30 января на Amazon Prime вышла лирическая комедия «Вы сердечно приглашены» с Риз Уизерспун и Уиллом Ферреллом в главных ролях. Актёры также выступили сопродюсерами проекта, рассказывающего о комичном противостоянии конкурирующих организаторов свадеб. Но если сейчас присутствие артистов в рядах продюсеров собственных картин никого не удивляет, ещё 10 лет назад это считалось прорывом. Одной из основоположниц данного принципа стала как раз Уизерспун: актриса, благотворитель, продюсер и медиамагнат. В честь премьеры кинокритик Елена Зархина рассказывает о том, как актриса стала одной из самых влиятельных кинематографисток Голливуда.
Риз Уизерспун — актриса
Свою карьеру в кино Уизерспун начала ещё в подростковом возрасте — в 1991 году сыграла сразу в двух мелодрамах, и у кого: в картине «Человек на Луне» легендарного Роберта Маллигана («Убить пересмешника») и в режиссёрском проекте актрисы Дайан Китон «Дикий цветок». Оба фильма в той или иной мере исследовали пути, которыми двигаются главные герои-подростки, чтобы научиться жить мирно и сообща. Этот принцип станет важным фундаментом и для карьеры самой Уизерспун: в том, какие проекты она будет выбирать как актриса и запускать как влиятельный продюсер.
В середине 90-х Риз снялась в довольно абсурдном, но хитовом триллере «Страх», где её по сюжету кошмарил неуравновешенный бойфренд в исполнении Марка Уолберга. Актёр тогда как раз только запустил процесс личного трансфера из музыкальной сферы (он был известен как рэпер Marky Mark) в большое кино. Нехватка опыта существенно ощущалась в кадре, но подводил артистов и слабый сценарий — в то десятилетие на экраны вышли десятки аналоговых триллеров про сорвавшихся с катушек подростков. В их череде запомнятся лишь единицы, и к одному из них Уизерспун тоже имеет непосредственное отношение.
Настоящий прорыв в карьере актрисы случился под занавес десятилетия. Тогда один за другим вышли «Плезантвиль» Гэри Росса про современных брата и сестру, оказавшихся в идеальном, но душном чёрно-белом пригороде Америки 1950-х, и провокационная «Выскочка» Александра Пэйна, в которой героиня-старшеклассница Риз — настоящая «умница, красавица, спортсменка и комсомолка» — страшно злит своей инициативностью одного из преподавателей, мешающего ей заполучить кресло школьного президента. Но ключевая особенность фильма была ещё и в том, что картина исследовала «неуставные» отношения героев: другой учитель совращал героиню Уизерспун, что ещё сильнее распаляло её соперника в лице Мэттью Бродерика.
И, наконец, главный тинейджерский хит на пороге нового тысячелетия — «Жестокие игры», современная адаптация культового французского романа XVIII века Шодерло де Лакло «Опасные связи». В вариации Роджера Камбла события переносились в современный Нью-Йорк, где французскую аристократию сменяла американская золотая молодёжь. Богатые брат и сестра, Себастиан (Райан Филипп) и Кэтрин (Сара Мишель Геллар), от скуки заключали пари: герой обязался соблазнить Аннетт (Риз Уизерспун), дочь директора школы, в которой они все учились. В ходе реализации своего коварного плана Себастиан по-настоящему влюблялся в девушку, а та отвечала ему взаимностью, не зная, что их отношения обречены.
«Жестокие игры» стали для Уизерспун знаковым проектом по ряду причин. В карьерном плане они ещё шире распахнули перед ней двери в первую лигу Голливуда. Картина стоимостью $10 млн сумела заработать почти $76 млн. Стало окончательно понятно, что кино для тинейджеров (а это была основная категория зрителей фильма) не просто важно, но и востребованно. Исполнители главных ролей проснулись знаменитостями, а Филипп и Уизерспун ещё и сыграли свадьбу. Их брак просуществует девять лет и ознаменуется рождением двоих детей. Но дальше каждый из супругов пойдёт своей дорогой. Риз, например, шагнёт в сторону более смелого кино.
