Искусство питчинга: как прошло главное индустриальное событие года в Минкультуры

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Конец года — время не только подведения итогов, но и скрупулёзного планирования. На днях в зале Минкультуры состоялись важнейшие слушания, результаты которых определят вектор отечественного кинопроката на годы вперёд. Поскольку российское кино существует в первую очередь благодаря государственным субсидиям, то кому и что снимать, решает тоже государство. Очная защита проектов случается раз в год и делится на несколько направлений: секция детского кино, авторские и дебютные проекты и документальное кино. Счастливчики, отхватившие свой кусок праздничного пирога, будут объявлены на днях, однако те, кто только предстал на конкурсе Минкульта и, как выяснится позже, уехал ни с чем, также прошли несколько этапов сурового и не всегда прозрачного отбора.

Питчинг: советы для начинающих

За неделю до первого слушания проходят насыщенные тренинги и мастер-классы, направленные на обучение искусству питчинга. В большей степени такая практика ориентирована на дебютантов, прежде не имевших опыта публичных презентаций. Помимо семинаров, каждого из конкурсантов ждали консультации с кураторами из индустрии. Среди них — Иван Капитонов (сценарист и отец русского хоррора в паре со Святославом Подгаевским), Евгений Григорьев, Жан Просянов и другие, а также продюсер и модератор питчинга Иван Кудрявцев. Самой ответственной и оттого непростой задачей участников стало извлечение из этого многоголосия зерна истины: каждый из наставников отстаивал собственное представление о том, что верно, а что заведомо провально, хотя иногда эти концепции заочно противоречили друг другу.

“ Среди наиболее частых советов — опираться на отечественные референсы, избегать иностранной терминологии и трагических финалов.

Фото с прямой трансляции питчинга, сайт Минкульта РФ

Другие рекомендации:

  • определиться со съёмочной командой для придания веса проекту;
  • обзавестись медийной или государственной поддержкой;
  • уметь сжато изложить свою историю в 10/30/60 секунд;
  • найти ударную цепляющую фразу, которая опишет задумку и убедит посмотреть ваше кино;
  • не пытаться эпатировать отборщиков, важнее запомниться своим проектом.

Приглашение к участию в семинарах вовсе не означало автоматическое попадание в число питчингующихся. Финальный список участников был определён практически накануне, и многие из тех, кто уже прошёл огонь и воду в виде сбора коварной документации и прохождения тренингов, мог споткнуться на медных трубах и уехать домой, даже не взойдя на подмостки Минкульта.

Детское кино

Тем, кому всё-таки выпала возможность пройти финального босса, предстояло столкнуться с тотальной неизвестностью, начиная с того, в какую секцию будет распределён проект, и заканчивая составом жюри и его вопросами. Некоторые участники, чьи фильмы не рассчитаны на детскую аудиторию, каким-то чудом попали в эту секцию, если в сценариях были обнаружены несовершеннолетние персонажи: такой рандом мог сильно осложнить положение, так как на авторов детского направления, помимо прочего, накладывалась и серьёзная воспитательная ответственность.

Фото с прямой трансляции питчинга во время защиты детских и юношеских фильмов, сайт Минкульта РФ

Первое и самое важное требование, предъявляемое к представителям проекта, заключалось в просветительской функции будущего фильма. На практике это означало одно: долой сложных персонажей и неоднозначные финалы — только свет, добро и простые истины. Такое положение привело к тому, что самые интересные замыслы с точки зрения кино как искусства вызывали наибольшее количество вопросов и замечаний.

В качестве главных героев детского кино чаще других рассматривались исторические фигуры, что подчёркивало недостаток оригинальных образов. Самыми популярными лицами дримкаста стали Леон Кемстач, Анна Пересильд и Юлия Снигирь. Среди референсов безусловным лидером стало советское детское кино и его неисчерпаемые золотые фонды. Зарубежное кино как ориентир практически не котировалось, но если уж заходил разговор, то чаще других звучал Уэс Андерсон, всё ещё обожаемый студентами киновузов: такая отсылка часто служила компромиссом между наличием хоть какого-то яркого видеоряда и позитивной повесткой.

Юля Пересильд в сериале «Последний богатырь. Наследие», START

На сцене Минкультуры выступили множество представителей региональных киностудий, протеже небольших и уже именитых кинокомпаний, а также недавние студенты киновузов, мечтающие о запуске дебюта. Как ни странно, именно последние чувствовали себя наиболее уверенно — очевидно, хорошо натренированные кураторами на всех этапах подачи заявления. Презентации дебютантов были ёмкими, лаконичными, выразительными, а их идеи — оригинальными и продающими. И всё же среди представленных проектов не так много тех, что вызвали желание посмотреть потенциальные фильмы.

Однако несколько проектов выглядели любопытно — это сценарии «БО-БО» и «Обоюдный фол» (на обоих художественным руководителем выступил Александр Котт), «Болотные робинзоны», а также проекты Алексея Учителя и Святослава Подгаевского.

