Азбука «Разделения»: из чего состоит культовый сериал

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

17 января на Apple TV+ выходит второй сезон «Разделения» — научно-фантастического сериала от Бена Стиллера и Дэна Эриксона. Для полного погружения в холодный и завораживающий мир проекта Карина Назарова составила подробный буквенный путеводитель.

Медицинская корпорация Lumon обрела контроль над умами жителей американского городка Кир, именованного в честь основателя корпорации. Одна половина населения работает в Lumon, другая — устраивает против компании бунты, посвящает ей уничижительные граффити. Телеведущие приглашают представителей Lumon на интервью в надежде выведать их секреты, а колумнисты публикуют разоблачительные статьи о творящемся в корпорации безумии.

И правда, условия труда в Lumon не отличаются гуманностью. Для сохранения корпоративных тайн в Lumon создали технологию необратимого разделения сознания для сотрудников среднего звена. «Интра» — офисные личности — лишены воспоминаний о себе или о мире за пределами работы. А «экстра» — внешние — никогда не узнают, что происходит в офисе и за что они получают деньги. Рекрутеры рекламируют биотехнологию как возможность безболезненно сепарировать рабочую и частную жизни друг от друга, утаивая, что при желании покинуть корпорацию интра встретит на своём пути немало препятствий.

«Разделение», Apple TV+

Марк (Адам Скотт), бывший профессор истории, пошёл на разделение после трагической смерти жены Джеммы. В Lumon он может отключать голову на восемь часов пять дней в неделю и не испытывать душевную боль. Вместе с коллегами Ирвингом (Джон Туртурро) и Диланом (Зак Черри) Марк занимается очисткой макроданных, не задавая лишних вопросов, чтобы не нарваться на агрессивное начальство — миссис Кобел (Патриша Аркетт) и Милчика (Трэмелл Тиллман). Всё меняется после увольнения Пити (Юл Васкес), души компании и друга Марка. Главного героя повышают до менеджера, а на его место приходит взрывная Хелли (Бриттни Лоуэр). Сопротивляясь корпоративному рабству, новенькая катализирует сопротивление.

Антиутопия

«Разделение», Apple TV+

Авторы шоу задумывали проект как сюрреалистичный коллаж жанров. Из комедии, драмы, сатиры, конспирологического триллера и фантастики сплелась запутанная паутина, чьи нити крепко держатся на ветвях антиутопии. Это чувствуется в стерильном визуале, параноидальном настроении шоу, взгляде на садистский характер технологий. И в близости сюжета к культовым произведениям фантастов: от повести «Последний расчёт» Филипа Дика о корпорации, стирающей сотрудникам память, до «Матрицы», «Эквилибриума» и «Тёмного города», поднимающих вопрос о свободе человека, живущего в герметичной и искусственно сконструированной среде.

Распознав наконец в утопической идее разделения ловкий обман, увидев за биотехнологией Lumon инструмент террора, контроля и психологического подавления, герои сериала вступают в открытый конфликт с системой. Вместо оружия у разделённых — эмпатия, мечты, стремление к правде и искренности, подрывающие бессердечную и ледяную корпорацию изнутри. Улыбаясь, шутя, страдая, привязываясь друг к другу и влюбляясь, интра отвоёвывают право на эмоциональную насыщенную жизнь, как бы объявляя классовую борьбу за равенство с привилегированными экстра.

Баланс

«Я из пробирки?» — спрашивает Хелли, впервые оказавшись в офисе/«Разделение», Apple TV+

«Разделение» доводит придуманную в 1980-х концепцию work-life balance до абсурда, предлагая радикальное решение, по сути, риторической проблемы. Рабочая и личная сферы неизбежно сцепляются в напряжённое эмоциональное поле, гармония — недостижимый идеал. Процедура разделения личности не спасает экстра от мыслей о работе или непрошенных советов прохожих и близких насчёт их противоречивого выбора. А в стенах Lumon интра думают не о задачах, а о том, что происходит снаружи. Апокалипсис, война, экологический кризис? Есть ли у них дети, семьи, возлюбленные? Философские вопросы, полученные воспоминания, офисная романтика оккупируют воображение люмонцев, позволяя им обрести нежелательную для нужд корпорации индивидуальность. Выходит, сознание не поддаётся контролю и эксперимент Lumon провалился. А может, опрометчивость начальства, бунт сотрудников — неслучайные пункты грандиозного плана, о котором пока не подозревают ни герои, ни зрители, ни сама миссис Кобел.

