Куда едут герои российских роуд-муви: рисуем туристическую кинокарту России

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Ещё в античные времена люди осознали, что движение — это жизнь. С тех пор передвигаться по миру вроде бы стало проще, быстрее и комфортнее, однако сделать первый шаг порой бывает всё так же сложно. Вопрос «Куда бы поехать?» особо актуален в преддверии летних каникул и длинных отпусков. А как насчёт того, чтобы последовать за героями фильмов по уже проверенным маршрутам?

На основе лучших за последние 15 лет отечественных роуд-муви и фильмов с доминирующим мотивом путешествия Вадим Богданов собрал наглядную туристическую кинокарту России. Готовы вместе с нами отправиться в большое турне по стране? Тогда пристегнитесь: впереди у нас 18 городов, регионов и географических локаций, 17 фильмов и один сериал.

Москва

«Поехавшая», кадр: «Централ Партнершип»

Стартуем, конечно же, со столицы. Однако здесь мы долго не задержимся и вскоре начнём движение по трём основным направлениям: на юг, на север и через центральную Россию на восток.

Именно из Москвы отправляются в путешествие по городам России Аня Смолина на велосипеде («Поехавшая»), Вера с Вадимом на машине («Туда»), студентка Лаура на поезде («Купе номер 6») и другие наши герои. Со всеми ними мы ещё не раз пересечёмся и каждого из них узнаем поближе. Однако есть и те, для кого Москва — конечный пункт. Например, для героя фильма Ивана Соснина «Далёкие близкие», учителя географии из хабаровской школы. Мы с ним тоже познакомимся в другой локации, потому что Москву снимали в Ленинградской области, отчего она в фильме не столь туристически привлекательна, как, например, в другом проекте Ивана Соснина — мини-сериале «Юг».

«Юг», кадр: Okko

Юг Кипень (Ярослав Могильников) — застенчивый парень из далёкой Находки, воспитанный бабушкой (Надежда Маркина) в одиночку. Однажды парень узнаёт, что у него всё-таки есть где-то отец, который регулярно присылает деньги. Вот только подходящих под необходимые критерии (возраст, инициалы) восемь вариантов, и восемь потенциальных отцов разбросаны по всей России. Юг отправляется в длинное и опасное путешествие.

До Москвы он добирается к седьмой серии и первым же делом идёт на ВДНХ — в павильон космонавтики, куда он всегда мечтал попасть. Его завораживает ракета-носитель «Восток», но пугает сам мегаполис, который для него, мальчика из глубинки, столь же необъятен, как космос. Однако друг, с которым он до этого общался только в чате видеогры, успокаивает Юга: «Москва — это большая деревня», — и предлагает прокатиться на электросамокатах вплоть до Триумфальной площади и полюбоваться памятником Маяковского. Чем не идеальный прогулочный маршрут для первого знакомства со столицей?

Сочи

«Каникулы», кадр: «Пионер»

Из Москвы мы отправимся по самому популярному направлению в летнюю пору — на юг. Кстати, летим вместе с Югом, которому после столицы тоже нужно в Сочи. Однако здесь с героем Ярослава Могильникова наши пути временно расходятся, потому что теперь всё внимание к молодой учительнице Тане (Дарья Савельева) и завучу школы Марии (Полина Кутепова), которые везут театральный кружок на фестиваль в Сочи. Так звучит завязка «Каникул» Анны Кузнецовой, фильма-победителя первого «Маяка» и одного из самых честных высказываний на тему нонконформизма в современном кино.

Фильм прекрасно работает сразу на две возрастные категории зрителей. С одной стороны, относится с пониманием к гормональному всплеску у подростков, которые в промежутках между репетициями ссорятся, влюбляются, слушают Lil Peep и обсуждают «Эйфорию» (адекватные занятия для нынешних детей в лагере). А с другой, кино уделяет должное внимание перспективе худрука и завуча на рабочую поездку: когда нужно 24/7 следить за детьми, но при этом иногда хочется простого человеческого завалиться на случайную армянскую свадьбу и в ночи по пьяни выпускать омаров в объятия Чёрного моря.

«Каникулы» передают всю магию поездок на море — неважно, в группе или с семьёй, спустя время это всегда вспоминается с ностальгией. Юг тоже в Сочи идёт на море, о котором всегда мечтал. Туда же дорога приводит героя Александра Петрова из дебюта Петра Тодоровского «Лавстори» — мелодрамы о том, как водитель лимузина вынужден из Москвы везти свою первую любовь, с которой он давно не общался, а теперь она стала капризной кинозвездой. Фильм откровенно плох, однако дождливый план сочинской набережной в финале ненавязчиво наводит на мысли о том, каким тёплым будет море после такого дождя.

