Фуга для отсутствующего оркестра: «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

14 марта 2002 года в России в широкий прокат вышла ставшая культовой картина Дэвида Линча «Малхолланд Драйв». Публикуем статью Андрея Карташова, которую он написал к повторному прокату фильма в 2021.   

«Малхолланд Драйв»
«Малхолланд Драйв»


Статьи о фильмах обычно начинают с описания сюжета, нескольких предложений, обрисовывающих обстоятельства действия. В случае «Малхолланд Драйва» и других фильмов Дэвида Линча этот путь парадоксальный, ведь обстоятельства действия там меняются и переворачиваются с ног на голову прямо на ходу. Но в этом и состоит игра, которую нам предлагает фильм, так что попробуем принять её правила.

Итак, первые полтора часа фильма мы наблюдаем за блондинкой по имени Бетти — инженю с распахнутыми глазами из провинциального канадского городка с тревожным названием Глубокая Река; она приезжает в Лос-Анджелес делать карьеру актрисы, останавливается в роскошной квартире своей тётушки, где встречает незнакомку. Брюнетка, называющая себя Ритой (в честь Риты Хейворт), попала в автокатастрофу на аллее Малхолланд и потеряла память. С собой у неё только сумочка с крупной суммой наличных и синим ключом внутри. Что он открывает?

«Малхолланд Драйв»
«Малхолланд Драйв»


Самое известное свойство «Малхолланд Драйва» в том, что его сюжет затруднительно понять с первого раза и без подсказок, но это не так уж обязательно. Слово «спойлер» происходит от английского глагола, означающего «портить», но испортить себе впечатление от линчевского шедевра можно только слишком серьёзным отношением к расшифровке драматургических поворотов. (Этикет, однако, обязывает предупредить, что так называемые спойлеры дальше будут: сколько-нибудь серьёзный разговор о «Малхолланд Драйве» невозможен без представления его устройства.) Расшифровка в этом случае не равна «расколдовыванию». Этот зачарованный мир как-то поддаётся описанию, но не полному объяснению.

Согласно «официальной» интерпретации, на которую указывает Линч в своих десяти подсказках для зрителя («Обратите внимание на появления лампы с красным абажуром» и т. п.), большую часть фильма мы видим сон героини-блондинки, но её зовут Дайан Селвин, и она актриса-неудачница, которая заказала убить свою возлюбленную, брюнетку Камиллу. События, которые привели её к этому шагу, быстро излагаются в последние полчаса. Так мы узнаём, что убийца из комичной сцены в начале фильма, вроде бы не имевшей отношения к повествованию, — на самом деле киллер, нанятый Дайан, эксцентричная домовладелица — в реальности мать режиссёра Адама (соперника Дайан в любовном треугольнике) и так далее. Во сне героиня воображает лучшую версию своей биографии: здесь она довольна жизнью, успешна в карьере и счастлива вместе с Ритой-Камиллой, а Адам наказан: его выгоняет из дома жена и унижают гангстеры, патронирующие киностудию.

«Малхолланд Драйв»
«Малхолланд Драйв»


Но «Малхолланд Драйв» придуман не Кристофером Ноланом, а поэтому реальность и сон здесь не получается аккуратно разложить по полочкам фабулы. Вторая часть фильма сбивает лоск с жизни Бетти-Дайан, но изображена тоже средствами голливудской мелодрамы — а может ли быть иначе, если действие происходит в Лос-Анджелесе и непосредственно внутри индустрии сновидений? Культуролог Марк Фишер в своей книге «Странное и жуткое» писал, что «странность» линчевского фильма заключается в том, что он представляет собой «неправильную» версию обычного и узнаваемого голливудского сюжета. Мы не просто видим сон актрисы Дайан: сам этот кинематографический мир здесь предстаёт как сновидческое измерение мира обычного; оригинальное название Mulholland Dr, замечает Фишер, хочется прочесть как Mulholland Dream. Жизненный крах героини во второй части — в том, что она лишилась иллюзий, а без иллюзий существовать в Лос-Анджелесе невозможно.

