
Яркая, оригинальная девушка с необычным стилем, хорошим вкусом в музыке и непростым прошлым врывается в жизнь главного героя, как ураган, и переворачивает её с ног на голову. Архетип Manic Pixie Dream Girl давно стал неотъемлемой частью ромкомов и мелодрам, написанных и снятых мужчинами. Кинокритик Мария Ракитина рассказывает, что не так с образом маниакальной девушки-мечты и почему сегодня он больше не актуален.
Эксцентричная гедонистка
Впервые об архетипе Manic Pixie Dream Girl (маниакальная девушка-мечта) в 2007 году заговорил кинокритик Нейтан Рейбин, который в своей рецензии на романтическую комедию «Элизабеттаун» написал, что «маниакальная девушка-мечта существует исключительно в лихорадочном воображении чувствительных сценаристов-режиссёров, а её единственная задача состоит в том, чтобы научить задумчивых молодых людей принимать жизнь с её бесконечными тайнами и приключениями». Хотя расцвет архетипа пришёлся на 2000-е и 2010-е годы, одной из его первых представительниц считается богатая наследница Сьюзан Ванс из комедии «Воспитание крошки» (1938). Героиня Кэтрин Хепберн, написанная специально для актрисы, отличалась эксцентричным характером и вела себя взбалмошно, потому что не была обременена никакими делами и обязанностями.


Импульсивная, беззаботная и оригинальная Сьюзан заботилась о ручном леопарде по кличке Крошка, училась фокусам и потакала всем своим желаниям. Кажется, что перед нами свободная и независимая героиня, живущая в своё удовольствие. Однако предназначение Сьюзан заключалось в том, чтобы привнести в серую жизнь рассеянного учёного-палеонтолога Дэвида (Кэри Грант) немного веселья, сумасбродства и разнообразия. То есть типаж Manic Pixie Dream Girl изначально был лишён самодостаточности и права на личностную трансформацию. Вспомним «Завтрак у Тиффани» (1961), где экстравагантная гедонистка с ранимой душой Холли Голайтли (Одри Хепберн) переворачивает мир соседа-писателя Пола (Джордж Пеппард) вверх дном, а в один прекрасный день просто исчезает, оставив мужчину с трогательными воспоминаниями о своей персоне.
Воплощение бунтарства и спасительница грустных мужчин
Главной отличительной чертой маниакальной девушки-мечты является её яркая индивидуальность. Как правило, героини такого типа всем своим видом показывают, что они не такие, как все, чем и привлекают внимание парня или мужчины, которого необходимо спасти от уныния и тоски. Manic Pixie Dream Girl часто идёт против толпы, высказывает непопулярное мнение, специфически одевается, обладает небанальным вкусом в музыке и впечатляет своей эрудированностью. Тем не менее всё это не означает, что маниакальная девушка-мечта — сложный и интересный женский персонаж, ведь она должна только вдохновлять и направлять того, кто попал под её чары, а не думать о самореализации. В сегодняшних реалиях подобный архетип, лишённый собственной траектории развития, кажется лишь романтизированным плодом мужской фантазии, а вовсе не воплощением эмансипации. Маниакальную девушку-мечту в некоторых случаях можно назвать музой, сопровождающей главного героя в лучшую жизнь и приходящей к нему в момент отчаяния.


В роуд-муви «Почти знаменит» (2001) загадочная, мечтательная и непостижимая группи Пенни Лейн, в чьих золотых кудрях гуляет ветер, олицетворяет собой бунтарский дух рок-н-ролла для подростка Уильяма Миллера, который отправился в турне с музыкантами из бенда Stillwater. Героиня Кейт Хадсон носит «фирменное» афганское пальто с меховым воротником, поэтизирует разочарование в любви и учит юного корреспондента журнала Rolling Stone ценить свободный образ жизни. Пенни Лейн, названная в честь сингла The Beatles, — лучезарная девушка-видение, которую главный герой никогда не сможет забыть. Другой пример классической Manic Pixie Dream Girl — «соседская девчонка» Сэм из драмеди «Страна садов» (2004). Героиня Натали Портман интуитивно вытаскивает из депрессии уставшего и безутешного актёра-сценариста Эндрю (Зак Брафф). Сэм возвращает грустному парню любовь к жизни, а ещё она патологическая лгунья, что выделяет девушку среди скучных жителей Нью-Джерси и приводит к абсурдным ситуациям. Роль эксцентричной спасительницы выполняет и сердобольная стюардесса Клэр из ромкома «Элизабеттаун» (2005). Героиня Кирстен Данст вдохновляет потерявшего отца дизайнера Дрю (Орландо Блум) совершить путешествие через всю Америку по её самодельному гиду, к которому она с нежностью подбирала кантри-музыку. Таким образом Клэр помогает скорбящему мужчине справиться с тяжёлым периодом жизни, отпустить близкого человека, развеяв его прах во время исцеляющего путешествия, и найти настоящую любовь.
Стать чужой мечтой
Основная проблема типажа Manic Pixie Dream Girl кроется в том, что он отражает субъективный взгляд главного героя на девушку-мечту и выдвигает определённые требования к молодым женщинам, ищущим отношений. Архетип, придуманный мужчинами, диктует свои правила: будь необычной, спонтанной, умей удивлять, не вписывайся в общество, найди странные хобби (см. Джордана из «Субмарины») и избегай любых банальностей, иначе тебя никто никогда не полюбит. Интересно, сколько женщин, выросших на романтических комедиях и мелодрамах 2000-х, меняли свои интересы, внешность и вкусы, чтобы стать той самой девушкой-мечтой, порождённой поп-культурой, и привлечь внимание крашей? Уверены, что много.

