован на фестивале в Каннах, второй запремьерился на смотре в Венеции. «Эмилия Перес» рассказывает о мексиканском наркобароне, решившем кардинально изменить свою жизнь и идентичность. Неожиданно для многих в фильме про мир большого криминала, в котором находится место критике токсичной маскулинности, почти непрерывно кто-то танцует и поёт. И пока мексиканская аудитория «разносит» проект за культурную апроприацию француза Одиара, честно признавшегося, что он не владеет испанским и был не особо погружён в культуру и традиции Мексики, сам формат фильма более чем работает.

Совершенно иначе воспринимается второй «Джокер» Филлипса — смелая, но провальная попытка режиссёра «поженить» мрачный кинокомикс и клиповый мюзикл. Историю готэмского сумасшедшего Джокера (Хоакин Феникс) то и дело сопровождают довольно заунывные танцы и песни в исполнении то самого антагониста, то его роковой подруги Харли Квинн (Леди Гага). Эксперимент Филлипса обернулся разгромной критикой и кассовой неудачей фильма, заработавшего порядка $200 млн при бюджете… $200 млн. Кажется, единственным, кто оценил отвагу Филлипса, оказался Квентин Тарантино, признавшийся, что получил удовольствие от просмотра. Правда, за это хейт от разочарованной аудитории долетел даже до него — зрители обрушились на постановщика, обвинив его в безвкусице. Какие времена, такие нравы.

«Джокер: Безумие на двоих», Warner Bros.

В рядах неожиданных мюзиклов ещё в начале 2024-го прибыло, когда на экраны вышли «Дрянные девчонки». Музыкальный ремейк одноимённой подростковой классики нулевых с аналогичным сюжетом в целом оказался успешным — снятый за $36 млн фильм заработал почти $105 млн. Выходит, зрителей не смутила ни сама попытка провести дословную ревизию оригинального фильма, ни выбранный для этого формат мюзикла.

Похожим на «Дрянных девчонок» музыкальным посланием для подростков, но не из Америки, а из Австралии, стал мюзикл «Деб» — режиссёрский дебют актрисы Ребел Уилсон. Премьера картины, которая, в свою очередь, является адаптацией одноимённого австралийского спектакля, состоялась на кинофестивале в Торонто. Сюжет фильма выстраивается вокруг двух старшеклассниц: аутсайдерша Тайла и её кузина Мейв живут на ферме. Обеим предстоит посетить бал дебютанток, к которому девушки относятся по-разному. Пока Тайла уверена, что это её единственный шанс заработать общественное признание, феминистка Мейв настроена изменить отношение местных к мероприятию, напоминающему «конкурс будущих невест». Получился необычный проект, в котором удачно соседствуют проблемные для подростков темы о поиске своего «я» и критика устаревших традиций, с которых было бы неплохо смахнуть накопившуюся пыль времени.

Внезапно мюзиклом оказалась новогодняя драма «Конец света» Джошуа Оппенхаймера, снятая прославленным российским оператором Михаилом Кричманом («Левиафан», «Возвращение»). До официального российского проката лента доберётся в феврале 2025-го, хотя первый показ состоялся ещё осенью в рамках фестиваля «Каро.Арт». История семьи в мире постапокалипсиса, осевшей в личном роскошном бункере, рассказана в радикально свежем ключе — никакой мистики, триллера и драматического надрыва. Напротив, святочный рассказ про мир на грани поведан режиссёром через песни героев в исполнении Тильды Суинтон, Майкла Шеннона и Джорджа Маккэя. Непривычно, но любопытно.

«Это всё Агата», Disney+

В числе сериалов в жанре мюзикла отметился другой резидент той же Disney — сольник «Это всё Агата» с Кэтрин Хан из вселенной «Ванда/Вижн». Странствия группы колдуний, отправившихся опасной Дорогой ведьм, то и дело разбавляли исполняемые героями музыкальные номера, снятые в стиле клипов ранней Леди Гаги. Удивительным образом формат мюзикла очень органично вписался в мир «Агаты», для которого парадокс — не исключение, но норма.

