Кинокритик Денис Виленкин возвращается с третьим дневником 80-го Венецианского кинофестиваля. В прошлых материалах мы узнали о фаворитах фестиваля, а также о самых неоднозначных картинах.
Фестиваль приближается к завершению. Нельзя сказать, что его юбилейный статус как-то отразился на качестве картин. Более того, в 2018-м, в 2017-м и более ранних его изданиях конкурсная программа было значительно сильнее. Но, невзирая на голливудскую забастовку сценаристов и актёров, на него доехали некоторые американские звёзды и обошлось, кажется, без серьёзных релизных жертв (не считая «Претендентов» Луки Гуаданьино). Впрочем, не будем забывать, что Венецианский кинофестиваль всегда отличался серьёзным настроем и даже в год бушующего ковида смотр состоялся. Победу одержала «Земля кочевников» Хлои Чжао, а потом забрала ещё и «Оскар» за лучший фильм. Короче говоря, индустриальное влияние очевидно. Поможет ли Адаму Драйверу появление на красной дорожке в очереди среди претендентов на тотализаторе? Скорее всего, нет. С огромной вероятностью в состязание за лучшую мужскую роль включится Брэдли Купер («Маэстро») и прервёт борьбу Леонардо ДиКаприо («Убийцы цветочной луны») и Киллиана Мёрфи («Оппенгеймер»).
С победами же в актёрских номинациях на фестивале ситуация может сложиться по-разному. Об этом — в следующем выпуске дневника.
Но самое главное — чтобы призов не досталось фильму Маттео Гарроне «Я — капитан». Непрофессиональные актёры в нём играют самоотверженно, и режиссёр Гарроне — человек с большой буквы, разместил своих героев в Италии, помог им с устройством в жизни. Жаль, что к самому фильму акт доброй воли не имеет никакого отношения.
Главные герои, Сейду (Сейду Сарр) и Мусса (Мустафа Фалл), готовят побег из родного Сенегала в Италию. Сначала некий гид предлагает помочь им добраться до Ливии, а там уж и до Италии рукой подать. План, конечно, срывается, и парни попадают в круговорот пыток. Сложно сказать, что хуже. Выражение своего white gaze, который не больше и не меньше — стержень истории. Как бы Гарроне ни пытался сделать кино человечным, все драматургические испытания он укомплектовывает вполне по-голливудски. А когда безотказные методы спекуляции (мучения беременной женщины на корабле, насильственное поение слабительным посреди ночной пустыни — чтобы естественным путём вышли предусмотрительно спрятанные финансы, появление настоящих пыточных комнат, где всех нелегальных мигрантов убивают за отказ платить мзду рэкетирам, и дальше по списку) встречаются с законами развлекательного кино, становится попросту страшно. Титры под бойкую музыку напоминают «Чёрную пантеру», не иначе. Хуже всего, думаю, именно поощрение Гарроне идеи беженства: невзирая на преследующие героев смерти, физические и моральные унижения, финалом Гарроне утверждает, что шанс на успешный побег существует. Любопытно, когда автор «Гоморры», не идущей на уступки, поверил в опасные хеппи-энды, вероятно, задумав сделать из африканского подростка Пиноккио, а из его жизни — «страшную сказку».