Кавказ

«Блажь», кадр: Black Chamber

Переносимся в Кабардино-Балкарию, где мы впервые встречаем героев дебютного фильма Ильи Поволоцкого «Блажь» — папу с дочкой, которые живут в фургоне и колесят по уездным городам и сёлам с передвижным кинотеатром. Показывают они самое разное кино — от классики Балабанова («Брат») до новинок, например «Верности» Нигины Сайфуллаевой. Кино в данном случае выступает в роли света посреди провинциальной тьмы и как портал в другой мир, куда порой хочется сбежать, не покидая дома. Ездят герои практически по всему Кавказу: из Кабардино-Балкарии в Ставрополье, затем в Калмыкию (не заезжают только во Владикавказ, но там был Юг в шестой серии своего сериала).

Поволоцкий изначально — документалист, поэтому Россия у него крайне реалистична, сёла иногда выглядят печально, но дороги к ним, пролегающие через горы, туманы и реки, неописуемо красивы. Это по-настоящему авторское роуд-муви по метафизическим просторам нашей огромной страны, при этом блуждания героев не бесцельны. Конечная точка их путешествия — Мурманск, Кольский полуостров и конкретно Баренцево море, над которым дочка хочет развеять прах своей мамы.

Петрозаводск, Мурманск, Териберка

«Купе номер 6», кадр: СТВ

Вместе с героями «Блажи» прощаемся с югом России и отправляемся на север. Правда, едем не в доме на колёсах, а на скором поезде «Москва — Мурманск». Героев снова двое: финская студентка Лаура (Сейди Хаарла), которая мечтает увидеть старинные петроглифы, и русский шахтёр Лёха (Юра Борисов), который едет в Мурманск на вахту. Она — хрупкая, наивная и образованная, он — простой и грубый, как кусок арматуры, но искренний парень, который за словом в карман не полезет.

«Купе номер 6» Юхо Куосманена — это кино про одиночество, широкую русскую душу, доброту незнакомцев и терапевтический эффект от путешествия в правильной компании. Чем больше герои узнают друг друга, тем очевиднее тот факт, что между ними на самом деле не так много различий. Пусть режиссёр и финн, но хорошо знакомую всем нам романтику поездов он передал безупречно: гранёные стаканы с чаем, курочка в фольге, водочка, игры на гитаре, спонтанные покупки у бабушек на перроне. На долгих остановках — например, на ночной в Петрозаводске — можно сгонять в город, повидать близких и продегустировать местный самогон. А уже в самом Мурманске — взять лодку и под Voyage, Voyage вопреки непогоде по ледяному морю поплыть вдоль Териберки к заветным петроглифам. Если повезёт, ещё и северное сияние застать получится.

Липецк, Тверь

«Родные», кадр: «СППР»

В Мурманске, кстати, снимали родной город Юга — Находку, по климату и архитектуре они оказались очень похожи. Ещё одну географическую обманку провернули авторы фильма «Родные», по сюжету которого герои едут из северного Архангельска в Самарскую область, где дают Грушинский фестиваль. На самом деле съёмки проходили преимущественно в Московской и Тверской областях, а Саратов, в который герои заезжают по пути, на самом деле снимался в Липецке.

Впрочем, это не делает «Родных», снятых по сценарию Жоры Крыжовникова, плохим роуд-муви. Фильм повествует о том, как отец большого семейства (Сергей Бурунов) рассказывает всем о своём смертельном диагнозе и под предлогом, что жить ему осталось недолго, подбивает родственников на совместное дорожное приключение до Грушинского фестиваля, где он всю жизнь мечтал побывать.

Чем можно заняться в такой поездке, согласно фильму «Родные»: заехать в семь монастырей и поставить там по свечке, пофотографироваться в подсолнуховом поле и по старой памяти своровать свежеиспечённый хлеб, заехать к Рыжему из «Иванушек» и спросить, почему тополиный пух в июле. А потом собраться всей семьёй за одним столом, отведать сочных бурятских буузов, вытереть сок с губ и душевно запеть: «Сядем с отцом, сядем вдвоём…»

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», кадр: «Веста»

Герои фильма «Родные» при благоприятных условиях могли бы увидеть, как где-то неподалёку Витька Чеснок (Евгений Ткачук) везёт Лёху Штыря (Алексей Серебряков) в дом инвалидов. Гротескный и циничный гонзо-дебют Александра Ханта тоже снимался в Твери, которую благодаря смелому видению режиссёра совсем не узнать: город с лихвой залит неоном и пропитан бунтарским духом, встречавшимся до этого разве что на британских улицах в объективе Бойла и Ричи.

