
Последние недели принесли мировому бокс-офису ещё несколько поводов для радости. В лидерах ремейк «Как приручить дракона» и долгожданный хоррор «28 лет спустя». К старту готовится уверенно набирающий обороты F1 с Брэдом Питтом. Среди крепких и заметных успехов — «Материалистка». А в России же бал правят «На деревню дедушке» и «Балерина». Причём успехи последней породили крайне интересные слухи по поводу возвращения больших голливудских студий на отечественный рынок. Но не будем забегать вперёд, рассказываем обо всём по порядку.
Отечественный бокс-офис
Российские кинотеатры начали радовать позитивной статистикой. Прошедшие недели выдали сразу две обнадёживающие тенденции: зритель вновь потянулся в залы, а некоторые проекты демонстрируют завидную выдержку от уикенда к уикенду. Особенно хорошо ощущалась эта динамика в праздничные выходные с 12 по 15 июня — тогда в кино сходили 1,6 миллиона человек. Ровно столько же, сколько в один из лучших уикендов мая. Но даже в более спокойные даты, как, например, 20–22 июня, прокат практически не сдал позиции.

Лучше всех это иллюстрирует семейная комедия «На деревню дедушке» с Юрием Стояновым, ставшая безоговорочным лидером бокс-офиса. Сейчас в её копилке — 323 млн рублей, и падение по сборам от выходных к выходным составило менее 30 %. Такая стойкость — признак мощного сарафанного радио и добротной зрительской реакции: на «Кинопоиске» у фильма уверенные 7 баллов. Для дистрибьютора «Каро Премьер» это уже небольшая победа, которая вполне может превратиться в серьёзный коммерческий успех, — всё будет зависеть от того, насколько долго комедия продержится без заметного проседания. С учётом отсутствия крупных конкурентов в ближайшие недели — шансы у неё отличные.
Относительным успехом можно назвать и релиз «Три богатыря. Ни дня без подвига 2». Вторая часть оказалась кассово выше первой, но не смогла удержать тот же уровень зрительской любви. Сейчас в активе мультфильма 147 миллионов рублей — и, хотя по сборам он незначительно обошёл оригинал, по количеству зрителей скорее просел. Тем не менее это всё ещё крепкий игрок семейного сегмента, и на фоне пустого прокатного поля у него есть шанс нарастить результат за счёт инерционного спроса.
Приятный сюрприз недели — старт аниме-фильма «Дандадан: Злой глаз». Формально это склейка нескольких эпизодов второго сезона, но в российском прокате лента собрала более 26 миллионов рублей. Цифры скромные, но учитывая, что на экранах у нас стабильно показывают лишь признанных гигантов вроде Хаяо Миядзаки или Макото Синкая, это определённый нишевый успех. Вполне вероятно, что именно такие проекты проложат путь новым японским премьерам на широких экранах. Например, осеннему релизу «Человека-бензопилы: История Рэдзэ» — полнометражному продолжению нашумевшего экшен-сериала.
Об успехе «Материалистки» Селин Сон и эффекте «Джона Уика» для «Балерины» поговорим чуть позже, когда доберёмся до частных случаев.
«Элио» и худший старт за всю историю Pixar

Анимационная фантастика «Элио» от Pixar показала самый слабый старт в истории студии. За первые выходные фильм собрал всего $21 млн в США и $35 млн по миру. Для картины с производственным бюджетом в $150 млн, не считая расходов на глобальный маркетинг, это провал — и повод для анимационной компании задуматься о будущем своих оригинальных проектов.
Pixar традиционно делает ставку на собственные вселенные, но последние попытки запускать новые франшизы («Вперёд», «Базз Лайтер», «Элементарно») выглядели всё хуже и хуже. «Элио», несмотря на хорошие зрительские оценки (A на CinemaScore), не смог выдержать конкуренцию с более узнаваемыми релизами: игровые экранизации «Как приручить дракона» и «Лило и Стича» отвлекли внимание семейной аудитории, хотя оба фильма находятся в прокате уже не первую неделю.
Главной причиной провала аналитики называют плохое расписание и слабую узнаваемость нового бренда: зрители решили пойти на проверенные временем проекты. Плюсом ко всему студия Pixar в тех же Штатах до сих пор не может восстановить репутацию того, что на их фильмы нужно идти в кинотеатры. Семейная аудитория привыкла смотреть премьеры компании на Disney+ во время периода пандемии и никак не может вернуть привычку смотреть релизы студии на больших экранах. Любые попытки сейчас выглядят безуспешно. По крайней мере, пока что.

