Клаудия Кардинале: портрет легенды европейского кино и женщины из зазеркалья

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

23 сентября ушла из жизни Клаудия Кардинале. Прервалась одна из последних шёлковых нитей, связующих нас с золотым веком Голливуда и величием итальянского кино шестидесятых. К образу актрисы обращается Антон Фомочкин.

Первую пятилетку своей карьеры — а для любого актёра это в самом деле большой срок, ведь нежная юность вянет быстрее сорванных полевых цветов — Клаудия Кардинале говорила на итальянском с непоборимым усилием. Общеизвестный факт/миф: реплики Анжелики в «Леопарде» были заучены ею наизусть. В том ли причина или нет, но печать мнительной недосказанности языкового барьера (причём любого, вне зависимости от французского или голливудского материала) осталась на её точёном лице навсегда. Кардинале была посторонней — не в экзистенциальном смысле, как у Камю: просто никогда невозможно было наверняка определить эмоцию, которая играет в уголках её губ.

В её органике не было рокового или фаталистского подвоха — лишь что-то нечитаемое, будто человек сидит перед тобой и даже внимательно слушает, но на деле, мысленно рассчитавшись с тобой, давным-давно умчал во внутреннее изгнание. Даже если Кардинале романтически расплывалась в изнеженной улыбке, во взгляде сквозила мнительность и тревога. И наоборот, в печали нет-нет да разлетались искорки надежд. Можно было бы пошутить, мол, какой покой, когда тебя внаглую обольщает Гвидо Ансельми (Марчелло Мастроянни), сидя на пассажирском кресле и наговаривая сюжет лихорадочной фантазии об излечении мужской депрессии обществом идеальной женщины. Да только её героиням привычно была присуща и проницательность: киногенично уметь чутко внимать — это тоже талант.

Клаудия Кардинале в фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной» (1963), кадр: Francinex/Allstar

У Феллини в «Восьми с половиной» Кардинале играла себя со всё тем же вежливым отстранением. Актриса по имени Клаудия мягко кивала в ответ Гвидо и его глубоким морщинкам у глаз, а потом выносила вердикт — герой, о котором тот без устали треплется (как и сам режиссёр), любить не способен, так что и сочувствия не заслужил. Когда парочка выходила из машины в промозглую ночь, приговор приводился в исполнение, усевшись на ступеньку у порога случайного дома, актриса выстрелила в кинематографиста взглядом, разобраться в котором не хватит и жизни. Снисходительное умиление. Усталость. Сочувствие. Пробьёт насквозь, пока отвлечёшься на её капризную чёлку, спустишься к бровям и пойдёшь по неверному направлению стрелок. У Кардинале в кадре, кажется, всегда были акцентированно подведены глаза (даже если сеттинг откатывался на несколько десятилетий/веков назад), да так, будто это врождённая черта.

Впрочем, ладно разборки с лирическим героем Ансельми. Нередко сочувствовать не приходилось и проекциям Кардинале на экране: настолько цепкими, хваткими и самодостаточными они были, что не оставалось сомнений — им зрительская эмпатия не нужна, справятся сами. При раннем амплуа приезжей/деревенской/кочующей девы в котомке или саквояже, который персонажи Кардинале тяжкой ношей волокли за собой, всегда была едва заметная сложность. Почти оптическая иллюзия — с виду хрупкая фигурка, как с картинки журнала мод, а характера и воли за этим взором-бусинкой хватит, чтобы поднять мёртвого или даже отбить ранчо. Неспроста наравне с Клинтом Иствудом или Робертом Де Ниро главную партию у спагетти-стрелка Серджио Леоне в «Однажды на Диком Западе» исполнила именно бойкая Кардинале.

