«Храброму сердцу» Гибсона — 30: как наплевавший на историческую точность байопик стал культовым

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В конце мая историческому эпосу Мэла Гибсона «Храброе сердце» исполняется 30 лет. Картина о военном противостоянии шотландского рыцаря Уильяма Уоллеса и английского короля Эдуарда I опиралась на реальные поэмы, но грубо исказила исторический контекст. Этим вольным обращением с национальной памятью «Храброе сердце» рассорило историков, что не помешало ленте стать культовой и оскароносной. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как создавался фильм и какую роль занял в истории кино.

«Храброе сердце»: ода свободе

События фильма разворачиваются в Шотландии и начинаются в 1280 году — в разгар оккупации шотландских территорий войсками английского короля Эдуарда I Длинноногого (Патрик Макгуэн). Оккупационные власти запрещают шотландцам иметь оружие и убивают вождей местных кланов, чтобы пресечь восстание. Свидетелем этих кровожадных событий становится маленький Уильям Уоллес, потерявший в сражениях за независимость Шотландии отца и брата. Спустя 20 лет Уильям (Мэл Гибсон) планирует тихую семейную жизнь: тайно венчается с любовью своего детства Маррон (Кэтрин Маккормак). Тайно, потому что молодожёны хотят избежать унизительной процедуры «первой брачной ночи», которая по средневековым законам в Европе давала право землевладельцу после свадьбы подневольных ему крестьян провести первую ночь с невестой.

Но все меры предосторожности не спасают влюблённых: об их тайном браке узнают английские солдаты, намеревающиеся изнасиловать Маррон. Уильям защищает супругу, но за нападение на солдат английской армии его объявляют вне закона, а Маррон убивает местный шериф. Уоллес с односельчанами поднимает восстание, убив шерифа и прогнав английских солдат. Так из личной драмы Уильяма родился национальный герой с обострённым чувством справедливости и притуплённым чувством страха. После присоединения к Уоллесу вождей других шотландских кланов он превращается в рыцаря свободы: герой бросает вызов самому королю, обрекая себя на триумфальные сражения, мучительную смерть, но и любовь принцессы Изабеллы (Софи Марсо), невестки Эдуарда I.

Рождение легенды

Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце», кадр: Paramount Pictures

«Храброе сердце», кадр: Paramount Pictures

Сценарист фильма Рэндалл Уоллес (он неоднократно работал с историческими сюжетами в «Мы были солдатами», «Перл-Харборе» и «Человеке в железной маске») признавался, что в основе фильма — поэмы XV века «Слепой Гарри» и «Деяния и дела сэра Уильяма Уоллеса, рыцаря старейшины». Их он перенёс в сюжет не буквально, но они послужили источником важнейшего вдохновения. Тем более что «Слепой Гарри» не считается исторически точным, а метод работы Уоллеса казался спорным. Автор заявил, что не сверялся с историческими источниками и опирался не на рациональную, а на чувственную сторону: «Не знаю, верен ли “Слепой Гарри”, для меня было важнее то, как его история откликалась в моём сердце».

После завершения работы над сценарием он стал «бродить» из рук в руки. Изначально Мэл Гибсон отказался от проекта, но мысленно всё ещё возвращался к нему, на первых порах рассматривая своё возможное участие исключительно в качестве продюсера. Тогда режиссёрское кресло было предложено Терри Гиллиаму, но и он ответил отказом. Спустя время Гибсон согласился возглавить проект, желая доверить главную роль шотландского борца за свободу Уильяма Уоллеса Брэду Питту. В ходе переговоров роль всё же осталась за Гибсоном, а шотландец Шон Коннери, рассматриваемый на роль англичанина Эдварда I, выбыл из проекта по причине личной занятости.

Мэл Гибсон и Джеймс Космо в фильме «Храброе сердце», кадр: Paramount Pictures

Когда ключевой авторский и актёрский состав сформировался, возникли трудности с бюджетом — сбором средств занималась лично компания Гибсона Icon Production. Поддержать проект вызвалась Warner Bros., соблазнявшая актёра и режиссёра нужной суммой при его согласии сняться в очередном «Смертельном оружии». Гибсон от предложения отказался, сумев договориться с Paramount Pictures и 20th Century Fox, разделившими затраты и права на будущую дистрибуцию картины по всему миру.

