«Гладиатор 2» мечом прорубает себе дорогу на вершину кассового проката, в скором времени пеплум доберётся до Америки. Не исключено, что исторический боевик не минует и российских киноэкранов в эпоху параллельного импорта. В пользу фильма говорят и рецензии критиков, которые называют новый проект Ридли Скотта одной из лучших его картин за долгие годы.
Вторая часть стартует спустя 20 лет после событий культового оригинала. На столь почтительной дистанции возникает закономерный вопрос: насколько тесно связаны первый и второй фильмы? Обязательно ли знать все детали противостояния гладиатора Максимуса и императора Коммода перед просмотром сиквела? Давайте разбираться.
Спустя 24 года
Два с половиной десятилетия потребовались сэру Ридли Скотту, чтобы реализовать проект-долгострой «Гладиатор 2». Мы уже останавливались на производственных деталях сиквела, В продолжении героев ждут жестокие схватки, политические хитросплетения, битвы с носорогами и акулами. И если кому-то последнее может показаться дикостью, то точно не Ридли Скотту, который готовил столь кровавые и опасные испытания для бойцов арены ещё 24 года назад.
Как минимум один историк уже в ярости из-за этого, но постановщик в свойственной для себя манере послал его куда подальше. О том, верна ли оказалась эта стратегия, можно судить по первичным кассовым сборам ($87 млн за первый уикенд). Критики и зрители, которые уже успели оценить второго «Гладиатора», также хвалят пеплум, в первую очередь — за зрелищность.
И всё же расстояние между выходом первого и второго фильмов — дело серьёзное. Чтобы освежить в памяти все детали и провести параллели (впрочем, не самые спойлерные), вспоминаем, за что мы полюбили дебютного «Гладиатора».
Максимус — это дух мести
«Мой дом стоит среди холмов над Трухильо. Он очень скромен. Камни греются на солнце... Днём запах пряных трав одурманивает... а вечером жасмин. Сквозь ворота виден тополь... Большие яблони, груши. А земля, Марк, чёрная... чёрная, как волосы моей жены. Рядом с домом резвятся дикие ослики. Они дразнят моего сына, а ему это очень нравится».
В сюжете оригинального фильма лейтмотивом через всю историю проходила вендетта мужественного и ответственного генерала Максимуса Децима Меридиуса (Рассел Кроу), которого предал римский император Коммод (Хоакин Феникс). Последний забрал у благородного римлянина всё: сначала отцовскую фигуру Марка Аврелия, затем — почётный титул, а после — любимую семью, оставив на месте родного дома воина угли и пепел.
«Меня зовут Максимус Децим Меридий. Командующий северными армиями, генерал испанских легионов. Верный слуга истинного императора Марка Аврелия, Отец убитого сына и муж убитой жены. В этой или следующей жизни... я отомщу за них».
Путь Максимуса тернист и полон потерь, но эта история вгрызается в память благодаря упорству и силе воли героя, давным-давно умершего внутри, но его пламя мести горело с такой силой, что помогло ему противиться долгое время смертоносному яду, который дал ему Коммод, чтобы точно не проиграть дуэль на арене. В сиквеле же главным героем становится Люций — внебрачный сын Максимуса и Луциллы (любовная связь последних никак не упоминалась в оригинале). Его путешествие повторяет трагедию отца от рабских кандалов до убийства семьи.
«Я помню тот день. Я никогда его не забуду. Когда раб смог отомстить императору», — вспоминает легенду о Максимусе Люций.
Тема наследия проходит не только по родственным узам, но и через саму сюжетную линию Люция, как отмечают авторы первых рецензий. С одной стороны, преемственность дарит радость узнавания, с другой — самоповтор оставляет впечатление, что Ридли Скотт создал необязательный ремейк. Тем не менее первые отзывы обещают, что на ностальгию пробьют анимационные вставки, а также отдельно взятые эпизоды с участием Максимуса, которые бережно добавлены в сиквел для фанатов.
Истеричный нрав императора Коммода, помноженный на два
История противостояния невозможна без сильного образа антагониста, которого в первом фильме сыграл Хоакин Феникс в свойственной ему эксцентричной манере. Его Коммод — подлинный психопат. И, хотя он не смог разрушить империю, ему всё же удалось её подточить. Приблизить падение государства в сиквеле должны Каракалла и Гета — правители-близнецы, которые поощряют безумие друг друга. Эти роли сыграли молодые и многообещающие Фред Хекинджер и Джозеф Куинн. Синопсис «Гладиатора 2» гласит, что оба императора олицетворяют собой искажённый портрет Коммода, но рецензии указывают, что персонажам не хватает экранного времени, чтобы продемонстрировать своё обаяние, которого также недостаёт.
