«Оскар-2025»: об итогах церемонии и победе «Аноры»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото: Getty Images

Победа «Аноры» замаячила на горизонте, когда продюсерская гильдия выдала фильму премию за лучший фильм. Это не самое типичное для Киноакадемии «наградное» кино, и, чтобы объяснить его победу, посмотрим, как изменилась Киноакадемия. Заодно вспомним саму церемонию и узнаем её рейтинги.

Прогнозы лауреатов «Оскара» — дело неблагодарное. Казалось бы, есть стопроцентные признаки — премии гильдий. Но продюсеры отдают свой приз «Аноре», а актёры (самая большая по численности в Киноакадемии фракция) присуждают приз за актёрский ансамбль «Конклаву». Кому верить? Продюсерам, поскольку только их лауреат считается по преференциальной системе, как и победитель «Оскара».

В 2012 году газета LA Times посмотрела демографию голосующих киноакадемиков и пришла к неутешительным выводам: 94 % белых и 77 % мужчин. Спустя четыре года наметился небольшой прогресс: 91 % белых и 76 % мужчин. Средний возраст киноакадемика — 63 года. Столь необходимого разнообразия пришлось добиваться после ряда скандалов, и после добавления новых кинематографистов в 2022-м статистика показывала 33 % женщин и 76 % мужчин.

Результаты стали видны после голосования за лучшие фильмы 2018 года. Тогда победила южнокорейская картина «Паразиты», а вслед за ней потянулись «Земля кочевников», «CODA: Ребёнок глухих родителей», «Всё везде и сразу». В прошлом году Академия сделала перерыв на Большое кино, выдав «Оскар» «Оппенгеймеру», и снова вернулась к… К чему вернулась? Что такое вообще «оскаровское» кино? Нравоучительная драма, смотреть которую сложно, а пересматривать не хочется? Или масштабное кино, снятое с размахом? Вы не сможете дать определение, поскольку только время определяет, останется ли с нами тот или иной лауреат в номинации Best Picture.

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Киноакадемия иногда ошибалась, как с «Влюблённым Шекспиром» вместо «Спасения рядового Райана», или внезапно награждала невнятное кино вроде «Столкновения». Бытовало мнение, что приз достаётся фильму, который «меньше всех раздражает», а значит, находится на втором-третьем-четвёртом месте в бюллетене. Голливудские издания ежегодно публикуют анонимные бюллетени (вот, например, текст Hollywood Reporter), и в этом году выяснилось, что некоторые голосующие киноакадемики напрочь забыли, что у Эдриана Броуди уже есть «Оскар», а у Рэйфа Файнса, напротив, нет.

Всё это — лишь несколько тонкостей, узнав о которых становится всё труднее предсказать победителя.

Шон Бэйкер стал первым лауреатом четырёх премий «Оскар» за один фильм — раньше столько получал только Уолт Дисней, но за разные картины. Бэйкер написал сценарий, спродюсировал, поставил и смонтировал «Анору», поэтому это не только независимое, но и максимально авторское кино. Такое мы видим в основном на кинофестивалях. Дебютировала «Анора» в Каннах, где завоевала главную премию, «Золотую пальмовую ветвь». Злые языки поговаривали, что это результат знакомства Бэйкера с главой жюри Гретой Гервиг, а также обвиняли Гервиг в ненасмотренности, мол, ей ближе американское кино, вот она и настояла на «Аноре». Как было на самом деле, мы не знаем — всё же в Каннах призы присуждает жюри из пары человек, в отличие от нескольких тысяч киноакадемиков.

