
Ещё в античные времена люди осознали, что движение — это жизнь. С тех пор передвигаться по миру вроде бы стало проще, быстрее и комфортнее, однако сделать первый шаг порой бывает всё так же сложно. Вопрос «Куда бы поехать?» особо актуален в преддверии летних каникул и длинных отпусков. А как насчёт того, чтобы последовать за героями фильмов по уже проверенным маршрутам?
На основе лучших за последние 15 лет отечественных роуд-муви и фильмов с доминирующим мотивом путешествия Вадим Богданов собрал наглядную туристическую кинокарту России. Готовы вместе с нами отправиться в большое турне по стране? Тогда пристегнитесь: впереди у нас 18 городов, регионов и географических локаций, 17 фильмов и один сериал.
Москва

Стартуем, конечно же, со столицы. Однако здесь мы долго не задержимся и вскоре начнём движение по трём основным направлениям: на юг, на север и через центральную Россию на восток.
Именно из Москвы отправляются в путешествие по городам России Аня Смолина на велосипеде («Поехавшая»), Вера с Вадимом на машине («Туда»), студентка Лаура на поезде («Купе номер 6») и другие наши герои. Со всеми ними мы ещё не раз пересечёмся и каждого из них узнаем поближе. Однако есть и те, для кого Москва — конечный пункт. Например, для героя фильма Ивана Соснина «Далёкие близкие», учителя географии из хабаровской школы. Мы с ним тоже познакомимся в другой локации, потому что Москву снимали в Ленинградской области, отчего она в фильме не столь туристически привлекательна, как, например, в другом проекте Ивана Соснина — мини-сериале «Юг».

Юг Кипень (Ярослав Могильников) — застенчивый парень из далёкой Находки, воспитанный бабушкой (Надежда Маркина) в одиночку. Однажды парень узнаёт, что у него всё-таки есть где-то отец, который регулярно присылает деньги. Вот только подходящих под необходимые критерии (возраст, инициалы) восемь вариантов, и восемь потенциальных отцов разбросаны по всей России. Юг отправляется в длинное и опасное путешествие.
До Москвы он добирается к седьмой серии и первым же делом идёт на ВДНХ — в павильон космонавтики, куда он всегда мечтал попасть. Его завораживает ракета-носитель «Восток», но пугает сам мегаполис, который для него, мальчика из глубинки, столь же необъятен, как космос. Однако друг, с которым он до этого общался только в чате видеогры, успокаивает Юга: «Москва — это большая деревня», — и предлагает прокатиться на электросамокатах вплоть до Триумфальной площади и полюбоваться памятником Маяковского. Чем не идеальный прогулочный маршрут для первого знакомства со столицей?
Сочи

Из Москвы мы отправимся по самому популярному направлению в летнюю пору — на юг. Кстати, летим вместе с Югом, которому после столицы тоже нужно в Сочи. Однако здесь с героем Ярослава Могильникова наши пути временно расходятся, потому что теперь всё внимание к молодой учительнице Тане (Дарья Савельева) и завучу школы Марии (Полина Кутепова), которые везут театральный кружок на фестиваль в Сочи. Так звучит завязка «Каникул» Анны Кузнецовой, фильма-победителя первого «Маяка» и одного из самых честных высказываний на тему нонконформизма в современном кино.
Фильм прекрасно работает сразу на две возрастные категории зрителей. С одной стороны, относится с пониманием к гормональному всплеску у подростков, которые в промежутках между репетициями ссорятся, влюбляются, слушают Lil Peep и обсуждают «Эйфорию» (адекватные занятия для нынешних детей в лагере). А с другой, кино уделяет должное внимание перспективе худрука и завуча на рабочую поездку: когда нужно 24/7 следить за детьми, но при этом иногда хочется простого человеческого завалиться на случайную армянскую свадьбу и в ночи по пьяни выпускать омаров в объятия Чёрного моря.
«Каникулы» передают всю магию поездок на море — неважно, в группе или с семьёй, спустя время это всегда вспоминается с ностальгией. Юг тоже в Сочи идёт на море, о котором всегда мечтал. Туда же дорога приводит героя Александра Петрова из дебюта Петра Тодоровского «Лавстори» — мелодрамы о том, как водитель лимузина вынужден из Москвы везти свою первую любовь, с которой он давно не общался, а теперь она стала капризной кинозвездой. Фильм откровенно плох, однако дождливый план сочинской набережной в финале ненавязчиво наводит на мысли о том, каким тёплым будет море после такого дождя.
Кавказ