Бои на арене
Важнейшая часть «Гладиатора» заключается в драматических хитросплетениях и политических интригах. Ридли Скотт находит выход этой энергии не только в подковёрных битвах, но и в нечестных схватках на арене Колизея. В сиквеле режиссёр повышает ставки. Героям придётся непросто: помимо классических сражений, гладиаторам придётся уворачиваться не только от мечей и копий, но и от опасной живности.
Если финальное сражение Максимуса отражало его несгибаемую волю к мести, в продолжении фигура именно этого героя раскалывает персонажей на арене по идеологическому признаку. Люций (Пол Мескал) желает отомстить за собственное пленение и смерть семьи, Марк Акаций (Педро Паскаль) жаждет справедливости в разваливающемся Риме, в своих поступках ориентируясь на моральный компас Максимуса, который был для него духовным наставником.
Развязка их битвы, судя по первым реакциям, разбила посмотревших на два разных лагеря. Кто-то углядел упущенный потенциал для интересного продолжения, а кому-то исход поединка, наоборот, показался крайне аутентичным.
Конни Нильсен и её Луцилла
В сиквел вернулась одна из главных актрис первого фильма — Конни Нильсен, которая сыграла дочь почившего императора Марка Аврелия. Вместе с ней должен был вернуться лучший друг Максимуса Джуба в исполнении Джимона Хонсу, но не срослось. Роль Конни Нильсен во втором фильме довольно значительная: сначала ей приходится сделать тяжёлый выбор и отправить сына подальше от наполненного интригами римского двора, а затем она вновь открывает своё сердце благородному Марку Акацию лишь для того, чтобы вместе со своим возлюбленным испытать на себе несправедливость римского правления.
А в чём разница?
Рецензии критиков и впечатления зрителей явно говорят о том, что сиквел не доберётся до высот первого фильма. После 160 рецензий на Rotten Tomatoes у второй части 76 % и 6,8 балла — впечатляющий результат, приблизившийся к оригиналу (80 % и 7,1 балла). При этом обычная публика приняла «Гладиатора 2» с куда меньшим восторгом в сравнении с прародителем. Сейчас у продолжения 6,5 балла на «Кинопоиске» и 7,1 балла на IMDb, что не идёт ни в какое сравнение с 8,6 и 8,5 балла у фильма с Расселом Кроу в главной роли.
В пользовательских рецензиях в основном сравнивают Максимуса и Люция: персонажу Кроу удалось стать культовым, но роль гладиатора едва ли станет той самой, благодаря которой Пол Мескал впишет себя в историю кино. Но это вовсе не значит, что аудитория не благосклонна к сиквелу: «Гладиатор 2» продемонстрировал лучший старт для фильмов Ридли Скотта за пределами Америки. А большинство зрительских мнений сходятся на том, что в современной киноиндустрии всё ещё возможно создание качественного пеплума с масштабными боевыми сценами и политическими интригами. Дело за сюжетом: зрителям требуется больше оригинальных историй и решений, меньше самоповторов. В любом случае, понравится ли остальным зрителям «Гладиатор» или они его возненавидят, но он никого не оставит равнодушным.
Нужно ли смотреть первую часть перед просмотром второй?
Сиквел выстроен, во многом отталкиваясь от структуры своего предшественника. С одной стороны, фильм наверняка отлично работает как самостоятельное брутальное развлечение с новыми персонажами и впечатляющими техническими и визуальными решениями. С другой стороны, огромное влияние на понимание этой истории оказывает вендетта Максимуса, которая будет иметь колоссальные последствия в сюжете продолжения. И для того, чтобы прочувствовать, насколько перекликаются два этих проекта, а заодно отследить эволюцию режиссёрского замысла от первого «Гладиатора» ко второму, почему бы не уделить внимание последнему грандиозному пеплуму Голливуда, благодаря которому Рассел Кроу проснулся со статуэткой премии «Оскар» в руках, навсегда отразив эхом образ своего героя в анналах истории жанра?
Ждать ли триквел?
Режиссёр выразил желание заняться третьей частью «Гладиатора». И у него даже есть идея: Люций недоволен тем, куда привела его судьба в финале второго фильма. Концовка, по мнению постановщика, перекликается с «Крёстным отцом», и ему бы было очень интересно посмотреть, к чему это приведёт.
Помешать именитому сэру могут несколько факторов. Режиссёру уже 86 лет, а для работы над столь масштабным пеплумом требуется очень много времени. Съёмочный график постановщика уже забит на годы вперёд, поэтому выделить время для триквела будет сложно. Омрачить ситуацию может и то, что бюджет второго «Гладиатора» перешёл за отметку в $250 млн, и окупить вложенные средства кинокомпании Paramount Pictures будет нелегко.