Ловушки маньяка, демоны и Аннабель: гид по вселенной Джеймса Вана

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Джеймс Ван. Фото: Blumhouse Productions

В мировой прокат выходит пятая часть популярной хоррор-франшизы «Астрал», запущенной Джеймсом Ваном. Режиссёр, придумавший свою формулу хитового фильма ужасов, не пренебрегает и блокбастерами — он работал над «Форсажем 7» и «Акваменом». И всё же Ван больше тяготеет к историям о демонических сущностях и тёмной стороне личности, на которые, как показал его опыт с «Астралом» и «Заклятием», есть спрос. К австралийскому постановщику, снимающему коммерческие фильмы ужасов, можно относиться по-разному. Но стоит признать, что Джеймс Ван — один из самых успешных хоррормейкеров Голливуда. Разбираемся, из чего складывается пугающий мир режиссёра и чем он так привлекает зрителя.

«Я хочу сыграть с вами в игру»

Первой работой Джеймса Вана, учившегося в Высшей мельбурнской киношколе, принято считать короткометражку «Зомби-апокалипсис». Затем будущий «Спилберг от мира ужасов» снял полнометражный мистический фильм «Адский». Свою картину Ван представил на инди-кинофестивале в Мельбурне, на котором собрались истинные ценители авторского хоррора. Фильм даже удостоился нескольких наград. История «Пилы» же началась с трогательной дружбы Джеймса Вана и Ли Уоннелла. Парни спелись ещё в колледже: их объединяли одержимость ужасами и желание снять нечто непредсказуемое и обязательно кровавое. В 2003 году Джеймс и Ли выпустили оригинальную девятиминутную «Пилу», в которой присутствовали каноничные черты будущей франшизы: грязно-зелёный цветокор, кукла-чревовещатель, выдающая задания, напряжённая сцена с обратным медвежьим капканом, нервный монтаж, вызывающий головокружение, и, конечно же, игра на выживание, только кратковременная.

«Пилу» отвергли в Австралии, но тепло приняли в США: голливудские продюсеры, правда, ранее работавшие над комедиями, всерьёз заинтересовались детищем Вана и Уоннелла и предложили тем заняться производством полнометражной версии. Бюджет у неё был довольно скромный — 1,2 миллиона долларов. Неонуарный триллер «Пила: Игра на выживание» 2004 года сняли всего за 18 дней и в довольно тяжёлых условиях. Ван и Уоннелл, не жалея себя, сутками торчали на заброшенной фабрике и вряд ли рассчитывали на успех. Однако все их страдания, травмы операторов и глубокий порез Кэри Элвеса, «отсёкшего» себе ногу ржавой пилой, окупились: в мировом прокате фильм заработал чуть больше 100 млн долларов и со временем стал настоящей классикой жанра. Дешёвую «Пилу» отличают плохое освещение, ускоренная съёмка, грязная индустриальная эстетика, замкнутость пространств, провоцирующая клаустрофобию, медленно повышающийся градус насилия, жестокие игры маньяка и непредсказуемый финальный твист под великую увертюру Hello Zepp, вошедший в историю кино. Работая над фильмом, Ван и Уоннелл явно использовали культовый «Семь» Дэвида Финчера в качестве основного референса, перенеся его мрачную, гнетущую атмосферу и неожиданные сюжетные ходы в своё кино. Однако «Пила: Игра на выживание», в которой маньяк вершил правосудие над грешниками и учил их ценить жизнь, всё равно снискала зрительскую любовь и получила зелёный свет на продолжения. Сценарии к двум из них напишет Ли Уоннелл.

Дань уважения классике ужасов

«Полтергейст», реж. Тоуб Хупер, 1982. Постер: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
«Изгоняющий дьявола», реж. Уильям Фридкин, 1973. Постер: Hoya Productions

Во время учёбы в Высшей мельбурнской киношколе Джеймс Ван, вопреки повальному интересу других студентов к европейскому артхаусу, плотно подсел на просмотр хорроров, любовь к которым позже найдёт отражение в его творчестве. Многие критикуют режиссёра за то, что он собирает свои фильмы, копируя идеи и целые сцены из культовых ужасов, однако его франшизы «Астрал» и «Заклятие» — чисто коммерческий продукт, рассчитанный на самую широкую аудиторию и вовсе не претендующий на звание оригинального кино. Студийные хорроры Вана идеально справляются с развлекательной функцией, ловко используя годами проверенные сюжеты и узнаваемую атмосферу, вызывающую ностальгию. Режиссёр создал самые успешные серии ужасов современности, оставившие яркий след в поп-культуре.