Переносимся в Кабардино-Балкарию, где мы впервые встречаем героев дебютного фильма Ильи Поволоцкого «Блажь» — папу с дочкой, которые живут в фургоне и колесят по уездным городам и сёлам с передвижным кинотеатром. Показывают они самое разное кино — от классики Балабанова («Брат») до новинок, например «Верности» Нигины Сайфуллаевой. Кино в данном случае выступает в роли света посреди провинциальной тьмы и как портал в другой мир, куда порой хочется сбежать, не покидая дома. Ездят герои практически по всему Кавказу: из Кабардино-Балкарии в Ставрополье, затем в Калмыкию (не заезжают только во Владикавказ, но там был Юг в шестой серии своего сериала).
Поволоцкий изначально — документалист, поэтому Россия у него крайне реалистична, сёла иногда выглядят печально, но дороги к ним, пролегающие через горы, туманы и реки, неописуемо красивы. Это по-настоящему авторское роуд-муви по метафизическим просторам нашей огромной страны, при этом блуждания героев не бесцельны. Конечная точка их путешествия — Мурманск, Кольский полуостров и конкретно Баренцево море, над которым дочка хочет развеять прах своей мамы.
Петрозаводск, Мурманск, Териберка

Вместе с героями «Блажи» прощаемся с югом России и отправляемся на север. Правда, едем не в доме на колёсах, а на скором поезде «Москва — Мурманск». Героев снова двое: финская студентка Лаура (Сейди Хаарла), которая мечтает увидеть старинные петроглифы, и русский шахтёр Лёха (Юра Борисов), который едет в Мурманск на вахту. Она — хрупкая, наивная и образованная, он — простой и грубый, как кусок арматуры, но искренний парень, который за словом в карман не полезет.
«Купе номер 6» Юхо Куосманена — это кино про одиночество, широкую русскую душу, доброту незнакомцев и терапевтический эффект от путешествия в правильной компании. Чем больше герои узнают друг друга, тем очевиднее тот факт, что между ними на самом деле не так много различий. Пусть режиссёр и финн, но хорошо знакомую всем нам романтику поездов он передал безупречно: гранёные стаканы с чаем, курочка в фольге, водочка, игры на гитаре, спонтанные покупки у бабушек на перроне. На долгих остановках — например, на ночной в Петрозаводске — можно сгонять в город, повидать близких и продегустировать местный самогон. А уже в самом Мурманске — взять лодку и под Voyage, Voyage вопреки непогоде по ледяному морю поплыть вдоль Териберки к заветным петроглифам. Если повезёт, ещё и северное сияние застать получится.
Липецк, Тверь

В Мурманске, кстати, снимали родной город Юга — Находку, по климату и архитектуре они оказались очень похожи. Ещё одну географическую обманку провернули авторы фильма «Родные», по сюжету которого герои едут из северного Архангельска в Самарскую область, где дают Грушинский фестиваль. На самом деле съёмки проходили преимущественно в Московской и Тверской областях, а Саратов, в который герои заезжают по пути, на самом деле снимался в Липецке.
Впрочем, это не делает «Родных», снятых по сценарию Жоры Крыжовникова, плохим роуд-муви. Фильм повествует о том, как отец большого семейства (Сергей Бурунов) рассказывает всем о своём смертельном диагнозе и под предлогом, что жить ему осталось недолго, подбивает родственников на совместное дорожное приключение до Грушинского фестиваля, где он всю жизнь мечтал побывать.
Чем можно заняться в такой поездке, согласно фильму «Родные»: заехать в семь монастырей и поставить там по свечке, пофотографироваться в подсолнуховом поле и по старой памяти своровать свежеиспечённый хлеб, заехать к Рыжему из «Иванушек» и спросить, почему тополиный пух в июле. А потом собраться всей семьёй за одним столом, отведать сочных бурятских буузов, вытереть сок с губ и душевно запеть: «Сядем с отцом, сядем вдвоём…»

