Красивый мальчик: как Тимоти Шаламе стал иконой Голливуда

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

КИНОТВ

27 декабря Тимоти Шаламе исполняется 30 лет. Фигура актёра часто сопровождается шлейфом разговоров о его медийной переоценённости. На деле его ошеломительное восхождение — редкий пример попадания актёрской органики и мастерства в запросы зрителей. Более того, актёр одновременно и противостоит принятым в Голливуде нормами, и обеспечивает коммерциализацию индустрии.

Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как складывался путь Шаламе и как актёр стал гарантом окупаемости самых разных жанров.

Никаких супергероев! (Почти)

Рождённый в Нью-Йорке с двойным гражданством США и Франции, Шаламе с детства впитывал культурную двойственность, которая в дальнейшем сформировала его артистическое хамелеонство. Его мать, бывшая танцовщица с Бродвея, и отец, французский редактор, обеспечили ему среду, где искусство и интеллектуальный труд ценились превыше всего. Культурное двуязычие и воспитание в артистических кругах Манхэттена заложили фундамент для его способности легко переключаться между жанрами и амплуа.

Тимоти Шаламе и Анника Борас в театральной постановке «Блудный сын» (2016), фото: Joan Marcus

Не менее важной точкой отсчёта стало вдохновение: Шаламе неоднократно подчёркивал, что решение стать актёром он принял после просмотра фильма Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь», впечатлившись игрой Хита Леджера. Этот факт парадоксален, поскольку карьера Шаламе развивалась вне жанра супергероики, что делает его редким подобным исключением среди молодых звёзд (хотя сам актёр признавался, что с радостью рассмотрит предложения, если сценарий и режиссёр будут достойными). Первые шаги в индустрии традиционно начинались с малых экранов — с небольших ролей на телевидении, включая эпизодическое участие в процедурале «Закон и порядок» и запоминающийся образ Финна Уолдена в легендарном сериале «Родина».

Переход к большому кино состоялся в 2014 году. Сначала был малозаметный дебют в драме «Мужчины, женщины и дети» Джейсона Райтмана. А потом последовала роль в эпическом научно-фантастическом фильме «Интерстеллар» Кристофера Нолана, где Шаламе сыграл Тома Купера в подростковом возрасте, сына персонажа Мэттью МакКонахи. Несмотря на то что экранное время с участием Тимоти было относительно невелико, а большая часть его сюжетной арки приходилась на Кейси Аффлека, игравшего героя в зрелом возрасте, участие в проекте такого масштаба стало фундаментальным опытом.

Тимоти Шаламе, Маккензи Фой и Мэттью Макконахи в фильме «Интерстеллар», кадр: Warner Bros.

Хотя роль не дала ожидаемого мгновенного карьерного скачка, актёр признавался, что сам факт работы с Ноланом и присутствие на съёмочной площадке, требующей высокой дисциплины и погружения, заложили основы его профессионального подхода, привили ему стандарты большого студийного кино. Работа с режиссёром такого масштаба в столь юном возрасте продемонстрировала неслучайность попадания Тимоти в Голливуд и его способность справляться с давлением крупнобюджетного производства.

Инвестиционный актив Голливуда

Статус серьёзного драматического артиста закрепился за Шаламе после фильма Луки Гуаданьино «Зови меня своим именем». За роль 17-летнего Элио Перлмана 22-летний актёр получил номинацию на «Оскар», став третьим самым молодым номинантом категории в истории. Его игра отметилась тончайшими отражениями внутренней жизни, первой влюблённости и глубоких душевных переживаний, требующих от актёра максимальной эмоциональной обнажённости и мастерства. Фильм, во многом основанный на визуальном языке и недосказанности, показал, что Шаламе может удерживать внимание зрителя исключительно за счёт своей внутренней работы и мимики. Эту же способность к тонкой психологической драме он продемонстрировал в фильме «Красивый мальчик», где сыграл подростка, борющегося с наркозависимостью, за что также получил номинации на «Золотой глобус» и BAFTA.

Тимоти Шаламе в фильме «Зови меня своим именем», кадр: Sony Pictures

Вообще, авторское кино для Шаламе не пустой звук. Он работал с Гретой Гервиг: сыграл слегка высокомерного Кайла в инди-драме «Леди Бёрд», а в экранизации «Маленьких женщин» с очарованием и уязвимостью исполнил роль Лори. Затем Тимоти снялся во «Французском вестнике» Уэса Андерсона, воплотив более-менее привычный для себя образ. А после — в исторической драме «Король Англии» Дэвида Мишо, где сыграл Генриха V, показав, что способен нести на себе всю тяжесть крупномасштабного исторического сюжета и столь неоднозначной монументальной фигуры.

Переход в высшую лигу произошёл благодаря роли Пола Атрейдеса в фильмах Дени Вильнёва. Режиссёр «Дюны» неоднократно заявлял, что Шаламе был его единственным выбором, поскольку только он мог убедительно показать молодого и уязвлённого человека с предрешённой судьбой лидера целой планеты. Сборы обоих фильмов перевалили за отметку в 1,1 миллиарда долларов — что весьма солидно для сложной космосаги, — тем самым закрепив за Шаламе репутацию кассовой звезды.

Тимоти Шаламе в фильме «Дюна: Часть вторая», кадр: Warner Bros.

Коммерческий успех артиста усилила ещё одна крупная студийная работа — мюзикл «Вонка» 2023 года. Фильм собрал более 600 миллионов долларов в мировом прокате, доказав, что Шаламе обладает не только драматическим, но и музыкально-комедийным талантом. Показатели, достигнутые Шаламе к 30 годам, не оставляют сомнений в том, что его востребованность обусловлена не «хайпом», а способностью генерировать огромную прибыль в самых разных проектах — от авторского кино до масштабных франшиз. Он — оправданный инвестиционный актив Голливуда, что полностью дезавуирует любые разговоры о его переоценённости.