Являясь большим поклонником хорроров 1970–80-х, для первого «Заклятия» Ван элегантно заимствует легко считываемые моменты из культового «Изгоняющего дьявола». Кэролин Перрон, одержимая духом Батшебы, меняется физически, подобно Риган МакНил, истощённой могущественным Пазузу — королём демонов из ассирийской мифологии. В сцене с продолжительным экзорцизмом Ван тоже совершает реверанс в сторону страшного шедевра Уильяма Фридкина. Композиция «Заклятия 2», почти всё действие которого разворачивается в стенах старого дома, собрана из «Изгоняющего дьявола» и «Полтергейста» Тоуба Хупера. Джанет, как и Риган, играется со спиритической доской и случайно вызывает тьму. Невидимая сила устраивает в доме погром, поднимает в воздух кровать и заставляет девочку левитировать. Джанет говорит чужим голосом, а её конечности неестественно изгибаются. У «Полтергейста» Ван одалживает и трогательную историю о необходимой сплочённости семьи перед лицом страшных испытаний. Образ куклы Аннабель с красными щёчками и дьявольской улыбкой, управляемой злым духом, ассоциируется с клоуном из хоррора Тоуба Хупера — она похожим образом преследует своих жертв и восседает на стуле. Временами одержимая игрушка напоминает и жестокого Чаки из культовых «Детских игр».

«Ужас Амитивилля», реж. Стюарт Розенберг, 1979. Фото: AIP

Олдскульный сеттинг «Ужаса Амитивилля» 1979 года Ван перенёс в первую часть «Заклятия», а буйство едва осязаемых призраков и злых духов в замкнутом пространстве ранее отразил в «Астрале». В продолжении последнего нашлось место и оммажу «Сиянию» Стэнли Кубрика в сцене, где Джош Ламберт под руководством духа Паркера Крейна пытается выбить запертую дверь, чтобы навредить жене и детям. В истории маленького мальчика из «Астрала», способного общаться с призраками, прослеживается влияние «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана — одного из любимых хорроров Джеймса Вана.

В своём последнем фильме «Злое» Ван наконец вернулся к истинному «я», лучшими проявлениями которого были легендарная «Пила: Игра на выживание» и несовершенная «Мёртвая тишина» — пробирающая до мурашек сказка о мстительной ведьме. Обилие кровавого насилия, подсмотренного в сплэттерах, сумасшедшие сюжетные повороты, отменный стёб над культурой слэшеров, намеренное нагромождение штампов, распространённых в детективах и дешёвых ужасах, головокружительный монтаж, пульсирующий красный свет прямиком из главных образцов джалло и ультрасовременный взгляд на боди-хоррор — главные составляющие нового кино режиссёра, в котором его фирменный стиль достиг своего апогея. «Злое» предлагает зрителю безумный аттракцион, щедрый на безудержную пародийность и бодрое переосмысление наследия категории B. Джеймс Ван отрывается по полной и получает огромное удовольствие от процесса.

Основано на реальных событиях

«Заклятие», реж. Джеймс Ван, 2013. Фото: Warner Bros.

