В Москве завершился третий фестиваль авторского кино «Зимний». В основном конкурсе участвовало восемь игровых картин, претендующих на главную награду, однако по-настоящему интересных работ с авторским подходом и талантливой режиссурой практически не было. По результатам конкурсной программы «Зимний» прослыл самым неудачным смотром за весь насыщенный фестивальный год. Однако несколько картин сумели отличиться нестандартным подходом, крепкой сюжетной основой или необычным концептом. Рассказываем, какие фильмы, представленные в основном конкурсе, обладают прокатным потенциалом и шансами найти своего зрителя.
«Операция “Холодно”», реж. Данил Иванов
Двое полицейских в морозную ночь вынуждены отправиться на озеро искать окоченевший труп, а также расследовать странное убийство, произошедшее накануне. Помимо двух блюстителей закона, в этой новогодней сказке участвует целая свита персонажей, проживающих в небольшом провинциальном городке, однако что бы кто ни делал, стечение обстоятельств нарушит планы каждого, кто окажется в праздничном вихре.
Фестивальный конкурс «Зимнего» открылся «Операцией “Холодно”» — абсурдистской комедией в духе «Фарго», работающей как набор гротескных скетчей. Основой для полного метра стала короткометражка «Холодно». В предновогоднюю ночь мелкий чиновник Гриша пытается похитить тучного начальника, решившего порыбачить на безлюдном озере, местные полицейские в суете и бестолковости теряют на трассе труп, иронично замёрзший в позе лотоса, а рецидивист в исполнении Влада Коноплёва то и дело попадает в передряги, лишаясь тех или иных конечностей. Беспрерывный парад безумия, слабо напоминающий нечто цельное и концептуальное, с каждой сценой всё сильнее расползается по швам и склейкам. Однако в одном авторы не ошиблись: никакую отечественную чёрную комедию не представишь без участия Александра Баширова, а его маргинальная органика оживит и дополнит любую фарсовую потасовку.
«Спид Стар», реж. Алексей Амбросьев
Для участия в региональных скачках якутские заводчики покупают породистого жеребца Спид Стара, известного своей безукоризненной родословной. Но, несмотря на все усилия, норовистый скакун не поддаётся дрессировке, игнорируя команды тренера и своего жокея. Единственный, с кем у Спид Стара формируется ментальная связь, — студент Егор, подрабатывающий уборщиком стойл на ипподроме. Парень ухаживает за лошадью, втайне мечтая о карьере наездника. Однажды шанс проявить свои возможности появляется и у Спид Стара, и у его заботливого друга.
«Спид Стар» — добротная спортивная драма, сотканная по лекалам жанра и не отступающая от его канонов ни на шаг: здесь и монтажная динамика, и герой-одиночка, и интриганы-завистники, и длинный путь к мечте вопреки нравам и условностям. Единственное, что не поддаётся объяснению, — то, как насквозь конвенциональное кино попало в фестивальный конкурс. Несмотря на цельность и драматургическую стройность, фильм слишком предсказуем для авторского проекта. От картин, составивших славу студии «Сахафильм», осталась лишь скромная пара сцен с характерными мистическими ритуалами, без которых якутское кино кажется немыслимым. С другой стороны, национальный кинематограф только встаёт на жанровые рельсы и, кто знает, возможно, ещё найдет способ интеграции в массовую продукцию, сохранив при этом свою неповторимую специфику.
«Гирокастра», реж. Юрий Арабов
Режиссёрский дебют великого сценариста Юрия Арабова («Господин оформитель», «Нос, или Заговор “не таких”»), известного сотрудничеством с Александром Сокуровым («Молох», «Солнце»). Действие разворачивается во времена режима албанского марксиста Энвера Ходжи: выпускница филологического факультета МГУ, русская Малена, выходит замуж за албанца-историка и переезжает к мужу в город Гирокастра. Однако вскоре на мужчину сфабрикуют дело, а его самого вынудят сознаться в самых страшных антигосударственных умыслах.
«Гирокастра» — трагическая история любви на фоне диктатуры и монотонный гибрид фильмов «Папа в командировке» Кустурицы, «Любовь» Кароя Макка, «Холодная война» Павликовского и всех когда-либо снятых саг о репрессивной мясорубке. Подчёркнутый мелодраматизм соседствует с попыткой рассказать честную историю одного албанского городка в эпоху диктатуры. Действие разворачивается в 60-е, а изображение родом откуда-то из 00-х. Множество вялых двойных экспозиций и слезовыжимательная музыкальная тема с мыльно-романтическим эффектом. При всём уважении к автору смотреть на это два с половиной часа жутко уныло. При желании почтить память большого художника — у Арабова-сценариста найдётся множество ярких и громких работ, заслуживающих большего внимания.
«День недели — любой», реж. Алёна Званцова
Два интеллектуала Туся и Алексей пытаются справиться со страшным испытанием, угрожающим их любви и браку. Туся умирает, борясь с метастазами. Алексей, желая поддержать жену, всеми силами о ней заботится, готовясь умереть вместе с любимой. Однако на пути мужчины появляется приятная незнакомка Луиза, и Алексей оказывается меж двух огней: сохранить верность угасающей любви или же спасти себя и зажить новой яркой жизнью.
«День недели — любой» — режиссёрский проект сценаристки Алёны Званцовой, известной широкому зрителю по сериалу «Оттепель». На фоне других конкурсантов «Зимнего», чьими главными недостатками были слабые драматургические конструкции, фильм Званцовой сумел выгодно отличиться. Однако подвело картину совсем другое. Прежде всего в глаза бросаются нежизнеподобные диалоги между героями, разговаривающими языком французских мелодрам и с такой же деланной легкомысленностью распоряжающимися судьбами друг друга. Подражание считывается и на уровне эстетики фильма, и благодаря подсказкам, оставленным авторами в кадре (например, висящему на двери постеру «Мужчины и женщины» Клода Лелуша). Герои театрально разговаривают стихами, много философствуют и совершают несуразные поступки, приводящие к странному, нелогичному финалу.
«ON и она», реж. Евгений Корчагин
Талантливая разработчица Ксения (Юлия Пересильд) много лет работает с нейросетями и видит будущее во взаимодействии с искусственным интеллектом. Выполняя задание крупного заказчика, девушка переусердствовала, нарушила ТЗ, придумав концепцию ИИ в образе ангела-хранителя, и в принудительном порядке была отправлена в отпуск. В качестве места отдыха Ксения выбирает Тай и загадочную виллу, оборудованную системой умного дома. Там её встречает Маркус — бесплотный хозяин, сгенерированный ИИ и радушно принимающий Ксению, удовлетворяя все её потребности. Однако вскоре девушка понимает, что у Маркуса свои планы на гостью.
«ON и она» —стерильное кино, заигрывающее с картинами «Она», «Из машины» и другой образцовой киберфантастикой. Фильм кажется настолько вычищенным и однообразным, что скорее напоминает рекламу сервиса Booking, чем художественное кино. Однако, как и главная героиня, следующая по пути стокгольмского синдрома, авторы, кажется, не ставят в приоритет творческую свободу и изобретательность. Как бы ни было приятно смотреть на современные киберпанковские интерьеры, с настоящим опытом кинопросмотра это несравнимо.