Выросший в детдоме Виктор узнает, что у него всё-таки есть отец и с него можно срезать хоть какие-то деньги: для этого парализованного Лёху нужно доставить в спецучреждение в Воронежской области. Витька загружает батю в свой красный корейский микровэн, и вдвоём они отправляются в дорогу. А там криминальные разборки, погони, Хаски и «Грибы» на саундтреке, колоритные попутчики с кошками и в спортивках, вокруг ярко-жёлтые поля да кислотно-зелёные леса. Очень самоуверенный пацанский дебют, при этом движущийся по траектории трогательной драмы отцов и детей. У этого роуд-муви особая притягательность: редко когда поездки по околомосковской периферии выглядели столь кинематографично.

Санкт-Петербург, Углич

«Я тоже хочу», кадр: Lizard Cinema Trade

В Тверской области частично проходили съёмки и последнего фильма Алексея Балабанова — меланхоличного роуд-муви с апокалиптической интонацией «Я тоже хочу». Однако отрывается кино с хмурых сцен Петербурга, где бандит (Александр Мосин) рассказывает музыканту (Олег Гаркуша) о том, что где-то в аномальной зоне между Питером и Угличем есть «Колокольня Счастья». Вокруг неё из-за радиации погибло всё живое, но если встать прямо в центре колокольни и посмотреть наверх, то оттуда необъяснимые силы тебя могут забрать в лучший мир. Героям нечего терять, они решают ехать.

У картин «Блажь» и «Я тоже хочу» схожий маршрут — по дорогам метафизики российской глубинки. Однако в притче Балабанова Россия предстаёт по-особенному загадочной и мистической, здесь умом её точно не понять. Дорога к счастью пролегает через земли хронически несчастных людей, по обрывкам судеб случайных попутчиков складывается честный портрет жизни за пределами мегаполисов. В пути — бандитские байки, остановки у заброшенных монастырей, посиделки у костра и вылазки в сельский магазин за водкой. «Водка плохая, но выбора нет», — заключает один из героев. Прямо как жизнь — грустно подмечает сам фильм.

Костромская область, Республика Коми

«Овсянки», кадр: «Веста»

Недалеко от балабановской колокольни Запогостской церкви, в соседней Костромской области, по сюжету разворачивается действие гипнотического этно-роуд-муви Алексея Федорченко «Овсянки». Хотя всё-таки основным местом действия стала небольшая деревушка в Республике Коми. Это история о том, как мужчина едет совершать обряд погребения своей жены — в места их медового месяца — согласно традициям её народа. Весь фильм герой идёт с гробом к костру, попутно вспоминая моменты из счастливой супружеской жизни. У Федорченко путь в большей степени духовный: зритель вместе с героями осознаёт языческое прошлое наших земель и совершает культурное путешествие по обычаям малых народов России. И неважно, что у Федорченко народ и его ритуалы полностью выдуманы, — это, наоборот, одаряет сюжет фильма универсальной метафорой мультикультурализма.

Владимир

«Туда», кадр: «НМГ Кинопрокат»

Возвращаемся с северо-востока снова в столицу, чтобы покинуть её в третий раз. Теперь едем на такси, но переживать не стоит: нас ждёт поездка с тарифом «комфорт+». Новейшее роуд-муви в нашем списке, ромком «Туда» Ивана Петухова, рассказывает о спонтанном дорожном приключении двух совершенно не похожих друг на друга людей. Взбалмошная и волшебная Вера (Ирина Старшенбаум) садится в такси к мрачному и молчаливому Вадиму (Пётр Фёдоров), который сильно удивляется, увидев пункт назначения: из Москвы им предстоит проехать 1400 километров до Уфы. Взвесив все за и против, Вадим соглашается.

Итак, первая остановка — Владимир. Несмотря на то, что путь неблизкий и время на дорогу тщательно рассчитано, Вера всё-таки уговаривает Вадима остановиться здесь и дойти до смотровой площадки, которые она просто обожает. А заодно — отведать лучшие завтраки во всём городе в кафе рядом с Успенским собором. Вера, как настоящая гедонистка, противостоит прагматизму Вадима и разбивает поездку по России на фрагменты счастья любого путешественника: остановиться у дороги и купить яблок у бабушек, выйти в поле и с криком выплеснуть весь накопившийся негатив, наклеить себе патчи на глаза и громко петь песни Губина, угощая угрюмого водителя кислыми мармеладными червячками, чтобы вызвать хоть какую-то эмоцию на его лице. Но самый кайф — это, конечно, высунуть руку в автомобильный люк и ощутить свободу на кончиках пальцев.