Парень-лапша

Феномен Тимоти Шаламе неотделим от его уникального публичного образа, который сознательно или интуитивно переопределил стандарты мужской привлекательности в современном Голливуде. Если традиционный секс-символ прошлых лет (от Сильвестра Сталлоне до Криса Эванса) базировался на гипертрофированной, широко заявленной маскулинности, то Шаламе предложил рынку образ, более созвучный культурным запросам молодого поколения: он «хрупкий», утончённый и эмоционально открытый герой.

Тимоти Шаламе в фильме «Красивый мальчик», кадр: Amazon MGM Studios

Медиа и критики часто проводят параллели между Шаламе и классическими голливудскими иконами (Леонардо ДиКаприо 1990-х и Джеймс Дин 1950-х), отмечая присущую ему «звёздную энергию» и «юношеское обаяние». Однако Шаламе отличается тем, что сохраняет в своём образе лёгкую чудаковатость, что делает его более доступным и, как сейчас принято говорить, relatable («свойским», «узнаваемым») для интернет-аудитории. Его внешность далека от брутальной. Худощавое телосложение, выразительные скулы, вьющиеся волосы и общее «изящество» в движениях создают образ, который The New York Times метко окрестил «лапша-мальчик» (noodle boy), подчёркивая его «жилистую» фигуру как «альтернативный образ белой маскулинности» в поп-культуре. Характерно, кстати, что в той же статье к «нудл-боям» относят и Марка Эйдельштейна, которого часто сравнивают с Шаламе.

Эта нетипичная маскулинность — краеугольный камень успеха Тимоти Шаламе как секс-символа. Его привлекательность проистекает не из физической мощи, а из эмоциональной ранимости.

Роли в фильмах «Зови меня своим именем» и «Красивый мальчик» требовали демонстрации глубокой печали, тревоги и неуверенности — именно способность быть откровенным, чувствительным и надломленным на экране резонирует с современным зрителем. В мире, где общество требует от мужчин подавления эмоций, Шаламе, напротив, открыто их выражает, что для нового поколения является синонимом подлинной психологической силы и честности, а не слабости. Его персонажи — будь то Элио, страдающий от первой любви, или Пол Атрейдес, обременённый ответственностью за целую цивилизацию, — всегда несут печать трагической уязвимости.

Тимоти Шаламе на венецианской премьере фильма «Целиком и полностью», фото: Andreas Rentz/Getty Images

Не менее важен его статус иконы моды. Шаламе самостоятельно подбирает свои образы для красных дорожек и сознательно стирает границы между традиционной мужской и женской одеждой. Его наряды становятся инфоповодами, будь то появление на «Оскаре» в усыпанном пайетками жакете Louis Vuitton без рубашки или выбор смелых комбинезонов от Haider Ackermann. Эти модные решения при всей своей эпатажности визуально манифестируют культурный сдвиг, что Тимоти воплощает на экране: мужественность больше не требует доспехов.

Не повезло, а заработал

На фоне медийной шумихи и звания секс-символа Шаламе демонстрирует поразительную сдержанность в публичной и личной жизни. Несмотря на повышенное внимание к его романам (особенно к отношениям с Кайли Дженнер), он крайне редко обсуждает их публично, предпочитая фокусироваться на своих проектах. Эта скромность — редкая черта для звезды его уровня и возраста. Она создаёт вокруг него ауру серьёзного, сосредоточенного на творчестве артиста, который жёстко контролирует свой имидж и не позволяет таблоидам писать за него карьеру. Нежелание продавать личную жизнь поддерживает его репутацию, укрепляя связь с публикой через искусство, а не через «желтуху».

Тимоти Шаламе и Сирша Ронан в фильме «Маленькие женщины», кадр: Columbia Pictures

Тимоти Шаламе успешно продаёт образ, который является одновременно андрогинным, уязвимым, интеллектуальным и стильным. Икона свободы творчества, нарушитель спокойствия консервативного Голливуда, матёрый артист — вот что позволяет Тимоти быть идеальным коммерческим инструментом в рамках индустрии.

Принято считать, что оверхайп — чрезмерная, необоснованная медийная шумиха вокруг продукта или личности, не соответствующая реальной ценности. Если рассматривать карьеру Тимоти Шаламе через призму этого определения, становится очевидно, что миф о его переоценённости несостоятелен. Он не является следствием маркетингового пузыря, напротив, Шаламе — это сейсмическая волна, способствовавшая культурному сдвигу последних лет, что было неоднократно подтверждено как критическим признанием заслуг актёра, так и кассовыми сборами фильмов с его участием.

Тимоти Шаламе в фильме «Марти Великолепный», кадр: A24

Успех Шаламе — не удачное стечение обстоятельств и не везение, а результат систематической работы, глубокого погружения в образы и осмысленного выбора проектов. А также эффект уникального сочетания внешней органики, драматической чуткости и харизмы. На протяжении десятилетий киноиндустрия строилась на архетипе физически доминирующего, эмоционально сдержанного мужчины. Однако молодое поколение, выросшее в эпоху инклюзивности и обсуждения психического здоровья, ищет на экране иные идеалы. Шаламе с его утончённой внешностью, готовностью играть уязвимых и сложных персонажей и видимой эмоциональностью заполнил эту нишу, став идеальным ответом Голливуда на эволюцию зрительского запроса. Актёр воплощает новый типаж героя, который ценит эмоциональную глубину выше мускулатуры. Как и его зритель.