Конечно, формально в сложносочинённой по меркам вестерна истории, написанной в складчину Ардженто, Бертолуччи и Леоне, солировал свилеватый Чарльз Бронсон, но миссис Макбейн — персонаж куда более прогрессивный и концептуально самостоятельный (вновь в разрезе жанра). Это уже не дама в беде, а леди с железной хваткой, как в бизнесе, так и в быту. Вдовствующая героиня Кардинале получила в наследство участок земли с расположенным на периметре камнем преткновения, а именно водным источником, единственным на всю округу. Вокруг этой ценности и начинают танцевать разнопородные головорезы, потрясывая кольтами и пряжками на ремнях. Особенность миссис Макбейн — женщины, естественно, трудной и опороченной судьбы — в том, что она позволяет (стратегически). Позволяет сделать ей комплимент. Позволяет соблазнить её. Позволяет помочь ей и даже спасти. В чём секрет её самоуверенной выправки, если не считать беспощадного прошлого? См. пункт метафорического расстрела Гвидо Ансельми. Бьёт это орудие быстрее любого на Диком Западе.

Клаудия Кардинале в фильме Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе» (1968), кадр: Paramount Pictures

Пока располагал возраст, Кардинале часто играла строптивых/своенравных принцесс («Розовая пантера», «Кожа»); околомонарших особ вроде сестры Бонапарта в «Аустерлице» Абеля Ганса; дочурок из семей элит («Красавчик Антонио»)... Либо куртизанок («Бездорожье», «Бегство к Афине» с каноническим танцем посреди городской площади). Тем не менее у актрисы не было ни одной отлитой в поп-культуре канонической роли-визитки, как у других прим итальянского кино (вроде Моники Витти, Софи Лорен etc), хотя она неустанно работала с великими и даже жертвенно настрадалась в паре с Клаусом Кински в «Фицкарральдо». Но вопреки всему, имя Кардинале всё равно оставалось нарицательным. А провидчески вместить всю эту контекстуальную сложность смог повелитель Милана и всей аристократической рати Лукино Висконти.

В его «Леопарде» Кардинале играет Анжелику, слегка неотёсанную дочь нувориша (крестьянина, поднявшегося из грязи в князи). Она прелестна и органична в идущих высшему свету нарядах, но всё равно природно вульгарна и слегка порочна, объединяя в своей инстинктивной и манкой наивности все экранные ипостаси актрисы. Тогда Висконти слагал материальную элегию Италии прошлого, заочно прощаясь с былым порядком и миром периода до шестидесятых, что, в общем, является доброй традицией для любого важного режиссёра, когда он подбирается к рубежам шестидесятилетней зрелости.

Сейчас «Леопард» — остановившееся время, которому не нужно махать с причала, потому что туда всегда можно вернуться и потеряться. Потеряться так же, как блуждали в своём романтическом возбуждении принц Танкреди (Ален Делон) и Анжелика.

Клаудия Кардинале и Ален Делон в фильме Лукино Висконти «Леопард» (1963), кадр: Titanus Film

Невообразимо красивые Кардинале и Делон тонули в объятиях друг друга, и вновь было невозможно считать с десяток эмоций, которые разом чередовались на лице актрисы в этот момент: от неги и счастья до беспокойства и грусти. В отличие от других последовательных монтажных переходов, Висконти переходил от одного поцелуя героев к другому, следуя сквозь пространство, нарушая ход времени, поскольку влюблённые часов не наблюдают. Последующая сцена игривых перебежек героев по укутанному паутиной особняку — едва ли не самая магнетическая во всём фильме, ведь кажется, что это и не Италия вовсе, а некое застывшее метафизическое аристократическое зазеркалье, которое было бы по размеру лишь титулованным особам масштаба «Трёх толстяков» Юрия Олеши. Делон прячется в огромном шкафу в три раза больше него. Кардинале же в поисках Танкреди замирает у бесконечного полотна с сюжетом из эпохи Крестовых походов.

Настоящее всегда заворожённо переминается с ноги на ногу перед масштабом прошлого, так же как и нам остаётся, вздыхая с тоской, наблюдать за величием уходящего в тень «Леопарда». Прекрасно и печально — теперь Кардинале и Делон вновь могут слоняться по замку безвременья, будто они сами стали героями тех полотен в стиле ампир, которыми в те годы знать завешивала свои парадные залы.

Читайте также: Триумф самозванца Алена Делона в фильме «На ярком солнце»