В октябре на стримингах вышли два сериала про кухню: «Уроки химии» про кулинарное шоу 50-х и «Точка кипения» про модный лондонский ресторан. Netflix показал детективный ужастик «Тела» в духе «Доктора Кто», а «Кинопоиск» — детектив про чекистов «Большой дом» в том же духе. Мистические ужасы «Падение дома Ашеров» и «Сожжённые девочки» традиционно были приурочены к Хэллоуину.
«Уроки химии» (Lessons in Chemistry, Apple TV+)
Миловидная блондинка Элизабет Зотт (Бри Ларсон явно подражает в этой роли стилю Грейс Келли) — талантливый и амбициозный учёный-химик, но на кафедре в исследовательском институте Гастингс её никто не принимает всерьёз и гоняют, как простую лаборантку: помой за мужчинами колбы и приготовь им кофе. На дворе начало 1950-х, и так ведут себя все мужчины, кроме местной учёной звезды Кэлвина Эванса (Люис Пулман, сын Билла Пулмана) — с ним у Элизабет завязываются отношения. Но судьба безжалостна: молодая женщина остаётся одна с ребёнком на руках. Чтобы заработать, она соглашается вести на местном канале кулинарное шоу, презрев научные амбиции, — о приготовлении блюд она рассказывает без сюсюканья, как учёный, объясняя домохозяйкам, какие химические процессы происходят при готовке. Став телезвездой и обретя статус и влияние в результате чудесного стечения обстоятельств, Элизабет возвращается к научной работе.
Феминистский посыл сериала прописан в сценарии крупными буквами и может раздражать зрителей, которые не любят, когда зрелища навязывают им идеологическую программу. Но эту навязчивость вполне компенсируют тёплый мелодраматический сюжет и работа декораторов и костюмеров — платьица, причёски, интерьеры и машины 50-х и 60-х годов выглядят в сериале изумительно.
«Точка кипения» (Boiling Point, ВВС)
В 2022 году в прокат вышел одноимённый британский фильм про шеф-повара модного лондонского ресторана на грани нервного срыва. Он был снят как будто «одним планом» (монтажных склеек не видно, но на самом деле фильм снимался два дня, так что в нём как минимум два плана, состоящих из непрерывного движения камеры) и показывал один день из жизни шефа Энди Джонса (Стивен Грэм). Вот он приходит в ресторан подшофе, не может организовать слаженную работу команды, одну из посетительниц с аллергией увозят на скорой, и в финале этого напряжённого дня Энди сваливается с сердечным приступом. Сериал продолжает историю: теперь рестораном управляет Карли (Винетт Робинсон), работавшая у Энди су-шефом, — талантливая и, в отличие от алкоголика Энди, организованная и ответственная. Но у неё никак не получается совладать с окружающим хаосом: кухня модного ресторана — как поле боя, и так каждый день: су-шеф увольняется, ломается посудомоечная машина, кондитер пытается покончить с собой, а инвесторы не дают денег. Действие развивается стремительно, борьба Карли с энтропией выглядит как заправский триллер. Вдобавок по этому сериалу можно проводить корпоративные тренинги с разбором полётов — что и когда Карли и её команда сделали не так и как им удавалось (или не удавалось!) исправлять собственные косяки.
«Тела» (Bodies, Netflix)
Ещё один сериал со Стивеном Грэмом — в роли правителя тоталитарного режима, возникшего в Англии на руинах погибшей цивилизации. По сюжету в 2023 году в Лондоне произошла апокалиптического масштаба катастрофа — серия страшных взрывов с тысячами погибших. Тот же Грэм играет и богатого финансиста в викторианском Лондоне 1890 года: он сколотил состояние на биржевых ставках, увлекается спиритизмом и каким-то образом причастен к странному убийству в Уайтчепеле, где старательный инспектор Хилингхед (Кайл Соллер) находит труп обнажённого мужчины со странной татуировкой на руке. Тот же труп в том же месте обнаруживает в Лондоне 1941 года коррумпированный инспектор Уайтман (Джейкоб Форчун-Ллойд), в 2023 году — сержант полиции Шахара Хасан (Амака Окафор), а в 2053 — отважная полицейская Мейплвуд (Шира Хаас).
Чем ближе полицейские на каждом временном отрезке будут подходить к разгадке убийства, тем очевиднее станет, что оно связано с перемещениями во времени. Такими штуками изобилует классический британский сериал «Доктор Кто», который в начале своего существования в 1960-е использовал путешествия в разные периоды истории Англии, чтобы помочь школьникам изучать эту историю в занимательной форме (в разных эпизодах «Доктора» тоже вписаны в сюжет викторианский период, бомбёжки Лондона во время Второй мировой и, конечно, будущее). Беда «Тел» только в том, что разгадка детектива оказывается скучнее самого занимательного действия.