Большое взрослое кино

Слушание авторских проектов стартовало на следующий день, и у него были свои нюансы. Главное отличие от смотра детского кино состояло в том, что представленные проекты почти не вызывали вопросов. Лояльность жюри можно объяснить численностью проектов — 82 претендента на государственное финансирование, и все должны быть прослушаны в срок без задержек.

Илья Озолин в фильме «Лермонтов», кинокомпания СТВ

Первыми на подмостки вышли звёзды современного российского кино, питчингующие проекты наравне с остальными. Бакур Бакурадзе презентовал полный метр «Лермонтов». Следом за ним были Юрий Быков, питчинговавший сценарий Саввы Минаева «Вершина», Виктория Исакова с проектом «Таня и космонавт» и Юлия Трофимова с байопиком о Софье Толстой.

“ Крупные имена соседствовали с новичками киноиндустрии, что само по себе добавляло процессу демократичности.

Большинство проектов, часто вопреки логике и жанру (будь то фантастическое роуд-муви или военный слэшер), пытались мимикрировать под семейное или патриотическое кино — ещё один способ снискать расположение отборочной комиссии. Несоответствие чаще всего вскрывалось на стадии блиц-вопросов участникам, но это далеко не всегда портило впечатление от выступления (защитники часто находились и среди коллегии). Единственное, что расстраивало, — уход от оригинальности и почти полное игнорирование художественного потенциала будущих проектов: в лучшем случае выступающие могли прикрепить слайд со скриншотами, из которых, как подразумевалось, можно извлечь представление о визуальной составляющей будущей картины. Тем временем наличие воспитательной функции не теряло актуальности даже для полных метров, ориентированных на взрослую аудиторию: слово «добрый» побило все рекорды по количеству употреблений, а такие вещи, как эстетика или визуал, казалось, попросту не котировались.

Юра Борисов сыграет главную роль в фильме «Ваня», Interview Magazine

В числе положительных тенденций стало заметно желание воскресить на отечественной почве давно позабытый жанр ромкомов, уйдя от грубой комедийности в сторону лирики и мелодраматизма. Также встречались задумки, частично или целиком построенные на внедрении в кино искусственного интеллекта.

Среди полных метров нередко попадались те, что внушали особые надежды на талантливую реализацию. Любопытный сценарий «Ваня» представили кинокомпания «СТВ ЛАБ» и лично Сергей Сельянов, авторы нежной драмы «Ада» презентовали новый проект «Отличница», Глеб Росс представил сценарий «Любовь долго терпит», пожалуй, с самым интересным набором референсов за весь питчинг (тут вам «Любовь», «Охота», «Догвилль» и «Остров»), Алексей Герман выступил худруком на дебюте «Новый дом», а также свои задумки удачно презентовали молодые авторы студии «КИТ-ДЕБЮТ».

Ещё один способ представить проект в более выгодном свете — заручиться поддержкой громких имён в медиа. На большом экране Минкульта появлялись видеообращения Константина Хабенского, Виктора Добронравова и Евгения Цыганова: последний не просто выступил в поддержку картины, но и сыграл небольшую сцену в образе своего будущего персонажа. Главными лицами дримкаста стали Юра Борисов (чуть ли не каждый второй проект мечтал заполучить актёра в каст), Тимофей Трибунцев, Тихон Жизневский и Иван Янковский. Кому снимать кино в грядущем году, узнаем уже совсем скоро: итоги питчинга обещают обнародовать со дня на день.

Читайте также
Что в бокс-офисе: «Злодиатор» проносится катком по прокату
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
Почему все любят медвежонка Паддингтона?
Как перуанский мишка влюбил в себя всю Великобританию (и не только).
Как может дальше развиваться франшиза «Дюны»
Возможные грядущие экранизации масштабного фантастического цикла.
Что в бокс-офисе: триумф «Гладиатора 2», невыполнимая «Миссия: Красный» и прогнозы «Злой»
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
Также рекомендуем
Музыкантов часто тянет к кинематографу — и нередко их «затягивает» в актёрский состав. Кто-то...
В нашем новом видео речь пойдёт о самой передовой технологии в мире кино.
Фильм Анны Меликян «Трое» выходит в кино 3 декабря. После премьеры на «Кинотавре» Анна Меликян в компании Юл...
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...
Музыкантов часто тянет к кинематографу — и нередко их «затягивает» в актёрский состав. Кто-то...
В нашем новом видео речь пойдёт о самой передовой технологии в мире кино.
Фильм Анны Меликян «Трое» выходит в кино 3 декабря. После премьеры на «Кинотавре» Анна Меликян в компании Юл...
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...

Последние новости

Сериал «13 Клиническая. Начало» выйдет на Иви 19 декабря
Главные роли исполнили Ирина Старшенбаум и Павел Прилучный.
00:00