История отечественного стриминга: Часть 2. Okko

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Okko — не первый онлайн-кинотеатр России. Однако за долгие годы работы платформа обзавелась самой большой библиотекой легального видеоконтента в стране. К тому же контента очень популярного и резонансного.

Продолжая цикл статей об истории отечественных стримингов, мы рассказываем о рождении Okko, а заместитель генерального директора сервиса Эльвира Дмитриевская отвечает на наши вопросы и рассказывает о текущем положении дел внутри компании и за её пределами.

Дальновидные очи российского стриминга

Бренд Okko — это тот бренд, имя которому подбирали исходя из качеств не семантических, а зрительных. Okko — это красивый и короткий палиндром, не имеющий конкретного значения, однако созвучный с устаревшим русским слово «око», означающим «глаз» — главный инструмент потребления визуального контента. Ну а три точки, что расположились над первой буквой «о» в названии, символизируют значок загрузки видео.

«1703», реж. Сергей Сенцов, 2022/Okko

Сервис Okko обрёл своё имя не сразу. В 2009 году руководство мобильного оператора Yota впервые задумывается о запуске собственного онлайн-кинотеатра, в 2011-м начинает функционировать Yota Play, в 2012-м платформу приобретает «Мегафон», и только в 2014-м на рынке появляется компания Okko. Изначально, ещё под покровительством Yota, площадка представляла собой разновидность «виртуальной витрины» — пользователь вносит деньги за фильм, который хочет посмотреть, и получает возможность скачать себе на компьютер соответствующий файл. Однако то, что в начале пути задумывалось как приятный довесок к прочим сервисам Yota, стремительно развилось в передовой онлайн-кинотеатр с ныне самой обширной библиотекой лицензированного потокового видео.

Okko сейчас — это более 90 000 фильмов и сериалов, трансляции спортивных событий, онлайн-концерты, развитая цифровая экосистема, разбивка контента по бандлам в соответствии со зрительскими предпочтениями и полное отсутствие рекламы. А ещё в прошлом году Okko взял главный приз на церемонии вручения премии «Большая Цифра», причём награды завоевала не только сама компания, но и проекты Okko Originals. В частности, оригинальный сериал Okko «1703» был назван лучшим отечественным сериалом 2022 года по версии кинокритиков.

«Чикатило», реж. Сарик Андреасян, 2020/Okko
«Выжившие», реж. Андрей Прошкин, 2021/Okko

Okko тогда — это появившийся в недрах отдела R&D большого мобильного оператора «внутренний стартап», который оперативно перерос амбиции тех, кто разработал его концепцию. В 2011 году стриминг уже можно было найти в библиотеке Smart TV, а в 2016-м на площадке стартовала подписочная модель распространения видео. В том же 2011-м компания выбивает соглашение с голливудским гигантом 20th Century Fox, в 2017-м первой в России заливает на свои серверы фильмы в 4К-разрешении, а в 2021-м официально транслирует церемонию вручения премии «Оскар» в прямом эфире. Более того, в последние годы стриминг достиг той планки возможностей, когда ему удаётся бесперебойно и с завидной периодичностью спонсировать выпуск проектов собственного производства. На какой из них ни взгляни — кругом громкие хиты, собирающие вокруг себя нехилую информационную шумиху: обсуждаемый сериал о знаменитом советском маньяке «Чикатило», фееричная чёрная комедия «1703» о насыщенных буднях питерских полицейских и колоритная отечественная постапокалиптика «Выжившие» — лишь малая часть того, что Okko поставляет своим зрителям на постоянной основе. В данный момент сервис активно наращивает аудиторию и поднимается в рейтингах: за 2022 год база смотрящих подписчиков платформы увеличилась на 33 %, а сам Okko стал четвёртым по величине видеосервисом страны.

«Завтра» невозможно без «сегодня»

Может показаться, что все стриминги мира следуют по одной и той же давно проторённой дорожке успеха. Может показаться, что глобально история Okko мало чем отличается если и не от зарубежных громадных площадок, таких как Netflix, то от других российских онлайн-кинотеатров. Но это ни разу не так. Жизненный цикл каждой фирмы уникален. Живущие внутри единой среды игроки редко движутся вперёд по скользкому финансовому льду по параллельным линиям.