Герои фильма «Родные» при благоприятных условиях могли бы увидеть, как где-то неподалёку Витька Чеснок (Евгений Ткачук) везёт Лёху Штыря (Алексей Серебряков) в дом инвалидов. Гротескный и циничный гонзо-дебют Александра Ханта тоже снимался в Твери, которую благодаря смелому видению режиссёра совсем не узнать: город с лихвой залит неоном и пропитан бунтарским духом, встречавшимся до этого разве что на британских улицах в объективе Бойла и Ричи.
Выросший в детдоме Виктор узнает, что у него всё-таки есть отец и с него можно срезать хоть какие-то деньги: для этого парализованного Лёху нужно доставить в спецучреждение в Воронежской области. Витька загружает батю в свой красный корейский микровэн, и вдвоём они отправляются в дорогу. А там криминальные разборки, погони, Хаски и «Грибы» на саундтреке, колоритные попутчики с кошками и в спортивках, вокруг ярко-жёлтые поля да кислотно-зелёные леса. Очень самоуверенный пацанский дебют, при этом движущийся по траектории трогательной драмы отцов и детей. У этого роуд-муви особая притягательность: редко когда поездки по околомосковской периферии выглядели столь кинематографично.
Санкт-Петербург, Углич

В Тверской области частично проходили съёмки и последнего фильма Алексея Балабанова — меланхоличного роуд-муви с апокалиптической интонацией «Я тоже хочу». Однако отрывается кино с хмурых сцен Петербурга, где бандит (Александр Мосин) рассказывает музыканту (Олег Гаркуша) о том, что где-то в аномальной зоне между Питером и Угличем есть «Колокольня Счастья». Вокруг неё из-за радиации погибло всё живое, но если встать прямо в центре колокольни и посмотреть наверх, то оттуда необъяснимые силы тебя могут забрать в лучший мир. Героям нечего терять, они решают ехать.
У картин «Блажь» и «Я тоже хочу» схожий маршрут — по дорогам метафизики российской глубинки. Однако в притче Балабанова Россия предстаёт по-особенному загадочной и мистической, здесь умом её точно не понять. Дорога к счастью пролегает через земли хронически несчастных людей, по обрывкам судеб случайных попутчиков складывается честный портрет жизни за пределами мегаполисов. В пути — бандитские байки, остановки у заброшенных монастырей, посиделки у костра и вылазки в сельский магазин за водкой. «Водка плохая, но выбора нет», — заключает один из героев. Прямо как жизнь — грустно подмечает сам фильм.
Костромская область, Республика Коми

Недалеко от балабановской колокольни Запогостской церкви, в соседней Костромской области, по сюжету разворачивается действие гипнотического этно-роуд-муви Алексея Федорченко «Овсянки». Хотя всё-таки основным местом действия стала небольшая деревушка в Республике Коми. Это история о том, как мужчина едет совершать обряд погребения своей жены — в места их медового месяца — согласно традициям её народа. Весь фильм герой идёт с гробом к костру, попутно вспоминая моменты из счастливой супружеской жизни. У Федорченко путь в большей степени духовный: зритель вместе с героями осознаёт языческое прошлое наших земель и совершает культурное путешествие по обычаям малых народов России. И неважно, что у Федорченко народ и его ритуалы полностью выдуманы, — это, наоборот, одаряет сюжет фильма универсальной метафорой мультикультурализма.
Владимир

Возвращаемся с северо-востока снова в столицу, чтобы покинуть её в третий раз. Теперь едем на такси, но переживать не стоит: нас ждёт поездка с тарифом «комфорт+». Новейшее роуд-муви в нашем списке, ромком «Туда» Ивана Петухова, рассказывает о спонтанном дорожном приключении двух совершенно не похожих друг на друга людей. Взбалмошная и волшебная Вера (Ирина Старшенбаум) садится в такси к мрачному и молчаливому Вадиму (Пётр Фёдоров), который сильно удивляется, увидев пункт назначения: из Москвы им предстоит проехать 1400 километров до Уфы. Взвесив все за и против, Вадим соглашается.
Итак, первая остановка — Владимир. Несмотря на то, что путь неблизкий и время на дорогу тщательно рассчитано, Вера всё-таки уговаривает Вадима остановиться здесь и дойти до смотровой площадки, которые она просто обожает. А заодно — отведать лучшие завтраки во всём городе в кафе рядом с Успенским собором. Вера, как настоящая гедонистка, противостоит прагматизму Вадима и разбивает поездку по России на фрагменты счастья любого путешественника: остановиться у дороги и купить яблок у бабушек, выйти в поле и с криком выплеснуть весь накопившийся негатив, наклеить себе патчи на глаза и громко петь песни Губина, угощая угрюмого водителя кислыми мармеладными червячками, чтобы вызвать хоть какую-то эмоцию на его лице. Но самый кайф — это, конечно, высунуть руку в автомобильный люк и ощутить свободу на кончиках пальцев.
Нижний Новгород

