9 ноября в российский прокат выходит захватывающая трагикомедия «Год рождения» Михаила Местецкого («Тряпичный союз») — динамичная панк-сказка, успевшая стать причиной оваций и споров. Мечтатель из Металлогорска бросает все силы на организацию в родном городе крупного музыкального фестиваля, посвящённого наследию локальной рок-группы «Яичный свет». Кинокритик Валерия Косенко вспоминает, как кино освещало мир рок-музыкантов и бунтарский дух панк-сцены.
«The Doors», реж. Оливер Стоун
Байопик о становлении культовой рок-группы The Doors во главе с харизматичным фронтменом Джимом Моррисоном (Вэл Килмер). Сейчас, если говорить о психоделическом роке, «Дорз» — первое, что приходит на ум, несмотря на то что жанр не обязан своим появлением группе. Сюжет фильма берёт начало в точке отсчёта — середине 60-х, когда на волне субкультуры хиппи и популярности восточной философии были записаны первые композиции музыкантов. Заканчивается история смертью талантливого поэта и бессменного лидера группы Джима Моррисона — смертью столь же таинственной, как его мистические стихи.
Фильмов, посвящённых большим музыкантам, с каждым годом становится только больше. Однако «The Doors» Оливера Стоуна («Взвод») по-прежнему стоит особняком среди игровых картин. Причина — в попытке понять философию, а не пересказать биографию. Важным элементом образа Моррисона становятся психоделические трипы, сопряжённые не только с вечным художественным поиском, но и с саморазрушением. В роли спутницы Моррисона снялась Мег Райан, а в образе клавишника «Дорз» — Кайл МакЛоклен.
«Взломщик», реж. Валерий Огородников
Обойти вниманием позднесоветский культ рок-клубов было бы большой несправедливостью. Как и положено кино перестройки, в главных ролях — молодое поколение в лице братьев Кости и Семёна. Старший (действующая рок-звезда и вокалист группы «Алиса» Константин Кинчев) серьёзно увлекается рок-музыкой, пропадает на репетициях и концертах, в то время как младший берёт на себя ответственность за сохранность семьи. Отец давно уже не участвует в жизни детей, что только подогревает перестроечное недоверие молодых к старшему поколению. Важная часть фильма — документальные кадры музыкального конкурса, отсылающие к сценам из раннего фильма Милоша Формана «Конкурс».
Как и более известная «Асса», «Взломщик» — попытка зафиксировать перемены, назревшие в советском обществе с начала 80-х. Жажда свободы от идеологических условностей и довлеющей советской этики поглотила молодое поколение, с головой окунувшееся в мир панков. На кинофестивале в Венеции фильм получил приз ассоциации кинокритиков.
«Контроль», реж. Антон Корбейн
Чёрно-белая драма о жизни вокалиста британской рок-группы Joy Division. Иэн Кёртис (Сэм Райли) — перспективный молодой поэт и музыкант, живущий две жизни. С одной стороны — ранняя женитьба, маленький ребёнок, работа в кадровом агентстве. С другой — большой творческий потенциал, требующий реализации. На одном из концертов у Иэна случается эпилептический припадок, и с тех пор выступления для него сопряжены с риском. Герой постоянно оказывается перед выбором, результат которого один: кто-то из дорогих ему людей обязательно пострадает. Или же пострадает сам Иэн.
Режиссёром картины выступил голландский фотограф и клипмейкер Антон Корбейн. События фильма во многом ориентированы на мемуары жены музыканта — Деборы Кёртис, ставшей сопродюсером проекта. Критики оценили баланс между художественной и биографической сторонами истории. Фильм был удостоен специального приза за лучший дебют в Каннах.