Фото: Getty Images

Сама церемония в этом году не выделялась из ряда других вручений «Оскара», прошла чинно и мирно. Возможно, даже слишком мирно: актёры не говорили о политике, не призывали к миру, не ругали правительство. Всё потому, что над Голливудом зависла куда более серьёзная напасть — калифорнийские пожары, не только уничтожающие дома кинематографистов, но и остановившие ряд проектов, лишив таким образом средств к существованию съёмочные группы. Церемонию открыла нарезка, показывающая Лос-Анджелес в кино, а затем перешла в три песни из разных экранизаций «Волшебника страны Оз». Ариана Гранде пела Somewhere Over the Rainbow из классики 1939 года, Синтия Эриво исполнила Home из мюзикла «Виз» 1978-го, а затем актрисы дуэтом исполнили композицию Defying Gravity из номинированного в этом году фильма «Злая».

Конан О’Брайен, вылупившийся из тела Деми Мур в заранее записанном видео, очень аккуратно прожаривал номинантов. Было ощущение, будто ведущий не хочет особенно задевать публику, учитывая обстоятельства. Возможно, он до сих пор не оправился от потери собственного дома в огне (на момент трансляции церемонии О’Брайен жил в отеле). «Оскар» давно мучается из-за отсутствия постоянного ведущего вроде Билли Кристала и продолжает экспериментировать. Пожалуй, самым удачным пока был Джимми Киммел, а Конан займёт второе место. Вести церемонию — занятие неблагодарное, требующее соблюдения определённого уровня политеса и одновременно умения рассмешить зал.

Вроде бы Конан справился с задачей, хотя его выход из «тела» Деми Мур с дальнейшим поиском в нём ботинка был, мягко говоря, неудачным.

Из других неудач церемонии можно назвать трибьют франшизе о Джеймсе Бонде. Фильмы об агенте 007 в этом году окончательно перешли под контроль Amazon, тогда как Барбара Брокколи и Майкл Дж. Уилсон остаются только в качестве продюсеров и влиять на выбор нового владельца прав не будут. Сегмент был долгим — танцевальный номер с участием Маргарет Куолли с дальнейшим исполнением песен Live and Let Die, Diamonds are Forever и Skyfall. Пели Лиза из южнокорейской девичьей группы Blackpink, Дожа Кэт и Рэй, и только первая более-менее справилась с задачей.

Опра Уинфри и Вупи Голдберг отдали честь музыканту и продюсеру Куинси Джонсу, умершему в ноябре 2024-го в возрасте 91 года. Одна из самых известных работ Джонса — это продюсирование альбома Майкла Джексона Thriller, который до сих пор остаётся одним из самых продаваемых за всю историю музыки. В 1960-х и 1970-х Куинси Джонс написал музыку более чем к 30 фильмам и сотням эпизодов сериалов. Он же был автором мюзикла «Виз», о котором вспоминали в начале церемонии и снова вспомнили, когда на сцену вышла Куин Латифа и исполнила Ease on Down the Road из него. Признаться, «Оскар» мог обойтись и без этого номера.

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Победителей не судят, но их речи не войдут в историю, разве что Шон Бэйкер забавно пошутил насчёт монтажа («Видели бы вы, что там наснимали! Я буквально спас “Анору” на монтаже!»), да Киран Калкин напомнил своей жене, что она обещала родить четвёртого ребёнка, если он получит «Оскар». Скучно и долго благодарил Киноакадемию Эдриан Броуди, очень затянули с благодарностями супруги Хоссейн Молаеми и Ширин Сохани, авторы иранской анимационной короткометражки «В тени кипариса», зачитав речь дважды с экрана смартфона. Конечно, их можно понять, английский не родной, повод исключительный, да и визу они получили накануне и оказались в США за несколько часов до церемонии, но тем не менее. Очень монотонно звучала Майки Мэдисон, зачитывая благодарности с клочка бумажки, хотя её победа оказалась неожиданной: награду за лучшую женскую роль прочили Деми Мур. В соцсетях писали «история из “Субстанции” повторилась наяву», но стоит отметить, что Киноакадемия редко поощряет молодых актрис, а уж тем более малоизвестных, так что Мэдисон сама была ошеломлена, услышав своё имя.

