Многострадальный эпик (фейл) Фрэнсиса Форда Копполы: что нужно знать о «Мегалополисе»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

На Каннском кинофестивале состоялась премьера «Мегалополиса» — самого амбициозного фильма Фрэнсиса Форда Копполы со времён «Апокалипсиса сегодня». Многострадальный эпик получил смешанные реакции: оценки варьируются от «полного провала» до «настоящего шедевра». Кинокритик Юлия Салихова рассказывает всё, что нужно знать о самом неоднозначном фильме смотра.

О чём этот фильм

Сюжет «Мегалополиса» восходит к истории Древнего Рима. Источником вдохновения служит трактат историка Гая Саллюстия Криспа «О заговоре Катилины», написанный в конце 40-х годов до нашей эры. В нём описывается неудачная попытка государственного переворота, предпринятая в 63 году до н. э. адептами радикального переустройства Рима под предводительством патриция Луция Сергия Катилины. Сенат подавил восстание в зародыше. Лидер движения и его сторонники понесли наказание. Провал заговора Катилины способствовал укреплению политических позиций его идейного противника Марка Туллия Цицерона.

Коппола переносит античные события в альтернативную Америку будущего. Действие фильма происходит в американском городе Новый Рим после катастрофы. Гениальный архитектор Цезарь Катилина мечтает превратить разрушенный мегаполис в утопию из возобновляемых материалов. На его пути стоит консервативный мэр Франклин Цицерон, предпочитающий постройки из бетона и стали. Конфликт усугубляется из-за того, что в Цезаря влюбляется дочь градоначальника Джулия. Девушке предстоит сделать непростой выбор между отцом и возлюбленным.

Кадр из фильма «Мегалополис», American Zoetrope Production

Фильм позиционируется как «эпическая история о политических амбициях и опасной любви». Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола обещал «римский эпос в лучших традициях Сесила Б. ДеМилля» и «современную версию “Бен-Гура” с акцентом на Америку». Присутствовавший на съёмках документалист Майк Фиггис описал «Мегалополис» как микс «Юлия Цезаря» и «Бегущего по лезвию».

40 лет и 120 миллионов долларов

Именно столько потребовалось голливудскому режиссёру на реализацию «проекта мечты». Финансовые средства Коппола выложил из собственного кармана. Идея фильма пришла к нему ещё во время съёмок «Апокалипсиса сегодня». В 80-х он начал собирать заметки и референсы для будущего сценария, но сотни страниц чернового материала пришлось отложить в долгий ящик.

Крупные студии отказывались финансировать проект такого масштаба, особенно после хаоса на съёмках «Апокалипсиса сегодня». К тому моменту постановщик растерял доверие голливудских продюсеров из-за неспособности уложиться в бюджет и график. Денежным вливаниям не способствовала и репутация «независимого автора»: Коппола всегда был принципиален в своём творчестве и не позволял студиям вмешиваться в рабочий процесс.

В конечном итоге никто в Голливуде не хотел идти на финансовые риски и спонсировать очередные мегаломанские замашки творца, чьи прошлые заслуги нивелировались из-за череды убыточных фильмов. Снимать на свои тогда не представлялось возможным из-за долгов после коммерчески провальной постановки «От всего сердца».

Кадр из фильма «Мегалополис», American Zoetrope Production

Несмотря на финансовые сложности, Коппола не терял надежды когда-либо снять амбициозный проект. Время от времени он возвращался к наработкам, снова и снова переписывая сценарий, пытаясь довести его до совершенства.

В 2001 году «Мегалополис» всё же сдвинулся с мёртвой точки. Тогда главные роли должны были сыграть Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Николас Кейдж, Кевин Спейси и Ума Турман. Дело даже дошло до съёмок, но работу пришлось свернуть из-за теракта 11 сентября 2001 года. 30 часов отснятого материала полетели в корзину вместе с разбитыми мечтами автора. Проект отложили на неопределённый срок.

Следующая попытка снять многострадальную эпопею была предпринята только в 2019 году. Переговоры об участии тогда вели Оскар Айзек, Джуд Лоу, Джеймс Каан, Джон Хэмм и Зендея. К моменту, когда начались съёмки, актёрский состав полностью сменился.

В 2021 году Коппола объявил о старте производства. Режиссёр вложил в проект собственные деньги, вырученные от продажи значительной части своей винодельни. Бюджет картины составил 120 миллионов долларов. Многострадальный опус Коппола посвятил свой жене Элинор, которая скончалась от рака в апреле 2024 года.

Хаос на съёмочной площадке

Съёмки фильма стартовали в начале ноября 2022 года и продлились до конца марта 2023-го. В самый разгар рабочего процесса стало известно о производственных трудностях после увольнения основной части команды по визуальным эффектам и ухода из проекта художника-постановщика и арт-директора. 