«Лето», реж. Кирилл Серебренников
Вновь история ленинградского андеграунда, рассказанная десятки лет спустя. Главные герои фильма — первые имена советской рок-сцены 80-х: лидер группы «Кино» Виктор Цой (Тео Ю), солист и автор песен «Зоопарка» Майк Науменко (Рома Зверь) и другие причастные к подпольному рок-движению. Цель каждого, кто мечтает о неограниченном творчестве, — выбраться из оков несвободы любым способом, а если ничего не остаётся — искать спасения в фантазийном мире. Пока глобальные перемены только ждут своего часа — смельчаки как могут обходят запреты: собирают квартирники, знакомятся с шедеврами западного рока, осваивают дворцы культуры, выдавая свои сочинения за критику распущенности и пьянства. В фильме звучат главные хиты советской рок-сцены.
«Лето» — отличный пример преемственности поколений. Уход от гнетущей реальности в мир анимационных вставок — приём, унаследованный от «Ассы» Сергея Соловьёва, символа молодёжного кино перестройки. Фильм не получил однозначного одобрения: пока большинство осаждало кинотеатры, те, кто непосредственно был связан с ленинградским рок-клубом, ругали вшитый в фильм любовный треугольник между Майком Науменко, его женой Наташей (Ирина Старшенбаум) и молодым Цоем. Фильм был представлен в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и получил премию за лучший саундтрек.
«Вудсток», реж. Майкл Уодли
Пожалуй, лучший документальный фильм, посвящённый легендарному музыкальному событию — фестивалю Вудсток. Толпа из сотен тысяч молодых людей окружает площадку, с которой на протяжении трёх дней будут раздаваться главные голоса рок-сцены 60-х: Джими Хендрикса, Дженис Джоплин, Джо Кокера и многих других. Контекст, в гуще которого состоялся фестиваль, не менее важен, чем его культурная составляющая. Время проведения Вудстока (1969) — это война во Вьетнаме. Уже год, как похоронен гражданский активист Мартин Лютер Кинг, а совсем недавно группа хиппи жестоко убила актрису Шэрон Тейт и ее друзей в Лос-Анджелесе. Смесь протеста, отчаяния, жажды справедливости и удовольствия от сиюминутной свободы составляют портрет каждого в этой безумствующей толпе, единой под знаменем культового рок-фестиваля.
«Вудсток» — художественный артефакт эпохи. Яркость изображённых событий заразительна по сей день, даже для людей, далёких от фестивальной жизни. Монтировал картину на тот момент неизвестный режиссёр Мартин Скорсезе, а также постоянный монтажёр его фильмов — Тельма Скунмейкер. Фильм успешно прошёл в прокате и был удостоен «Оскара».
«Убить Боно», реж. Ник Хэмм
Братья Нил (Бен Барнс) и Айвен МакКормики (Роберт Шиэн) мечтают создать популярную рок-группу. Однако всё, что им удаётся, — наблюдать успех бывшего одноклассника Пола Хьюсона, ставшего вокалистом знаменитой ирландской группы U2. Нил, одержимый желанием одолеть соперников, совершает один отчаянный шаг за другим: не ставя в известность брата, отказывается выступать на разогреве у U2, идёт на сотрудничество с ирландским гангстером и совершает ещё много опрометчивых поступков. Кажется, ничто не сулит герою счастливый конец, однако именно это и ждёт амбициозного безумца.
«Убить Боно» — причудливая музыкальная комедия, основанная на автобиографии Нила МакКормика о многолетней дружбе с U2. Самая сильная сторона фильма — музыкальные номера, затягивающие в водоворот стилей 80-х. Фильм — основанная на реальных событиях рок-сказка об обаятельных психах-неудачниках, готовых на всё ради славы.
«Рок-звезда», реж. Стивен Херек
Фильм о банальной, но нестареющей истине: мечты сбываются, если в них очень верить. Крис Коул (Марк Уолберг) — преданный фанат группы Steel Dragon, знающий наизусть все её песни. Однажды группа лишается вокалиста, и шанс поймать удачу за хвост выпадает скромному работяге Крису. Сюжет фильма основан на фактах из биографии Тима Оуэнса — продавца канцелярских товаров, заменившего солиста группы Judas Priest.