Нижний Новгород

«Поехавшая», кадр: «Централ Партнершип»

Следующей остановкой на пути Веры и Вадима становится Нижний Новгород. И пока герои оглядывают Волгу с вершины Чкаловской лестницы, мы отправимся встречать Аню Смолину (Ольга Лерман), главную героиню фильма «Поехавшая» Антона Маслова. Москвичку Аню всё допекло, и в какой-то момент она решила кардинально поменять свою жизнь: бросить свои дела и вместе с любимой таксой отправиться в путешествие до Нижнего Новгорода на велосипеде. Там живёт её мама (Елена Яковлева, к которой также едет другой герой нашей статьи — Евгений Сытый из «Далёких близких»). Аня с мамой уже давно не разговаривает, но пора бы уже наконец помириться.

Фильмы «Туда» и «Поехавшая» схожи тем, что герои в них глубоко травмированы. У Петухова роуд-муви о том, насколько тяжело найти силы двигаться дальше, а у Маслова — о том, что путь к счастью неизменно пролегает через тернистый поиск самого себя. При этом обе картины наполнены светом, романтикой и позитивом — считайте это за терапевтический ретрит после тяжёлых поездок с Балабановым и Федорченко на север.

Пермь

«Втроём», кадр: Must See Magic Film

Ирина Старшенбаум снова на пассажирском сидении автомобиля, но на этот раз она играет чиновницу Дашу, которая сбегает в командировку по Пермскому краю. Бежит она от городской суеты, от своего душного молодого человека, который вовсю планирует свадьбу, а Даше от этого вдвойне тошно. И вот однажды, поддавшись унынию, она напивается в баре и на следующее утро обнаруживает себя в машине с незнакомцем, которого, как выясняется, она сама наняла в качестве личного водителя. Таков сюжет дебютной картины Александры Сараны «Втроём» (третий из названия — это фикус Борис, ещё один невольный путешественник). К сценарию, кстати, руку приложила Светлана Штеба, также работавшая над уже знакомой нам «Поехавшей».

Фикус, конечно, здесь как метафора прошлого, которое Даша вечно таскает с собой и никак не может оставить на подоконнике какого-нибудь подъезда. Чем всё закончится, догадаться легко, однако главная прелесть этого роуд-муви в том, что перед нами фильм-открытка Пермскому краю, особенно его красоте в осеннюю пору. Реки, берёзы и луга, народные гуляния в малых сёлах и купания в тёплых источниках — всё это как веский довод начать мониторить билеты до Перми.

«Вы меня видели?», кадр: «Студия +1»

У героев дебюта Екатерины Волковой «Вы меня видели?» драма посерьёзнее, чем эмоциональное выгорание чиновницы. Два года назад в семье Веры (Светлана Иванова) и Андрея (Никита Ефремов) случилось страшное: бесследно пропала младшая дочь. Мама до сих пор не теряет надежд её отыскать, а когда внезапно получает на телефон странное сообщение, Вера полагает, что это, должно быть, похититель. Она выясняет, что сообщение пришло из Архангельска, и обманом везёт семью туда, хотя старшая дочка думает, что это милая семейная поездка в лагерь. Фильм как дорожная версия «Нелюбви» Звягинцева: о разладе внутри семьи, незатянувшихся душевных ранах и о том, что надежда всегда умирает последней. Несмотря на Архангельск по сюжету, на экране мы видим Пермский край, правда, менее дружелюбный и светлый, чем в фильме «Втроём». Однако эта поездка будет посложнее и эмоционально насыщеннее, с заездом на территорию по-настоящему важных размышлений о жизни.

Екатеринбург

«Легенды наших предков», кадр: «Атмосфера кино»

Если ехать на Урал, то только с режиссёром Иваном Сосниным. Его новый фильм, семейное фэнтези «Легенды наших предков», — это история екатеринбургского журналиста Олега (Александр Яценко), который видит и слышит сказочных существ из уральского фольклора. Они просят его об одном: помочь им не угодить в вечное забвение. Журналист в конечном счёте соглашается и вместе со своей дочкой-подростком, с которой у него трудные отношения, отправляется в края, практически не тронутые цивилизацией.

«Легенды наших предков» как кинематографическое произведение делают много благородных дел. Во-первых, ратуют за сохранение культуры и традиций малых народов России (в отличие от «Овсянок», на примере действительно существующих народностей). Во-вторых, пытаются сократить разрыв поколений душевной историей отца и дочери. В-третьих, являются редкой в наше время оригинальной киносказкой, которая ещё и выполняет просветительскую миссию, знакомя юного зрителя с культурно и фольклорно разнообразной Россией.