Например, если сервис «Иви», про который мы рассказывали в прошлой статье цикла, никогда не был аффилирован к крупным капиталодержателям, то летопись Okko прочно связана с кочеванием стриминга от одного собственника к другому. Из Yota в «Мегафон», в 2018-м — из «Мегафона» в Rambler Group, через год — под крыло «Сбера», а не так давно, весной 2022-го, стриминг ушёл в управление акционерного общества «Новые возможности». Столкнувшись с «пандемийным» подъёмом прибыли и «геополитической» рецессией в связи с санкциями, компания пережила отторжение от «Сбера» в новообразованную фирму, только лишь чтобы спастись от перекрёстного огня западных санкций, который задел самые крупные банки России. В особенности «Сбер», под прямым контролем которого до недавнего времени находилось сразу несколько подписочных сервисов.


Не бывает двух одинаковых судеб, а будущее Okko — это ещё не написанная глава книги, автором которой является не какой-то невидимый академический стандарт, закрепляющий рождение и смерть любой компании в учебнике для студентов экономфака. Будущее Okko — это отклик на решительные действия, совершаемые в настоящем.


О том, куда и как Okko движется в данный момент, с нашим порталом поговорила Эльвира Дмитриевская, заместитель генерального директора онлайн-кинотеатра.

Эльвира Дмитриевская. Фото: Okko

Где проходит граница между оригинальным контентом сервиса и просто точечным спонсированием? Что нужно сделать с проектом и как к нему надо подойти, чтобы к его заголовку приписали плашку Originals?

Оригинальным контентом мы считаем тот, что создаётся по нашему заказу и при нашем непосредственном участии, а также продолжительное время транслируется в Okko эксклюзивно.

В России стриминговые сервисы нередко продают права на показ своих оригинальных проектов телеканалам и другим онлайн-кинотеатрам, чтобы лучше монетизировать такие сериалы и расширить аудиторию успешных продуктов. Так на эфирных каналах появились топовые оригинальные сериалы Okko «Манюня» и «Предпоследняя инстанция». «Предпоследняя инстанция», «Оффлайн» и «Выжившие» уже после премьеры в Okko вышли на других онлайн-платформах.

«Манюня», реж. Арман Марутян, 2021/Okko
«Предпоследняя инстанция», реж. Арман Марутян, 2022/Okko

Часть оригинального контента мы производим сразу в коллаборации с телевидением — сериалы «Мосгаз» и «Шаляпин», например, Okko создал в сопродакшене с эфирными каналами. Зрители Okko увидели эти шоу первыми, а после их смогла посмотреть аудитория телеканалов.

На Западе многие режиссёры охотно подписывают контракты со стримингами и снимают для них кино. Речь идёт не про рядовые проекты, а про большие блокбастеры и фильмы, которые едут на мировые фестивали. Как российские режиссёры интегрируют себя в онлайн-кинотеатры? Охотно ли идут в эту сферу постановщики высокого полёта, или всё же в нашей стране эта ниша до сих пор остаётся закреплённой за молодыми авторами и создателями разного рода «инди»?

В российской индустрии разница между режиссёрами кино и режиссёрами сериалов практически стёрлась. Уже сейчас есть множество примеров, в том числе и в Okko, когда постановщики полных метров охотно идут в сериалы как в качестве режиссёров, так и продюсеров.

Возвращаясь к теме оригинального контента, нужно отметить, что само понятие оригинального фильма на зарубежных и российских платформах отличается. Если западные стриминги заказывают производство полностью для себя, зачастую минуя кинопрокат и телевидение, то в России такую роскошь ни продюсеры фильмов, ни онлайн-кинотеатры себе в большинстве случаев позволить ещё не могут. Поэтому для российских режиссёров в данном случае ничего не меняется. Их кино, в отличие от картин западных коллег, выходит по традиционной схеме: кинопрокат — онлайн — телевидение, даже если на постере фильма стоит брендинг какого-нибудь онлайн-кинотеатра.

Когда мы вбиваем название фильма, который хотим посмотреть, в поисковик, то нам выдаётся сразу несколько ссылок на различные онлайн-кинотеатры. Что делает стриминг и на какие маркетинговые хитрости идёт, чтобы даже неискушённый обыватель среди всего многообразия выбора «тыкнул» в конкретный онлайн-кинотеатр? Многие платформы выпускают свои видеоэссе, записывают подкасты и активно развивают просветительские медиа в разных форматах. А как прожжённых синефилов и любителей «прыгать» по хайп-трейнам завлекает Okko?

