Смотреть аниме 2.0: Ёсиаки Кавадзири — певец городской жестокости

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Ёсиаки Кавадзири
КИНОТВ

Среди творцов аниме есть те, кто «знает свой шесток», и те, кто взрывается сверхновой, чтобы позже скрыться с горизонта, оставив неизгладимый след. А есть Ёсиаки Кавадзири, который умудрился попасть в обе категории, громко заявив о себе, а после уйдя в тень и уступив дорогу молодому поколению. Пример поистине необычный и интересный — отличный герой для очередного выпуска рубрики Сергея Сергиенко.

Юное дарование

Ёсиаки Кавадзири родился 18 ноября 1950 года в Иокогаме, одном из крупнейших городов Японии. С раннего детства он мечтал рисовать мангу, поэтому сразу после школы пошёл не в институт, а работать. На счастье, его мать была знакома с Хидэаки Китано, мангакой и аниматором, не очень известным за пределами Японии. Что важно, Китано помог восемнадцатилетнему Кавадзири устроиться в Mushi Production, студию «бога манги» Осаму Тэдзуки, уже в 1968 году.

Первой работой в анимации для Кавадзири стала адаптация «Дороро» 1969-го — здесь он выступил в качестве аниматора промежуточных кадров. Буквально пару работ спустя он обратил на себя внимание двух мастодонтов Mushi, Осаму Дэдзаки и Акио Сугино. Собственно, Дэдзаки, работавший над споконом «Завтрашний Джо», и предложил Кавадзири попробовать себя в ключевой анимации в отдельных эпизодах шоу, после чего уже в 1972 году юноша получил позицию ключевого аниматора в сериале «Новые Муми-тролли».

Ёсиаки Кавадзири/фото взято с сайта mubi.com

Увы, но в 1973-м Mushi Productions закрылась из-за не самого талантливого управления Тэдзуки. Впрочем, Кавадзири вместе со своими наставниками почуял неладное чуть раньше и успел уйти, заодно открыв новую страницу своей биографии.


Начало

В 1972-м Масао Маруяма, Осаму Дэдзаки, Ринтаро и Ёсиаки Кавадзири решили основать собственную студию, которой суждено стать одной из известнейших в японской анимации. Речь идёт о Madhouse Inc., название которой хорошо знакомо любому, кто заинтересован в аниме. На первых порах Кавадзири продолжал трудиться аниматором: например, в первом же сериале новой студии, «Бей эйс!», он вновь занял позицию ключевого художника на пару с Осаму Дэдзаки.

Так продолжалось три года: за это время Кавадзири успел поработать над такими сериалами, как, например, «Куробэ из джунглей» и «Гиатрус» — к слову, первая работа для известного композитора Дзё Хисаиси. До позиции режиссёра Кавадзири дорос только в 1976-м: здесь ему наконец-то поручили поставить некоторые из эпизодов «Анимационных сказок мира» — сериала, адаптирующего различные классические детские истории со всей планеты. Это было довольно стандартное для своего времени шоу: преимущественно в небольших эпизодах адаптировались те или иные мировые сюжеты, в 1970-х такой подход считался популярным и перспективным направлением. Скорость производства была довольно высокой, что, по всей видимости, и стало подспорьем для выхода дебюта Кавадзири — над «Анимационными сказками» работало очень большое количество режиссёров попросту для того, чтобы успевать выпускать в срок задуманные истории.

Постер аниме «Юнико»/Madhouse
блуждающие облака аниме
Постер аниме «Блуждающие облака»/Madhouse

После этого Кавадзири вернулся к более привычному ремеслу ключевого аниматора вплоть до 1982-го, лишь изредка помогая с чем-то ещё. Например, в 1981-м вышел полнометражный мультфильм «Юнико», над которым Madhouse вновь поработала вместе с Тэдзукой. Здесь Кавадзири помогал прорабатывать сеттинг, но его заслуги даже не отмечены в титрах. То же самое случилось и с «Блуждающими облаками» — совместным производством Madhouse и Toei. Сэйнен, действие которого разворачивается во времена периода Эдо, рассказывает о семье бабника Кумосукэ, который только и знает, что проводит время за азартными играми и отлынивает от работы. Полнометражное аниме интересно тем, что для Кавадзири это первая работа в качестве автора сторибордов и раскадровок, что, само собой, пригодилось ему в будущем.


