Во время продвижения своей новой книги Tech Noir: The Art of James Cameron режиссёр Джеймс Кэмерон рассказал изданию ScreenCrush, какой фильм считает своим величайшим нереализованным проектом. Это история о марвеловском супергерое Человеке-пауке.
Между съёмками второго «Терминатора» (1991) и «Титаника» (1997) постановщик несколько лет пытался запустить в работу фильм о юном супергерое Питере Паркере. Сейчас поверить в то, что Кэмерон не смог осуществить подобный проект, непросто, однако в начале 1990-х Marvel испытывала изрядные финансовые трудности. Последним на тот момент фильмом компании был холодно принятый «Говард-утка», при том что студии держались подальше от комиксов после краха третьего «Супермена» в 1983 году.
Единственным человеком, который купил права на Человека-паука, был продюсер Менахем Голан, который позже продал их продакшн-компании Carolco Pictures («Рэмбо», «Вспомнить всё», «Терминатор 2»). Когда Кэмерон предложил свой сценарий «Человека-паука», Голан отказался от проекта, а в течение года Carolco, компания Голана The Cannon Group и Marvel объявили о банкротстве. В 1998 году, когда Marvel пережила финансовую катастрофу, суд постановил, что права Голана на персонажа истекли, они были проданы Sony, и вскоре на экранах появился Тоби Магуайр в красном костюме.
Упоминания того самого сценария Кэмерона всё ещё можно обнаружить — например, в одном из архивных материалов Variety. В 2015 году Леонардо ДиКаприо рассказывал Empire, что Кэмерон пару раз заговаривал с ним о том, чтобы актёр примерил супергеройское трико. О том, что Питера Паркера он так и не сыграл, ДиКаприо не жалеет — такая роль заставила бы его карьеру развиваться по совершенно другому вектору. Кэмерон же настаивает, что его Человек-паук кардинально бы отличался от того, которого фанаты комикс-экранизаций знают сейчас.
«Я хотел сделать что-то, что соотносилось бы с суровой реальностью, — рассказал Кэмерон. — Супергерои в целом всегда казались мне чем-то вроде фантастики, а мне думалось сделать что-то больше в духе “Терминатора” и “Чужих”. Чтобы вы соотносили себя с реальным миром, а не с мифическим Готэм-сити… Нью-Йорк, современность. Парня кусает паук. Он превращается в юнца с суперспособностями, и у него есть фантазия о Человеке-пауке. Он делает себе костюм, он получается ужасным, и тогда герой улучшает костюм, его проблема — это чёртов костюм. Что-то такое. Я хотел поместить эту историю в обстоятельства более реальные и наполнить универсальным человеческим опытом».
Для Кэмерона было важно, что речь в истории идёт не столько о Человеке-пауке, сколько о Подростке-пауке — совсем юном Питере, который неожиданно для себя столкнулся с такими способностями. Именно поэтому постановщик хотел, чтобы герой не использовал веб-шутеры, а получил силы после укуса радиоактивного паука, то есть более естественным образом (это мы и увидим в фильмах Сэма Рэйми с Магуайром). При таком подходе метаморфоза персонажа (здесь прослеживается влияние Кафки) становилась метафорой большого потенциала, который есть у людей, но который они не осознают, а также метафорой полового созревания, изменений в человеческом теле, тревог по поводу вхождения в общество и взаимоотношений с другими людьми. Что важно, Кэмерон спрашивал благословения на такую перспективу изображения героя у Стэна Ли.
В 2000 году IGN предложили обзор на сценарий Кэмерона. Сюжетная канва имеет много сходств с уже знакомой нам историей: Питер Паркер — неуклюжий школьник, который живёт с тётей Мэй и дядей Беном, он влюблён в Мэри Джейн Уотсон. После убийства дяди история приобретает другой оборот: полиция берёт Человека-паука под стражу за это преступление, и он сбегает. Репортёр местного телевидения Дж. Джона Джеймсон (Daily Bugle в этом сценарии нет) заявляет, что Человек-паук представляет собой угрозу. Электро и Песочный человек пытаются завербовать Паркера в преступную организацию, тот сопротивляется, спит с Эм-Джей и в конечном итоге побеждает злодеев на крыше Всемирного торгового центра.
Несмотря на то, что в своё время Кэмерон потратил много сил в попытках реализовать проект, о том, что фильм не случился, он всё же не жалеет. «После “Титаника” я решил двигаться дальше и заниматься своими делами, не обращаясь к чужой интеллектуальной собственности. Так что неудавшийся “Человек-паук” был своеобразным толчком к тому, чтобы я создавал что-то своё», — отметил постановщик.
В прокат совсем скоро выйдет третья часть серии фильмов о Человеке-пауке с Томом Холландом — третьим актёром после Магуайра и Эндрю Гарфилда в этой роли с тех пор, как Кэмерон предложил свой сценарий. Премьера в российском прокате запланирована на 15 декабря.