Время

Действие «Разделения» разворачивается в альтернативной реальности. Винтажная техника с дизайном 1980-х, постмодернистская архитектура Lumon сочетаются с урбанистикой малоэтажной Америки, телефонами из нулевых и типичными для 2020-х домашними интерьерами. Время в сериале обретает страшную неопределённость на многих уровнях. Будучи обменным товаром в капиталистических отношениях, потраченное на работу время в жизнях офисных сотрудников ни во что не конвертируется — за успешное выполнение задач героям дарят бессмысленные символические вознаграждения: карточки с их карикатурами или праздник вафель. Интра проживают один бесконечный день, не имея возможности выбраться из западни и стать хозяевами своего времени.

«Разделение», Apple TV+

Легко распознать в сериале его проницательный взгляд на реальность. Премьера критического проекта о жестокости корпораций, психологических травмах, депрессиях пришлась на пандемию коронавируса, расширение военных конфликтов, последствия Big Quit (волны массовых увольнений 2021 года: из-за условий труда, инфляции и нежелания правительства США оказывать работающему населению социальную поддержку люди покидали рабочие места). Продолжение сериала тоже преследует тревожное настоящее. Компания Илона Маска Neurolink успешно вживляет чипы в мозг испытуемых и делится результатами: один парень теперь может управлять игрой CS:GO силой мысли. Вот-вот состоится инаугурация Трампа. Искусственный интеллект скоро достигнет вершины в иерархии сознательных существ. А человечество тем временем стоит на пороге мировой войны. Что будет, когда грянет третий сезон, — неизвестно. Но спокойней не становится.

Дэн Эриксон

В 2015 году Бен Стиллер основал продюсерскую компанию Red Hour Production. Годами ранее Дэн Эриксон, выпускник колледжа искусств NYU, переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, надеясь, что его диплом откроет перед ним все двери. Судьба сыграла злую шутку: начинающий сценарист по итогу устроился в офис фабрики по производству и починке дверей, откликнувшись на первую попавшуюся вакансию. Изнывая от скуки и работы в подвальном помещении без окон, он каждое утро мечтал «перепрыгнуть эти несчастные восемь рабочих часов, вырезать их из своей жизни».

«Разделение», Apple TV+

Одна мысль, как искра, запустила творческий процесс. Эриксон придумал сюрреалистичную комедию с элементами магического реализма и написал причудливый сценарий в духе фильмов Терри Гиллиама и Чарли Кауфмана. По изначальному сюжету Марк переживает тяжёлый развод и проходит фантастическую процедуру разделения сознания. Первый план: герой просыпается голым на столе конференц-зала неизвестного ему офиса, попав сюда из гигантского сфинктера, что громоздится на потолке вместо люстры. Голос сотрудницы Хейли приводит Марка в сознание, и начинается история.

Затем Эриксон наудачу отправил синопсис пилотного эпизода в офис Бена Стиллера, и он попал в руки исполнительной продюсерки Джеки Кон. Её поразили задумка, ироничный взгляд на корпоративную культуру и фантастический сеттинг. А Стиллера привлёк тон сценариста, дух уютных офисных комедий 2000-х, юмористические интонации и двойное дно. «Я был захвачен сюрреалистичным подтекстом, неведением героев. Они не знают, кто они и чем здесь занимаются», — признаётся режиссёр. Отшлифовав сценарий, сместив сюжетные акценты, в 2017 году Стиллер и Эриксон приступили к подготовке сценарной комнаты, пробам и переговорам с только зарождающейся студией Apple TV (стриминг запустили в 2019 году).

Звуки и музыка

Бен Стиллер срежиссировал большую часть эпизодов шоу/«Разделение», Apple TV+

Перед съёмками Стиллер собрал семичасовой плейлист, чтобы настроиться на вибрации сеттинга и сценария. Утопая в текстах и эмоциях песен Massive Attack, Nina Simone, Paul Anka, Portishead, режиссёр размышлял: «А что, если мы — марионетки в руках непостижимых и коварных владык, правящих миром?» Музыка помогала и Бриттни Лоуэр. Чувствуя энергию песен Патти Смит, смотря документалки о побеге из тюрем и потере памяти, актриса физически вживалась в образ Хелли, синхронизируясь с её радикальным взглядом на мир, стремлением к свободе и стойким характером.

Музыка и звуки играют важную роль и в переживании атмосферы сериала. Звукоинженер Якоб Робинкофф для усиления жути сеттинга экспериментировал, подмешивая в чарующий саундтрек Теодора Шапиро шорох человеческого дыхания — этакого «дуновения тревоги» — сердечные ритмы и скрежещущие звуки. Робинкофф видел в Lumon живой организм, в котором всё «биологически связано». С помощью аудиоэффектов он оживил неподвижный офис, расширил пространство вглубь, позволив звуку разгонять зрительское беспокойство, а повествованию — резко переключать настроения, переходя на громкое крещендо от горя к смеху, от улыбки к экзистенциальному ужасу.