Незаметный, но важный шаг

Полноценный же дебют в качестве режиссёра у Кавадзири состоялся лишь в 1984-м, спустя 15 лет работы в анимации. Речь идёт о «Человеке-линзе» — научно-фантастическом полнометражном аниме, основой для которого стала «Сага о линзменах» американского фантаста Эдварда Элмера «Дока» Смита.

Само по себе аниме не то чтобы отметилось каким-то потрясающим сюжетом или детализацией, но тем не менее есть сразу две причины, по которым «Человека-линзу» можно считать действительно важным фильмом. Первая из них — это использование компьютерной графики: дебют Кавадзири нередко сравнивают с «Троном» Стивена Лисбергера, вышедшим двумя годами ранее, именно из-за активного применения непривычной на тот момент технологии.

Второй причиной является то, что именно «Человек-линза» стал первым полнометражным аниме, лицензированным для американского проката. Где, впрочем, провалился — аудитория была не готова смотреть анимацию с субтитрами. Впрочем, уже следующая работа показала весь режиссёрский потенциал Кавадзири. Речь, конечно же, о «Городе чудищ».


Переезд в мрачную столицу

Мало кто знает, что совсем рядом с нашим миром существует ещё один, населённый демонами. Его называют Чёрным миром, и у людей давно заключён договор о перемирии. Однако кто-то отчаянно пытается сделать всё, чтобы стравить два измерения между собой и развязать чудовищную войну. Предотвратить катастрофу предстоит двум агентам «Чёрной гвардии защитников» — демонессе Макиэ и человеку Рэндзабуро Таки. И сделать это будет чертовски непросто.

Трейлер аниме-фильма «Город чудищ»/Madhouse

«Город чудищ» — некомфортное, кровавое и эксплуатационное зрелище, полное жестокости, секса и мизогинии. При этом аниме максимально точно передаёт суть ранобэ Хидэюки Кикути: по признанию создателя мира «Чёрной гвардии защитников», именно Кавадзири удалось ухватить всё то, что пытался рассказать автор. Место режиссёра аниматор получил, сняв пятнадцатиминутный ролик с первой битвой Таки против Мистера Тени. Заказчики OVA были настолько впечатлены увиденным, что не только поручили режиссёру завершить начатое, но и увеличили хронометраж: вместо изначально планировавшихся 35 минут финальная версия длится 80. Благодаря этому Кавадзири получил возможность расширить изначально запланированный куцый сюжет и глубже проработать интересующие его темы.

Большая часть зла здесь при этом исходит даже не столько от демонов, сколько от безразличия самого Токио, освещающего всё своим красно-синим неоном и потворствующего любым, самым тёмным желаниям. Город здесь — такой же полноправный персонаж, как и герои, что довольно характерно для творчества Кавадзири.

Результат вышел настолько впечатляющим, что OVA в конечном счёте добралась до кинотеатров.

«Город чудищ» и сегодня выглядит впечатляюще: это, конечно, не самый технично исполненный проект, но анимация поражает. Нельзя не похвалить и режиссуру: в своё время критики отмечали, что, в отличие от многих других авторов аниме, Кавадзири подходил к «Городу чудищ» как к традиционному фильму, заигрывая с необычными углами камеры и интересным монтажом.

При этом нельзя не отметить, что это, несомненно, зрелище не для всех: «Город чудищ» очень активно заигрывает с жестокой эротикой на грани порнографии и эксплуатирует насилие над женщинами — очень типичный контент для фильмов, выходивших в Японии сразу на носителях.


Симфония урбанизма

Год спустя Кавадзири возвращается в город, населённый демонами. «Синдзюку — город-ад» вновь вышел в формате OVA. И с первых же кадров демонстрировал, что это работа автора «Города чудищ». Открывающая сцена показывает жестокую схватку двух героев, Реби Ра и Геничиро, на фоне яркого Синдзюку. Город, на развалинах которого будет проходить большая часть событий фильма, вновь играет важнейшую роль, отражая грехи как человечества, так и отдельно взятых личностей, — темы, вновь и вновь возникающие в работах Кавадзири.

