В марте 2021 года стриминговый сервис START показал первый из восьми эпизодов сериала «Вампиры средней полосы». В нём рассказывается о жизни клана смоленских вампиров, мирно живущих среди людей уже долгие годы. Главных действующих героев-кровопийц в сериале пятеро: глава клана, который сами вампиры называют «семьёй», дед Слава (Юрий Стоянов), следовательница Аннушка (Екатерина Кузнецова), врач Жан, отвечающий за поставку крови (Артём Ткаченко), его бывшая возлюбленная Ольга (Ольга Медынич) и новообращённый вурдалак Женёк. Жизнь клана меняется, когда в Смоленске находят два обескровленных тела, — вампирам придётся доказать «хранителям», оберегающим порядок между людьми и вурдалаками, что это не их клыков дело.
«Вампиры средней полосы» — заметное явление в российском стриминге последних месяцев: нечто среднее между готическим триллером и семейным драмеди, сериал понравился зрителям и занял 46-е место в топе-250 сериаловна «КиноПоиске» (на момент публикации сериал держится на 53-й строчке). Критики же отметили его атмосферу, ненавязчивый юмор и неназидательную манеру препарирования семейных ценностей — по-доброму, конечно.
Впрочем, сколь внушительным ни был успех «Вампиров средней полосы», проект не избежал и негативных оценок разного толка — например, сериал обвиняли в том, что он, по сути, вольно пересказывает концепцию фильма «Реальные упыри» Тайки Вайтити (на сходство обращали внимание критики разных изданий — например, на «КиноПоиске» или в «Искусстве кино»). Наконец, прозвучали претензии по поводу того, что флагманский проект сервиса START — это открытый плагиат: 27 марта, через неделю после выхода первой серии, режиссёрка Алёна Михайлова опубликовала в фейсбуке пост, в котором обвинила START* в том, что идею для «Вампиров средней полосы» стриминговый сервис скопировал с тизера проекта «Настоящие вампиры» (другое название — «Современные вампиры»), с которым Михайлова и креативный продюсер проекта Григорий Матюхин в 2019 году показывал представителю START.
В довольно ультимативной и жёсткой форме Михайлова утверждает, что START* воспользовался идеей и снял на её основе сериал, который очень неплохо выстрелил. Несмотря на просьбы в комментариях к посту, показать тизер, с которым режиссёрка приходила к продюсерам сервиса, она отказалась. Комментировать для КИНОТВ ситуацию она тоже не стала.
Пост разошёлся быстро, многие сочувствовали авторам «Настоящих вампиров» в том, что у них украли интеллектуальную собственность. Комментарии к публикации оставил и режиссёр «Вампиров средней полосы» Антон Маслов: на его просьбу показать сценарий нереализованного проекта, чтобы понять, в чём именно обвиняют его сериал, Михайлова агрессивно ответила отказом. При этом едва ли не единственным, кто возразил Михайловой в комментариях, оказался как раз креативный продюсер «Настоящих вампиров» Григорий Матюхин.
С разрешения креативного продюсера «Настоящих вампиров» («Современных вампиров») КИНОТВ впервые эксклюзивно публикует тизер того самого проекта, о котором в своём посте писала Михайлова.
«Мы снимали это всё в 2015 году, — рассказал КИНОТВ Матюхин. — Когда вышли “Реальные упыри” [первые новости о том, что на основе оригинального фильма появится сериал, появились только в 2017 году], мне пришла идея, что было бы классно превратить это в сериал. Мы начали разрабатывать персонажей, начали думать, как могла бы судьба вампира сложиться в России, потому что она совсем на западную не похожа (на тот принятый стереотип в “Дракуле”, в “Сумерках” и прочих). Жизнь в России будет влиять на вампиров очень определённым образом — негативным, что ли, и наш опыт превратит их в таких страдальцев с очень глубоким внутренним конфликтом».
Персонажи, продолжает Матюхин, были придуманы исходя из идеи. По задумке их четверо: девушка Маша, прообразом которой стала конфидентка Лермонтова Мария Лопухина, Дед, ветеран Великой Отечественной войны, в исполнении Артура Смольянинова, юный хипстер, которого обратили совсем недавно, и молодой человек, прислуживающий троице и сам мечтающий об обращении. По словам Матюхина, наибольшее совпадение со стартовскими «Вампирами» он видит в подборе персонажей и антураже. «Мы, правда, больше старались придерживаться какой-то реалистичности в локациях», — замечает он при этом.
