
Пока любимая франшиза зависла на пороге гранд-финала, мы делимся впечатлениями кинокритиков о предпоследних эпизодах, для многих обернувшихся разочарованием.
ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ!
Месяц перерыва, предоставленный аудитории для разгона самых разных фанатских теорий, не пошёл шоу на пользу. Эпизоды, которых все так ждали и которые, как полагается, должны были по нарастающей эффектно подвести к финалу, почти не дали ответов, потрясений, не разразились потерями (только признаниями) и лишний раз дали повод Дафферам сыграть в ненужные поддавки со зрителем. Зато втянули ещё больше персонажей (горшочек, не вари!), забросив арки тех, чья судьба волновала нас с самого начала. Увещевания Дафферов о том, что теперь всё по-взрослому, разбились о незрелость и сбивчивость продолжения. Кажется, сегодня любая фанатская теория звучит ярче того, что нам пытаются продать (надежда только на связь Кали и Истязателя разума). А делов-то было — воскресить Эдди в образе вампира!
Не исключаю, что кого-то вторая половина сезона могла разочаровать: научное объяснение Изнанки шито белыми нитками (если это червоточина, то внутри должна быть сингулярность, способная расщепить персонажей на атомы), героев стало так много, что все вместе они едва помещаются на радиостанции Робин и нет возможности каждому из них уделить должное внимание, а среди ключевых референсов был выбран откровенно подзабытый фильм «Красный рассвет». НО: вторая половина сезона подарила нам две самые душераздирающие сцены в истории «Очень странных дел». Во-первых, расставание Нэнси и Джонатана, в ходе которого выясняется, что не быть вместе — тоже хеппи-энд. Во-вторых, признание Уилла. Теперь в голове пульсирует только одна мысль: главное, чтобы авторы не облажались в гранд-финале!
Каждая новая серия финального сезона всё сильнее убеждает меня в том, что «Очень странные дела» должны были быть не сериалом, который бессовестно растянулся на десять лет, а полноценной кинофраншизой. В идеале — классической трилогией, по-джексоновски снятой одним махом (чтобы, например, 12-летние дети за время производства не успели выйти замуж и завести собственных детей). По новой порции пятого сезона стало окончательно ясно: у братьев Даффер не слишком хорошо получается всё то, за что мы ценим длинные сериальные дистанции (то есть драматургия больших романов), зато нет никаких проблем с эффектным блокбастером, от которого захватывает дух. Особенно когда его показывают, как и полагается, на большом экране.
Прощаться с любимыми героями сложно, особенно на фоне слухов о невыносимой жестокости сезона и смертях, которые никто не ждёт. Увы, ни одно из ожиданий так и не оправдалось. Слезоточивость снижена на минимум (один Дастин не даёт забывать, что у нас есть чувства), кровожадность упирается в страх сценаристов не угодить аудитории. Есть ощущение, что пятый сезон — прелюдия к шестому, в котором действительно начнёт происходить что-то важное и острое. В каком-то смысле Дафферы сами всё испортили — вымотали зрительские нервы до предела, а затем выпустили очень осторожный на поворотах финал. Остаётся лишь надеяться, что хотя бы эпилог будет трогательным, — ещё одного несбывшегося обещания я не переживу!
Трудно подобрать цензурные слова, чтобы описать, какой невероятной силы шитсторм вызвали братья Даффер. Вторая часть финального сезона — три филлерные, лениво написанные и сыгранные серии — стали той самой соломинкой, что сломила горб верблюду. Многие зрители и критики (я не исключение) задумались, насколько им вообще нравился сериал. И всё же (пока) не хочется ретроспективно отбирать у «Очень странных дел» звание качественного поп-культурного хита — да, у сериала было миллион проблем, начиная со второго сезона (от самоповторов до кривого развития героев), но всё же смотреть его было интересно. Жалко, что последние серии изо всех сил стараются разрушить магию — вот где настоящие происки Векны.