Синдзюку — город-ад
Кадр из OVA «Синдзюку — город-ад»/Madhouse

Синдзюку — город-ад
Кадр из OVA «Синдзюку — город-ад»/Madhouse

«Город-ад» страдает от фрагментарности сюжета, который здесь словно не так важен. В этом плане эта работа даже сильнее полагается на изображение города, чем предыдущая: атмосфера создаётся широкими, но убедительными мазками, в противовес довольно скучным и безжизненным персонажам и примитивной интриге.

Зато «Город-ад» является неплохой иллюстрацией человеческого невежества и попыток отгородиться от реальности: здесь отлично видно, что жителям Токио, погрязшим в спокойных буднях, совершенно безразличен Синдзюку, населённый демонами и пребывающий в запустении. На большие проблемы куда проще закрывать глаза, чем пытаться с ними что-то делать, — эта мысль для Кавадзири, кажется, была даже важнее внятного сюжета.


Снятся ли андроидам киберновостройки

Третьей работой, где вновь важное место занимают именно городские пейзажи, стала OVA «Кибергород Эдо 808», вышедшая в 1990-м. Главным отличием от предыдущих «городских» работ является формат: вместо коротких 80-минутных лент здесь Кавадзири получил почти трёхчасовой хронометраж, что позволило ему куда лучше проработать интересующие темы. На дворе 2808 год. Человечество одновременно взлетело на технологическую вершину и свалилось в социальную деградацию.

Перед нами — классический киберпанк с его неизменным high tech — low life, «высокие технологии, низкий уровень жизни». В центре повествования оказывается троица преступников, эдакий «отряд самоубийц»: они завербованы правительством на работу, но для верности на них надели ошейники, которые взорвутся в случае неподчинения. Этим активно пользуется начальник полиции, отправляя героев на всё более безумные задания.

Вступительная заставка OVA «Кибергород Эдо 808»/Madhouse

«Город чудищ» исследовал насилие и сексуальность. «Синдзюку» был иллюстрацией безразличия и невежества. «Эдо», в свою очередь, показывает интерес Кавадзири к вопросам морали. Режиссёру любопытно разобраться, существуют ли вообще герои и злодеи, или же это фикция, порождённая желанием человечества верить во что-то хорошее. Конкретного ответа в «Кибергороде Эдо 808», само собой, нет, а у каждого хорошего поступка есть свои тёмные корни — и наоборот.

Нередко именно «Кибергород» называется едва ли не вершиной творчества Кавадзири: здесь одинаково удачно работают как основной сюжет, так и то самое исследование человечества через отражение городского пространства, что надолго захватило внимание режиссёра. В следующей своей крупной режиссёрской работе он, впрочем, отойдёт, наконец, от урбанизма и вернётся в далёкое прошлое.


Исторический экскурс

Период Эдо, Япония. В провинции Ямасиро неожиданно вспыхивает эпидемия чумы, расследовать которую берётся клан Мотидзуки. Отправленные на разведку ниндзя погибли от рук загадочного воина, обладающего нечеловеческими способностями, и вернуться из всех сумела лишь куноити Кагэро. Девушка попадается в руки монстра, и спастись ей удаётся только благодаря вмешательству Дзюбэя, странствующего ронина. Хотя у Кагэро и Дзюбэя совершенно разные мотивы, они быстро объединяются против общего врага — «восьми демонов Кимона», одним из которых и был таинственный нападающий. Пролить немного света на происходящее помогает Дакуан, странствующий монах и правительственный агент, который в конечном счёте вербует героев.

манускрипт ниндзя
Кадр из аниме «Манускрипт ниндзя»/Madhouse

Таков краткий пересказ завязки «Манускрипта ниндзя» — по мнению многих, одного из лучших полнометражных аниме в истории. В отличие от предыдущих работ, «Манускрипт» создавался для кинотеатра, что позволило получить больший бюджет и сделать более последовательным повествование. Анимация вышла на совершенно новый уровень — причём как фоновая, так и в экшен-сценах: одинаково здорово здесь проработаны как шелест листвы на ветру, так и быстрые схватки с грозными противниками.

«Манускрипт ниндзя» — несомненный шедевр японской анимации, который вдохновил многих режиссёров как в Японии, так и за её пределами. Впрочем, без фирменных для Кавадзири секса и жестокости не обошлось: для проката в некоторых странах фильм даже пришлось цензурировать. А вот философские подтексты на этот раз отошли на задний план: это скорее зрелищный боевик, чем что-то большее. Что, впрочем, не так уж плохо.


