В Лос-Анджелесе завершилась 96-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар». Лучшим фильмом 2023 года был признан «Оппенгеймер», Кристофер Нолан получил первую золотую статуэтку, Эмма Стоун — вторую, а главными звёздами вечера стали Райан Гослинг с I'm Just Ken и пёс Месси. Максим Ершов перечисляет наиболее яркие моменты церемонии и сравнивает ожидания с реальностью.
Ожидаемые моменты
«Оскар» уже давно перестал быть просто церемонией вручения кинонаград. Некоторые зрители с увлечением следят, кто в каком платье пришёл на красную ковровую дорожку, другим важнее послушать живые исполнения номинированных на награду оригинальных песен, третьи выискивают ляпы и неудачные шутки ведущего церемонии. И, конечно, задолго до вручения премий и любители кино, и букмекеры делают свои прогнозы, так что к дате проведения «Оскара» у нас уже есть лидеры в каждой категории.
Явным фаворитом в главной номинации считался «Оппенгеймер», Кристофера Нолана видели победителем за режиссуру — сюрпризов не случилось. Мало кто сомневался, что награды за роли второго плана заберут Роберт Дауни — младший («Оппенгеймер») и Давайн Джой Рэндольф («Оставленные»). В номинации «Лучший международный фильм» победил фаворит — «Зона интересов». Ещё до начала церемонии награду за оригинальный сценарий прочили творческому и семейному дуэту Жюстин Трие и Артура Харари. Для «Анатомии падения», победителя Канн прошлого года, приз стал единственным в этот вечер. Специалисты по визуальным эффектам блокбастера «Годзилла: Минус один» тоже не остались без награды.
Стоит разве что порадоваться за новых обладателей «Оскара» и признать, что в доброй половине номинаций победители были ожидаемыми. После любой церемонии можно вздыхать, что результаты оказались предсказуемыми, но, пожалуй, и Нолану, и Дауни-младшему уже пора было получить заветную статуэтку. А «Оппенгеймер» настолько уверенно шагал по всем премиям, что сомнений не оставалось.
Неожиданные решения
«Оскар» любопытен не только уверенными победами, но и конкуренцией до последней минуты голосования. В номинации за лучшую мужскую роль ожидалась борьба между Киллианом Мёрфи («Оппенгеймер») и Полом Джаматти («Оставленные»). Также совсем не очевидно было, кто же первенствует в категории «Лучшая женская роль» — Лили Гладстоун («Убийцы цветочной луны») или Эмма Стоун («Бедные-несчастные»). Победы Мёрфи и Стоун ознаменовали доминирование картин Нолана и Йоргоса Лантимоса. Практически в каждой значимой номинации побеждали два этих фильма. В сумме «Оппенгеймер» и «Бедные-несчастные» собрали 11 «Оскаров».
Приятным исключением стала категория «Лучший адаптированный сценарий». «Американское чтиво» одолело и «Барби», и «Оппенгеймера», и «Бедных-несчастных», и «Зону интересов». Вообще, в последнее время сценарные номинации словно бы стали отдушиной для небольших картин. Главные фавориты соревнуются за лучший фильм и режиссуру, а адаптированный и оригинальный сценарии становятся возможностью отметить кого-то ещё, разбавить общую палитру.
Лучшим анимационным фильмом прошлого года стал «Мальчик и птица». Вновь Хаяо Миядзаки смог одолеть Disney и Pixar. На сей раз жертвой японского маэстро стал «Человек-паук: Паутина вселенных». Всё-таки не последняя работа Миядзаки превратилась в самый кассовый фильм автора в США. У картины была значительная промокампания, но лишь по меркам независимой анимации. Тягаться с продолжением приключений Человека-паука, тоже исключительно оригинальным произведением, было непросто. Так что победа «Мальчика и птицы» — относительная неожиданность. Как и в случае с «Унесёнными призраками», первой оскаровской победой Миядзаки, аниматор предпочёл остаться на родине и не забирать награду лично.