В январе 2023 года издание The Hollywood Reporter выпустило материал, в котором утверждалось, что на площадке творится «абсолютное безумие». В числе прочего отмечались нездоровая атмосфера, выход за рамки бюджета и потеря ключевых сотрудников. Коппола опроверг эту информацию. Исполнитель главной роли Адам Драйвер выступил в защиту режиссёра с заявлением: «Я был на съёмках, где царил хаос, и эти далеки от него».


Getty Images

Скандальные подробности о хаосе на площадке появились вновь за несколько дней до премьеры фильма на Каннском кинофестивале. В The Guardian вышла большая статья с комментариями анонимных участников съёмочной группы о работе над проектом. Копполу обвинили в неподобающем поведении по отношению к команде и создании хаотичной атмосферы на съёмках. Режиссёра раскритиковали за старомодный подход, частые простои и отсутствие чёткого видения. Некоторые сотрудники отметили, что постановщик вёл себя «очень неприятно по отношению ко многим людям, которые пытались облегчить процесс и сделать фильм лучше». По словам команды, автор картины никак не мог определиться с направлением, а когда нужно было конкретное решение, отвечал что-то вроде: «Как вы поймёте, как выглядит “Мегалополис”, если даже я этого не знаю».

В тексте также говорится, что режиссёр «часами сидел в трейлере и курил марихуану». Из-за этого много времени было потрачено впустую. «Проходили часы, и ничего не снималось. Съёмочная группа и актёры стояли и ждали. А потом он выходил и выдумывал какую-то бессмыслицу, которая не соответствовала ничему, что обсуждалось ранее или было прописано, и мы все просто соглашались, пытаясь извлечь из этого максимум пользы. Но почти каждый день мы просто уходили, качая головой и задаваясь вопросом, на что мы потратили последние 12 часов», — рассказал один из участников съёмочной группы. Ещё один анонимный сотрудник добавил: «Это звучит безумно, но были моменты, когда мы все стояли и думали: “Этот парень вообще когда-нибудь снимал кино?”»

Источники утверждают, что из-за своего олдскульного подхода к работе и нежелания прислушиваться к мнению специалистов Коппола «тратил по полдня на то, что можно было сделать за десять минут».

Кадр из фильма «Мегалополис», American Zoetrope Production

В качестве примера упоминается инцидент с Адамом Драйвером. Режиссёр потратил шесть часов на съёмки сцены, в которой главный герой взаимодействует с неким футуристическим веществом. Всё это время актёр был привязан к стулу, пока команда пыталась воплотить задумку режиссёра. Принципиальный Коппола хотел добиться нужного эффекта старыми методами при помощи проекторов и зеркал, как уже делал 30 лет назад в «Дракуле». Эксперты утверждают, что на создание подобной сцены с использованием компьютерной графики ушло бы всего десять минут.


Отдельно упоминается неподобающее поведение 85-летнего режиссёра по отношению к актрисам. Анонимный источник утверждает, что Коппола якобы «сажал женщин к себе на колени». А во время съёмки развязной сцены в ночном клубе пытался целовать полураздетых статисток, чтобы «поднять им настроение». Исполнительный продюсер проекта Даррен М. Деметре отрицает эти обвинения. В своём комментарии изданию Variety он сказал, что не получал жалобы на харассмент, и отметил, что режиссёр «по-дружески обнимал и целовал в щёку», потому что это его способ «вдохновить и создать атмосферу». Он также считает, что статья могла быть заказана киностудиями, которые хотят «уничтожить» фильм.

Актёрский состав

Адам Драйвер

в роли Цезаря Катилины — архитектора-идеалиста, который мечтает превратить Новый Рим в город будущего. Умеет останавливать время.

Натали Эммануэль

досталась роль Джулии — дочери Цицерона и возлюбленной Цезаря.

Обри Плаза

появляется в образе роковой теледивы с интересным именем Вау Платинум. Любовница Цезаря и жена его дяди Гамильтона. Действует в собственных интересах. Её цель — стать богатой и знаменитой.

Шайа ЛаБаф

играет эпатажного тусовщика Клодио Пулчера, который плетёт интриги против своего кузена Цезаря.

Джанкарло Эспозито

играет мэра Франклина Цицерона, противника Цезаря. Мэр подходит к инфраструктуре города более прагматично и считает, что нужно строить больницы и школы.

Дастин Хоффман

играет чиновника, который умеет разруливать проблемы.

Отзывы критиков

28 марта в Лос-Анджелесе состоялся закрытый показ для потенциальных кинопрокатчиков. Первые реакции оказались довольно прохладными. Почти все гости сошлись на том, что у новой работы маэстро «нулевой коммерческий потенциал». Руководители крупных студий и стриминговых платформ выразили сомнения в том, что фильм удастся продать широкой аудитории.

