Как стриминговые сервисы захватили мир? Часть 1. Netflix

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

 Netflix

На недавно прошедшей церемонии вручения премии «Оскар» фильмы Netflix удостоились 6 наград, а на «Эмми» проекты стримингового сервиса одержали победу в 26 номинациях. Успехи компании сегодня уже никого не удивляют. Вспоминаем, с чего начиналась история Netflix, и рассказываем, как небольшая фирма по прокату DVD-дисков превратилась в технологического гиганта, задающего кинотренды.

Интернет-магазин проката DVD-дисков и конкуренция с компанией Blockbuster

Netflix основали в 1997 году Рид Хастингс и Марк Рэндольф. Ранее Хастингс владел компанией Pure Software, специализировавшейся на диагностике программного обеспечения. Бизнесмену удалось выгодно продать фирму, и 2,5 млн долларов он вложил в Netflix. Стартап начал свою деятельность как первый в мире интернет-магазин проката DVD. В компании трудилось 30 сотрудников, а взять напрокат можно было чуть более 900 фильмов. Схема возврата и сроки аренды были очень похожи на условия, которые предоставлял основной конкурент Netflix — Blockbuster. Владельцы стартапа рассчитывали повторить успех Amazon, но только не с книгами, а с фильмами.

Justin Sullivan/Getty Images

В конце 1990-х компания Blockbuster была лидером рынка видеопроката. На пике она владела 9000 магазинов, больше половины из которых находились в США. Netflix в начале своего существования рассылал клиентам DVD в красных конвертах. И очень быстро, уже в 1998-м, к бизнесу начал приглядываться владелец Amazon Джефф Безос, которому уже было мало одних только книг. Если бы тогда покупка состоялась, стриминговый ландшафт сегодня точно выглядел бы по-другому. Но владельцы Netflix решили продолжать выживать в тяжёлых конкурентных условиях, хотя прибыли на первых порах не было. В 2000 году руководство Netflix предложило Blockbuster выкупить 49 % своих акций за 50 млн долларов. Если бы это случилось, Netflix, каким мы его знаем сегодня, никогда бы не было, а сайт назывался бы blockbuster.com.

Конкуренты от сделки отказались, а спустя четыре года начали строить собственный онлайн-бизнес по прокату DVD-дисков через интернет. На Blockbuster Online работали известное имя компании и широкая доступность видеосалонов. Однако владельцы компании были не готовы идти на большие затраты, а их долги тем временем росли. В борьбу с Netflix руководители Blockbuster ввязываться не стали, а в 2010 году фирма прекратила своё существование. Ушла эпоха.

Первый стриминговый сервис и начало производства оригинального контента

Уже в начале нулевых руководители Netflix, люди, хорошо разбиравшиеся в информационных технологиях, понимали, что очень скоро модель аренды DVD-дисков себя изживёт и нужно переключаться на онлайн. Первый шаг в этом направлении был сделан ещё в 1999-м, когда Netflix запустил первую версию сайта. Услугами компании стали пользоваться 239 тысяч человек. И в то же время Netflix начал работать над рекомендательной моделью — компания и сегодня славится добрыми советами пользователям, активно развивая это направление. Сервис начал просить пользователей оценивать фильмы, чтобы пытаться угадать их предпочтения. Первый рекомендательный движок Netflix под названием Cinematch появился ещё в 2000-м.

Jamie McCarthy/WireImage/On 3 Productions

В 2007-м Netflix запустил сервис Watch Now, но смотреть контент можно было далеко не в лучшем качестве и только в браузере Internet Explorer. В то время DVD стабильно приносили компании доход, так что стриминг был бесплатным дополнением к подписке на диски. Но это уже было революцией. Стриминг развивался и требовал больших затрат, руководители решили разделить два бизнеса. Сервис по аренде DVD стал называться Qwikster, а подписчикам теперь нужно было отдельно платить за Netflix и Qwikster. Непопулярный ход вызвал падение акций более чем на 75 %, а пользователей стало меньше примерно на миллион. В тот момент конкуренции у компании не было, так что неудача позволила боссам перегруппироваться и попытаться покорить рынок с помощью свежих идей.

