![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/859/dnmfcqd7p2buxmyl4e26qn0hqy5x73ow.jpg.webp?1700050293305220)
9 ноября в прокат вышли «Чувства Анны» Анны Меликян с Анной Михалковой в главной роли, под которую писалась главная героиня. Это красивая космическая история поиска себя в мире, чьи дни сочтены. Кинокритик Елена Зархина посмотрела фильм ещё на фестивале «Новый сезон», где лента была представлена вне конкурса, а в честь её широкой премьеры рассказывает, как снимает Анна Меликян и что отличает её творчество.
Космос как предчувствие
Ещё в дебютной картине «Марс» Меликян определилась с темами и акцентами, которые будут определяющими для её стиля и творчества. Драма с космическим названием рассказывала про запутавшегося в жизни боксёра Бориса (Гоша Куценко), сбегающего от своих проблем в русскую глубинку. На этом пути он обнаруживал себя на железнодорожной станции городка «Мар…с». Этот город — полная противоположность того места, в котором он вырос и который его сформировал. Жители «Мар...са» работают на фабрике мягких игрушек и будто бы сами из плюша. Борис не задержится в городе надолго, но это странное знакомство с другим для него миром изменит всю его жизнь.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/2de/ygpmsiadorv4gwrd5lq2ihdf114ghd13.jpg.webp?170005029766940)
«Марс», премьера которого состоялась в секции «Панорама» Берлинского кинофестиваля, всматривался в любимого для Меликян героя — запутавшегося одинокого человека, который не просто истосковался по ощущению близости с другими, но и отчаянно нуждается в пространстве, которое может считать своим. Персонаж фильма оказывается в невесомости и парит по жизни, не имея твёрдой опоры под ногами. Если в «Чувствах Анны» действительно много космоса буквального, из которого героиня Михалковой начинает слышать послания инопланетян, то в «Марсе» космос — не формальная среда, а предчувствие: манящее и пугающее.
Космические мотивы прослеживались и в первом кассовом хите режиссёра — драме «Русалка». Герой Евгения Цыганова Саша зарабатывал на жизнь, продавая участки на Луне. Для очередной рекламы своего бизнеса он подыскивал «лунную девушку», которой оказалась героиня Марии Шалаевой Алиса.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/69e/sbb9ctyxwf51thgp9jte3ow605fa8is1.jpg.webp?1700050300146940)
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/dfd/pr3x3icw82tfjjfeqplk2jqbu7b29gvu.jpg.webp?170005030649336)
Космическую отсылку хранит в себе и картина «Звезда», вышедшая в 2014 году. Это абсолютно земная история про девушек разных жизненных бэкграундов, по воле случая сводимых вместе. Маша (Тинатин Далакишвили) — начинающая актриса, мечтающая покорить Москву. В ней много жизненного запала и азарта, которые прокладывают ей путь к заветной цели. Рита (Северия Янушаускайте) — светская львица и любовница крупного политика. Она мечтает о семье и тихом счастье, но, вращаясь в кругу холодных и равнодушных людей, сама с годами превратилась в льдинку. Появление в её жизни Маши — тёплый луч света, помогающего ей оттаять. Та самая путеводная звезда, за которой не страшно последовать, когда всё вокруг погрузилось во тьму.
Завершает эту космическую линию новая работа Меликян, снятая в жанре магического реализма, «Чувства Анны». Героиня Михалковой работает на шоколадной фабрике, живёт с мужем и детьми, и старается уберечь себя и близких от страшного вируса, который бушует на Земле. Однажды она начинает слышать голоса далёких цивилизаций, которые через неё призывают землян прекратить все войны, начать относиться бережно к себе и планете, иначе нас ждёт неминуемый апокалипсис. Новообретённая способность оборачивается для Анны и даром, и проклятьем. Пока сама она не может насладиться масштабом обрушившейся на неё славы, рушатся её брак и связи с близкими, от которых она теперь так же далека, как планеты из разных галактик.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/e13/p0xzritnr960tcs2jb8j4wckojppfbmg.jpg.webp?170005031153764)
Космос и его светила — то, чем очарована Меликян и её герои. Часто, не сумев справиться со своими земными проблемами, они обращают взгляд в небо, выискивая там ответы и место для побега. А ещё космос — это пространство, где никто не услышит твой крик, но что важнее всего — не заметит твоих слёз. Там можно быть собой. Жаль только, что этот манящий космос трагически недостижим.
Любовь — уравнение для трёх
Ещё одна важная для творчества Меликян тема — исследование любви. Она может быть чувственной или телесной, взаимной или безответной, спасающей или губящей, но она всегда живая и настоящая и напоминает стихию, которой невозможно противостоять. «Русалка» рассказывала удивительную историю девушки Алисы (Мария Шалаева), в детстве обнаружившей у себя способность исполнять свои желания. Повзрослев, девушка осознала, что этот дар может иметь губительное свойство, и всеми силами старалась сдерживать свои желания. Однако встреча с потерянным бизнесменом Сашей, в которого она влюблялась, учила её не бояться своих чувств.
![](/upload/setka-editor/8b8/5d0q3ixicvtseke1hasr09o72q78b2pu.webp)
Вышедшая в 2007 году картина принесла Меликян первую большую известность и возвела в ранг самых значимых молодых авторов, её творчество отметили по обе стороны Атлантики. Пока картина успешно покоряла отечественный прокат, её высоко оценили и западные критики, увидевшие ленту на главном американском фестивале независимого кино «Сандэнс». Например, издание Variety включило тогда Меликян в список самых перспективных молодых кинематографистов. В это же время российский оскаровский комитет выдвинул «Русалку» на «Оскар» от России. Если героиня Шалаевой с детства была очарована морскими глубинами, Меликян стремительно неслась к большим высотам.