На создание хоррора «Заклятие» 2013 года и его сиквела после оглушительного успеха первого фильма, собравшего 319 494 638 долларов в мировом прокате, Джеймса Вана вдохновила история знаменитых демонологов Эда и Лоррейн Уоррен. Супруги занимались расследованиями жутких дел, к которым, по их мнению, были причастны сверхъестественные силы. В основу «Заклятия» легли пугающие события, в 1971 году произошедшие в тихом городке Харрисвилл, расположенном в штате Род-Айленд. Тогда большая и дружная семья Перрон въехала в проклятый дом, когда-то принадлежавший Батшебе Шерман, которую местные жители считали ведьмой, убившей собственное дитя во славу Сатане. Несмотря на то что никаких подтверждений жертвоприношения так и не нашли, женщина стала изгоем в обществе и умерла в одиночестве. Однако всех будущих владельцев дома Батшебы ждала печальная участь — многие погибли странным образом или совершили суицид. Супруги Перрон и пять их дочерей постоянно подвергались нападкам призраков, беспокоивших их по ночам. По словам членов семьи, кто-то невидимый хватал их за ноги, двигал предметы и хлопал дверями. Находиться в доме стало невыносимо, когда о себе дал знать яростный дух самой Батшебы: он долгое время терроризировал Кэролин Перрон, оставляя на её теле синяки. Правда, никакой одержимости, показанной в «Заклятии», в действительности не было. Призрак ведьмы изводил женщину, но из-за финансовых трудностей семья не могла оставить дом, что отражено в фильме. По этой причине Кэролин с мужем Роджером обратились за помощью к охотникам за привидениями Уорренам, чья фамилия тогда была на слуху в Америке и за её пределами. Супруги попытались провести очищающий обряд в доме, чем вызвали неконтролируемый гнев местных духов. Исследователям паранормального не удалось изгнать тёмных сущностей, и Перроны прожили с ними под одной крышей до 1980 года, пока не переехали в другой штат. В «Заклятии» же это дело Уорренов носит совершенно другой характер: демонологи не только досконально изучают историю места, чтобы разобраться в намерениях призраков, но и освобождают тело Кэролин от духа Батшебы в страшной сцене, отсылающей к «Изгоняющему дьявола».

«Заклятие», реж. Джеймс Ван, 2013. Фото: Warner Bros.

В хорроре ссылаются и на другой реальный кейс, расследованием которого занимались супруги. В начале «Заклятия» зрителя знакомят с легендарной куклой Аннабель, прототипом которой была «Тряпичная Энни», якобы одержимая злым духом: в 1968 году игрушка до смерти напугала студенток Донну и Энджи, обратившихся к Уорренам за консультацией. Демонологи сочли куклу очень опасной и, проведя серию очищающих обрядов, забрали её в свой оккультный музей, экскурсию по которому проводят в «Проклятии Аннабель 3». Интересно, что в сцене с лекцией об одержимом канадском фермере камера на несколько секунд задерживается на сидящей в первом ряду реальной Лоррейн Уоррен, консультировавшей Вана во время его работы над «Заклятием». Женщины-медиума не стало в 2019 году.

«Заклятие 2» 2016 года основано на истории «Энфилдского полтергейста». В 1977 году семья Ходжсонов, проживавшая в спокойном районе Лондона, столкнулась c настоящим кошмаром: нечто сверхъестественное постоянно перемещало мебель в их доме, а однажды подняло в воздух 11-летнюю Джанет и швырнуло её в стену. Необъяснимый случай привлёк внимание общественности. Семью навещали не только репортёры, но и медиумы из разных стран, пытаясь разобраться, что за тёмные силы преследуют девочку-подростка, вдруг заговорившую хриплым мужским голосом. Экстрасенсы пришли к выводу, что в Джанет вселялся дух старика Билли Уилкинса, умершего в доме Ходжсонов до того, как они стали собственниками. Позже «Энфилдского полтергейста» будут называть продуманной мистификацией. После всех исследователей паранормального к этому делу подключились Уоррены и попытались доказать обратное, однако из-за откровений Джанет и её сестры доверия Ходжсоны уже ни у кого не вызывали.

В «Заклятии 2» историю «Энфилдского полтергейста» сильно переосмыслили. В хорроре исключительно Уоррены занимаются расследованием этого дела, а невинным духом Билли Уилкинса руководит древний демон. Но, невзирая на значительные сюжетные дополнения, не имеющие ничего общего с действительностью, сиквел оказался не менее страшным, чем первая часть, и собрал в мировом прокате 320 392 818 долларов. В начале хоррора также упоминается посещение Уорренами печально известного особняка в Амитивилле, в котором в 1974 году Рональд ДеФео убил свою семью. Там же Лоррейн вступила в контакт с духами погибших и их глазами увидела произошедшую трагедию, о чём вкратце рассказывают в фильме. Произошло это после того, как дом в спешке покинула семья Латц, столкнувшаяся с пугающими проявлениями паранормального, о которых в 1977-м поведает документальная книга «Ужас Амитивилля».

