Режиссёр Максим Свешников, обжегшись в середине 2010-х на блогерах и уйдя в производство сериалов («257 причин, чтобы жить», «Контейнер»), возвращается на большой экран с картиной «Нефутбол» о приключениях любительской команды по женскому футболу из Таганрога. Тимур Алиев — о том, как лихой русский профеминизм, а вместе с ним и авторы столкнулись в фильме с традиционными ценностями.
В женский футбол верит начальник завода Палыч (Роман Мадянов). Благодаря его энтузиазму и поддержке девушки играют на стадионе Таганрога — теперь с новым тренером Пановым (Егор Корешков), который может вывести команду в профессиональную лигу. Правда, из-за внезапной столичной проверки футбольный клуб «Изумруд-Металлург» может прекратить существование: антикризисный менеджер Кудрявцев (Дмитрий Миллер) хочет сократить нецелевые траты, но идёт на сделку с Белых. Если команда выиграет последние пять матчей любительского чемпионата, клуб не расформируют; если проиграет — до свидания.
Историй о сломе стереотипов подобного рода в отечественном кино, кажется, практически не было — за исключением неоднозначной поделки Марии Маханько «Мужская женская игра», где команда женщин собралась играть в футбол без опыта и, что более важно, не по собственной воле (по приказу начальства). Так что сходу стоит охарактеризовать «Нефутбол» эдаким кино-пионером: да, ему не хватило времени правильно завязать галстук, к тому же свод правил поведения он пока не выучил, но всё-таки встал в строй. Максим Свешников заслуживает оценку «отлично» по части персональных устремлений.
Казалось, что после массовой критики опуса «Взломать блогеров» на карьере режиссёра можно ставить крест — по аналогии с Максимом Воронковым, ответственным за жуткий ремейк «Кавказской пленницы». Но судьба (преимущественно в лице отечественных стриминг-платформ) дала Свешникову второй шанс: сначала сериал «Филатов» с Фёдором Бондарчуком, а после проекты Start — «257 причин, чтобы жить», представленный на престижном фестивале сериалов Cannes Series, а в скором времени и «Контейнер» о суррогатном материнстве. После «неудачного эксперимента» сериальный формат выправил карьеру режиссёра, а «Нефутбол» в некотором роде продолжил его «исследования» женских проблематик.
«Нефутбол» пытается показать российскую действительность южной провинции и место девушек в ней. Русская женщина в Таганроге существует где-то между кавказцами, которые постоянно зовут «прокатиться с ветерком», гопниками, пьющими пиво на лавочке, и полицейскими, приближение которых удивительным образом не вызывает чувства опасности. К середине истории персонаж Аксёновой собирает «команду молодости нашей» — девчонок, которые, как и она, в детстве гоняли мяч. Позднее каждая из них пошла своей дорогой — воспитывать детей, строить отношения, мирясь с побоями молодого человека, мыть полы в бассейне, торговать в магазине.
Чудесным образом они находят в себе силы бороться с хамством, насилием, издевательствами и давлением семьи и выходят на поле, быстро набрав прежнюю форму (конечно, за короткий промежуток времени — чудеса монтажа и харизмы героя Егора Корешкова, дерзкого тренера, «воспитывающего» футболисток). Наконец, «Нефутбол» мог бы стать русской версией ленты «Играй, как Бекхэм», если бы не финал истории, окончательно ставящий крест на и без того разваливающейся профеминистской линии фильма. Профессиональное становление по-настоящему талантливых игроков, которые, во-первых, поверили в свои силы, во-вторых, научились быть командой, авторы ставят на паузу ради... традиционных семейных ценностей. Спорт во вселенной сценаристов «Нефутбола» — разве это подходящее для женщины занятие? Истинная цель настоящей леди — найти вторую половинку. С ней героини спортивной комедии Максима Свешникова справляются. К сожалению или к счастью — каждый решает сам.