«Разделение», Apple TV+

В ряде эпизодов звучат песни Metallica и Motörhead. Треки Enter The Sandman и Ace of Spades выражают внутренний раскол героев и отчасти запускают их пробуждение ото сна и навязанных корпорацией иллюзий. В первой повествуется о страшном ночном кошмаре и погружении в несуществующий мрачный мир. А лирический герой Motörhead поёт о карточной игре с дьяволом, где ставки противостояния слишком высоки, а духовное разделение неизбежно.

Идеология

Пустую память сотрудников Lumon заполняют идеологией, воспитывающей в работниках необходимые корпорации качества: Видение, Смелость, Остроумие, Веселье, Смирение, Благожелательность, Проворство, Порядочность, Хитрость. Корпоративная философия Lumon изложена отцом-основателем Киром Эганом в настольных книгах для разделённых — «Руководстве» и «Брошюре обработчика макроданных», — обретших статус религиозного учения. Стены коридоров украшают уродливые картины с иллюстрациями каноничных для Lumon событий. Скажем, изображение Кира, сражающего четыре греховных нрава: Горе, Злобу, Резвость и Страх. Среди живописных поделок можно найти сцену войны отделов дизайна и макроданных — этакую байку для устрашения. Пока дизайнеры думают, что обработчики — опасные сумчатые существа с инопланетной личинкой в кармашке, те, наоборот, подозревают коллег из соседнего отдела в подготовке вооружённого нападения. С помощью выдуманных нарративов Lumon подчиняет работников, вселяет им несокрушимую любовь к руководству, а заодно держит в узде их эмоции и социальную жизнь. Страх перед суровым наказанием, божественной карой Игана не даёт образоваться сопротивлению и сохраняет систему в равновесии.

Корпоративное насилие

«Разделение», Apple TV+

Режимные тексты позволяют начальству оказывать психологическое давление и применять физическое насилие в адрес сотрудников. Провинившихся пытают, шантажируют, моменты неповиновения записываются на скрытые камеры. Хищная Кобел, притворяясь миссис Селвик, поселяется по соседству с Марком и втирается в доверие к его семье — сестре Девон (Джен Таллок) и свояку Рикену (Майкл Чернус). Корпоративное насилие настигает героев и во внешнем мире: они и тут несвободны и обязаны подтверждать свою верность и любовь к компании даже в нерабочие часы. Думать, откуда на их шеях после работы появляются следы от петли, а на лицах — шрамы. Беспрецедентный эпизод насилия произошёл с бывшей сотрудницей Lumon Пегги Кинкейд из Канзаса. Выведав секреты корпорации, разделённая Пегги пыталась обнародовать материалы, но погибла в автокатастрофе. За ней велась слежка.

Лиминальный лабиринт

«Разделение», Apple TV+

Мир «Разделения» выполнен в эстетике «закулисья» и собран из лиминальных пограничных пространств, безжизненных коридорных лабиринтов, соединяющих офисные помещения. Дизайн углубляет смысловую линию ежедневного перехода героев из одного состояния в другое, наглядно показывая, как люмонцы пересекают пределы собственного бытия, спускаясь на лифтах в безвыходный зацикленный лимб, ловушку душ. Лиминальность длится и вне подземного царства Lumon. После работы сотрудников поджидают почти севшее за горизонт ленивое солнце, пустые парковки и безликие улицы заснеженной субурбии, погружённой во тьму.

За визуальное воплощение идей Эриксона взялся художник-постановщик Джереми Хиндл. Для зрительской синхронизации с физиологическими переживаниями персонажей он выстроил гротескное геометрическое пространство с ослепительно ярким светом, давящими белыми стенами, опасно острыми углами и тревожно необъятными помещениями. Большой вклад в безупречный стиль сериала привнесла операторка Джессика Ли Ганье, снявшая «Побег из тюрьмы Даннемора» — предыдущее шоу Бена Стиллера. В поисках подходящего визуального тона Ганье вдохновлялась коллекцией фотографий Линн Коэн, снимками Ларса Тунбьерка из сборника «Офис» и серией Sites of Technology Льюиса Бальца. Их фотографии отличаются холодной пустотой, тревожащей неловкостью и выпуклой неуютностью офисных интерьеров. Ганье переносит на полотно сериала то же нетипичное кадрирование, до странного выверенные ракурсы и психологически угнетающее отсутствие лиц и людей внутри полых пространств.

Внешняя реальность снималась в духе шпионских триллеров с использованием длинных объективов и наплывов камеры. Посредством съёмки Ганье обнаруживает в сеттинге зимнего города разлитую в воздухе фрустрацию, депрессивность, мрачное предчувствие надвигающейся угрозы. Для обнажения параноидального климата и среды подозрения мира Lumon использовались объективы Panavision, имитирующие съёмку на винтажные камеры 1970-х: широкоформатный 50-мм объектив серии С, используемый на портретных планах, и объектив Primo 70 для динамичных и более сюрреалистичных сцен. За счёт их мягких тиснений по краям кадра операторке удалось снизить резкость и угловатость сеттинга. Вариация линз добавила изображению фактурных контрастов, а мизансцене — глубины и необходимых искажений.