Успех франшизы «Заклятие» обусловлен тем, что Джеймс Ван, совершенно не стесняясь, эксплуатирует интерес зрителей к мистическому кино, связанному с реальными событиями. Сами они вряд ли хотели бы пережить подобное, но понаблюдать со стороны — всегда пожалуйста. Третья часть хоррор-серии, к которой режиссёр написал сценарий, посвящена судебному процессу по делу 19-летнего Арне Шайенна Джонсона, убившего своего домовладельца под влиянием демонической сущности. «По воле дьявола», спродюсированный Ваном, собрал в мировом прокате меньше своих предшественников, но ему всё же удалось сохранить ретро-эстетику «Заклятия».

Ад пуст! Все дьяволы сюда слетелись

«Астрал», реж. Джеймс Ван, 2013. Фото: Blumhouse Productions
«Проклятие монахини», реж. Корин Харди, 2018. Фото: New Line Cinema

Миры «Астрала» и «Заклятия» населяют не только несчастные призраки и злобные духи, но и демоны, желающие разрушить человеческие души. Последние стали одними из главных антагонистов двух франшиз. Первый «Астрал» познакомил нас с Краснолицым демоном, напоминающим огромного чёрта: отсутствие рожек компенсируется острыми когтями, которые он постоянно затачивает, как ножи. Дом этого существа — кукольный театр, расположенный в потустороннем мире. Демон обожает карнавальные маски и свою коллекцию марионеток. Когда-то монстр был человеком и при жизни, вероятно, работал в театре, где убивал детей, поэтому он так хочет заточить Долтона в Астрале. Краснолицый демон, полюбившийся аудитории Вана, мелькает и в других частях франшизы.

В другой хоррор-вселенной Вана в роли главного демона выступает Валак. В «Заклятии 2» он предстаёт в обличии зловещей монахини перед Лоррейн Уоррен, а для встречи с Джанет и её братиком превращается в жуткого Горбуна из детской песенки. Согласно средневековому гримуару «Малый ключ Соломона», Валак должен выглядеть как ребёнок с крыльями ангела, восседающий на двуглавом драконе. Но Ван решил сделать образ антагониста, питающегося страхом, более понятным и при этом пугающим. Так появилась адская монахиня, в которой отразилась ненависть демона к религиозным семьям, что объясняет, почему тот жаждет уничтожить Уорренов. Персонаж так понравился зрителям, что было решено снять его предысторию по сценарию Джеймса Вана и Гари Добермана. «Проклятие монахини», рассказывающее о пришествии Валака в наш мир, стало самым кассовым фильмом франшизы «Заклятие».

Зловещие куклы

«Пила 2», реж. Даррен Линн Боусман, 2005. Фото: Lions Gate Films Inc.

Куклы давно стали негласными талисманами многих хорроров Джеймса Вана. Всё началось с «Пилы», в которой Конструктор для общения с жертвами использовал игрушечного чревовещателя по имени Билли. От одного взгляда на куклу с налитыми кровью глазами и красными спиралями на щеках бросает в дрожь. Билли, частенько выезжающий к зрителю на трёхколёсном велосипеде, — главный символ «Пилы» и одна из самых жутких марионеток в истории хоррора. В «Мёртвой тишине» Ван познакомил нас с ужасающим чревовещателем, ещё одним Билли, только способным убивать, на образ которого режиссёра вдохновила «Кукла дьявола» 1964 года. В большой коллекции антагонистки хоррора Мэри Шоу можно найти и того самого клоуна из «Полтергейста».

Такой же популярной куклой, как Билли из «Пилы», является знаменитая Аннабель. Впервые она встречается нам в «Заклятии», где большую часть времени сидит за освящённым стеклом и зловеще заглядывает прямо в душу, пока её не использует мстительный дух. До оглушительного успеха хоррора Ван даже не задумывался о том, чтобы посвятить Аннабель отдельную серию фильмов. Но после выхода «Заклятия» в прокат кукла получила статус культовой и на радость поклонникам обзавелась тремя картинами, в полной мере раскрывающими её демоническую сущность. Аннабель по праву возглавляет списки самых страшных киношных кукол, а её копии до сих пор хорошо продаются. Любовь к жутким «игрушкам» приведёт Вана к «М3ГАН» Джерарда Джонстоуна, для которой он напишет совместный сценарий с Акелой Купер.