Для нас впереди всего стоит качественный оригинальный контент. Лицо онлайн-кинотеатра — это фильмы и сериалы, которые он показывает эксклюзивно. Большая часть новой аудитории приходит к нам именно благодаря такому контенту.

Конечно, мы продвигаем наши эксклюзивы и сервис самыми разными способами. Okko первым представил рекламный 3D-ролик на одном из крупнейших медиафасадов в Европе, использует посевы в охватных пабликах, сотрудничает с инфлюенсерами, делает собственные мероприятия, брендирует парки, создаёт летние кинотеатры и интегрируется в крупные фестивали.

SEO-оптимизация и другие способы привлечения аудитории важны, но прежде всего нужно регулярно выпускать качественные сериалы. К счастью, мы преуспеваем и в съёмках, и в продвижении контента.

«Оффлайн», реж. Кирилл Плетнёв, 2022/Okko

Прошло больше года с момента ухода голливудских мейджоров. Спустя этот промежуток времени можем ли мы сказать, что российскому киношнику и российскому зрителю хорошо живётся и без них? Нынешнее время для российской стриминговой площадки — это время роста вопреки окружающим вызовам или шанс подкопить стратегический ресурс?

В Okko по-прежнему самая большая медиатека в России, но мы не можем сказать, что уход мейджоров — это рядовая ситуация, которая не наложила отпечатка на характер потребления контента. Конечно, пользователи больше не могут легально смотреть некоторый привычный контент, а сам уход мейджоров дал толчок развитию пиратских ресурсов со всеми возможными недобросовестными видами рекламы и фишинга.

Мы проводим огромную работу по насыщению нашей библиотеки контента каждый день. В Okko можно посмотреть такие блокбастеры, как «Джон Уик 4» и «Переводчик», мы первыми в России показали в подписке ставшую классикой анимацию Миядзаки.

Okko много и продуктивно работает с альтернативным контентом. Турецкие шоу «Постучись в мою дверь» и «Зимородок» — одни из самых популярных зарубежных сериалов в Okko. Каждый десятый пользователь Okko смотрит турецкий контент. Так же обстоят дела и с корейскими шоу. Это отличные показатели, которыми мы очень довольны. Но даже это нельзя назвать пределом, у контента есть потенциал для дальнейшего роста.

Читайте также
Киновселенные: путь туда и обратно
«В земле была нора, а в норе жил хоббит. Нора была вовсе не грязная и совсем не сырая; не копошились в ней черви, не лепились по стенам слизняки, нет — в норе...
Реальный Оппенгеймер против «Оппенгеймера» Нолана: что нужно знать об учёном и фильме о нём
20 июля мировой прокат накрыло взрывной волной «Оппенгеймера» Кристофера Нолана — одного из главных фильмов года (или даже десятилетия, как уже успели рассказ...
Актёры одной роли: подарок судьбы или вечное проклятие
Героиня фильма «Начало» Глеба Панфилова, самодеятельная актриса Паша Строганова в незабываемом исполнении Инны Чуриковой случайно попадает на съемочную площад...
«Донни Дарко»: за 28 дней до конца света
20 июля в российский прокат нагрянет режиссёрская версия богатого на ребусы фильма «Донни Дарко». Картина Ричарда Келли была впервые представлена публике боль...
История отечественного стриминга: Часть 1. Ivi
Начинаем рассказ про отечественные стриминги.
Пугающая красота и диалог с великими: как снимает Паоло Соррентино
В повторный российский прокат выходит «Великая красота» — один из лучших фильмов Паоло Соррентино, принёсший итальянскому автору «Оскар». Сегодня имя режиссёр...
Также рекомендуем
За эрой пиратства приходит новая этика потребления и лидерство стримингов.
Рассказываем про приквел «Бриджертонов» и постапокалиптику с Ребеккой Фергюсон.
«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: WinkНа горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для рос...
Фаворит фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон».
За эрой пиратства приходит новая этика потребления и лидерство стримингов.
Рассказываем про приквел «Бриджертонов» и постапокалиптику с Ребеккой Фергюсон.
«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: WinkНа горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для рос...
Фаворит фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон».

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00