«Легенды наших предков», кадр: «Атмосфера кино»

И, наконец, в-четвёртых, «Легенды наших предков» воспевают красоту уральского региона: начиная с екатеринбургской набережной Исети и уходя вглубь Урала — к сельским школам, асбестовым карьерам и глухим деревням, где старики ещё говорят на вымирающих языках. Ареал обитания сказочных существ тоже живописен: Нюлэсмурт живёт в густой тайге, Шишига бережёт реки и озёра, а величественный Нёр-Ойка охраняет горы. В фильме все эти локации ярко визуализированы.

Байкал

«Поехавшая», кадр: «Централ Партнершип»

Байкал — жемчужина России. Это хорошо известно и туристам, и тем более кинематографистам. Куда ни поставь там камеру — всюду красота. На Байкале мы встречаем много старых знакомых. Например, Юг тут обосновался на острове Ольхон, куда добраться можно только на пароме, а затем перемещаться исключительно на «буханке». Сюда же на «Байкал-фест» докрутила педали Аня Смолина — да, её поездка, увы, не закончилась в Нижнем, так как мама там больше не живёт. На Ольхоне Аня пробует домашний мёд, водит хороводы с шаманами и привязывает ленточку на священное место, чтобы её самое заветное желание наконец сбылось.

Однако наше внимание быстро перехватывает позитивный географ с горящими глазами Борис (Евгений Сытый), с которым мы уже пересекались в самом начале нашего путешествия. Борис знает о Байкале всё: глубину, ширину, какая вода, кто в ней живёт. Он может часами рассказывать о природном могуществе озера, как будто прожил там всю свою жизнь. Однако Борис здесь впервые, он уже немолод, но за пределы родного Хабаровска никогда не выезжал. «Географ, который нигде не был», — горько шутит он сам над собой. Но вот в интернете он познакомился с Надеждой (Елена Яковлева), точно такой же одинокой пенсионеркой и дачницей, только живущей в далёком Подмосковье. Борис решает поехать к ней — на фургоне вместе со своим сыном, с которым он уже давно потерял общий язык.

«Далёкие близкие», кадр: «Централ Партнершип»

Это снова фильм Ивана Соснина. Кажется, никто из современных режиссёров не любит Россию во всём её географическом разнообразии так, как любит её режиссёр «Далёких близких». Эта картина — как настоящая ода путешествиям: побуждает выйти из дома, открывать новые города и регионы, любоваться закатами и рассветами, встречать новых друзей, с которыми захочется спасать свинок с мясных ферм и играть в «крокодила» у костра. Перед обаянием и шармом этого фильма невозможно устоять: после просмотра ваше сердце наверняка запросит куда-нибудь уехать. Не стоит сопротивляться этому порыву.

Якутия

«Кончится лето», кадр: «Вольга»

Здесь наши пути расходятся со многими героями. Вадим с Верой, переночевав в Казани, свернули в Уфу («Туда»). Борис вернулся в Хабаровск («Далёкие близкие»). Оля поехала до Магадана, где теперь живёт её мама («Поехавшая»). А у нас последней остановкой становится Якутия.

Якутия — центр алмазодобывающей промышленности. Об этом знает Юг, который поехал искать первого отца как раз в город Мирный. Об этом знают братья Кеша (Юра Борисов) и Тима (Макар Хлебников) из фильма «Кончится лето». Правда, неприятности у них происходят не из-за алмазов, а из-за золота, инцидент с которым вынуждает героев пуститься в бега по всей Якутии.

На экране — необъятный простор, первозданная природная красота и завораживающие своей естественной грубостью пейзажи непокорённых якутских степей. В такой фактуре сразу виден глаз документалиста (им является сорежиссёр Максим Арбугаев), которому важно, чтобы эта история о бессмысленном цикле насилия, написанная Владимиром Мункуевым, обрела величественный визуальный облик. Да, Республика Саха в фильме холодна и неприветлива, но зато предельно реалистична и до определённой степени сакральна. Особенно в финале, когда туман, ложащийся на водную гладь, переносит повествование в трансцендентное пространство, где только мятежным духам рады.

«Кончится лето», кадр: «Вольга»

«Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева не подходит под описание роуд-муви, поскольку это скорее фильм-побег, что в нашу концепцию тоже вписывается прекрасно. Ведь любое путешествие — это по-своему побег: от реальности, проблем, серости дней, а порой и от самого себя. Но какой бы ни была причина, движение всегда необходимо. Помните это и путешествуйте, путешествуйте и ещё раз путешествуйте.