Кадр из фильма «Мегалополис», American Zoetrope Production

После премьеры в Каннах эти опасения подтвердились. Фестивальная публика отреагировала неоднозначно. Большинство обозревателей ругают картину за тяжеловесную структуру, поверхностный сюжет, претенциозные диалоги, нелепые художественные решения и плохую графику. Однако некоторые рецензенты отмечают уникальность проекта и восхищаются смелостью режиссёра.

Вот что пишут зарубежные кинокритики:

Питер Брэдшоу, The Guardian: «Раздутый, скучный и поразительно поверхностный фильм, полный школьных истин о будущем человечества. Это одновременно гиперактивный и безжизненный фильм с ужасной актёрской игрой, неинтересными и дешёвыми визуальными эффектами».

Чейз Хатчинсон, Collider: «Как и город, строящийся в фильме, в теории он интереснее, чем на самом деле. Теперь, когда у всех нас будет возможность увидеть это собственными глазами, величайшим открытием станет то, что смотреть здесь особо не на что».

Кевин Махер, The Times: «Это 138 отупляющих минут непродуманных тем, незаконченных сцен, неуклюжих перформансов, бессвязных диалогов и уродливых визуальных эффектов».

Дэймон Уайз из Deadline придерживается другого мнения: «Это современный шедевр, который возмущает своей откровенной дерзостью. В 138 минутах фильма Коппола нарушает многие из основных правил кинопроизводства, но сохраняет самое важное: он никогда не бывает скучным, и он вдохновит столько же творцов, сколько оттолкнёт зрителей».

Дэвид Руни, Rolling Stone: «Это именно тот фильм, который Коппола и собирался снять, — бескомпромиссный, интеллектуальный, бессовестно романтичный, сатирический и при этом удивительно искренний».

Бельге Эбири, Vulture: «“Мегалополис” — возможно, самое безумное, что я когда-либо видел. И я бы солгал, если бы сказал, что не наслаждался каждой долбаной секундой этого фильма».

Российские кинокритики также разделились во мнениях.

Станислав Зельвенский («Кинопоиск») считает, что к фильму нужно подходить «с открытым сердцем»: «Очевидно, что элементы жанра, в том числе и комедии (не главный, мягко говоря, копполовский конёк) заложены в “Мегалополис”, но также и очевидно, что этот фильм для режиссёра — его завещание нам, причём не творческое, а самое натуральное».

Егор Москвитин («Правила жизни») охарактеризовал фильм как «триумф пресловутого безотчётного визионерства в кино».

Анна Стрельчук («Афиша Daily») поставила фильму 1 балл из 10, сопроводив оценку словами: «“Мегалополис” — эпос, сказка, сказ, басня, комикс, деменция, распад сознания, психотический и психоделический бред. Трудно поверить в то, что это не продукт деятельности искусственного интеллекта».

Настасья Горбачевская (Film.ru) верит в будущий потенциал картины: «Пройдут десятилетия, и синефилы всего мира докажут, что Копполу незаслуженно освистали в Каннах».

Тамара Ходова (Forbes) сомневается, что когда-нибудь фильм признают шедевром: «С учётом не очень убедительной визуальной составляющей и спорных режиссёрских решений, он не работает как цельный фильм, и такое не сможет исправить даже время».

Сам Коппола убеждён, что фильм выдержит испытание временем и станет классикой жанра, как это было с «Апокалипсисом сегодня». Более того, режиссёр считает «Мегалополис» своей лучшей работой. На сегодняшний день такое смелое заявление может подтвердить или опровергнуть только фестивальная публика. Когда фильм станет доступен широкой аудитории, неизвестно. Прокатная судьба картины всё ещё остаётся под вопросом. Пока киноманам остаётся изучать трейлер и любоваться кадрами.

О том, каким получился «Мегалополис», читайте также в рецензии для КИНОТВ.

Читайте также
Каннские дневники: цирк, проповеди и виды доброты
Рассказываем о главных фильмах фестиваля.
В чём секрет популярности «Оленёнка» и как сериал может изменить общество
Невероятная история создания хита Netflix и его влияние на зрителей.
От «королевы крика» до звезды блокбастеров: экранная эволюция Ани Тейлор-Джой
Прослеживаем экранную эволюцию актрисы в ожидании новой яркой роли.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Сандра Хюллер: анатомия выдающейся актрисы
От первых ролей в театре до всемирной славы.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Также рекомендуем
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...
В фильме «Догмэн», показанном в конкурсной программе канн, Маттео Гарроне вновь рассказывает страшную сказку —...
Картину представили на Каннском кинофестивале, а затем и на «Кинотавре».
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...
В фильме «Догмэн», показанном в конкурсной программе канн, Маттео Гарроне вновь рассказывает страшную сказку —...
Картину представили на Каннском кинофестивале, а затем и на «Кинотавре».
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.

Последние новости

Слух: Эдгар Райт готовит сиквел «Малыша на драйве»
Джону Бернталу заготовлена роль побольше.
Миа Гот верит в «Блэйда»
Несмотря на проблемы в производстве.
00:00