Патрик Уилсон: путешествие из «Астрала» в «Заклятие» и обратно

«Астрал», реж. Джеймс Ван, 2013. Фото: Blumhouse Productions

Актёр Патрик Уилсон, карьера которого пошла в гору после «Леденца», стал связующим звеном между франшизами «Астрал» и «Заклятие». В первой он сыграл Джоша Ламберта, способного путешествовать по потустороннему миру, населённому духами и демонами, во второй — исследователя паранормального Эда Уоррена. У героев Уилсона много общего. В «Заклятии» Эд пытается провести обряд экзорцизма, а в «Астрале: Глава 2» Джош изгоняет из себя дух Паркера Крейна. Уоррена с женой хочет сломить Валак, семью Ламберта — Краснолицый демон, а затем и «невеста в чёрном». Истории мужчин, противостоящих тёмным силам, удивительным образом схожи. Хотелось бы верить, что это не простое совпадение. Патрик Уилсон чуть больше посвятил себя «Заклятию», сыграв в пяти фильмах франшизы, и вот сейчас он наконец вернулся в третий «Астрал» на его счету, причём в качестве не только актёра, но и режиссёра.

С любовью к себе и зрителю

Одна из любимых фишек Джеймса Вана — разбрасывание пасхалок к своим же фильмам. Делает он это не из тщеславия, а чтобы порадовать фанатов. Так, в «Мёртвой тишине» можно увидеть куклу-чревовещателя Билли из «Пилы». Её же изображение красуется на доске за спиной Джоша Ламберта в первом «Астрале». Сослаться на свои хорроры режиссёр не забыл даже в «Аквамене»: там на дне океана проживает та самая кукла Аннабель. Друг и соратник Вана по части кино Ли Уоннелл неизменно появляется во второстепенной роли охотника за привидениями Спекса во всех фильмах франшизы «Астрал», кроме последнего. «Злое» цитирует особо жестокие сцены из «Пилы» и заимствует из неё некоторые сюжетные твисты, что наверняка оценят поклонники триллера.

Читайте также
Киновселенные: Средиземье на большом и малом экране
Мы возвращаемся с нашим спецпроектом «Киновселенные». «Звёздные войны» пока что позади, на очереди другая легендарная франшиза — «Властелин колец». Виктор Неп...
Матриархат Альмодовара: гид по творчеству главного феминиста Испании
Педро Альмодовар, главный феминист Испании, одним из первых в испанском кинематографе раскрыл потенциал женской силы. Как внутренней, так и внешней. Женщины в...
Как за пять лет изменился фестиваль сериалов «Пилот»
В Иваново завершил свою работу пятый юбилейный фестиваль сериалов «Пилот». Мы уже рассказали в нашей подборке о самых интересных проектах фестиваля. Сусанна А...
Игривый провокатор и синефил: творческий путь Франсуа Озона
В российский прокат вышел новый фильм Франсуа Озона — авантюрная детективная комедия «Моё преступление». Плодовитый французский постановщик выпускает по фильм...
«Клюква»: как потеплеть к мифам о России в кино и перестать беспокоиться
Сельская хтонь, балабановский хоррор, сталинский нуар — российское кино имеет много масок, но ищет ещё больше типов идентичности в надежде обнаружить суть рус...
Как психология помогает делать кино живым, а психологов — богатыми
Кино, как известно, — иллюзия, но зритель безжалостен и не прощает неточностей и ошибок. Создатели картин это прекрасно понимают и готовы пойти на любые расхо...
Также рекомендуем
Пользуясь случаем и выходом фильма «М3ГАН».
Кадр из фильма «Ведьма», реж. Роберт Эггерс, 2015До российского проката добрался австралийский хоррор «Реинкарнация. Нов...
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
Влад Шуравин разбирается, удалось ли режиссёру вернуться к истокам.
Пользуясь случаем и выходом фильма «М3ГАН».
Кадр из фильма «Ведьма», реж. Роберт Эггерс, 2015До российского проката добрался австралийский хоррор «Реинкарнация. Нов...
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
Влад Шуравин разбирается, удалось ли режиссёру вернуться к истокам.

Последние новости

Убийца «Попай» на свежем постере трэш-хоррора
Низкобюджетный фильм выставит прославленного героя злодеем.
Герои «Соника 3» на свежих красочных постерах
Столкновение двух ежей произойдёт в конце года.
Серия книг Beast Quest получит телеадаптацию
Фэнтези цикл станет анимационным сериалом.
Джон Уоттс сам отменил сиквел «Одиноких волков»
После того, как стриминг-сервис поступил с релизом оригинального фильма.
00:00