В 2008-м Netflix приобрёл у канала Starz права на коллекцию фильмов Disney и Sony за 30 млн долларов. Первое время лицензия на голливудские фильмы позволяла стриминговой платформе расти, но Тед Сарандос, исполнительный директор компании по контенту, утверждает, что уже тогда понимал, что вскоре конкуренция в стриминговом мире вырастет и необходимо переключаться на оригинальный контент.

Кадр из сериала «Карточный домик», 2013–2018

В 2011 году компания по-настоящему стала производить свои проекты. Первым оригинальным сериалом Netflix стал «Карточный домик», ремейк одноимённого британского мини-сериала. Чтобы победить в конкуренции с HBO, Showtime и AMC, Netflix пришлось заплатить создателям «Домика» 100 млн долларов вперёд и ещё до готовности пилота заказать все 26 эпизодов двух сезонов. Рисковый шаг оправдался. Продюсерский проект Дэвида Финчера заставил говорить о Netflix всерьёз и показал конкурентам амбиции компании.

Дом авторских проектов

После начала съёмок собственных проектов компания приступила к следующему важнейшему шагу для развития бизнеса — мировой экспансии. На сегодняшний день у стриминга более 231 миллиона подписчиков. Он представлен более чем в 190 странах мира. И хотя Netflix производит множество проходных фильмов и сериалов, ориентированных на самую широкую аудиторию, компания старается работать и над собственным имиджем, да и голливудские награды тешат самолюбие боссов студии.

Кадр из фильма «Ирландец», реж. Мартин Скорсезе, 2019

Нет никаких сомнений, что хитовый сериал «Очень странные дела» является авторским проектом братьев Даффер. Создатели не скрывают любви к золотому канону научно-фантастических и подростковых фильмов 1980-х. Вспоминаются и ранние картины Стивена Спилберга, и экранизации книг Стивена Кинга. Например, «Останься со мной» Роба Райнера. Но с Netflix уже давно не гнушаются сотрудничать и большие имена. Более того, стриминг стал местом, где звёздные режиссёры могут реализовывать проекты мечты. «Рома» Альфонсо Куарона, «Ирландец» Мартина Скорсезе, «Манк» Дэвида Финчера, «Власть пса» Джейн Кэмпион и «Пиноккио Гильермо дель Торо» — лишь несколько ярких примеров.

Уже в 2017 году Netflix был представлен в основном конкурсе Каннского фестиваля. И сразу двумя картинами. Это были «Окча» Пон Джун-хо и «Истории семьи Майровиц» Ноа Баумбака. Французские прокатчики были возмущены, поскольку эти картины никогда бы не вышли на большие экраны страны. И уже с 2018-го оригинальные фильмы Netflix не берут в основной конкурс Канн, но они прекрасно чувствуют себя на других престижных киносмотрах. Например, «Белый шум» всё того же Баумбака открывал Венецианский фестиваль в прошлом году. В Netflix не собираются отказываться от авторского кино, так что на крупнейших киносмотрах и главных премиях мира стриминг будет представлен.

Успех у массового зрителя

Одно из последствий расширения аудитории Netflix и желания продолжать покорять новые рынки — переход к более массовым фильмам и сериалам. Да, стриминг снимает проекты на разных языках, и некоторые из них даже выстреливают и становятся международными хитами (взять хотя бы немецкую «Тьму»), но параллельно на сервисе выходит всё больше комедий с Адамом Сэндлером или блокбастеров. Да и не каждый сериал талантливых ремесленников Райана Мёрфи и Шонды Раймс можно отнести к премиум-проектам, но «Монстр: История Джеффри Дамера» или «Изобретая Анну» пользуются большой популярностью.

Кадр из фильма «Птичий короб», реж. Сюзанна Бир, 2018

В последние годы конкуренция на рынке стримингов заметно выросла. Netflix старается не рисковать и всё меньше смотрит на нишевую аудиторию. Сервис всё больше ориентируется на поклонников таких картин, как «Проект Power», «Птичий короб», «Красное уведомление», «Серый человек» и «Проект “Адам”». Это качественно сделанные жанровые картины, которые привлекают аудиторию громкими именами на афишах и фактически созданы для разового просмотра. Ни на какие смелые режиссёрские решения или попытки найти новый художественный язык рассчитывать в случае подобных картин не стоит. Теперь зачастую многие фильмы средней руки минуют прокат и сразу же выходят на Netflix. Периодически про качество стриминг забывает, поскольку поток проектов огромен.