В 2000-м вышел «Американский психопат» постановщицы Мэри Хэррон по мотивам взрывного романа Брета Истона Эллиса. В нём писатель иронично высмеивал современное общество и его самых ярких представителей — бездушных американских яппи в дорогущих костюмах и с толпами демонов внутри. Главный герой в исполнении Кристиана Бэйла был образцовым финансистом, обаятельным другом и бойфрендом днём, а ночами становился неконтролируемым психопатом. Уизерспун сыграла ничего не подозревающую спутницу героя и нащупала своё идеальное амплуа: очаровательной блондинки с кукольным взглядом и улыбкой до ушей, но крепким внутренним стержнем.
Пока «Американский психопат» смущал аудиторию, поделив её на два лагеря, актриса ухватила удачу за хвост — раз этот образ ей удаётся настолько хорошо, нужно ковать железо пока горячо. Так годом позже родилась без малого культовая дилогия «Блондинка в законе» — бесхитростное, но обаятельное кино, внезапно понравившееся миллионам. Фильм при 18-миллионном бюджете заработал свыше $140 млн, получил две номинации на «Золотой глобус», включая актёрскую для Уизерспун за роль Эль Вудс, и стал важной частью массовой культуры — от виральной фразы «Да ладно, как будто это так сложно», произнесённой героиней в ответ на вопрос, как ей удалось поступить в Гарвард, и заканчивая пародиями на отдельные эпизоды фильма вроде хэллоуинского ролика Ким Кардашьян в образе Вудс.
Последующие «Стильная штучка» и вторая «Блондинка в законе» подхватывали этот тренд, хоть и без аналогичного результата — повторить феномен дважды оказалось непросто. И пока индустрия смирялась с формировавшимся амплуа актрисы, органичной в жанре незатейливых мелодрам, сама она взялась доказать обратное. В 2008-м вышел музыкальный байопик «Переступить черту» про непростой, но успешный дуэт артиста Джонни Кэша и Джун Картер. К проекту Уизерспун подошла уже в статусе большой звезды: её гонорар составил $15 млн (до этого за такие суммы снимались первые фильмы с её участием), а за свою роль она получила не только «Золотой глобус», но и долгожданный «Оскар».
В десятых актриса умело балансировала между серьёзным авторским кино вроде «Мада» и «Воды слонам!» и более развлекательными проектами: «Значит, война», «Красотки в бегах». Но самым знаковым эпизодом для неё в тот период стало знакомство с канадским самородком Жан-Марком Валле. Вместе они сделали «Дикую», принёсшую Риз очередную номинацию на «Оскар», и «Большую маленькую ложь» — это настоящий хитяра HBO, собравший все мыслимые телевизионные награды.
Увенчал эту серию профессиональных побед острый, своевременный и бескомпромиссный сериал «Утреннее шоу», в котором Риз сыграла вместе с Дженнифер Энистон. Сериал тоже стал большим событием. И что немаловажно — во всех перечисленных актёрских удачах Риз была ещё и сопродюсером, доказав не просто личный профессионализм, но и особое художественное чутьё.
Риз Уизерспун — продюсер
К большим успехам Риз вела не только собственные проекты, но и чужие. На счету Уизерспун 66 актёрских проектов и 35 продюсерских. Самые известные и удачные из них: уже упомянутые «Дикая», «Большая маленькая ложь» и «Утреннее шоу», а также «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, «И повсюду тлеют пожары», «Дейзи Джонс и The Six». Ещё в 2017-м Уизерспун оказалась в рядах самых успешных и влиятельных женщин по версии издания Fortune. Для сравнения — компанию ей составили настоящие воротилы бизнеса: председатель совета директоров и СЕО General Motors Мэри Барра, председатель совета директоров и СЕО PepsiCo Индра Нуйи, а также COO Facebook (компания Meta признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) Шерил Сэндберг. Это уже не просто высшая лига, а недосягаемая высота. В 2021-м Риз была признана самой богатой актрисой в мире. К 2023-му она всё ещё удерживала позиции, пополнив список 15 самых богатых знаменитостей США.
