Вам пять лет, осветительные приборы тревожат, вокруг ходят люди, где-то на съёмочной площадке шоу Romper Room находятся родители — богемные представители контркультуры, Джордж и Ирмелин ДиКаприо. Съёмки в шоу — всего лишь первый шаг. Настоящие актёрские амбиции вы открываете в себе в 13 лет, и тогда отец — сотрудник продюсерской компании и подпольный распространитель комиксов — позволяет вам оставить обучение и всерьёз заняться карьерой. Так выглядело детство будущей иконы 90-х Леонардо ДиКаприо: поездки от одного магазина комиксов к другому, в перерывах прослушивания и просмотры фильмов с Робертом Де Ниро (отец называл его мастерство эталоном).
Работа в кадре была для 13-летнего актёра в первую очередь способом поддержки семьи, уже после — дорогой к звёздной аллее в Голливуде. Так он оказался в феноменальной мыльной опере «Санта-Барбара», затем индустрия завела его на площадку фильма «Жизнь этого мальчика» с Де Ниро. Хотя история Лео выглядит путеводителем по американской мечте, на самом деле в центре всей его биографии стоит вопрос: как в его фигуре уживались звание главной голливудской звезды и статус главного оскаровского неудачника? Разбирается Анастасия Черникова, выпускница «Школы критики».
Этот юноша обречён
В 17 актёр ещё не настолько знаменит, чтобы прослыть настоящей звездой, но люди вокруг уже начинают вести себя рядом с ним странно. Невыразительный за пределами кадра, Лео приковывает внимание, оттягивая на себя взгляды в «Болезни роста» и «Что гложет Гилберта Грейпа» — инди-проекте с Джонни Деппом и ДиКаприо, съёмки которого обошлись бы в сотни миллионов, если бы его пришлось снимать сегодня. Это был по-настоящему прорывной фильм Лассе Халльстрёма, которому удалось создать причудливый колорит вымышленного города Эндора, где живёт странная семья: мать, которая не встаёт с дивана, нездоровый Арни (Леонардо ДиКаприо), который постоянно пытается залезть на водонапорную вышку, две сестры — и Гилберт (Джонни Депп), юноша с тяжёлым взглядом загнанной лошади, который содержит всю семью, и конца этому не видно, пока уходит молодость.
Возможно, дело в настоящем таланте, непрофессиональной естественной игре, но сам подход ДиКаприо к роли парня с задержкой в развитии не выглядит ни трогательно, ни оскорбительно. Он — неприглядные задворки социально незащищённой Америки, воплощение непомерной ноши для персонажа Джонни Деппа. Талант молодого ДиКаприо был отмечен сразу же. Все тики, жесты, мимика Арни заставляют зрителя верить в то, что этот парень на экране правда болен. Эта роль принесла 19-летнему Леонардо награду Американского национального совета кинокритиков в категории «Лучший актёр второго плана» и награду Ассоциации кинокритиков Чикаго в категории «Самый многообещающий юный актёр», а также его первые номинации на «Золотой глобус» и «Оскар».
В тот год нескладный юноша боролся за престижные награды с Джоном Малковичем («На линии огня»), Томми Ли Джонсом («Беглец») и Рэйфом Файнсом в роли Амона Гета, офицера СС и воплощения фразы «банальность зла» в «Списке Шиндлера», безоговорочном чемпионе «Оскара». Интересно, что уже в следующем году роль героя с особенностями развития принесла статуэтку Тому Хэнксу благодаря «Форресту Гампу». Индустрия верно распознала сигнал, который подал ещё «Человек дождя» в 1989 году и подхватил фильм Халльстрёма.
В 1978 году на прилавках книжных магазинов оказывается роман Джима Кэррола «Дневник баскетболиста», в котором автора интересовал не столько спорт, сколько изнанка жизни юноши по имени Джимми, который пребывает в чудовищном стрессе и отвращении к лицемерию католической американской школы, и единственное утешение находит в наркотиках. ДиКаприо, который изначально шёл путем, противоположным глянцевому Голливуду, взялся за роль наркозависимого спортсмена с полной самоотдачей, не страшась потерять в глазах зрителя свой главный актив — красоту. Хотя сам фильм выглядел «сделанным» по лекалам эталонной драмы, — от шокирующих эпизодов, демонстрирующих, как низко может пасть человек в зависимости, и вплоть до появления темнокожего самаритянина, который протянет ему руку помощи, — и не был отмечен номинациями, для Лео эта роль важна, поскольку в ней он нащупает тот нерв экспрессивной игры, который составит ключевой приём его карьеры в дальнейшем. Ну а пока — Ромео.