Рейтинги оказались так себе. 18,1 млн зрителей, что на 7 % меньше, чем в прошлом году. Таков результат, с которым Киноакадемия начинает искать новый канал для трансляции церемонии, поскольку контракт с ABC истекает в 2028 году. Когда-то давно, в 1998-м, церемонию смотрели 57,25 млн зрителей, но тогда номинировался «Титаник». В начале нулевых рейтинг колебался в районе 40 млн зрителей, а затем пошёл на спад. И всё же 18,1 млн зрителей достаточно, чтобы считаться самой популярной развлекательной программой в прайм-тайм, исключая новости и спорт.

Триумф Шона Бэйкера

«Почему Киноакадемия так очарована женщинами, продающими своё тело?» — задаётся вопросом Washington Post. Кинокритик Тай Бёрр напоминает, что в 1961-м «Оскар» получила Элизабет Тейлор за роль дорогой проститутки в «Баттерфилд 8», а Джейн Фонде дали приз за роль девушки по вызову в триллере Алана Пакулы «Клют». Бёрр также вспоминает Хелен Хейс из «Греха Мадлон Клоде» (1931), Донну Рид с «Оскаром» за роль второго плана в военной драме «Отныне и во веки веков» (1953), Сьюзен Хейуорд в «Я хочу жить!» (1958) и Ширли Джонс в «Элмере Гантри». Секс-работниц играли Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани», Элизабет Шу в «Покидая Лас-Вегас» и Джоди Фостер в «Таксисте». Все они были номинированы на «Оскар» и лишний раз подтверждают любовь академиков к «падшим женщинам». Однако «Анора» — совсем другой случай.

Видеть в «Аноре» только «кино про проститутку», «критику капитализма» или историю в стиле «богачи плохие, а бедные хорошие» — значит упустить из вида деконструкцию мифа об американской мечте.

Фото: Getty Images

Практически тем же занимается «Бруталист», но делает это дольше и дороже. Девушка, что танцует для богатых, считает, будто ухватила Бога за бороду, выйдя замуж за сына русского олигарха, и отказывается видеть красные флаги, развёрнутые её прекрасным принцем с момента знакомства. Она знает про американскую мечту, она верит в неё, и зритель чувствует опьяняющее Анору счастье, когда они с Иваном (Марк Эйдельштейн) кружатся в кадре после свадьбы.

«Анора» — кино очень эмоциональное: в первой части оно похоже на сказку про диснеевскую принцессу, не имеющую ничего общего с реальностью. Далее Бэйкер быстро меняет тональность, превращая романтическую историю в настоящий слэпстик (с ним великолепно справляются Карен Карагулян и Ваче Товмасян), а в третьей части и вовсе выводит историю в драму (спасибо грустному Юре Борисову).

«Анора» прокатывает зрителя на американских горках эмоций, или, как говорят в Штатах, «русских горках». Здесь нет бандитов, как считают некоторые, нет кровавых разборок, нет трупов. Даже олигарх (Алексей Серебряков) настолько замотанный, что от души смеётся, услышав отповедь Аноры его супруге (Дарья Екамасова). Сама же Анора всё больше теряет свою защиту, заворачиваясь в дорогие меха. Чем ближе к финалу, тем меньше она обнажена, но тем больше она ранима. Следить за работой Мэдисон в фильме — одно удовольствие, и «Оскар» свой она получила совершенно заслуженно.

«Конклав» казался идеальным претендентом на главный «Оскар». Красивое кино про мужчин в рясах, мечущихся между долгом и моралью. Ещё лет пять назад он бы точно победил, но не сейчас. Киноакадемия сделала выбор в пользу маленьких людей Шона Бэйкера. Голливуд не соблазнит режиссёра бондианой или очередным фильмом по комиксам — он совершенно точно этого не хочет. Признание «Аноры» для него лишь зелёный свет к продолжению говорить о том, что для него важно. Так что он продолжит снимать свои «антисказки» и показывать маргинализированных людей, несмотря на то, что в юности хотел снимать кино вроде «Крепкого орешка».