Ненаучная фантастика

Не считая более мелких работ, следующим фильмом для Кавадзири стал «Ди — охотник на вампиров: Жажда крови», который вышел в 2000 году. Несмотря на готическую атмосферу, события аниме разворачиваются в далёком будущем, где миром несколько веков правили вампиры. Сейчас, впрочем, человечество смогло вновь взять верх и довольно активно сражается с оставшимися кровопийцами. Среди охотников на упырей числится и Ди — дампир, вампир-полукровка, которого нанимают на поиски Шарлотты, дочери богатого рода, которая сбежала из дома вместе с Майером, вампиром. Они любят друг друга, и Майер даже отказывается пить кровь девушки. За Шарлоттой также отправляются Братья Маркус — команда наёмников, которых нанял брат пропавшей, не доверяющий дампиру.

Необычный мир, стильные персонажи и простой, но затягивающий сюжет без очевидного на первый взгляд злодея привели к успеху «Ди». Не стоит забывать и о том, что за дизайн персонажей отвечал Ёситака Амано — известный в Японии художник, наиболее прославившийся работой над серией видеоигр Final Fantasy.

Многих поклонников творчества Кавадзири удивило отсутствие привычных уже жестокости и эротики: против обыкновения, «Ди» прекрасно чувствовал себя в рамках «подросткового» рейтинга PG-13. Да и анимация была словно проще, чем в других работах режиссёра. Что, впрочем, не умаляет заслуги Кавадзири: у него вышел по-настоящему интересный микс из вестерна, постапокалипсиса и готической драмы. Не самый очевидный сплав.


Новая эпоха

Всё хорошее, впрочем, подходит к концу. Для Кавадзири таковым стал «Горец: В поисках мести», вышедший в 2007 году. Название действительно отсылает к фильму 1986 года, правда, здесь речь не о Конноре Маклауде, а о его предке Колине, который проходит сквозь тысячелетия ради мести своему заклятому врагу, Маркусу Октавиусу, который убил супругу Колина Мойю.

Трейлер аниме «Горец: В поисках мести»/Madhouse

Аниме было встречено довольно тепло как фанатами «Горца», так и любителями аниме, однако сам Кавадзири был не очень доволен. Особенно сильно его волновало то, что для проката вырезали почти десять минут хронометража и добавили вступительную текстовую сцену. Разочарование в конечном счёте привело к тому, что Кавадзири решил отказаться от режиссуры: «Горец: В поисках мести» стал его последней работой. Позже, к слову, вышла режиссёрская версия с восстановленными сценами, но делу это уже не помогло.

При этом Ёсиаки Кавадзири не ушёл из анимации: как и в начале своего творческого пути, он продолжает работать над ключевой анимацией и всё чаще трудится над сторибордами, причём как в Madhouse, так и в MAPPA. Скорее всего, он приложил руку хотя бы к одному из любимых вами аниме: его сториборды легли в основу «Ванпанчмена», «Истребителя демонов», «Магической битвы», «Выдающихся зверей» и «Атаки титанов». Кавадзири скоро исполнится 72 года, но он и не думает останавливаться. Чем не пример мечты, пронесённой сквозь годы?

Читайте также
Экранизируй это: «Потрясающие приключения Кавалера & Клея» Майкла Шейбона (2000)
Алексей Васильев переключается на роман о молодых людях, выпускающих комикс.
Смотреть аниме 2.0: Хидэаки Анно — сплав из металла и боли
Сергей Сергиенко — о создателе «Евангелиона».
Экранизируй это: «Дерево-людоед с Тёмного холма» Содзи Симады (1990)
Алексей Васильев фантазирует об адаптации детектива японского классика.
Разблокируй Азию: «На твоей волне» — любовь, смерть и сёрфинг
В нашей рубрике про азиатский кинематограф наконец-то аниме.
Фильмы про семейные конфликты
Как кино пытается отрефлексировать тему семейных конфликтов.
Гении кинокостюма: Жан Луи Берто, известный как Жан Луи, и его «голые платья»
Анна Баштовая рассказывает про шлейф Марлен Дитрих и платье Мэрилин Монро.
Также рекомендуем
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.
Если «Гарри Поттер», «Один дома» и советская классика совсем приелись.
Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда...
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.
Если «Гарри Поттер», «Один дома» и советская классика совсем приелись.
Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда...

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00