Следующей остановкой на пути Веры и Вадима становится Нижний Новгород. И пока герои оглядывают Волгу с вершины Чкаловской лестницы, мы отправимся встречать Аню Смолину (Ольга Лерман), главную героиню фильма «Поехавшая» Антона Маслова. Москвичку Аню всё допекло, и в какой-то момент она решила кардинально поменять свою жизнь: бросить свои дела и вместе с любимой таксой отправиться в путешествие до Нижнего Новгорода на велосипеде. Там живёт её мама (Елена Яковлева, к которой также едет другой герой нашей статьи — Евгений Сытый из «Далёких близких»). Аня с мамой уже давно не разговаривает, но пора бы уже наконец помириться.
Фильмы «Туда» и «Поехавшая» схожи тем, что герои в них глубоко травмированы. У Петухова роуд-муви о том, насколько тяжело найти силы двигаться дальше, а у Маслова — о том, что путь к счастью неизменно пролегает через тернистый поиск самого себя. При этом обе картины наполнены светом, романтикой и позитивом — считайте это за терапевтический ретрит после тяжёлых поездок с Балабановым и Федорченко на север.
Пермь

Ирина Старшенбаум снова на пассажирском сидении автомобиля, но на этот раз она играет чиновницу Дашу, которая сбегает в командировку по Пермскому краю. Бежит она от городской суеты, от своего душного молодого человека, который вовсю планирует свадьбу, а Даше от этого вдвойне тошно. И вот однажды, поддавшись унынию, она напивается в баре и на следующее утро обнаруживает себя в машине с незнакомцем, которого, как выясняется, она сама наняла в качестве личного водителя. Таков сюжет дебютной картины Александры Сараны «Втроём» (третий из названия — это фикус Борис, ещё один невольный путешественник). К сценарию, кстати, руку приложила Светлана Штеба, также работавшая над уже знакомой нам «Поехавшей».
Фикус, конечно, здесь как метафора прошлого, которое Даша вечно таскает с собой и никак не может оставить на подоконнике какого-нибудь подъезда. Чем всё закончится, догадаться легко, однако главная прелесть этого роуд-муви в том, что перед нами фильм-открытка Пермскому краю, особенно его красоте в осеннюю пору. Реки, берёзы и луга, народные гуляния в малых сёлах и купания в тёплых источниках — всё это как веский довод начать мониторить билеты до Перми.

У героев дебюта Екатерины Волковой «Вы меня видели?» драма посерьёзнее, чем эмоциональное выгорание чиновницы. Два года назад в семье Веры (Светлана Иванова) и Андрея (Никита Ефремов) случилось страшное: бесследно пропала младшая дочь. Мама до сих пор не теряет надежд её отыскать, а когда внезапно получает на телефон странное сообщение, Вера полагает, что это, должно быть, похититель. Она выясняет, что сообщение пришло из Архангельска, и обманом везёт семью туда, хотя старшая дочка думает, что это милая семейная поездка в лагерь. Фильм как дорожная версия «Нелюбви» Звягинцева: о разладе внутри семьи, незатянувшихся душевных ранах и о том, что надежда всегда умирает последней. Несмотря на Архангельск по сюжету, на экране мы видим Пермский край, правда, менее дружелюбный и светлый, чем в фильме «Втроём». Однако эта поездка будет посложнее и эмоционально насыщеннее, с заездом на территорию по-настоящему важных размышлений о жизни.
Екатеринбург

Если ехать на Урал, то только с режиссёром Иваном Сосниным. Его новый фильм, семейное фэнтези «Легенды наших предков», — это история екатеринбургского журналиста Олега (Александр Яценко), который видит и слышит сказочных существ из уральского фольклора. Они просят его об одном: помочь им не угодить в вечное забвение. Журналист в конечном счёте соглашается и вместе со своей дочкой-подростком, с которой у него трудные отношения, отправляется в края, практически не тронутые цивилизацией.
«Легенды наших предков» как кинематографическое произведение делают много благородных дел. Во-первых, ратуют за сохранение культуры и традиций малых народов России (в отличие от «Овсянок», на примере действительно существующих народностей). Во-вторых, пытаются сократить разрыв поколений душевной историей отца и дочери. В-третьих, являются редкой в наше время оригинальной киносказкой, которая ещё и выполняет просветительскую миссию, знакомя юного зрителя с культурно и фольклорно разнообразной Россией.