Ситуацию усугубляет высокий бюджет: студия Pixar до сих пор создаёт мультфильмы исключительно в США, со штатными художниками под одной крышей. Это делает каждый фильм дороже аналогов от DreamWorks и Illumination — и потому любая неудача кажется особенно ощутимой.
Теперь студии остаётся надеяться на эффект «Элементарно». Анимационный проект также начинал с антирекорда, но благодаря сарафанному радио в итоге вышел в плюс. Однако «Элио» пока не показывает никакой выдержки: в понедельник мультфильм собрал чуть больше $1 млн в Америке. Поэтому чуда, скорее всего, не случится.
Успех «28 лет спустя» — зомби снова мейнстрим

Дэнни Бойл и Алекс Гарленд заставили ждать почти два десятилетия, но сделали всё правильно. Их продолжение культового хоррора «28 дней спустя» дебютировало с $30 млн в США и такой же суммой за пределами страны — отличный результат для взрослого фильма с рейтингом R, особенно на фоне конкуренции с семейным хитом «Как приручить дракона» и при скромном количестве экранов. На фоне бюджета в $60 млн — вполне уверенное начало, несмотря на то что пару месяцев назад самые смелые аналитики предсказывали куда более оглушительные премьерные цифры в районе $45-60 млн.
Это лучший старт для зомби-фильма с 2019 года. Студия Sony тем не менее решила вложиться в производство, запустила маркетинговую машину и, судя по сборам, не прогадала.
Немалую роль сыграли и отзывы. Критики выдали «28 лет спустя» 89 % «свежести» на Rotten Tomatoes, а в рецензиях фильм уже называют одной из лучших зомби-лент в истории. Зрители отнеслись чуть прохладнее — B на CinemaScore и 65 % «свежести» от аудитории на RT — что может повлиять на выдержку во второй уикенд. Последние жалуются на то, что режиссёр и сценарист уж слишком сильно ушли от стандартной формулы зомби-экшена. При этом на IMDb у ленты крепкие 7,2 балла, а в понедельник хоррор заработал $2,8 млн, показав отличную стойкость.
Читайте нашу рецензию на «28 лет спустя»
Сама франшиза, к слову, давно превратилась в нечто большее, чем просто фильмы про зомби. Первая часть закрепилась в канонах хоррора, а длительное ожидание сиквела только подогревало интерес. Продолжение картины, кстати, уже отснято и выйдет в 2026 году. Это только добавляет веса смелости Sony и успеху «28 лет спустя».
На руку сыграла и общая динамика: хорроры в 2025 году неожиданно вновь стали срывать куш. Успехи «Носферату», «Грешников» и нового «Пункта назначения» уже создали волну, которую поймал и фильм Дэнни Бойла. Осталось лишь дождаться таких же космических цифр от «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».
Взлёт и уверенный полёт ремейка «Как приручить дракона»

Игровая версия «Как приручить дракона» уверенно удерживает мировое лидерство второй уикенд подряд. Масштабная эпическая сказка, воссоздающая сюжет оригинальной ленты с дотошностью ювелира, собрала на данный момент более $360 млн по миру — из них $163 млн пришлись на территорию США, а $197,7 млн — на международные рынки. Учитывая бюджет в $150 млн, до заветной окупаемости остаётся сделать один ленивый шаг: порог в $375 млн должен быть преодолён уже к началу следующих выходных.
Проект оказался особенно устойчивым на фоне сильной конкуренции. В один уикенд с ним конкурируют и «Миссия невыполнима: Финальная расплата», и «Балерина», и «Лило и Стич» — при этом именно приключения Иккинга и Беззубика удерживают внимание аудитории с особенной силой. Немаловажную роль в успехе сыграли и экраны IMAX, дающие ленте преимущество перед тем же «Элио». Правда, сказка будет длиться недолго: уже на следующей неделе придут Брэд Питт и его гоночный триллер F1, забрав все премиальные экраны.

В режиссёрском кресле картины оказался Дин ДеБлуа — автор оригинальной трилогии. Его возвращение стало важным фактором успеха — фильм бережно переносит дух оригинала в относительно реалистичные рамки. Студия уже подтвердила работу над ремейком «Как приручить дракона 2» — его премьера намечена на июнь 2027 года.
В 2025 году игровые ремейки, за исключением многострадальной «Белоснежки», чувствуют себя прекрасно, и это не может не радовать в том ключе, что у студий есть формула, по которой можно получать стабильно высокий доход. С другой стороны, успех ремейков как тренд — тревожный сигнал для авторского кино. Несмотря на победы отдельных оригинальных проектов вроде «Грешников», студии продолжают инвестировать в знакомое, а не в новое. Но если уж жить в эпоху ремейков, то пусть они будут сделаны на таком же уровне, как «Как приручить дракона».
«Балерина» теряет темп

