Влада Лодеск размышляет о потенциальных претендентах на награды американской киноакадемии и предсказывает пятую в истории женщину в номинации «Лучший режиссёр».
Ещё в сентябре, после закрытия Международного фестиваля в Торонто, кинокритики затеяли любимую игру — кто точнее угадает номинантов на «Оскар». К концу ноября пул претендентов на главную премию планеты примерно сформировался, большинство картин либо уже побывали в прокате, либо были представлены на киносмотрах, и мы готовы сделать первую ставку. Кажется, предстоящая церемония может войти в историю не только как юбилейная девяностая, но и как пятая с женщиной-номинанткой за лучшую режиссуру, а, может быть, и номинантками. Вот претенденты:
Кэтрин Бигелоу, фильм «Детройт»
Кинематограф Бигелоу скроен из экшна и остросоциального дискурса. В «Повелителе бури» она изучала поломанные иракской войной судьбы солдат, в «Цели номер один» искала Бен Ладена. «Детройт» тоже основан на реальных событиях. В 1967 году полицейский рейд по ночным клубам перерос в пятидневные массовые беспорядки. С помощью подвижной, почти документальной камеры, через частные истории, Бигелоу рассказывает об этой межрасовой бойне.
Пэтти Дженкинс, фильм «Чудо-женщина»
Пэтти Дженкинс ворвалась в высшую режиссёрскую лигу картиной «Монстр» (2003) о серийной убийце с Шарлиз Терон в главной роли. В 2004 году актриса получила «Оскар», а Дженкинс — зеленый свет от индустрии. Cледующим амбициозным проектом должен был стать фильм «Я — супермен» с Райаном Гослингом, однако сценарий лёг на полку, да там и остался. В 2011 году Пэтти пытались посадить в режиссёрское кресло на «Торе», но из-за творческих разногласий контракт был расторгнут. Впрочем, от мечты экранизировать комикс Дженкинс не отказалась и в 2017-м дождалась «Чудо-женщины». Картина удостоилась и хвалебных отзывов критиков, и довольных комментариев зрителей, собрав в первый уик-энд более 100 миллионов долларов.
Грета Гервиг, фильм «Леди Птица»
Мир знает Грету Гервиг как актрису, которая может заворожить зрителя двухминутным монологом, расположив к себе мимической непосредственностью. Она начинала с супер низкобюджетных картин Джона Сванберга, где помимо актрисы была ещё и со-сценаристом. А потом на экраны вышла «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбаха, превратив Гервиг в одну из самых востребованных актрис поколения. Её режиссёрский дебют, «Леди Птица», во многом автобиографическая история о молодой девушке, которая стремится сбежать из маленького городка западного побережья в Нью-Йорк. Эта не лишенная интеллектуальности подростковая комедия с остроумными диалогами и трогательной интонацией вышла в прокат только в начале ноября, но уже успела покорить сердца американских критиков и зрителей. В России «Леди Птицу» покажут только в марте 2018 года.
София Коппола, фильм «Роковое искушение»
София Коппола — один из самых фестивальных режиссёров Америки. Начиная с дебютной короткометражки, почти все её работы попадали в ту или иную программу европейских киносмотров класса «А». Премьера «Девственниц-самоубийц» состоялась в Каннах, «Где-то» был отмечен Золотым Львом в Венеции, там же двух наград удостоились «Трудности перевода». С «Роковым искушением» режиссёр вернулась на французский Лазурный берег и покинула его с призом «За лучшую режиссуру». Вполне возможно, что это не последняя награда в сезоне, особенно если встроить ленту в актуальный голливудский контекст. «Роковое искушение» — новый, женский взгляд на роман Томаса Куллинана. Коппола конструирует мир, в котором мужчина оказывается беспомощной жертвой, а вся власть находится в руках женщин.
Ди Риис, фильм «Ферма Мадбаунд»
В финале списка претендентов Ди Риис, представитель американского «black cinema» («черного» кино). В своём дебюте «Отверженная» (2011) Риис собрала практически все остро стоящие вопросы американского общества. Главная героиня — молодая афроамериканка нетрадиционной ориентации, которая пытается вписаться в окружающее её общество. Следующая картина Риис — это снова размышление об униженных и оскорбленных. «Бесси» — байопик о легенде блюза Бесси Смит, её пути к признанию не только черной, но и белой публикой. Фильм получил 12 номинаций Эмми. В своей новой картине Ди Риис не изменяет себе. «Ферма Мадбаунд» — это история двух семей, пытающихся восстановить нормальный ход жизни после Второй Мировой, чему мешает их расовое различие. После премьеры на Санденсе фильм получил почти единогласное одобрение критиков не только за отличную актёрскую, сценарную и режиссёрскую работу. «Ферму Мадбаунд» назвали одним из самых актуальных фильмов, выпущенных в США под президентством Трампа. Весь мир увидит новую работу Риис 17 ноября на Netflix.
История вопроса:
Женщины не появлялись в режиссёрских номинациях на «Оскар» почти полвека. В 1976-м гендерную монополию разрушила итальянка Лина Вертмюллер с фильмом «Семь красоток», спустя 18 лет была номинирована Джейн Кэмпион с лентой «Пианино», третьей женщиной-режиссёром стала София Коппола с фильмом «Трудности перевода», наконец, в 2010-м статуэтку «За лучшую режиссуру» получила Кэтрин Бигелоу, пока единственная женщина, которой удалось победить.