В «Русалке» намечается важное для творчества Меликян уравнение любви: здесь почти всегда есть три неизвестных, а итоговая сумма возникших чувства неделима и не вычитаема. Режиссёр любит исследовать любовь героев, когда в ней находятся больше двух. В «Русалке» у Саши была девушка Рита, стоявшая на пути его отношений с Алисой. В драмеди-антологии «О любви» многочисленные герои постоянно кочевали из одного романа в другой, расширяя границы своего чувственного опыта и сексуальности. Но часто этот квест по поиску взаимности оборачивался для них горьким разочарованием в себе и других.
В драме «Трое» любовная коллизия на троих возникает между успешным телеведущим Александром (Константин Хабенский), его женой Златой (Виктория Исакова) и любовницей Вероникой (Юлия Пересильд). Герой мечется между двумя женщинами и городами (с женой он живёт в Москве, а любовница из Питера) и всё не может решиться сделать выбор. И хотя Меликян уделяет достаточно внимания женским образам, это больше мужская история жадного поиска любви, которой хочется заткнуть все внутренние дыры.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/5e0/a67nf00tippok4bmio2zemfxuv8ow4ne.jpg.webp?170005031445326)
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/746/majcrt9bacc7il316qftrto0r9a53y4p.jpg.webp?170005031747292)
В более лёгкой «Нежности» героиня Виктории Исаковой также металась между двумя столицами и любовниками. Но в этой истории казалось, что с решением уравнения любви можно повременить. Героиня Елена хотела впервые в жизни быть с мужчиной, который не превратится в зеркало, в котором она будет высматривать себя: одобряя или ругая, любя или ненавидя. В сериале с большим количеством движения любовь была не финальным пунктом назначения, а лишь остановкой на пути к принятию себя.
«Фея», рассказывающая про встречу зрелого разработчика игр Жени (Константин Хабенский) и юной активистки Тани (Екатерина Агеева), представляла её в виде столкновения двух миров. Их обитатели — герои с обнажёнными сердцами и растерянностью в глазах. И уязвимей всего они были именно в те минуты, когда отчаянно старались доказать обратное. В этом любовном треугольнике помехой оказывалась неспособность Жени выбраться из виртуальных миров в мир реальный, где ещё можно постараться жить и любить по-настоящему. Таня же, напротив, слишком держалась за мир, который, как ей казалось, обязательно рухнет, стоит ей хоть немного ослабить хватку.
![](/upload/setka-editor/dca/14049fzkumsbgttqdelaxmd8edzykfut.webp)
По сути, персонаж Агеевой — кульминация всех меликяновских героинь, которым она поёт оду на протяжении всей карьеры. Это сказочные, будто не от мира сего идеалистки и бунтарки, у которых много внутренних проблем, но есть одно важное достоинство — умение любить и заражать этим чувством других. Да, часто объектами их любви оказываются мужчины с механическими сердцами, которых они пытаются своей любовью спасти. Это ожидаемо заканчивается трагично, но в евангелии от Меликян любовь не просто долготерпит и никогда не перестаёт, а ещё и стоит того, чтобы ради неё перетерпеть любую боль. Это поэтично в теории, но губительно в реальной жизни.
Город — не фон, а дополнительный герой
Меликян — не герметичный режиссёр, а автор, которому нужен простор. В своих проектах она любит исследовать не только героев, но и места их обитания.
В «Чувствах Анны» события разворачиваются в Перми, чей образ на экране собирательный. В кадре много урбанистики и конструктивизма: это монументальные здания, фасадами которых можно долго любоваться, а в их бесконечных коридорах — окончательно потерять себя.
«Фея» снималась во Владимире — городе, в котором соседствуют Троицкая церковь и признанный наследием ЮНЕСКО Дмитриевский собор, а также тюрьма Владимирский централ, в которой отбывали свой срок многие политзаключённые и учёные умы.
![](/upload/setka-editor/824/03q7v8y86fy7nrouzc45mc9srnie83o5.webp)
«О любви», «Нежность» и «Трое» воспевают атмосферу и красоту Москвы и Санкт-Петербурга — вроде бы совершенно непохожих городов, но таких родных. В дебютном «Марсе» город напоминал сон, от которого никак не мог проснуться герой. А в «Русалке» шумный мегаполис позволял затеряться в нём, спрятаться от посторонних, утонуть в толпе.
«Я так увидела этот мегаполис и одиночество маленького человека в большом городе, который общается больше даже не с людьми, а с плакатами, с надписями», — рассказывала сама Меликян о локации.
Но, наверное, самое тесное отношение с городом возникает у неназванного героя Константина Хабенского в короткометражной картине «Я иду к тебе» 2017 года. Это девятиминутный фильм, в котором герой обращён к нам спиной, а взглядом вперёд. Он куда-то идёт, блуждая улицами, подземными переходами и переулками города, частью которого себя не ощущает. С помощью закадрового голоса мы узнаём мысли героя-одиночки, у которого будто бы нет цели, к которой он идёт. Но этот путь, даже если он никуда не ведёт, важен сам по себе. Город здесь — не просто визуальный шум и череда разных локаций, а пространство, в котором продолжается человек, являясь его прямым и, вероятно, самым честным отражением.