Спин-офф «Джона Уика» стартовал относительно скромно в мировом прокате и с тех пор продолжает терять позиции. Картина с Аной де Армас в главной роли заработала $24,5 млн в дебютный уикенд в США — это второй худший старт в серии после оригинального «Джона Уика» ($14,4 млн). Но с таким стартом всё равно можно было показать хороший результат, но выдержка в бокс-офисе — это не про «Балерину». За три недели проката фильм собрал $51,2 млн в Северной Америке, и на этих выходных сборы ленты, по прогнозам, составят всего $2,5 млн.
На фоне выхода более громких премьер фильм сильно опустился в американском чарте — сейчас он находится ближе к концу первой десятки, занимая седьмое место. И хотя картина уже вошла в список 20 самых кассовых релизов года в США, она по-прежнему существенно отстаёт от всех сиквелов «Джона Уика». Даже вторая часть, до этого считавшаяся наименее успешной, собрала $174 млн — цифра, до которой «Балерине», скорее всего, уже никак не дотянуться.
Финансово это не выглядит катастрофой: благодаря успешным продажам зарубежных прав на дистрибуцию студия Lionsgate уже покрыла значительную часть производственного бюджета, составившего, по обновлённым данным, $90 млн. Но с имиджевой точки зрения результат скорее разочаровывающий. После невероятного успеха четвёртой части в прошлом году показатели спин-оффа воспринимаются как шаг назад. А попытка развить вселенную за пределами центральной сюжетной арки, кажется, не вызвала большого зрительского интереса. Бедного Киану Ривза будут заставлять сниматься в новом «Джоне Уике» и его будущих сиквелах ещё долго, а спин-офф про Кая в исполнении Донни Йена может оказаться последней попыткой создать спин-оффы в мире популярной франшизы.
Читайте нашу рецензию на «Балерину»
Интересно, что на международной арене у «Балерины» дела идут так же посредственно, но с неожиданным исключением. На втором месте после США внезапно оказался российский прокат: фильм собрал 391 млн рублей, то есть около $4,5 млн. Это больше, чем в том же Китае, где боевик заработал порядка $3 млн на данный момент. Для Lionsgate это, скорее всего, вполне приятный сюрприз — особенно на фоне слабых результатов на традиционно прибыльных территориях.
В целом «Балерина» — не провал, но и не победа. Она наглядно демонстрирует, что одной только узнаваемости франшизы и Киану Ривза в актёрском составе недостаточно, чтобы целевая аудитория пошла в кинотеатры смотреть спин-офф, казалось бы, завершённого сюжета «Джона Уика».
«Материалистка» — новый заветный хит для студии A24
Романтические комедии драмы живы, а у A24 — долгожданный стопроцентный успех в бокс-офисе, который невозможно оспорить какой-либо метрикой. Если «Смерть единорога» с треском провалилась, «Дружба» и «Верни её из мёртвых» обидно недобрали, а «Под огнём» хоть и показал крепкий результат, но не стал хитом, то «Материалистка» стала очевидной победой. Вторая полнометражная работа Селин Сон уже собрала $31 млн по миру при бюджете в $20 млн. Почти $25 млн пришлись на США, ещё $7 млн — на международный прокат, за который отвечает Sony. Картина вызывает солидный зрительский интерес, и во многом благодаря актёрскому составу: Педро Паскаль, Крис Эванс и Дакота Джонсон… даже на бумаге такое трио звучит горячо, а уж увидеть это на экране — ещё лучше.
Читайте нашу рецензию на «Материалистку»
На фоне более скромных успехов прежних лент студии «Материалистка» выглядит уверенным шагом вперёд. По сборам она уже обогнала такие знаковые для A24 фильмы, как «Прощание» ($25 млн), «Присцилла: Элвис и я» ($30 млн) и «Горе-творец» ($28 млн). На горизонте у «Материалистки» маячит планка в $90 млн, которую ранее взяла другая романтическая лента — «Претенденты». Картину Луки Гуаданьино также сложно назвать однозначным кассовым успехом, как и многие другие картины студии Amazon MGM, из-за её бюджета в $50 млн, но в случае с фильмом Селин Сон разговор совсем другой. И это не сказочный потолок, а вполне достижимый результат, особенно если учитывать отличную выдержку проекта в бокс-офисе.
Особенно хорошо картина чувствует себя в российском прокате — за первую неделю она собрала 123 млн рублей. Это почти $1,4 млн и, по местным меркам, отличный результат. Для дистрибьютора «Вольга» это определённо большая победа — особенно на фоне не самого простого лета, когда многие западные новинки не добираются до внятных кассовых показателей.
«Лило и Стич» — первый голливудский миллиардник года?