Понимаю, что все усилия братьев Даффер брошены на эпичный финал. В трёх новых сериях мы узнали о Бездне, и мир «Очень странных дел» чуть расширился, но, к сожалению, пока пятый сезон вызывает больше разочарований. Все полюбившиеся персонажи на месте, но в остальном в сериале не осталось ничего, за что я его полюбил. Нет баланса между уютной нормальной жизнью и жуткими чудовищами, которые в любой момент могут утащить детей в Изнанку. Секретов не так уж много, да и приятная атмосфера тихого городка безвозвратно утеряна. Теперь мы просто смотрим местами зрелищный, местами перегруженный пафосными речами фантастический боевик. Нам снова и снова повторяют, насколько высоки ставки, но, видимо, авторы сами понимают, что об эпичности лучше напомнить лишний раз. Я не могу назвать пятый сезон провалом, но ожидаемого удовольствия мало.
Самое интересное во втором блоке пятого сезона «Очень странных дел» — фанатская конспирология вокруг сериала: умельцы на Reddit и YouTube предложили множество ярких и закрученных версий — от путешествий во времени до реновации Изнанки, а после релиза подключились и любители шпионских расследований. Утекли внутренние документы стриминга, и, говорят, боссы Netflix совершили экзекуцию над отснятым материалом. Значительная часть хронометража и целые линии (Майк и Оди были в Камазотце! Уилл инсценировал свою смерть!) пошли под нож в угоду праздничному настроению и семейному просмотру. Хочется копаться в этих предположениях, веря, что неудача стала следствием злого умысла. Хочется смотреть фото и видео со съёмок, потому что с любимой ребятнёй из Хоукинса тяжело прощаться, особенно таким скомканным образом. Хочется запомнить несколько ярких сцен и заново включить первый сезон, а обсуждать, что пошло не так в пятом, совсем не хочется.
Свежие три эпизода «Очень странных дел» — худшие в истории сериала. Братья Даффер и раньше частенько оступались, но никогда ещё плохое настолько не перевешивало хорошее. Давние недостатки — патологический избыток героев, бесконечные проговаривания сюжета и лора — наконец-то дали трещины вроде тех, что поразили городок Хоукинс из сериала. Самый большой момент — монолог Уилла — явно задумывался как мелодраматический нокаут для всех фанатов, однако оказался настолько искусственно обставлен, что вызвал только желание отвести глаза. В итоге главная эмоция от новых эпизодов — лёгкая тревога за гранд-финал 31 декабря. Плохая концовка любимого сериала — не таких подарков ты ждёшь под ёлочку на Новый год.
Ситуация напоминает выход финального сезона «Игры престолов» — тогда все обрушились на Бениоффа и Уайсса за неоправданные ожидания фанатов. Многие линии были попросту слиты, потенциал заложенных самими же сценаристами пасхалок и теорий не использован, а большая часть эпизодов выглядела как затянутая прелюдия к двум ключевым экшен-сериям. Со временем, когда хайп поутих, а сезон сросся с остальным сериалом, впечатления выровнялись. Похожая судьба может ждать и проект братьев Даффер, с которым маркетинг сыграл злую шутку. К финалам всегда выше требования, но редкие сериалы успевают распутать все узлы и верно расставить акценты. Хочется пожелать «Очень странным делам» концовку «Тьмы»: самый красивый способ разрешить весь этот хаос — трагично всё обнулить.
Мы жутко недооцениваем влияние соцсетей и интернета в целом на восприятие сериалов. Ладно там спойлеры, но я не понимаю, как относиться к практике рекапов — когда каждый эпизод сверхпристально и одновременно близоруко «разбирают» по косточкам, избегая взгляда на произведение в целом. Страшно представить, что бы сегодня стало с восприятием «Секретных материалов» или «Твин Пикса», пиши про них каждый юный киновед в моменте. Но ещё хуже то, что со своими же сериалами делает нынешняя маркетинговая машина: нас приучили, что каждая новая порция контента должна вызывать всё больший выброс дофамина, но когда этого не происходит, нас ломает не по-детски.