Съёмки преимущественно проходили в Ирландии, холодные и мрачно завораживающие широты которой максимально близки шотландскому ландшафту. Выбор объяснялся и сговорчивостью местных властей: для съёмок массовых баталий из резерва армии Ирландии выделили 1600 человек. Чтобы снизить затраты, солдат противоборствующих армий играли одни и те же статисты. Позже, вспоминая непростой процесс съёмок, Гибсон заявил, что едва не погиб в сцене сражения, потому что его могла придавить падающая лошадь, но травмы удалось избежать благодаря быстрой реакции дублёра актёра.

В выпущенной версии картина длится почти 3 часа — 2:58, если быть точнее. Гибсон в интервью 2016 года рассказал, что существует 4-часовая сборка фильма, которую он хотел бы выпустить при содействии Paramount Pictures и 20th Century Fox. Но, учитывая, что за эти восемь лет картина так и не подобралась к повторному прокату, тем более в расширенной версии, идея пока так и осталась нереализованной.

Выход фильма: многомиллионные сборы, рост туризма и хвала критиков

При бюджете от $50-70 млн (точных цифр нет) «Храброе сердце» сумело заработать в мировом прокате свыше $200 млн. Щедрыми были не только зрительские кошельки, но и журналистская похвала — на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes его рейтинг одобрения от прессы достиг 76 %. Критик The New York Times Карин Джеймс назвала проект «величайшим произведением года». Роджер Эберт оценил картину в 3,5 звезды из 4 возможных, описав её как «классический голливудский эпик, воспевающий свирепого героя». Автор Chicago Tribune Юджин Сискел похвалил фильм за «отличные батальные сцены и талант Гибсона, оживившего на экране мир 700-летней давности». Телеканал CNN тоже не мелочился и определил «Храброе сердце» фильмом с лучшими сценами баталий в истории кино.

Не остались в стороне и различные кинопремии: у «Храброго сердца» было 10 оскаровских номинаций и пять побед, включая важнейшие «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр», 7 номинаций на премию британской киноакадемии BAFTA (3 награды, преимущественно технические), 4 номинации на «Золотой глобус» (Гибсон выиграл в режиссёрской категории) и ещё с два десятка прочих премий.

Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце», кадр: Paramount Pictures

Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце», кадр: Paramount Pictures

При бюджете от $50-70 млн (точных цифр нет) «Храброе сердце» сумело заработать в мировом прокате свыше $200 млн. Щедрыми были не только зрительские кошельки, но и журналистская похвала — на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes его рейтинг одобрения от прессы достиг 76 %. Критик The New York Times Карин Джеймс назвала проект «величайшим произведением года». Роджер Эберт оценил картину в 3,5 звезды из 4 возможных, описав её как «классический голливудский эпик, воспевающий свирепого героя». Автор Chicago Tribune Юджин Сискел похвалил фильм за «отличные батальные сцены и талант Гибсона, оживившего на экране мир 700-летней давности». Телеканал CNN тоже не мелочился и определил «Храброе сердце» фильмом с лучшими сценами баталий в истории кино.

Не остались в стороне и различные кинопремии: у «Храброго сердца» было 10 оскаровских номинаций и пять побед, включая важнейшие «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр», 7 номинаций на премию британской киноакадемии BAFTA (3 награды, преимущественно технические), 4 номинации на «Золотой глобус» (Гибсон выиграл в режиссёрской категории) и ещё с два десятка прочих премий.

При бюджете от $50-70 млн (точных цифр нет) «Храброе сердце» сумело заработать в мировом прокате свыше $200 млн. Щедрыми были не только зрительские кошельки, но и журналистская похвала — на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes его рейтинг одобрения от прессы достиг 76 %. Критик The New York Times Карин Джеймс назвала проект «величайшим произведением года». Роджер Эберт оценил картину в 3,5 звезды из 4 возможных, описав её как «классический голливудский эпик, воспевающий свирепого героя». Автор Chicago Tribune Юджин Сискел похвалил фильм за «отличные батальные сцены и талант Гибсона, оживившего на экране мир 700-летней давности». Телеканал CNN тоже не мелочился и определил «Храброе сердце» фильмом с лучшими сценами баталий в истории кино.