Показательно, что параллельно многие сериалы, которые понравились критикам, но не смогли привлечь достаточное зрительское внимание, решительно закрываются после первого или второго сезона. И неважно, что ключевые сюжетные линии могут оборваться на полуслове. Так было с сериалами «ОА», «Меня это не устраивает!», «Отжиг» и «Блеск». Бизнес есть бизнес.

Настоящее и перспективы

Netflix даже в условиях жёсткой конкуренции продолжает расти. Увеличению популярности стримингов во многом помогла пандемия коронавируса. По итогам всего 2022 года число платных подписчиков достигло 231 млн, финансовые показатели компании также растут. В 2023-м пост генерального директора должен покинуть Рид Хастингс, у Netflix будет два руководителя — Тед Сарандос и Грег Питерс. Возможно, сервису в ближайшее время ввиду конкуренции придётся снижать стоимость подписки.

Кадр из сериала «Ковбой из Копенгагена», реж. Николас Виндинг Рефн, 2022

Но, конечно, простых пользователей больше интересуют не финансовые показатели Netflix, а грядущие премьеры. В начале года на стриминге уже вышел «Ковбой из Копенгагена» Николаса Виндинга Рефна — тягучий авторский проект с фирменными неоновыми огнями автора. Продолжает пользоваться популярностью сериал об обаятельном маньяке «Ты». Хорошие просмотры у второго сезона «Джинни и Джорджии» и «Агентства “Локвуд и компания”». Вот-вот должна состояться премьера анимационного комедийного боевика «Агент Элвис», в котором короля рок-н-ролла озвучивает Мэттью Макконахи.

Также в 2023-м на Netflix выйдет экранизация одноимённого фантастического романа Лю Цысиня «Задача трёх тел». Проект про первый контакт людей и пришельцев разрабатывают Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс, шоураннеры «Игры престолов». Майк Флэнаган («Клуб полуночников» и «Призрак дома на холме») готовит «Падение дома Ашеров», сериальную адаптацию готического рассказа Эдгара Аллана По. Летом с третьим сезоном на экраны вернётся «Ведьмак». Пока нет точной даты выхода «Берлина» — спин-оффа «Бумажного дома». Также неизвестно, когда зрители увидят четвёртый сезон «Сексуального просвещения».

Apple TV+, Disney+ и HBO Max наступают на пятки и производят множество достойных фильмов и сериалов, но Netflix пока сдавать позиций не собирается.

Читайте также
«мама!»: объяснение концовки хоррора Даррена Аронофски
Объясняем, что происходит в финале фильма «мама!» Даррена Аронофски.
Гай Ричи: настоящему рок-н-рольщику нужно сразу всё!
Разбираем невероятную карьеру Гая Ричи.
Неснятое кино: «Бэтмен: Год первый» Даррена Аронофски
История неснятого фильма, который опережал своё время.
Образ детектива в современном кино: как менялся сыщик XXI века
Рассказываем о главных детективах нашего времени.
Эррол Моррис: сыщик, перевернувший мир док-кино, и один из создателей тру-крайма
Почему Эррол Моррис — одна из главных фигур современного нон-фикшна.
Также рекомендуем
Выдающееся переосмысление «Рипли», бодрый постапокалипсис и драмеди о насилии.
На малом экране: охотящийся Роуэн Аткинсон, дерущийся Джефф Бриджесс и богатеющая Майя Рудольф.
Выдающееся переосмысление «Рипли», бодрый постапокалипсис и драмеди о насилии.
На малом экране: охотящийся Роуэн Аткинсон, дерущийся Джефф Бриджесс и богатеющая Майя Рудольф.

Последние новости

Одри Диван о фильме «Эммануэль»: «В неизведанном состоит часть удовольствия»
Посмотрела фильм во время фестиваля в Сан-Себастьяне и поговорили о нём с режиссёром....
00:00