Хулиганское обновление пьесы «Ромео и Джульетта» под грохот перестрелок и короткий, но яркий межклассовый роман Джека (номинация на «Золотой глобус») и Роуз в «Титанике» — две инкарнации одного и того же типажа ДиКаприо — прекрасного юноши, которому предстоит умереть за любовь, это не обсуждается. Что Джек, что Ромео, оба в итоге окажутся по пояс в ледяной воде, навсегда останутся молодыми. В ловушку этого типажа Лео едва не угодил на десятилетия, и уже в 1998 году неврастения привлекательности нашла выход в фильме Вуди Аллена «Знаменитость» об утомительном круговороте богемных тусовок.
Эра больших гонораров
Статус звезды закрепился за ДиКаприо вместе с поступлением первого большого чека — 20 млн долларов за роль юноши-пилигрима в фильме Дэнни Бойла «Пляж», ещё 20 млн ему принёс образ угрюмого эмигранта в ленте Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» (впоследствии это вырастет в многолетнее сотрудничество), и ещё 10 млн за главную роль в авантюрной комедии «Поймай меня, если сможешь», где Лео лицом к лицу столкнулся с Томом Хэнксом, затем был «Авиатор».
Основой для фильма «Авиатор» стала судьба самого богатого человека своего времени, американского лётчика и кинопродюсера Говарда Хьюза. Критики называли «Авиатора» ответом Скорсезе на «Гражданина Кейна», хотя сам режиссёр это отрицал. Тем не менее обе ленты посвящены истории восхождения человека на олимп. На долю Лео вновь выпала роль, где он должен сыграть человека с тяжёлым диагнозом. Говард Хьюз страдал от ортостатической гипотензии, при которой у человека происходит резкое понижение давления. Скорсезе показывает жизнь человека, которая прошла в борьбе: в борьбе с собой, борьбе за мечту.
Мужчина на грани нервного срыва
Тандем Скорсезе и ДиКаприо оказался настоящим успехом. Их третьей совместной работой стала яркая криминальная драма «Отступники», где в паре с ДиКаприо блистал великий и ужасный Джек Николсон. И несмотря на то, что в кругах ценителей творчества Скорсезе «Отступники» прослыли самой «ленивой» работой большого мастера (есть даже те, кто считает, что своим драйвом фильм обязан таланту вечной соратницы Скорсезе — монтажёрки Тельмы Скунмейкер), «Отступники» — картина, которую продолжают любить и пересматривать, в том числе благодаря трогательному образу ДиКаприо, сыгравшего Билли Костигана: меньше всего он напоминает привлекательного романтического героя, но его трагедия вызывает сострадание.
Буквально через два года ДиКаприо получает свою третью номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Кровавый алмаз». Если в контексте Латинской Америки кинематографисты снимают фильмы про наркотики, то в Африке нашёлся свой наркотрафик — алмазы. Лента переносит нас в 1999 год, когда в Сьерра-Леоне идёт гражданская война. Режиссёр Эдвард Цвик завлекает зрителя всеми доступными способами. Здесь и социальный контекст — труд рабов в алмазных шахтах, волонтёры в Африке, и мистический — легенда об алмазе, и приключенческий — бандитские стычки внутри большого конфликта.
Во всей этой кутерьме ДиКаприо — тот самый смельчак, бросившийся на поиски алмаза, способного обеспечить безбедную жизнь. В погоне за камнем он получает необычного сообщника: чёрного крестьянина, который ищет своего сына, украденного мятежниками.
«Кровавый алмаз» — и фильм-аттракцион, и яркое драматическое высказывание. Однако социально-политическая подоплёка теряется на фоне охотника за алмазами Арчи. Авантюрист в исполнении ДиКаприо заинтересован лишь в своей выгоде, и ему не важно, чьей кровью обагрились драгоценные камни.
Остросюжетный триллер «Остров проклятых», вышедший в 2009 году, увлёк сразу, влюбив зрителей виртуозной постановкой, твистом и мемами. Почти сразу в копилке громких сотрудничеств актёра появился и Кристофер Нолан: ДиКаприо досталась главная роль в фантастическом триллере «Начало». В следующем году актёр работает с легендарным Клинтом Иствудом. Несмотря на то что фильм «Дж. Эдгар» кинокритики посчитали одной из самых неудачных работ стареющего мэтра, Лео в образе основателя ФБР вызывал лишь одобрение.
На этом работы с культовыми режиссёрами не закончились. В 2012 году Лео поработал с Тарантино в фильме «Джанго освобождённый». В 2013-м на экраны выйдет ослепительный «Великий Гэтсби», который не только в очередной раз докажет мастерство ДиКаприо-актёра, но и увековечит тот самый образ Лео с обворожительной улыбкой, протягивающего бокал с шампанским.
«Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе стремительно ворвался во множество топов: под искрящейся обёрткой эта злая и остроумная криминальная комедия обнажала пороки современного мира. «Волк с Уолл-стрит» — фильм не только о взлёте и падении главного героя, но и разоблачение человеческой глупости. Обыватель верит вешающим лапшу брокерам, те верят своему заряженному на успех начальнику, не понимая, что в своём стремлении быть похожими на него они лишь увеличивают его капиталы. Самой показательной в этом смысле становится финальная сцена: десятки людей внимают эффектным, но надувательским речам главного героя, прославившегося благодаря искусному мошенничеству и в очередной раз транслирующего волшебную формулу успеха.
Образ Джордана Белфорта называют одним из лучших актёрских перформансов Лео: актёр играет упрямого амбициозного человека, оказавшегося на дне кризиса, сумевшего стать на ноги, заработать миллионы на продаже акций, открыть собственную брокерскую компанию и превратить свою жизнь в вечное праздничное безумие. Однако потом Белфорт вновь падает на дно, и история восхождения заходит на новый круг.
Обыватель и неудачник
Долгожданную золотую статуэтку актёру принёс фильм «Выживший». На волне популярности блокбастеров и супергероики приключенческая драма ворвалась в кинотеатры, поразив острой реалистичностью и пронзительностью переживаний.
ДиКаприо в образе Хью Гласса — проводник группы охотников, страдающих от налётов индейцев. Вот только Гласс и сам становится жертвой нападения — не человека, а разъярённого гризли. После рокового случая Гласс оказывается обездвижен, а охотникам придётся выбираться самим. Двое из отряда вместе с сыном Гласса остаются в лесу, чтобы дождаться смерти своего проводника и как следует похоронить его. Однако у героя Тома Харди — и по совместительству главного злодея — другие планы: он бросает Хью медленно умирать в чаще, предварительно расправившись с напарниками и сыном Гласса. Теперь у героя ДиКаприо есть новая цель: выжить и отомстить.
Ещё до объявления номинантов кинокритики отдали Лео заветную статуэтку. Его Хью Гласс стал гимном натуралистичности. ДиКаприо спит в трупе лошади, кашляет кровью, ест сырую рыбу, и у зрителя даже не возникает вопроса: «А по-настоящему ли это?»
Стремление к цели в «Выжившем» будто стало отражением стремления Леонардо к главной награде в своей жизни. И Гласс, и ДиКаприо достигли своей цели. Один отомстил, другой получил «Оскар».
Однако за большим триумфом последовал большой кризис. ДиКаприо три года не снимался в кино, но вернулся в громком образе, по-своему высмеивающем простой в карьере.
«Однажды в… Голливуде» можно назвать одним из наиболее личных фильмов Тарантино. Знаменитое убийство Шэрон Тейт в интерпретации короля крови и насилия на экране превратилось в… сказку. Сказку со счастливым концом, который никто не мог предвидеть.
Для Тарантино этот фильм стал предпоследним, если верить заявлению режиссёра о том, что десятый фильм станет финальным аккордом в его карьере. Для ДиКаприо и Брэда Питта лента превратилась в глоток свежего воздуха и дала возможность попробовать себя в новом амплуа.
Ведущее место в картине отдано самому Голливуду и населяющим его кинематографистам. Среди них стареющий каскадёр Клиф Бут в исполнении Брэда Питта и мелкокалиберный актёр-неудачник Рик Далтон. В том же солнечно-беззаботном мире живёт и Марго Робби в образе Шэрон Тейт. «Однажды в… Голливуде» — тёплая и насыщенная событиями история легендарного места, стоящего на пороге глобальных изменений.
За «Однажды в… Голливуде» Лео получил новую номинацию, но не новый «Оскар». В 2021-м вышел фильм Адама МакКея «Не смотрите наверх», где ДиКаприо вновь отмечен за выдающееся исполнение. Однако сам фильм получился противоречивым. В 2023-м всё те же ДиКаприо со Скорсезе представили зрителям «Убийц цветочной луны». Критики в один голос твердили, что работа актёра, воплотившего сложнейший образ равнодушного обывателя, должна получить награду американских киноакадемиков, но его даже не включили в список кандидатов.
В настоящее время заявлено сразу несколько проектов с участием актёра: совместный со Скорсезе долгострой «Рузвельт», уже много лет существующий в статусе предпродакшена, криминальный детектив «Тёмные дела на Норт-Гэнсон-стрит» или политический триллер «Наследие секретности» Рона Ховарда. Наиболее ожидаемый — новая картина Пола Томаса Андерсона под названием The Battle of Baktan Cross, где актёр разделит площадку с Бенисио Дель Торо и Шоном Пенном. Съёмки завершились, а премьера уже запланирована на 2025 год: благодаря громким именам в титрах, картина имеет все шансы стать одной из самых заметных в грядущем сезоне и собрать урожай наград. Очень может быть, что какие-то из них будут отданы и талантливому исполнителю, покорившему зрителя своей многогранностью и амбициозностью.