После оглушительного провала фильма «Бэтмен и Робин» стало очевидно, что франшизе о Тёмном Рыцаре необходимо новое направление. В Warner Bros. разрабатывали несколько вариантов перезагрузки. Одним из самых уникальных вариантов был «Бэтмен: Год первый» режиссёра Даррена Аронофски и сценариста Фрэнка Миллера. Адаптация нашумевшего одноимённого комикса на словах звучала как нечто совершенно иное.
Изначально сам Джоэл Шумахер предлагал окунуться в мрачную историю происхождения Бэтмена, так как сам был большим поклонником серьёзных и драматичных историй о Крылатом Мстителе. И после шквала критики и негодования, обрушившегося на режиссёра после выхода четвёртого «Бэтмена», Шумахер был вынужден публично принести извинения всем фанатам, которых оскорбил своим фильмом. В качестве извинений Джоэл хотел подарить зрителям «Год первый», который являлся бы приквелом к «Бэтмену» Тима Бёртона и показывал путь становления Брюса Уэйна защитником Готэма.
Но студия предпочла видеть в кресле постановщика подающего большие надежды молодого режиссёра Даррена Аронофски, который к тому же был в хороших отношениях с Фрэнком Миллером, так как ранее они уже пытались экранизировать графический роман Миллера «Ронин». К тому же в студии были поражены дерзким видением Аронофски, который то ли в шутку, то ли всерьёз, но предлагал переместить действие «Бэтмена» в Токио, снимать только на натуре в трущобах (без использования декораций), а на одну из ролей взять Клинта Иствуда.
Однако и Аронофски, и Миллер решили позволить себе огромные вольности с исходным материалом: бездомный Брюс Уэйн, самоубийца Джим Гордон, неожиданный злодей и насилие, которое заставило бы зрителя вздрогнуть. Спустя годы Миллер рассказал, что сценарий Аронофски получился ещё более мрачным, чем его комикс. История, которую они придумали, несомненно, была бы со взрослым рейтингом R и вряд ли бы способствовала продаже игрушек. Они переписали большую часть происхождения Бэтмена и сильно отошли от первоисточника. Позднее Аронофски называл свой вариант «“Французский связной” в мире “Бэтмена”». Он видел Джима Гордона в роли Серпико, а Бэтмена в роли Трэвиса Бикла из «Таксиста».
Основные моменты «Года первого» от Аронофски
Сюжет берёт начало с показа жизни Брюса Уэйна — автомеханика, работающего в автомастерской Малыша Эла. Эл взял сироту под своё крыло, и эту роль должен был сыграть афроамериканский актёр. Брюса мучают постоянные кошмары. Его раздражают преступность, несправедливость и коррупция в родном Готэме. Свою ярость он изливает в «письмах отцу». В фильме в этот момент звучал бы закадровый голос. О своих родителях он помнит мало. Только тот судьбоносный поход на «Зорро» и их убийство в переулке, которое Брюс постоянно видит в своих кошмарах.
Женщина-кошка и Бэтмен — не такие, как в комиксах
В фильме Селина Кайл (Женщина-кошка) — темнокожая проститутка и доминатрикс, работающая в борделе под именем «госпожа Селина». Однажды ночью к ней в комнату врывается пьяный полицейский, требующий бесплатного обслуживания. От побоев её спасает Брюс, и Селина становится первым человеком, которого он защитил. Селина перерезает горло полицейскому и оставляет Брюса рядом с трупом. Позднее на шум приезжает полиция, и Брюсу приходится скрыться. Вдохновлённая Бэтменом, Селина позже создаёт свой собственный костюм с металлическими когтями и вскоре сближается с человеком, который когда-то спас её. Что касается Брюса Уэйна, в комиксах его родителей убивают в переулке у него на глазах, после чего воспитанием мальчика занимается Альфред Пенниуорт. Однако в планах Аронофски не было Альфреда, и бедный Брюс оставался без гроша в кармане и бездомным после жестокого убийства родителей. Брюс недолго бродяжничал, так как вскоре нашёл нового наставника в лице владельца автомастерской — Малыша Эла, большого афроамериканца, чей отец когда-то наткнулся на маленького Брюса, сидящего рядом с телами застреленных родителей. В фильме в этот момент звучал бы закадровый голос.
Рождение Бэтмена
Не имея состояния, на которое можно опереться, Брюс Уэйн не мог путешествовать по миру и оттачивать своё мастерство. Вместо этого сирота, взятый под крыло механиком из рабочего класса, читал книги о боевых искусствах, учился по ним и часами тренировался. Брюс начинает с избиения сутенёра Селины и мелких уличных бандитов. Но однажды его чуть не убивают в баре, и Брюс меняет тактику. Его боевые навыки, костюм и гаджеты всё улучшаются. Аронофски явно хотел придать этой истории реалистичности и сделать Бэтмена самостоятельным героем. Брюс хорошо разбирается в механике, и ему удаётся переоборудовать Бэтмобиль на базе Lincoln Continental. Этот Бэтмобиль имеет открытый двигатель от школьного автобуса.
Бордель, в котором работала «госпожа Селина», находился не просто в пределах видимости Брюса, но в полуразрушенном театре, который он посещал с родителями перед их убийством. Вдохновлённый идеей защитить свой дом, Брюс наконец вскрыл единственную вещь, которую оставил ему отец: конверт с инициалами T. W., в котором оказывается серебряный перстень. Если надеть его и ударить преступника, перстень оставлял след, похожий на летучую мышь, благодаря чему бдительный герой получил в СМИ прозвище «Человек — летучая мышь». Он надевал костюм, чтобы навести страх на тех, кто нападает на невинных жителей Готэма. В специализированном магазине Брюс покупает хоккейную маску и защиту, которые становятся прототипом первого Бэткостюма.