«Рок-звезда» — динамичная комедийная драма о сокрушительном эффекте славы. Фильм со схематичным развитием, но не лишённый драйва. В главных ролях помимо Уолберга — блистательная Дженнифер Энистон, героиня которой отвечает и за эпатажные наряды, и за пропаганду здравого смысла. Продюсером фильма также выступил Джордж Клуни.
«Фрэнк», реж. Ленни Абрахамсон
Вновь жизнеутверждающий сюжет, призывающий не терять надежду. Молодой парень Джон (Донал Глисон) работает на рутинной работе и живёт в глухом английском городке, лишённом прелестей шумной, богатой на события жизни. Однако крутые перемены, как обычно, приходят в одночасье. Рок-группа во главе с эпатажным лидером-аутсайдером Фрэнком (Майкл Фассбендер), всегда выступающим в маске из папье-маше, внезапно останавливается в городе. По воле случая Джону удаётся стать частью команды, однако вихрь возможностей кружит голову новичку, толкая его на необдуманные поступки.
Фильм также не обходится без опоры на реальные события. Сценарист Джон Ронсон когда-то сам выступал клавишником в составе рок-группы во главе с Фрэнком Сайдботтомом. Фрэнк был вокалистом группы The Freshies и также предпочитал маски. Фильм — взрывная комедия с талантливым актёрским ансамблем. Фассбендеру, создавшему яркий комичный образ эксцентричного лидера, не помеха и кукольная голова, лишившая актёра его главного рабочего инструмента — лица. Фильм впервые был показан в рамках кинофестиваля «Сандэнс» и собрал множество положительных откликов.
«Это — Spinal Tap», реж. Роб Райнер
Пара месяцев из жизни несуществующей британской рок-группы Spinal Tap, прошедшей головокружительный путь от славы до падения. Стареющие музыканты проводят своё последнее турне по Соединённым Штатам, осознавая, что оказались на дне музыкального мира. Актёры и профессиональные исполнители, снявшиеся в главных ролях, после фильма сформировали настоящую группу Spinal Tap.
Режиссёр Роб Райнер («Когда Гарри встретил Салли») создал едва ли не лучший портрет индустрии в художественном кино. Главный нюанс картины — её форма, ставшая камнем преткновения для зрительского ажиотажа. «Это — Spinal Tap» — недооценённый шедевр жанра мокьюментари, снискавший славу только с выходом на DVD. Сатирическая псевдодокументальная комедия не щадит даже ветеранов индустрии, пародируя крупные имена британской рок-сцены: Led Zeppelin, Queen, Deep Purple, The Rolling Stones и других.
«Сид и Нэнси», реж. Алекс Кокс
Культовая драма о сумасшедшей любви между эксцентричным басистом панк-группы Sex Pistols Сидом Вишесом (Гари Олдман) и его соратницей Нэнси Спаджен (Хлоя Уэбб). На дворе – конец 70-х. Завершив оглушительное турне по Великобритании, группа готовится покорить США. Встретив харизматичную поклонницу Нэнси, Сид бесповоротно влюбляется, бросаясь в омут умопомрачительного наркотического романа, сносящего все на своем пути. Карьера идёт на убыль, группа на грани распада – под угрозой оказывается всё, включая и жизни влюблённых.
Поклонники группы отлично знают, чем заканчивается история любви Сида и Нэнси. Алекс Кокс не делает из этого интриги, с первых же минут задавая предчувствие трагического финала. Фильм не похож на большинство байопиков о культовых музыкантах, так как не следует привычной траектории повествования – от трудного детства до искупления. «Сид и Нэнси» подарил не только первую заметную роль молодому и талантливому Гари Олдману, но и первый крупный проект оператору Роджеру Дикинсу, известному по сотрудничеству с братьями Коэнами и Дени Вильнёвым.