Первая половина пятого сезона «ОСД» смотрелась на одном дыхании — уровень эпичности, динамика персонажей и параллели с поттерианой работали на совесть. Увы, вторую половину финала не спасают ни сплочённость персонажей перед лицом наступающего зла, ни попытки братьев Даффер сыграть на ностальгии по предыдущим сезонам через диалоги и музыку. Новые эпизоды получились тягомотными и вымученными (особенно одна романтическая линия), а вся магия 1980-х куда-то испарилась. Да, нам объяснили всю многомерность Изнанки и развеяли главные мифы о ней, но хотелось бы видеть больше экшена, а не пафосных разговоров и признаний. Возможно, финал, запланированный на 31 декабря, не подведёт, но есть большие сомнения.
С болью на сердце должен признать, что вторая часть финального сезона «Очень странных дел» скорее разочаровывает. Множатся второстепенные линии и персонажи, пока основной сюжет топчется на месте. Заявленный в первом сезоне протагонистом Майк неожиданно стал массовкой, а самый симпатичный из новеньких героев Дерек после блестящего выхода в предшествующих эпизодах был незаслуженно отправлен на периферию. Спасает ситуацию лишь четвёрка, застрявшая в Изнанке. Стив и Дастин наконец-то проговорили все накопленные за годы обиды. Пара ссадин и синяков лишь укрепили и без того прочную дружбу. А отношения Нэнси и Джонатана пришли к логичному, но от этого не менее грустному финалу. Но достаточно ли этого для масштабного завершения самого обсуждаемого шоу? Вопрос во многом риторический.
«Очень странные дела» во втором томе финального сезона выглядят парадоксально: сериал по-прежнему масштабный, дорогой и узнаваемый, но при этом заметно осторожный. Авторы делают ставку на лор и ностальгию, ожидая от зрителя идеального знания прошлых сезонов, однако развитие персонажей часто подменяется резкими штрихами как бы «по умолчанию». Визуально шоу всё ещё впечатляет, но ощущение риска и внутренней дерзости ранних сезонов уступает место выверенному «премиальному ТВ», размазанному по хрону тонким слоем, хоть и пожирнее, чем у конкурентов. Хочется верить, что это лишь затишье перед по-настоящему сильным финалом, — ставки слишком высоки, чтобы остановиться на полпути.
Складывается впечатление, что пятый сезон «ОСД» шагнул в ту же сторону, что и финал «Игры престолов»: обилие фанатских теорий подстрекнуло братьев Даффер & Co к постоянному уклонению от заранее предсказанных ходов, а вместе с тем — от свойственной сериалу логики и единого нарратива. В итоге мы имеем отдельные сюжетные ветки, которые всё никак не сойдутся в цельную картину (и вряд ли сойдутся в обещанном на Новый год двухчасовом эпизоде), чрезмерную тягу к бесконечному проговариванию каждой банальности словами через рот и удобное умалчивание действительно смыслообразующих плот-твистов. Кстати, Running Up That Hill к 7-му эпизоду себя изжила.
Сериал утратил былой вайб — не осталось ни ужаса, ни сложных характеров, ни интонации. Хоукинс и Изнанка выглядят как мёртвая декорация, сериал разрывается от противоречий в лоре и динамике. Джойс из сильной матери превратилась в гламурную тень самой себя, Джейн — эта храбрая девчонка, пережившая столько страданий и эффектно отстоявшая свою свободу, — утратила остатки субъектности, окончательно став бездеятельной жертвой чужих манипуляций. Сценаристы лениво пишут, обнуляют эволюции характеров и не развивают события в обещанных направлениях. После первого просмотра второй дроп сезона мне показался совершенно никудышным, но после повтора мой гнев поутих — ничего не ожидая, удалось до слёз растрогаться и даже получить удовольствие от неловкости происходящего на экране. Однако ощущение недостачи, непродуманности, перегруженности никуда не делось. Печально, но сериал потерял свою идентичность. Поговаривают, что виной тому продюсеры Netflix, заставившие братьев Даффер вырезать 40 % сценария (если не отснятого материала — нам, вообще-то, обещали серии по сто минут), куда входили критически важные сцены для понимания истории и отношений персонажей. Как ни крути, это не оправдывает общую расхлябанность, картонность и бесчувственность сезона.
