Линч долго не снимал Лос-Анджелес, первую половину карьеры режиссёра ландшафт его фильмов чаще был идиллической американой, в параллельном измерении которой скрывалось зло. «Синий бархат», оригинальный «Твин Пикс» и «Дикие сердцем» были построены по правилам романтического двоемирия, хотя и в причудливом сюрреалистическом изводе. Помещение действия в Лос-Анджелес усложняет эту конструкцию: два мира спутываются в один, как это происходит уже в «Шоссе в никуда», первой из калифорнийских картин Линча. В «Малхолланд Драйве» фантомная природа Лос-Анджелеса ещё более выражена: в нём существуют ещё вторичные реальности съёмок и кинопроб. Неудивительно, что в «городе грёз» (такое определение дано в авторском слогане фильма) сон и явь тоже находятся в спутанных отношениях. Причём не только реальность проникает в сновидение и заставляет себе подражать, но и наоборот — образы сновидений вторгаются в реальность и влияют на неё: это происходит в последние минуты фильма. 

«Малхолланд Драйв» можно было бы назвать сном о голливудском фильме. Он сам представляет собой иллюзию — в том числе иллюзию сюжета. Это ощущение подкрепляется в центральной для «Малхолланд Драйва» сцене в клубе Silencio, куда под конец первой части отправляются Бетти и Рита, ещё не превратившиеся в своих двойников Дайан и Камиллу. В этот момент фильм начинает как будто распадаться: звук сбоит, камера дрожит, изображение выходит из фокуса. В клубе таинственный конферансье, похожий на фокусника, сообщает: no hay banda, «оркестра нет», а музыка, которую слышат зрители шоу, — всего лишь запись. Но когда после этих слов на сцену выходит певица Ребека Дель Рио и эмоционально исполняет а капелла песню Роя Орбисона в испанском переводе, мы всё равно забываем о только что сказанном. Певица падает в обморок на сцене, а песня продолжает звучать, и для зрителя это неожиданность. Разоблачение предшествовало сеансу чёрной магии, но мы всё равно поверили: так «Малхолланд Драйв» указывает на силу внушения собственной иллюзии.

Но дело не только в том, что это кино о кино. Во вселенной Линча вещи зыбки и нестабильны, совы не то, чем кажутся, а персонажи и миры, в которых они обитают, могут существовать в нескольких вариантах. Подробнее всего это изложено в «Твин Пиксе» с его множественными мирами, но и «Малхолланд Драйв» показывает две разные реальности как равно возможные. Главный фокус этого фильма в том, что он одним движением перемещает нас из пространства голливудской драматургии в пространство неопределённости, из ньютоновой механики причин и следствий в квантовую механику вероятностей. Как мы узнаём в конце первой части фильма, ключ Риты-Камиллы открывает синюю шкатулку — она, кажется, представляет собой что-то вроде коробки с котом из эксперимента Шрёдингера. Что у неё внутри? Жива Дайан или мертва? Где реальность, а где иллюзия? Закончим этот текст на вопросительном знаке.


Читайте также
Итоги Берлинале: все счастливые семьи похожи
По следам Берлинского кинофестиваля Сусанна Альперина размышляет о том, каким получ...
Берлинский кинофестиваль: о чём весь город говорит
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ рассказывает о том, как стартовал Берлинский кинофестиваль, которому удалось ворваться в офлайн-...
Ещё по одной: как платформы выбирают модель релиза
Выпустить весь сезон в один день или же устроить еженедельную премьеру новых серий — какая модель правильная или более успешная для платформ, однозначно сказа...
Истребитель положительных мнений: как Джосс Уидон пал под натиском обвинений и что он об этом думает
Журнал New York опубликовал на своём сайте Vulture статью о Джоссе Уидоне, в которой представлены комментарии самого Уидона, а также его прежних коллег. ...
В поисках пути домой: как устроена мультивселенная Marvel
Как все пауки встретились в одной Вселенной.
Также рекомендуем
В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но...
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
В повторный прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли...
В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но...
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
В повторный прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00