3 года спустя буйный синий инопланетянин вернулся — и момент оказался идеальным. Миллениалы, выросшие на оригинальном мультфильме, потянулись в залы вместе с семьями, и результат оказался будоражащим. Особенно на фоне цифр оригинальной картины ($273 млн без учёта инфляции). Игровая версия «Лило и Стича», изначально задуманная как стриминговый релиз, собрала уже $910 млн при бюджете в $100 млн — и уверенно движется к миллиарду. Это делает её главным хитом лета и, возможно, первым голливудским фильмом 2025 года, которому удастся преодолеть столь внушительный рубеж. Напомним, что ранее это пытался сделать «Minecraft в кино», но у кубической экранизации видеоигры чуть-чуть не хватило топлива в баке, чтобы дойти до заветного финиша.
Феноменальная популярность фильма объясняется не только ностальгией, но и безупречной маркетинговой машиной Disney. Только за 2024 год компания реализовала товаров с символикой «Лило и Стича» на $2,6 млрд — ещё до выхода фильма в прокат. После таких сборов можно быть уверенными: в скором времени мы услышим анонс сиквела.
Иронично, но судьба фильма могла сложиться совсем иначе: Disney изначально планировала выпустить ремейк исключительно на Disney+. Подробнее об этом и о значимости ленты в рамках ремейков мультфильмов «мышиного дома» — читайте здесь.
Вялый удар «Каратэ-пацана: Легенды»

После триумфа сериала «Кобра Кай» шестая часть франшизы имела все шансы схватить успех, крепко сжать его и выжать все соки, подарив серии фильмов новую жизнь. И этим проектом должен был стать «Каратэ-пацан: Легенды».
Тем более в кадре вновь появились Ральф Маччио и Джеки Чан — ветераны серии. Однако фильм, кажется, не сумеет оправдать всех ожиданий. Несмотря на относительный кассовый успех (сейчас у ленты $98 млн при бюджете в $45 млн), результаты кажутся крайне блеклыми на фоне перезапуска франшизы с Джейденом Смитом 2010 года. Тогда «Каратэ-пацан» при схожем бюджете заработал $359 млн. Это, мягко говоря, ощутимая разница.
И всё же, несмотря на всё это, у «Легенд» есть шанс войти в историю как третья часть франшизы, преодолевшая рубеж в $100 млн, — чего лента явно достигнет со дня на день. Учитывая стандартную формулу окупаемости в 2,5х от бюджета, порог безубыточности можно оценить в $110–115 млн. И если текущая динамика сохранится, картина вполне может выйти в плюс.
Разгон болида Брэда Питта

Неожиданно, но F1 Джозефа Косински может стать одним из главных хитов международного проката этим летом. Лента студии Apple делает ставку на глобальную популярность «Формулы-1»: фильм выходит в Европе уже 25 июня, а в США — двумя днями позже. Если зрители за рубежом примут его тепло, это может существенно повлиять на спрос в американских кинотеатрах. В домашнем прокате аналитики ожидают старт в районе от $48 до $60 млн за первый уикенд, но в Warner Bros., занимающейся международной дистрибуцией картины, и в Apple делают ставку именно на сарафанное радио после премьеры на мировых рынках.
Режиссёр уже однажды добился кассового триумфа с «Топ Ган: Мэверик» в 2022 году. F1 снят с прицелом на большие экраны IMAX, что сулит хорошие сборы в премиальных форматах. Однако борьба за них будет жёсткой — всего через неделю стартует «Мир Юрского периода: Возрождение», а затем и новый «Супермен». Это может ограничить потенциальную кассу гоночной драмы на родной трассе уже со второй недели.
Бюджет у F1 — $200 млн, но если всё будет хорошо, то проект может стать самым кассовым для киностудии Apple — для этого нужно собрать чуть больше $221 млн.
Возвращение западных студий на российский рынок

Ходят слухи, причём от надёжных источников, что голливудские студии начали всерьёз обсуждать возвращение на российский рынок после трёхлетнего перерыва. Первой стала Lionsgate, у которой только что случился успешный успех в отечественных кинотеатрах в лице «Балерины» с Аной де Армас. При поддержке дистрибьютора «Атмосфера кино» удалось собрать внушительную сумму, став вторым по кассе рынком для фильма после США. Официальных заявлений от Lionsgate пока нет, но источники утверждают, что студия готова рассматривать релизы в России «в индивидуальном порядке».
На фоне снижения международных сборов подобный шаг выглядит прагматичным — и может подтолкнуть к аналогичным решениям другие студии. Пока что, впрочем, Disney, Paramount и Universal не планируют премьер в России. Тем не менее политические сигналы внушают оптимизм: после переговоров между США и Россией Дональд Трамп заявил, что работает над новыми экономическими соглашениями.