Депрессивный, но честный Джеймс Гордон
Единственный честный полицейский в городе, детектив Джеймс Гордон, был вторым по важности персонажем фильма, и его история шла параллельно истории Брюса. Сломленный, постоянно курящий, после четырёх лет работы в Готэм-сити он стремится покинуть город ради своей беременной жены. Его накрывает депрессия из-за невозможности побороть коррупцию. Коллеги не доверяют «чистому» Гордону, который не берёт взятки, и в какой-то момент даже избивают его, узнав о собранном им компромате на других полицейских.
Гордон находит союзника и друга в лице неподкупного окружного прокурора Харви Дента. Так как Гордон обрёл определённую известность в СМИ и его убийство вызвало бы излишнюю шумиху в прессе, начальство поручает ему расследование действий «Человека — летучей мыши», надеясь отвлечь его от поимки продажных чинов Готэма (в частности, мэра и комиссара полиции). Гордон поглощён расследованием дела Бэтмена и в какой-то момент даже начинает думать, что Харви Дент может быть тем самым Мстителем. Но позже повторяет свою фразу из комиксов «Я практически слепой без очков», когда Бэтмен предстаёт перед ним в маске. Поставив себе цель составить психологический портрет Бэтмена, Гордон также посещал лечебницу Аркхэм, где мы могли бы увидеть камео Джокера и других будущих известных злодеев. В конечном итоге Джеймс неохотно помогает Бэтмену и Женщине-кошке схватить коррумпированного комиссара полиции Готэма – Лоэба.
Финал истории
Брюс и Селина собираются напасть на особняк, в котором собрались все высшие продажные люди Готэма. Селина активирует сигнализацию, и они с Брюсом сбегают. Но Брюс успевает забрать документы, подтверждающие преступные деяния коррумпированных представителей властей.
Селина говорит Брюсу, что знает, кто скрывается под маской Бэтмена, так как невозможно забыть глаза единственного настоящего мужчины в своей жизни.
Брюс хочет передать файлы Гордону, но полицейские уже устроили засаду, и ему приходится найти укрытие в заброшенном здании. По приказу Лоэба полицейский вертолёт обстреливает здание, в котором находятся бездомные люди. После туда направляется отряд спецназа, и Бэтмену предстоит с ним сразиться. Узнав, что у Гордона есть компрометирующие файлы, Лоэб берёт в заложники его жену. В ходе перестрелки Джеймс убивает троих копов и получает ранение. Но на помощь приходит Бэтмен, с помощью бэтаранга ослепляет Лоэба и вырезает на его щеке букву Z (в честь Зорро).
Харви Дент выдвигает обвинение против Лоэба и других продажных чиновников. Селина Кайл начинает зарабатывать на жизнь грабежами, а Брюс возвращается в качестве принца Готэма — единственного наследника четы Уэйнов. Вместе с Малышом Элом он переезжает в поместье Уэйнов, где сжигает все те письма отцу и осознаёт, что Готэму необходим такой защитник, как Бэтмен.
Так почему же фильм не состоялся?
«Бэтмен: Год первый» — фильм, который мог понравиться далеко не всем (особенно семьям), но он определённо предлагал по-новому взглянуть на персонажа, его окружение и историю происхождения. Так почему же он так и не был снят? Этот проект появился в то время, когда в Warner Bros. всё ещё пытались понять, что делать с культовым супергероем DC. По понятным причинам они отказались от фильма, который был бы сильно завязан на рейтинге R и значительно отличался от ранее снятых фильмов. Про продажу сопутствующих товаров тоже не стоит забывать.
Аронофски и студия также не сошлись в вопросе кастинга на главную роль. Были совершенно разные идеи относительно того, кто должен играть Брюса. Студия настаивала на более гламурном и популярном в те годы Фредди Принце — младшем, тогда как самому Аронофски был ближе Хоакин Феникс.
Спустя несколько лет к идее фильма о происхождении Бэтмена вернулся режиссёр Кристофер Нолан, который взял отдельные моменты из комикса Фрэнка Миллера и адаптировал их по-своему.
В 2022 году Даррен Аронофски вспомнил о своей версии «Бэтмена», которой так и не дали зелёный свет: «Это было после “Бэтмена и Робина” Джоэла Шумахера. В то время на Warner Bros. произошла большая заминка, и я предложил им историю происхождения Бэтмена с рейтингом R. Вероятно, такой проект опережал своё время на 10-15 лет. У него были перспективы, но это был только первый набросок. Студия не была в этом заинтересована. Это был совсем другой подход... Я всегда говорил: “Почему не может быть несколько разных типов фильмов по комиксам?” Теперь они есть. Просто мы тогда пришли не вовремя».
Сейчас сложно сказать, какой исход ждал бы «Год первый» Даррена Аронофски. Мы могли получить как гарантированный хит, определивший судьбу кинокомиксов на годы вперёд, так и сокрушительный провал, похоронивший Бэтмена в кино уже на более долгие годы. В любом случае история не терпит сослагательного наклонения. А судьбы «Бэтмена» и самого Аронофски сложились наилучшим образом.