«Меланхолия» Триера и творчество прерафаэлитов 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фильм «Меланхолия» Ларса фон Триера был показан в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и моментально обратил на себя внимание критиков и аудитории. Несмотря на обезоруживающую трагичность и порой мучительную медлительность, «Меланхолия» — красивый фильм, насыщенный глубокими цветами и сказочной атмосферой. Он изобилует визуальными метафорами, а самая основная из них красуется на постере фильма. Екатерина Кузнецова — о художественном языке драмы Ларса фон Триера.


На первый взгляд «Меланхолия» рассказывает о конце света — мы понимаем это с первых кадров фильма, поэтому исход сразу понятен и можно не гадать, спасутся ли герои в конце. Потом мы переключаемся на историю со свадьбой Джастин, которая на временной шкале картины расположена незадолго до точки невозврата, известия о катастрофе. Триер мастерски запутывает зрителя ещё больше, когда становится понятно, что для Джастин свадьба отнюдь не самый счастливый день в жизни, и вообще героиня словно не понимает, что она здесь делает и кто эти люди.

Идея фильма пришла к Триеру во время сеанса у психотерапевта, а сам режиссёр находился в тот момент в глубокой депрессии. Его интерес к своим собственным переживаниям и любовь к красивым метафорам сформировали сюжет «Меланхолии». Прерафаэлиты явно вдохновляли режиссёра, это влияние отчётливо читается в насыщенных и красивых съёмках: как в каждой картине они подробно вырисовывали с натуры отдельный лепесток цветка — так и фильм можно ставить в любом месте на паузу и часами разглядывать мир, очерченный границами кадра. 


Визитная карточка «Меланхолии» — кадр, где изображена невеста с букетом ландышей в реке, отрешённо смотрящая вдаль. Это прямая отсылка к одной из самых известных картин прерафаэлитов — «Офелии» Джона Эверетта Милле, вдохновлённая трагической судьбой возлюбленной принца Гамлета, которая покончила с собой, утопившись в реке. Главная героиня фильма Джастин чем-то похожа на изображённую Офелию: после долгих страданий ей в конце концов становится всё равно, потому что её планета в любом случае скоро исчезнет. 

Братство прерафаэлитов возникло во второй половине XIX века, его основали молодые художники и поэты, которые выступали против условностей в искусстве и против академических традиций. Их интересовало возвращение к эпохе раннего Возрождения, то есть к художникам «до Рафаэля». Отличительным стилем прерафаэлитов стала обязательная и скрупулёзная проработка мельчайших деталей. У художника нередко завязывались особые отношения с натурщиками, которые становились полноправными участниками процесса. 


Ларс фон Триер, в свою очередь, пришёл к похожей модели бунта против устоявшихся традиций в искусстве, когда с друзьями создал манифест «Догма-95». В нём были прописаны правила, по которым следует снимать «настоящее кино»; молодому Триеру в 1995 году казалось, что киноиндустрия исчерпала себя и следует срочно принять меры. По этим правилам, нужно было снимать только на натуре — без реквизита и декораций, камера — только ручная и никакой музыки, кроме той, что уже звучит в кадре. Молодой режиссёр жаждал «выжать правду из персонажей и обстоятельств». 

Впоследствии Ларс фон Триер оставит этот максимализм, но с успехом перенесёт некоторые приёмы в свои дальнейшие работы, которые принесли ему мировое признание. Он также знаменит своей специфической работой с творческой группой: умением измотать актёров, чтобы их бессилие и отчаяние выглядели убедительно в кадре, он уступает разве что Стэнли Кубрику — и «Меланхолия» не исключение. 


Джон Эверетт Милле и другие художники из братства прерафаэлитов тоже стремились к максимальной достоверности при создании своих картин. Например, рисуя «Офелию», Милле заставил натурщицу Элизабет Сиддал позировать ему в ванне по несколько часов. Дело происходило зимой, и хотя художник подогревал воду при помощи ламп, Элизабет потом сильно простудилась, а её отец потребовал у творца оплатить дорогостоящее лечение. 

Ларсу фон Триеру удалось через «Меланхолию» передать зрителю состояние депрессии — одной из самых сложных и избегаемых обществом тем. Именно такие вопросы — рефрены всегда привлекали эксцентричного датчанина: неудобные, сложные и часто очень мучительные. Триер всегда окунается в них с головой, а плохо в результате от этого становится окружающим и зрителям. Но, заручившись фантастическими метафорами, которые он почерпнул у Герберта Уэллса, и аристократичной изящностью прерафаэлитов, он смог создать очень медленное и сложное кино, от которого просто невозможно оторваться.

Читайте также
Картина в картине: «Звёздные войны» и мир Сальвадора Дали
Екатерина Кузнецова рассказывает, какие картины цитировал в саге Джордж Лукас.
Картина в картине: Мрачные миры Мунка в фильме «Труп невесты»
«Труп невесты» режиссёр Тим Бёртон выпустил в 2005 году, и работа сразу имела оглушительный успех, лента была номинирована на «Оскар» как «Лучш...
Картина в картине: «Красота по-американски» и Эдвард Хоппер
Премьера фильма «Красота по-американски» состоялась более 20 лет назад, но картина ни на йоту не устарела. Пять статуэток премии «Оск...
Картина в картине: «Лабиринт Фавна» и картины Франcиско Гойи
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Картина в картине: «Начало» Кристофера Нолана и Мауриц Корнелис Эшер
Екатерина Кузнецова рассказывает, как Кристофер Нолан в своей ленте оживил картины ...
«Фиалка в парнике»: Зинаида Пронченко сидит дома
Карантинный блог Зинаиды Пронченко. Заметки на манжетах домашней футболки Olympique de Marseille, не покидая комнаты. Автор иллюстрации: Катя Гендикова (...
Также рекомендуем
Сегодня исполняется 70 лет Биллу Мюррею. Трудно сходу назвать ещё одного такого актёра, которому удалось снискать б...
Юлия Салихова вспоминает, как номинантка на «Оскар» добивалась признания и с какими трудностями столкнулась на пути к ус...
Катя Загвоздкина посмотрела романтическую картину.
Сегодня исполняется 70 лет Биллу Мюррею. Трудно сходу назвать ещё одного такого актёра, которому удалось снискать б...
Юлия Салихова вспоминает, как номинантка на «Оскар» добивалась признания и с какими трудностями столкнулась на пути к ус...
Катя Загвоздкина посмотрела романтическую картину.

Последние новости

Кейт Уинслет в трейлере военной драмы «Ли»
В российском прокате лента стартует 17 октября.
Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
Слава Копейкин и Денис Косиков на постере сериала «На автомате»
Новый сериал от «Кинопоиска» получил дату выхода.
Дзен поделился статистикой контента о Гарри Поттере
Ко всемирному дню, посвящённому циклу книг Джоан Роулинг.
Джордж Миллер начал работу над новым приквелом «Безумного Макса»
На этот раз он расскажет о главном героем в исполнении Тома Харди.
00:00