И, наконец, в-четвёртых, «Легенды наших предков» воспевают красоту уральского региона: начиная с екатеринбургской набережной Исети и уходя вглубь Урала — к сельским школам, асбестовым карьерам и глухим деревням, где старики ещё говорят на вымирающих языках. Ареал обитания сказочных существ тоже живописен: Нюлэсмурт живёт в густой тайге, Шишига бережёт реки и озёра, а величественный Нёр-Ойка охраняет горы. В фильме все эти локации ярко визуализированы.
Байкал

Байкал — жемчужина России. Это хорошо известно и туристам, и тем более кинематографистам. Куда ни поставь там камеру — всюду красота. На Байкале мы встречаем много старых знакомых. Например, Юг тут обосновался на острове Ольхон, куда добраться можно только на пароме, а затем перемещаться исключительно на «буханке». Сюда же на «Байкал-фест» докрутила педали Аня Смолина — да, её поездка, увы, не закончилась в Нижнем, так как мама там больше не живёт. На Ольхоне Аня пробует домашний мёд, водит хороводы с шаманами и привязывает ленточку на священное место, чтобы её самое заветное желание наконец сбылось.
Однако наше внимание быстро перехватывает позитивный географ с горящими глазами Борис (Евгений Сытый), с которым мы уже пересекались в самом начале нашего путешествия. Борис знает о Байкале всё: глубину, ширину, какая вода, кто в ней живёт. Он может часами рассказывать о природном могуществе озера, как будто прожил там всю свою жизнь. Однако Борис здесь впервые, он уже немолод, но за пределы родного Хабаровска никогда не выезжал. «Географ, который нигде не был», — горько шутит он сам над собой. Но вот в интернете он познакомился с Надеждой (Елена Яковлева), точно такой же одинокой пенсионеркой и дачницей, только живущей в далёком Подмосковье. Борис решает поехать к ней — на фургоне вместе со своим сыном, с которым он уже давно потерял общий язык.

Это снова фильм Ивана Соснина. Кажется, никто из современных режиссёров не любит Россию во всём её географическом разнообразии так, как любит её режиссёр «Далёких близких». Эта картина — как настоящая ода путешествиям: побуждает выйти из дома, открывать новые города и регионы, любоваться закатами и рассветами, встречать новых друзей, с которыми захочется спасать свинок с мясных ферм и играть в «крокодила» у костра. Перед обаянием и шармом этого фильма невозможно устоять: после просмотра ваше сердце наверняка запросит куда-нибудь уехать. Не стоит сопротивляться этому порыву.
Якутия

Здесь наши пути расходятся со многими героями. Вадим с Верой, переночевав в Казани, свернули в Уфу («Туда»). Борис вернулся в Хабаровск («Далёкие близкие»). Оля поехала до Магадана, где теперь живёт её мама («Поехавшая»). А у нас последней остановкой становится Якутия.
Якутия — центр алмазодобывающей промышленности. Об этом знает Юг, который поехал искать первого отца как раз в город Мирный. Об этом знают братья Кеша (Юра Борисов) и Тима (Макар Хлебников) из фильма «Кончится лето». Правда, неприятности у них происходят не из-за алмазов, а из-за золота, инцидент с которым вынуждает героев пуститься в бега по всей Якутии.
На экране — необъятный простор, первозданная природная красота и завораживающие своей естественной грубостью пейзажи непокорённых якутских степей. В такой фактуре сразу виден глаз документалиста (им является сорежиссёр Максим Арбугаев), которому важно, чтобы эта история о бессмысленном цикле насилия, написанная Владимиром Мункуевым, обрела величественный визуальный облик. Да, Республика Саха в фильме холодна и неприветлива, но зато предельно реалистична и до определённой степени сакральна. Особенно в финале, когда туман, ложащийся на водную гладь, переносит повествование в трансцендентное пространство, где только мятежным духам рады.

«Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева не подходит под описание роуд-муви, поскольку это скорее фильм-побег, что в нашу концепцию тоже вписывается прекрасно. Ведь любое путешествие — это по-своему побег: от реальности, проблем, серости дней, а порой и от самого себя. Но какой бы ни была причина, движение всегда необходимо. Помните это и путешествуйте, путешествуйте и ещё раз путешествуйте.