«Офис»

«Разделение», Apple TV+

Дорабатывая сценарий, Бен Стиллер нарастил влияние производственных комедий — сериалов «Офис», «Парки и зоны отдыха» и фильма «Офисное пространство». Режиссёр старался создать узнаваемые архетипы и типажи, чтобы поселить их в нездешний для жанра контекст. Скажем, Дилан был частично вдохновлён Дуайтом Шрутом из «Офиса». Большая доля шуток строится на незначительных и порой кринжовых противоречиях разношёрстных коллег. Стиллер также заимствует у сериалов про офисную жизнь их иронию в адрес корпоративной культуры с её бонусами в виде кулера, бесплатного кофе, тарелок с фруктами и корпоративов. А заодно высмеивает навязываемые руководством семейные ценности — восприятие рабочего коллектива как родни, а номенклатуры как поколенческой семейной иерархии. Отсюда вытекают и сцены совместных фотографий, которые делает Милчик, и неуместная отеческая забота, граничащая с муштрой.

Свобода

По словам Дэна Эриксона, книга Рикена может быть опубликована: «Она станет настоящим хитом в эру Великой отставки»/«Разделение», Apple TV+

В Lumon запрещены литература и артефакты из внешнего мира. Поэтому загадочное появление в стенах офиса книги Рикена «Ты, ты есть» становится поворотным событием в цепи зарождающегося конфликта. Листая страницу за страницей, герои проникаются важными для себя откровениями: «Работа — от слова “раб”». Манифест Рикена критикует культуру усиления продуктивности и предназначен для раскрытия «аутентичного “я”» в условиях, когда человек вынужден адаптироваться под требования системы и играть навязанные социальные роли. При всей ироничности и претенциозности фигуры Рикена он открывает несведущим разделённым глаза на мир и рабочие отношения, провоцируя слом в их мировоззрении и придавая им сил бороться за свободу. Таким образом, сезон, начавшись с фразы «Кто ты?», завершается эпизодом «Мы, мы есть».

Тайны

«Разделение», Apple TV+

«Разделение» начинается как неторопливый флегматичный слоубёрнер, но стремительно ускоряется, заставляя судьбы персонажей биться в такт тикающей бомбе. Из-за обилия продуманных деталей и нюансов, разложенных по поверхности шоу, загадки множатся, сохраняя интригу на сезоны вперёд. Неясно, какие цели преследует Lumon, — сериал оставляет много нераскрытых вопросов. Чем занимаются обработчики макроданных? Зачем группируют числа на основе эмоционального отклика? Может, так герои кодируют чипы и не дают бессознательному получить контроль над их разделённым сознанием? Недаром Марк, приходящий в офис с заплаканными глазами, чаще реагирует на «горестные» числа. А на приёме у психолога лепит из глины дерево, символизирующее смерть жены.

Возможно, за чудовищной эксплуатацией Lumon кроется нечто куда более глубокое и зловещее — социальный эксперимент, исследующий процесс построения общества контроля и тоталитарного режима. Лаборатория, где изучают, как при полном отсутствии воспоминаний, жизненного опыта разделённая личность возвращается к самой себе, обретает волю, независимое самосознание и желания. А главное, как подавить этот процесс в будущем, когда разделённым станет каждый из нас.

Читайте также
Пессимист, подаривший надежду: почему мы смотрим фильмы Хаяо Миядзаки
Вечная классика японской анимации на российских экранах.
Femme fatale современной эпохи: портрет Николь Кидман
Как Николь Кидман покорила мир красотой и талантом.
Зритель, у нас отмена: российские фильмы и сериалы, которых мы не дождались
Вспоминаем проекты, которых мы не дождались в 2024 году.
Подводим итоги: лучшие фильмы 2024 года
Рассказываем о главных кинорелизах.
Также рекомендуем
Про стол — авиационный фонарь, логотип и квартиру главной героини рассказывает Екатерина Кузнецова.
Суды, перестрелки, супергерои.
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар,...
Про стол — авиационный фонарь, логотип и квартиру главной героини рассказывает Екатерина Кузнецова.
Суды, перестрелки, супергерои.
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар,...

Последние новости

Умер Дэвид Линч
Культовому режиссёру-сюрреалисту было 78 лет.
Монументальный «Бруталист» получил новый трейлер
Взявший несколько наград на прошедшем «Золотом глобусе».
Warner Bros. поделилась логотипом «Супергёрл» в честь начавшихся съёмок
Её противником в фильме станет космический охотник Лобо.
00:00