Однако самым неожиданным мюзиклом года оказался даже не второй «Джокер» или «Эмилия Перес» и даже не ведьминская «Агата», а норвежский мультяшный «Полный армагеддец». Мюзикл планирует добраться до российского проката летом 2025-го. Следуя своему оригинальному названию «Спермагеддон», проект рассказывает о зарождении жизни. По сюжету главные герои Симен и Камелла — два сперматозоида, принадлежащие фанату «Звёздных войн», подростку Дженсу. Их жизнь проходит абсолютно спокойно до тех пор, пока Дженс не находит себе девушку. После же этого Симен и Камелла отправляются в лихое путешествие до яйцеклетки возлюбленной парня. Успевшие посмотреть проект западные критики сошлись во мнении, что фильм опасно заигрывает с непристойным юмором, однако в целом выглядит странным, но увлекательным киноприключением.

Мюзиклы: байопики

«Это я. Сейчас», Prime Video

И, наконец, самые очевидные для жанра истории — музыкальные байопики звёзд, которые в 2024-м напоминали о себе, выбирая для этого необычный музыкальный формат. В отличие от рядовых музыкальных доков, проекты этого года выделялись оригинальностью исполнения в плоскости не документального, а игрового кино, художественно переосмысливающего судьбы своих героев.

«Это я. Сейчас» Дженнифер Лопес — любовная открытка певицы своему романтическому опыту с Беном Аффлеком. Правда, спустя пару месяцев после выхода картины, напоминающей красочный музыкальный клип, стало известно о разводе супругов. Получается, картина Джей Ло пережила отношения, которым она изначально посвящена.

«Быть лучше: История Робби Уильямса», «Вольга»

Куда находчивей оказались байопики однофамильцев Робби Уильямса и Фаррелла Уильямса. В фильме о себе «Быть лучше: История Робби Уильямса» британец изображён в виде обезьянки, потому что признался режиссёру Майклу Грэйси, что приматы — его тотемные животные. Постановщик взял это на вооружение, предложив радикальный взгляд на карьеру и жизнь артиста, представленного на экране в образе развлекающей всех обезьянки.

Похожим образом отличился и музыкальный байопик «По кусочкам» Фаррелла Уильямса, в котором всех героев изображают фигурки Lego. Идея принадлежит самому Фарреллу, таким образом он объяснил свой взгляд на мир: по его мнению, он конструируется подобно набору Lego. Вышел красочный, заразительный и очень необычный портрет музыканта, отказавшегося от традиционного формата мюзиклов-байопиков.

2024-й зафиксировал не только торжество мюзикла как жанра, но и его многообразие. Мюзиклы отныне — не только классические адаптации, в которых авторы строго соблюдают канон. Напротив, мы вошли в новую эру жанра, который стремится быть разнообразным: от драматической заявки на «Оскар» до вульгарной анимационной комедии для подростков. И каким бы ни получился итоговый результат, невозможно не отдать мюзиклам должное — скучно с ними точно не будет. Так что musical не просто is back, а живее всех живых.

Читайте также
Подводим итоги: лучшие фильмы 2024 года
Рассказываем о главных кинорелизах.
Разговоры о важном: травма в актуальном российском кино
Рассказываем о болевых точках фестивального кино.
Доживём до 2025-го: основные тренды Голливуда в 2024-м
Рассказываем, чем жила и дышала голливудская индустрия с января по декабрь.
Время выживать: как «28 дней спустя» изменил зомби-хоррор и что известно о его продолжении
Что показали в трейлере — и ждать ли возвращения Киллиана Мёрфи.
Что в бокс-офисе: «Злая» и «Моана 2» держатся под натиском новичков
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
Также рекомендуем
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
10 июля 2005 года состоялась мировая премьера одного из самых успешных фильмов Тима Бёртона — «Чарли и&nb...
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
10 июля 2005 года состоялась мировая премьера одного из самых успешных фильмов Тима Бёртона — «Чарли и&nb...

Последние новости

25 самых ожидаемых сериалов 2025 года
Главные новинки и долгожданные возвращения грядущих сезонов.
Любуемся новогодним постером «Лило и Стич»
Премьера фильма в кинотеатрах состоится 23 мая.
Марк Уолберг сходит с ума в трейлере фильма «Особо опасный пассажир»
Российская премьера ленты состоится 13 марта.
Кристен Стюарт и Стивен Ян в первом трейлере сай-фай драмы «Люби меня»
Мировая премьера ленты на больших экранах состоится 31 января.
00:00