«Мне кажется, что с точки зрения истории у нас особо совпадений нет», — считает Матюхин. Тизер проекта он показывал START ещё в 2019 году, однако уже в 2018 году сервис отснял пилот «Вампиров средней полосы», а значит, факт кражи не подтверждается хронологией. «Если был пилот, то говорить о том, что они после того, как посмотрели наш тизер, как-то использовали наших персонажей, — это слишком смело и притянуто за уши», — убеждён Матюхин.
Помимо START, создатели «Современных вампиров» предлагали историю также каналу ТНТ в 2015 году, однако там сюжет предложили существенно изменить. ТНТ хотел развернуть действие вокруг двух друзей, которые едут в Румынию, а по возвращении обнаруживают, что одного из них укусил вампир, — и другой его снимает. Такой сюжет авторов «Современных вампиров» не устроил.
Сервис START на заявления Михайловой никак не реагировал. Как вспомнил Матюхин, человеком от START, который посмотрел тизер в 2019 году, мог быть Алексей Троцюк — один из основателей этого стримингового сервиса и его генеральный продюсер.
«Мне нечего добавить к словам креативного продюсера [о том, что START видел тизер в 2019 году и о заимствовании речи быть не может], — рассказал Троцюк КИНОТВ. — Проект [“Вампиры средней полосы”] родился внутри компании, я присутствовал при этом. Прошёл большой сложный путь. А то, что возникли определённые пересечения, — так бывает. Все на этом обжигались, и мы в том числе». На вопрос о том, на чём ещё Троцюку уже приходилось обжигаться, в смысле, с какими проектами START возникала подобная ситуация, он не ответил.
«Идеи в РФ (да и во всём остальном мире) не охраняются авторским правом, — комментирует кейс «Вампиров средней полосы» эксперт в области авторского права, исполнительный директор авторского агентства «Независимый театральный проект» Сергей Спивак. — У нас это прямо указано в пункте 5 статьи 1259 ГК РФ: “Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах”».
При этом существует объект авторского права — сценарий, который охраняется пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ («Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: ...драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения...»). Также пункт 7 этой статьи указывает, что авторские права могут распространяться и на часть произведения, то есть и на персонажей — если они выражены в форме конкретного произведения (фильма или книги, например). «Соответственно, обвинять в краже идеи кого-то бессмысленно, так как она не имеет объективного выражения, можно обвинять в краже конкретного текста», — считает Спивак. Да и доказывается это довольно сложно.
В России существует основной закон об авторском праве — это 4-я часть Гражданского кодекса РФ, на которую и ссылается Спивак. В каждом конкретном случае есть правовые нормы, которые можно толковать по-разному, поэтому периодически пленум Верховного суда РФ выпускает постановления, в которых разъясняет, как судам правильно применять этот закон.
«По большому счёту, когда есть сложности в доказывании, суд становится битвой кошельков (и у кого больше денег на юристов и возможностей затягивать процесс, тот и побеждает). Скорее всего, те сценаристы, у которых крадут синопсис/часть сценария, не имеют возможности ввязываться в такие процессы. Особенно с учётом того, что продакшны — часто обычные ОООшки, с которых потом ещё и денег не взыщешь в случае чего», — полагает Спивак.
Подобные случаи обвинения в неправомерном использовании чужой идеи в сфере стриминга и шире кино- и телеиндустрии встречаются чаще, чем хотелось бы. Один из последних примеров — обвинение **авторов проекта «про Нику Турбину» в адрес «НМГ-студии», «Арт Пикчерс» и «Водорода» по поводу похожего полнометражного фильма «Ника».
Историю с украденными «Вампирами» можно считать отличным маркером того, что сейчас происходит в российской кино- и телеиндустрии. Создатели и «Современных вампиров», и «Вампиров средней полосы»указывали, что в большей или меньшей степени опирались на один и тот же хит, жанровую комедию Тайки Вайтити, но общий первоисточник — как оказалось, вовсе не повод не уличать друг друга в подозрительных сходствах и заимствованных концепциях. (О том, как к идейной основе сериалов относится Вайтити, мы, конечно, вряд ли узнаем.)
Кого тогда можно считать пострадавшей стороной в этом конфликте? Крупный стриминговый сервис или менее крупных авторов? Справедливее всего было бы назвать пострадавшим зрителя. Пока игроки в индустрии уличают друг друга в воровстве подсмотренной идеи, обворованной оказывается аудитория, которая по итогу получает не тот самобытный продукт, который хотела бы, а лишь пропущенное через фильтры менталитета и национальных особенностей эхо западной оригинальности.
* После публикации материала Алёна Михайлова связалась с редакцией КИНОТВ и указала, что обвиняла не конкретно платформу START, а авторов, стоящих за сериалом «Вампиры средней полосы», который вышел на START. — Прим. ред.
** Facebook запрещён на территории РФ