Но шла к этому успеху Уизерспун долго, а ещё последовательно и упёрто. В далёком 2000 году она основала продюсерскую компанию Type A Films. В 2012-м она слилась с компанией продюсера Бруны Папандреа Bruna Papandrea’s Make Movies. Новую компанию назвали Pacific Standard, и именно она выпустила главные продюсерские хиты Уизерспун. В 2016-м Уизерспун и Папандреа завершили своё партнёрство, и актриса получила полный контроль над компанией. В том же году она вместе с Otter Media создала успешную мультимедийную компанию Hello Sunshine (её частью стала Pacific Standard), за продажу которой летом 2021 года выручила баснословные $900 млн. Эта блондинка оказалась не просто в законе, а в полном шоколаде.
Свою мотивацию не просто сниматься в чужом кино, но и делать собственное актриса объясняла так: «Моей дочери было 13 лет — тот возраст, когда важно иметь достойную ролевую модель. Поэтому мне хотелось, чтобы она смотрела фильмы о сильных и смелых женщинах. Но, когда я встречалась с представителями разных киностудий и спрашивала: “А что вы снимаете в этом году для женской аудитории?” — в лучшем случае они называли 2-3 мелодрамы. Я решила, что так не годится и с этим нужно что-то делать».
Слова Уизерспун подкрепила делом: её проекты не просто успешны, но следуют определённой ею же стратегии — рассказывать про женщин, на которых стоит равняться и которые далеки от устаревших стереотипов. Их она, кстати, часто подсвечивает до сих пор. Получая специальную награду издания Glamour, актриса со сцены произнесла мотивационную речь о том, как голливудские фильмы своей репрезентацией искажают представления о женщинах.
«“Что же нам теперь делать?” Эту фразу вы услышите в каждом втором, если не первом фильме. Не верите — просто пересмотрите их. Теперь, когда я обратила ваше внимание на это, вы тоже станете её замечать. Я прочитала бессчётное количество сценариев, в которых в момент опасности героиня поворачивалась бы к мужчине с вопросом: “И что же нам теперь делать?” Серьёзно? Вы знаете хоть одну женщину, которая в момент кризиса не знала бы, что ей делать?» — иронично высказалась Уизерспун.
Риз Уизерспун — человек и пароход
Актриса — не только успешный и влиятельный продюсер, с которым считается индустрия. Она самый настоящий медиамагнат и звезда с множеством бизнесов. В 2015-м она основала собственный бренд одежды и декора Draper James. В 2023 году 70 % акций компании приобрела фирма Consortium Brand Partners — на этот раз сумма сделки не раскрывается. Но кажется, что никто не ушёл обиженным. Кстати, в 2020 году в разгар пандемии COVID-19 актриса бесплатно разослала часть товаров бренда учителям.
Уизерспун активно участвует в деятельности детских и женских правозащитных организаций, входит в правление Фонда защиты детей (CDF). А ещё в 2007 году была назначена глобальным послом компании Avon, занимая должность почётного председателя благотворительного фонда бренда, занимающегося проблемами женщин.
Помимо большого бизнеса, Уизерспун не забывает и о проектах для души. В 2017 году актриса создала собственный книжный клуб Reese's Book Club. В нём она также фокусируется на произведениях женщин-писателей, а часть обсуждаемых в клубе книг позже были экранизированы кинокомпанией актрисы. Например, «И повсюду тлеют пожары» Селесты Инг, «Там, где раки поют» Делии Оуэнс, а также «Дейзи Джонс и The Six» Тейлор Дженкинс Рейд. Через два года существования клуба журналисты выяснили, что проект Уизерспун действительно влияет на книжный бизнес и способствует росту продаж книг. По мнению издания BuzzFeed, книжный клуб актрисы увеличивает продажи выбранных актрисой для обсуждения книг на 700 %.
Вот такой получается эффект Риз Уизерспун — царицы Мидас, которая превращает в золото всё, к чему прикоснётся. Но в её случае успех не кажется случайным, не является результатом нечестных подковёрных игр и не унаследован от отца или мужа. Уизерспун построила свою актёрскую карьеру, а затем и внушительную бизнес-империю с нуля и благодаря личному упорству. Она хотела, чтобы у девочек и женщин было больше достойных ролевых моделей? Для миллионов она сама стала таковой.