Самые запоминающиеся моменты вечера
Победы одних и поражения других — оскаровская норма. Каждая церемония скорее запоминается яркими моментами со знаками плюс или минус. Мы точно не забыли, как Уилл Смит отвесил пощёчину Крису Року, как Фэй Данауэй и Уоррен Битти уже были готовы вручить премию киноакадемии за лучший фильм года «Ла-Ла Ленду», а взявший награду за «Крёстного отца» Марлон Брандо отправил получать «Оскар» вместо себя Сачин Литтлфезер (Сачин Маленькое Перо), активистку за гражданские права коренных американцев. Подобные эпизоды скрашивают скучноватый церемониал. К счастью, и в этом году было на что посмотреть.
В 1974 году во время церемонии «Оскар» на сцену выбежал голым фотограф Роберт Опель. Спустя 50 лет, прикрываясь конвертом с именами победителей, перед публикой показался могучий Джон Сина. Актёр при поддержке ведущего Джимми Киммела объявил триумфатора в номинации «Лучшие костюмы» и, конечно же, отметил важность одежды персонажей.
Самым милым гостем зала лос-анджелесского театра «Долби» был пёс Месси. Бордер-колли сыграл собаку-поводыря сына пары писателей из «Анатомии падения» и получил в Каннах награду Palm Dog. В феврале на ланче номинантов с Месси фотографировались Брэдли Купер, Райан Гослинг и Билли Айлиш. Ходили слухи, что Месси могут не пустить на церемонию, но, к счастью, пёс в галстуке-бабочке занял место в зале, естественно, стал любимцем публики и даже «поаплодировал» одному из победителей ненастоящими лапами.
В номинации «Лучшая оригинальная песня» победила What Was I Made For? Билли Айлиш и её брата Финнеаса О’Коннелла, но весь зал подпевал облачённому во всё розовое Райану Гослингу, который исполнял I'm Just Ken. И это был точно самый душевный и громкий момент всего вечера. И снова хочется задуматься о значимости «Оскара». Так ли важна победа, если Гослинга и Кена любят как голливудские звёзды, так и простые зрители? Вполне возможно, что ценнее аплодисменты и любовь.
Маленькие итоги
Лидером по числу «Оскаров» стал «Оппенгеймер» (7), были отмечены и оператор Хойте Ван Хойтема, и композитор Людвиг Йоранссон, и монтажёр Дженнифер Лэйм. 4 награды завоевали «Бедные-несчастные». Помимо игры Стоун, были отмечены работа художника-постановщика, художницы по костюмам и специалистов по гриму и причёскам. И визуальная, а также вещественная составляющие в картине Лантимоса действительно впечатляющие. На награду вполне мог также претендовать оператор Робби Райан. Помимо победы в номинации «Лучший международный фильм», «Зона интересов» взяла награду за лучший звук. Ни одна другая картина не взяла два «Оскара». Любопытно, что свою первую статуэтку Киноакадемии получил Уэс Андерсон, но за короткометражную «Чудесную историю Генри Шугара». Если не за полный метр, то хоть за короткий.
Любопытны не только победители «Оскара», но и проигравшие. Без наград остались «Маэстро» (7 номинаций) и «Убийцы цветочной луны» (10 номинаций), а «Барби» взяла престижную награду только за песню. Видимо, киноакадемики не могли пройти мимо сделанных по всем канонам фильмов («Маэстро» и «Убийцы цветочной луны») и неожиданного блокбастера года («Барби»), но так и не смогли выделить яркие черты в претендентах. Если в прокате первенство было у картины Греты Гервиг, то на «Оскаре» лучше результаты у «Оппенгеймера». Наверное, есть в этом определённая справедливость.
Наградной киносезон можно считать завершённым. Это был хороший год с достойными участниками оскаровской гонки. Поводов неприятно удивляться было мало. В этом году уже прошёл «Сандэнс», прямо сейчас идёт фестиваль SXSW, впереди Канны и осенние фестивали. Гонка за 97-й «Оскар» стартовала, а значит, через год на этом же месте и примерно в это же время мы снова будем оценивать шансы на победу одних, переживать за других и уважительно аплодировать третьим. Очень скоро проявятся «Оппенгеймер» и «Бедные-несчастные» 2024 года.