В 2010-х эталонной Manic Pixie Dream Girl была Рамона Флауэрс (Мэри Элизабет Уинстэд) из романтического боевика «Скотт Пилигрим против всех» (2010). Неформалка (по нынешним временам альтушка), меняющая цвет волос каждые две недели, ворвалась в жизнь главного героя-гика прямиком из его снов. Саркастичная, ценящая свою свободу и независимость доставщица Amazon Рамона больше всего боится постоянства и рутины, поэтому никогда надолго не задерживается в отношениях. К сожалению, эта крутая девчонка с эффектной внешностью не выбирает путь индивидуума, а лишь вдохновляет Скотта Пилигрима (Майкл Сера) выйти из зоны комфорта ради любви (сразиться с семью злыми бывшими), чтобы остаться с ним в финале, растворяясь во Вселенной. Одержимая винилом меломанка и тусовщица Сэм (Эмма Уотсон) из драмы «Хорошо быть тихоней» (2012) тоже запускает внутреннюю трансформацию главного героя, который влюбляется с первого взгляда. Заботливая и чуткая девушка берёт под своё крыло замкнутого Чарли (Логан Лерман), в детстве ставшего жертвой сексуализированного насилия, и сопровождает его на пути к взрослению.
Шаг к независимости
Любопытно, что среди стереотипных представительниц архетипа Manic Pixie Dream Girl встречаются героини, которые несколько отходят от сложившегося сценария и отделяют себя от партнёров. Клементина (Кейт Уинслет) в научно-фантастической мелодраме «Вечное сияние чистого разума» (2004), с одной стороны, идеально подходит под описание маниакальной девушки-мечты (красит волосы в кислотные цвета, имеет собственное мнение, действует импульсивно и делает глупости, когда выпьет), но с другой, она не меняет жизнь своего бойфренда Джоэла (Джим Керри) в лучшую сторону, а, наоборот, усложняет её до такой степени, что мужчина решает стереть все воспоминания о возлюбленной. Более того, героиня открыто заявляет, что она не концепт, а личность. «Слишком много парней думают, что я концепт, что я дополняю их или собираюсь оживить их... Но я просто испорченная девушка, которая ищет своего собственного душевного спокойствия», — говорит Клементина Джоэлу.



В романтическом драмеди «500 дней лета» (2009) Саммер (Зои Дешанель), на первый взгляд, полностью разделяет образ Manic Pixie Dream Girl. Она не только воплощает собой романтический интерес главного героя Тома (Джозеф Гордон-Левитт), но и заставляет его чувствовать себя живым, устраивая свидание в IKEA и придумывая различные авантюры. Саммер тоже обожает The Smiths и в целом соответствует представлениям персонажа-мужчины об идеальной девушке. Однако, в отличие от многих классических маниакальных девушек, она не остаётся с главным героем, а идёт дальше, доказывая, что у неё есть свои собственные стремления и желания.
Свободная духом интеллектуалка Энни Холл из одноимённого ромкома Вуди Аллена поначалу тоже кажется стандартной Manic Pixie Dream Girl, одобренной мужским взглядом: она энергична, импульсивна, разнообразна, увлекается теннисом, мечтает стать певицей, изучает экзистенциальные мотивы в русской литературе и делает счастливым своего партнёра-невротика. Тем не менее Энни Холл выходит за рамки романтизированного архетипа MPDG и находит в себе смелость выбраться из обречённых отношений, в которых героиня со временем перестаёт быть личностью.
Личность, а не только романтический интерес
В современных фильмах и сериалах архетип Manic Pixie Dream Girl практически себя изжил. Основная причина невостребованности образа маниакальной девушки-мечты сегодня — доминирование героинь со сложными характером и историей на экране. Постановщицы в наше время снимают намного чаще, чем в начале XXI века, поэтому патриархальные представления об отношениях в актуальных ромкомах и мелодрамах либо осуждаются, либо высмеиваются, не оставляя стереотипным женским персонажам шанса. Наверное, современным олицетворением Manic Pixie Dream Girl можно назвать Аляску Янг из мини-сериала «В поисках Аляски» (2019), основанного на одноимённом романе Джона Грина. Героиня Кристин Фросет — гордая феминистка и автор цитаты «Вы курите ради удовольствия, я курю, чтобы умереть», за самоуверенностью которой скрывается невыносимый груз вины. Хотя на протяжении сериала Аляска остаётся недостижимым романтическим интересом юноши Майлза (Чарли Пламмер), её внутренние переживания и психологические травмы имеют значение.


Мэйв Уайли (Эмма Маки) из «Сексуального просвещения» тоже постепенно освобождается от ярлыка яркой Manic Pixie Dream Girl. Эрудированная школьница не собирается соответствовать чужим ожиданиям, постоянно нарушает правила, тащится от женского панк-рока, одевается в стиле гранж, читает Вирджинию Вулф и Джордж Эллиот, сама о себе заботится и покоряет дерзкой индивидуальностью главного героя Отиса (Эйса Баттерфилд). В отличие от своих предшественниц, бунтарка Мэйв не лишена автономии и принимает решения, полагаясь на собственный комфорт, а не на мнение влюблённых в неё парней, чьи жизни она меняет. Таким образом, сегодня архетип маниакальной девушки-мечты переосмысливается с учётом запроса на героинь-личностей в кино, приобретает эмансипированные черты и скорее становится редким исключением из правил, нежели распространённым явлением.