«Большой дом» («Кинопоиск»)
Сериал Егора Кончаловского про ленинградских чекистов — своего рода наш «Доктор Кто»: сквозь время там никто не бегает, но действие развивается параллельно в двух временных пластах. Во время блокады Ленинграда молодой агент НКВД Миша Широков (Илья Коробко) борется с бывшей белогвардейской контрой, которая хочет сдать город немцам. Во главе операции стоит граф Строганов-младший (Никита Волков), с которым предстоит схлестнуться Мише, — он едва не погибает тогда. Спустя четверть века, в 1965-м, свидетельница сообщает заматеревшему подполковнику КГБ Широкову (Борис Хвошнянский), что видела «Графа» в Ленинграде. Она не ошиблась: когда-то сбежавший от чекистов Строганов (Артур Ваха) возвращается в СССР для диверсии. Вместе с подручными он хочет похитить и перевезти в Америку знаменитого физика-ядерщика — на уговоры времени нет, и старика планируют погрузить в самолёт и переправить за границу насильно. С помощью заслуженного генерала Еремеева (Виталий Кищенко), который когда-то учил Мишу оперативной работе, команда Широкова выходит на след диверсантов.
«Большой дом», очевидно, подражает советскому классическому канону — телефильму «Место встречи изменить нельзя», но выглядит так, будто «Место встречи» снимал Дэвид Линч: Широков повсюду таскает с собой пробитый пулей том дантова «Ада», злодеи произносят монологи на фоне красных занавесок, будто провалившись в Чёрный вигвам, а от изображения блокадного и послевоенного Ленинграда откровенно сквозит какой-то мистикой.
«Падение дома Ашеров» (The Fall of the House Usher, Netflix)
Если сюрреальный «Большой дом» стал главным сюрпризом месяца, то новое творение Майка Флэнагана на Netflix — главным разочарованием. Как обычно у Флэнагана, в фокусе история деструктивной семьи, вокруг которой творится ужас. Шестеро наследников фармацевтического короля Родерика Ашера (Брюс Гринвуд) погибают один за другим в течение недели. Вывести самого Ашера на чистую воду пытается въедливый федерал Огюст Дюпен (Карл Ламбли) — он давно висит на хвосте у Ашеров, пытаясь посадить их на скамью подсудимых как организаторов «опиоидного кризиса»: их гигантская фармкомпания продавала опиоиды под видом обычных обезболивающих. На самом деле в реальной жизни именно это проделало знаменитое семейство Саклеров, и про опиоидный кризис уже сняли два сериала — «Ломку» с Майклом Китоном и «Побочный эффект: Смерть» с Мэттью Бродериком. Но Майка Флэнагана интересует не социальная справедливость (никто из Саклеров так и не был осуждён), а мистическое прочтение сюжета. Название каждой серии отсылает к одному из рассказов Эдгара По, и в сериале в изобилии использованы его мотивы.
В каждой серии умирает по одному несимпатичному наследнику, и вдобавок сквозь серии тянется сквозной детективный сюжет — Родерик подозревает, что в семье завелась «крыса», которая работает на правительство и хочет сдать его федералам. Но результат совершенно не впечатляет: как будто из сериала «Наследники» (драматургически безупречного!) неловко слепили пародию — детектив средней руки с вялой загадкой. Особенно провально выглядят отсылки к творчеству По — от сериала по мотивам великого мистика и поэта хотелось бы какой-то немотивированной жути, а тут не смешно и не страшно.
«Сожжённые девочки» (The Burning Girls, Paramount+)
Если сериал Флэнагана получился бедноватым по части жути, то в британских «Сожжённых девочках» искусно дозированная жуть присутствует в изобилии, хотя сериал построен на типичных мотивах: ведьмы, экзорцизм, гнилые аристократы, священники-ренегаты и злые обыватели.
В тихую деревушку Чепел Крофт прибывает новый викарий-женщина (Саманта Мортон), её зовут Джек Брукс, поэтому в деревне ждут священника-мужчину. Когда-то Джек была замужем за служителем церкви, и её преподобного супруга убил прямо в церкви какой-то сумасшедший. Теперь она хочет начать новую жизнь в Чепел Крофте после Ноттингема, где её репутация была подмочена после неудачного обряда экзорцизма. Вместе с ней в деревню приезжает её дочь-подросток Фло (Руби Стоукс), страстно увлечённая фотографией, — а в Чепел Крофте оказывается немало жутковатых местечек для фотографирования. В 1550 году здесь сожгли, обвинив в колдовстве, двух несовершеннолетних девочек, и местные жители убеждают Джек, что их призраки являются живым перед намечающимся несчастьем. Предыдущий священник увлекался этой историей, а в результате покончил с собой. Ещё он интересовался двумя пропавшими 30 лет назад пубертатными девицами, которых в округе считали распущенными, — сбежали они из дома, не выдержав травли, или погибли — до сих пор загадка.
Здесь детектив искусно переплетён с мистикой, и по части красочной, загадочной и жуткой атмосферы у сериала всё в порядке: Джек, как заправский бесогон Джон Константин, выходит на борьбу со злом. Но оказывается, что оно необязательно имеет сверхъестественные корни: сожжённые на излёте Средневековья девчонки, как и сбежавшие от поношений набожных соседей подростки 1960-х, были не злом, а жертвами зла.