«Храброе сердце», кадр: Paramount Pictures

Сказалась восторженная пресса и на локальном туризме. Места съёмок и различные исторические достопримечательности привлекли внимание путешественников со всего света. В 1996 году власти Шотландии зафиксировали невиданный рост: например, средневековый замок Стерлинг посетило на 100 000 человек больше, чем годом ранее (167 000 против 66 000). При опросе большинство туристов отметили, что приехать в Шотландию их вдохновил просмотр фильма Гибсона. Наплыв поклонников картины пополнил местную казну от £7 млн до £15 млн. А за путешественниками интерес к стране проявили кинокомпании со всего мира, заворожённые красотами здешней природы.

В 1997 году на парковке замка Стерлинг появился монумент, изображающий Мэла Гибсона в образе Уильяма Уоллеса. Памятник вызвал негодование у местного населения — монумент регулярно подвергался вандализму, из-за чего его сперва каждую ночь заключали в специальную клетку. Это символизировало тюремное заточение реального Уоллеса, но ещё сильнее обостряло споры вокруг идеи скульптуры. Наконец памятник был признан «одним из самых ненавистных произведений искусства в Шотландии», и в 2008 году его вернули скульптору Тому Черчу.

Как «Храброе сердце» рассорило историков, шотландцев, англичан и всех-всех-всех

Софи Марсо в фильме «Храброе сердце», кадр: Paramount Pictures

Критически многие знатоки и эксперты оценили не только спорный памятник Уоллесу, но и сценарий фильма, откровенно и грубо пренебрегающий исторической точностью. Так, на экране Уоллес представлен как крестьянин, хотя в реальности был потомственным дворянином. Романтические отношения между ним и английской принцессой Изабеллой в реальности не могли быть возможны даже из банальных временных разногласий: на момент описываемых в картине событий реальной Изабелле было всего пять лет и она жила на родине, во Франции. Эдуард I не был язычником, как это представлено в фильме, а, напротив, даже участвовал в Восьмом крестовом походе.

Отец и брат Уоллеса были убиты, когда ему был 21 год, а не 10 лет. В эпизоде битвы на Стерлинговом мосту (решающей для победы шотландцев) отсутствует этот самый мост. Шотландские воины красят для сражений лица синей краской и носят килты, но и то и другое появилось в их культуре значительно позже. Сомнительным для ряда историков кажется и «право первой ночи», которое некоторые считают скорее мифом. Английские СМИ и вовсе обвинили фильм в англофобии, упрекнув за исковерканные факты.

«Храброе сердце», кадр: Paramount Pictures

Понятно, что «Храброе сердце» далеко от статуса учебника истории. Авторские вольности и исторические искажения довели пик критики до того, что в 2009 году журнал Times поместил фильм на вторую строчку топ-10 исторически неточных фильмов всех времён. Вперёд лента Гибсона пропустила «Ю-571» Джонатана Мостоу про подводную лодку, а замкнул тройку «10 000 лет до н. э.» Роланда Эммериха. Удивительно, что в подборке оказались и другие работы Гибсона: «Патриот» и «Апокалипсис». В комментариях к DVD-изданию «Храброго сердца» Гибсон признаёт все приписанные ему исторические ошибки, но оправдывает их художественным замыслом и своим режиссёрским видением.

На дистанции в 30 лет только сильнее очевидно, насколько лента Мэла Гибсона имеет мало общего с реальной историей Уоллеса, чья уникальность кроется в деталях, которыми проект пренебрёг. Но если воспринимать ленту мотивирующей историей триумфа свободы и бесстрашия одного человека во благо целой нации (даже на смертном одре в момент своей казни Уоллес отказался попросить пощады и провозгласил коронное «Свобода!» за миг до отсечения его головы), то «Храброе сердце» — кино вне времени. И, вероятно, именно это отличает искусство от исторических исследований: второе опирается на строгие, сухие факты, в то время как искусство умирает в безвоздушном пространстве и остро нуждается в вымысле — заразительно красивом и обнадёживающем.